Системные требования

Насколько же требователен к компьютеру Ableton Live 9? В общем и целом - это хорошо оптимизированный программный продукт. Но он больше сосредоточен на удобстве, простоте и интуитивности в работе, поэтому требует от компьютера соответствия определённым минимальным стандартам. Давайте как раз их и рассмотрим.

Заявленные системные требования для PC:

  • Многоядерный процессор (двухъядерный и более);
  • 2 или больше гигабайт RAM;
  • 1024x768 дисплей минимум;
  • Windows Vista, Windows 7 или Windows 8;
  • Совместимая с Windows звуковая карта (предпочтительно с ASIO-драйвером);
  • От 6 до 55 Гб свободного пространства на диске в зависимости от версии программы.

Заявленные системные требования для MAC:

  • Многоядерный процессор (двухъядерный и более);
  • 2 или больше гигабайт RAM;
  • 1024x768 дисплей минимум;
  • Intel® Mac c Mac OS X 10.5 и более поздняя;
  • От 6 до 55 Гб. свободного пространства на диске в зависимости от версии программы.

 

Ниже мы подробно рассмотрим все составляющие вашего компьютера.


 

Ваш компьютер

Comp 2000

Большинство компьютеров, которые были произведены более пяти-шести лет назад, могут существенно затруднить ваше общение с программой Ableton Live 9. Имейте это в виду! Прогресс не дремлет, ваш компьютер должен ему соответствовать. Далее мы подробно рассмотрим требования к отдельным компонентам вашей системы.

Для Ableton Live 9 сгодится как стационарный компьютер, так и ноутбук. Стационарный компьютер предпочтителен для студийной и "осёдлой" работы. Ноутбук же будет предпочтительнее, если вы собираетесь выступать, диджеить или много путешествовать.

Однако следует помнить, что каждый компьютер (особенно стационарный на базе Windows) - это набор самых разных компонентов - как программных, так и железных. Ниже мы рассмотрим некоторые характеристики этих компонентов, и подробнее остановимся на особенностях, которые могут повлиять на работу с Ableton Live.


 

Операционная система

Linux vse

PC: Windows XP (работа с XP не гарантируется, поддержка этой операционной системы недавно была прекращена. Последняя версия, официально поддерживающая Windows XP - 9.1.8.), Ableton лучше устанавливать на системы Windows 7 или Windows 10.

Mac: Intel® Mac with Mac OS X 10.5 или выше.

Linux: пока не предусмотрен.


 

Процессор

core-i7-front

Самое проблемное место для большинства компьютеров, которые должны справляться с задачами, сопровождающими создание музыки - скорость процессора. Ableton Live - это программа, которая ставит в приоритет скорее элегантность и простоту использования, нежели эффективное использование ресурсов центрального процессора (CPU). Тем не менее, есть множество задач, с которыми Live может справиться при работе даже на весьма скромном компьютере. Например, процесс воспроизведения большого количество аудио дорожек отнимает очень малую часть мощности процессора при условии, что вы не используете большое количество эффектов и обработок.

Сеты, которые основываются по большей части на MIDI-дорожках и виртуальных инструментах, обычно более зависимы от процессора, если только вы не используете встроенные в программу плагины, такие как Simpler и Operator, которые очень хорошо оптимизированы для работы с центральным процессором. Также очень любят "кушать" ресурсы процессора девайсы, работающие на Max For Live. Так что постоянно не упускайте из виду индикатор загрузки CPU в правом верхнем углу интерфейса программы, чтобы на практике прочувствовать все её закономерности:

CPU Indicator
Очевидно, что чем мощнее ваш CPU, тем легче вам будет работать, и тем больше вы получите возможностей и гибкости. Но это не значит, что вам нужно идти и грабить банк, чтобы позволить себе самый новейший и самый быстрый процессор. Лучший совет - покупать процессор, который находится на шаг позади от самых быстрых "алмазов" в модельном ряде, или же где-то в среднем ценовом диапазоне. Так вы сэкономите какое-то количество денег, которые лучше потратить на качественную звуковую карту или хорошую пару колонок или наушников. При таком вложении средств ваша музыка станет гораздо лучше!


 

Оперативная память

Для комфортной работы нужно минимум 2 GB оперативной памяти (желательно – от 4 GB и выше).Ram

Дело в том, что во время работы семплы, использующиеся в проекте, размер которых не превышает 5-ти мегабайт, обычно хранятся именно в оперативной памяти (RAM). При недостаточном количестве RAM крайне велика вероятность столкнуться со сбоями или "тормозами" во время работы над объёмными проектами, содержащими большое количество семплов, или VSTi инструментами, которые содержат в себе большие библиотеки звуков (такие как Kontakt от Native Instruments). Также Max For Live девайсы и ReWire соединения имеют обыкновение потреблять больше оперативной памяти (здесь вы можете прочесть, что такое Max For Live и Rewire).

Такая ошибка программы как "Out Of Memory" как раз и означает, что во время работы с проектом вы превысили допустимый объём оперативной памяти. Чтобы избежать её, всегда отключайте посторонние программы, работающие в фоне. Отслеживайте нежелательные процессы в "Диспетчере Задач" и избегайте их.

Кстати, 64-х битные версии Ableton  теоретически могут работать с любым количеством оперативной памяти, в то время как 32-х битные версии ограничены 4-мя гигабайтами оперативной памяти. Об этом можно прочесть в статье "32 и 64-х Битные Версии: В чём различие?".

 


Дисплеи

 

 

Ваш рабочий дисплей должен быть как минимум 1024 x 768 пикселей, поскольку программа имеет весьма навороченный графический интерфейс. Несмотря на то, что большинство окон во время работы могут быть свёрнуты, больший экран обеспечит вам максимальное удобство.

Начиная с девятой версии, программа поддерживает работу сразу с 2-мя мониторами. На одном из мониторов демонстрируется Режим Аранжировки (Arrangement View), на другом - Режим Сессии (Session View). При нажатии клавиши "Tab" эти два вида меняются местами.

Наличие 2-го монитора необязательно, но определённые преимущества и удобство в результате соседства 2-х дисплеев гарантировано для тех, кто сполна постиг логику работы двух разных режимов данной программы. Одна из целей этого руководства как раз и состоит в том, чтобы сделать вас таким продвинутым пользователем.

Если вы желаете подключить второй монитор к основному, подумайте о коммутации. На рынке компьютерных проводов можно купить различные кабели и переходники, позволяющие сделать это.

Размер второго монитора может отличаться от размеров основного монитора.


Соединение с интернет или DVD-дисковод для установки программы.
Internet Connect

Мы рассматриваем именно соединение с интернет как основное средство приобретения программы. Вы можете скачать программу как с официального сайта (+ к карме), так и с торрентов (- к карме). В России традиционно предпочитают второй путь.

Купившие лицензионную программу регулярно получают бесплатные апгрейды, которые автоматически закачиваются через интернет при каждом запуске программы. Копия лицензионных пользователей всегда самая последняя и самая свежая.

Пользователи пиратской версии программы вынуждены прибегать к ухищрениям, постоянно быть в процессе поиска более новой "взломанной" версии, отключать апгрейды (обновления) в меню Preferences. Непреднамеренный апгрейд обычно сбрасывает "левую" лицензию и ломанный Ableton превращается в Trial-версию, работающую без возможности сохранения проектов и рендеринга треков. Некоторые подробности об установке лицензионной и пиратской программы Ableton Live 9 вы найдете в Главе 2.1. "Установка, Запуск и Апгрейд Live 9"

В завершение этой скользкой темы хочу сказать, что сам я пользуюсь именно лицензионной версией программы, что рекомендую делать и вам!

Быстрый интернет поможет вам эффективно обмениваться вашими проектами с коллегами, а также качать большое количество библиотек семплов. Ещё вам понадобится хорошая скорость для просмотра многих видео уроков по написанию музыки.

 


 

Жёсткий диск

Vertex 2 Solid State Drive

Достаньте самый большой жёсткий диск, который только можете себе позволить. Вы заполните объём любого жёсткого диска гораздо быстрее, чем рассчитывали (и не забывайте о том, что вам ещё необходимо пространство, а ещё лучше - отдельный жёсткий диск, для того, чтобы хранить ваши "backup" файлы, т.е. файлы резервных копий).

У каждого жёсткого диска есть параметры скорости. Для работы с аудио скорость 7200 RPM (RPM - скорость, обороты в минуту)  является идеальной, но её нельзя назвать абсолютно необходимой, всё зависит от того, как вы используете имеющуюся на данный момент систему. Жёсткие диски со скоростью 5400 RPM тоже вполне подходят для большинства ситуаций живого выступления или для работы над треком с существенным объёмом аудио материалов. Но вот более медленный жёсткий диск будет являться настоящей проблемой, когда ваши сеты вырастут до больших и сложных структур со множеством аудио треков и семплов, которые будут проигрываться одновременно. Когда это случится, вы услышите щелчки и короткие вылеты аудио, а иконка "D" (Disc Overload, т.е. "Перегрузка Диска") в левом верхнем углу начнёт мигать оранжевым цветом:

D Icon Drive Overload

Для самого эффективного и наиболее выигрышного в плане производительности использования, было бы замечательно иметь сразу несколько жёстких дисков. Особенно если вы работаете на стационарном компьютере.

Например, вы можете выделить один жёсткий диск для операционной системы и программ, второй - только для библиотек семплов, а третий для ваших музыкальных проектов. Такое разделение не перенапрягает каждый жёсткий диск по отдельности, поэтому в целом вы выигрываете в производительности.


 

Пространство на жёстком диске

Для установки базовой версии необходимо 3 гигабайта свободного места на жёстком диске.

Ниже вы можете прикинуть необходимое дисковое пространство, если в комплект установки вы решите включить все прилагаемые звуковые банки и инструменты:

Live 9 Suite: 55 GB свободного дискового пространства;

Live 9 Standard: 12 GB свободного дискового пространства;

Live 9 Intro: 6 GB свободного дискового пространства.

Естественно, вам захочется поставить чуть больше звуков и библиотек. Кто знает, сколько это может занять места? Самая лучшая рекомендация - не распыляйте свое внимание, не тратьте понапрасну ресурсы жёсткого диска своего компьютера на целые залежи семплов, которые вы не планируете использовать в начале. Докачивайте новые семпл-паки только тогда, когда чётко осознаете нехватку материала, который подходит для вашего стиля музыки.


 

Звуковая карта

foc-scarlett2i2_2

Встроенная звуковая карта

В наши дни практически каждый современный компьютер имеет встроенный звуковой аудиоинтерфейс. Это очень хорошая новость, поскольку вы можете начать создавать электронную музыку сразу же, как только захотите, без траты денег на внешнюю звуковую карту.

Однако стандартные аудио интерфейсы, встроенные в материнские платы, или те, которые встроены в ваш ноутбук, чаще всего проигрывают своим собратьям во многих отношениях.

В первую очередь они проигрывают по качеству воспроизводимого ими звука, детализации, из-за дешёвых компонентов (цифро-аналоговых преобразователей). Также такие встроенные звуковые карты очень любят добавлять к исходящему сигналу электромагнитные наводки и посторонние шумы в сигнале, поскольку по обыкновению окружены другими компонентами компьютера.

К тому же к встроенным звуковым картам весьма сложно подключаться. Входы не адаптированы для подключения какого-либо синтезатора, или гитары. Вы также не сможете подключить какой-либо MIDI-девайс, и т.д.

Повторюсь - для учёбы такая звуковая карта сойдёт. Но по мере своего становления как музыканта, вы начнёте испытывать зажатость и ограничения. Поэтому покупку внешней звуковой карты можно считать делом решённым и неминуемым. Запишите к себе в список ближайших покупок.

 

Типичной проблемой во время использования "встроенных" звуковых карт на Windows является проблема с заметной задержкой звука, т.е. с latency. Звук, который должна издавать программа во время игры на миди-клавиатуре или же непосредственно при записи звука, может заметно запаздывать.

В таком случае устанавливается специальный драйвер – ASIO, который позволяет избежать задержки. О драйвере ASIO я расскажу подробно в параграфе 2.11.  ASIO Driver: Боремся с задержкой аудио сигнала.

 

Внешний аудио интерфейс

Без специального аудио интерфейса, который иногда называют звуковой картой, вы будете постоянно ограничены в отношении гибкости роутинга (маршрутизации), удобства подсоединения, качества звука.

Выбор звукового интерфейса может быть весьма сложным мероприятием, т.к. в магазинах присутствует огромное количество таких девайсов. Существует несколько критериев, по которым вы можете выбрать себе подходящий интерфейс.

Тип подключения

Наиболее распространённые типы подключений аудио интерфейсов - USB и Firewire. Настольные компьютеры могут использовать PCI и PCIe аудиокарты, которые подходят к специальным слотам внутри вашего компьютера и предлагают самую лучшую производительность и быстродействие из всех предоставленных форматов. Также компьютеры Apple оснащены высокоскоростным Thunderbolt-коннектором. Аудиоинтерфейсы под него начали выходить совсем недавно, поэтому выбор ещё маловат. Если вы собираетесь создать себе очень высокопроизводительную аудио систему, которая спроектирована для одновременной записи множества аудио дорожек, тогда USB и FireWire будут в самый раз.

Фактически ноутбуки по умолчанию имеют USB и FireWire порты, которые могут быть использованы для подключения различных внешних аудиоинтерфейсов. Именно для этих портов и сделано подавляющее большинство имеющихся на рынке карт, и они мне кажутся наиболее удобными и перспективными (стоит напомнить, что существуют также интерфейсы работающие через CardBus-разъём, и он обеспечивает отличное высокоскоростное взаимодействие, однако для этого формата на рынке выпущено совсем мало аудиокарт).

Таким образом, обладателям ноутбуков следует всерьёз рассматривать только два типа профессиональных звуковых карт: FireWire и USB-карты. На самом деле, старого формата FireWire 400 и скорости порта USB 2.0 более чем достаточно для большинства аудиосистем, поэтому не позволяйте кому-то говорить вам, что вы просто обязаны иметь FireWire 800 или USB 3.0, чтобы выжить в мире электронной музыки. Те из вас, кому нужно действительно быстрое соединение - а вы знаете, кто вы, и для чего вам это потребовалось, - обычно не читают описания, подобные этому.

 

Входы (Inputs)

Большинство аудио интерфейсов имеют как минимум два канала входа (input channels), т.е. правый и левый вход, которые могут использоваться как раздельно, так и в качестве стереопары. Вам потребуется больше входов, если вы собираетесь записывать многоканальные источники звука, такие, как при записи живой группы, или запись нескольких синхронизированных синтезаторов. Но поскольку большинство музыкантов предпочитают записывать в программу одновременно только один источник звука, то два входа на аудиоинтерфейс вполне достаточно.

 

Выходы (Outputs)

Преимущество нескольких выходов (output channels) состоит в большей интеграции с внешним миром вне вашего компьютера. Например, множество выходов дают вам возможность отправить ударные в выход 1 и 2, в то время как вокал вы можете отправить на выход 3. Затем вы можете отправить эти выходы на различные каналы на внешнем микшере и применить эквализацию и доступные эффекты. Если же у вас есть только один стерео-выход (1/2) на вашей звуковой карте, то всё микширование может быть выполнено внутри компьютера. Является ли это поводом для беспокойства? Не совсем. Если вы только начинаете, или не до конца уверены о чём вообще идёт речь, то вполне возможно, что пока вообще нет необходимости "заморачиваться" о количестве выходов на звуковой карте.

Исключение из этого правила - если вы собираетесь выступать с Ableton Live. В этом случае вам понадобится минимум четыре выхода (две стереопары), которые позволят вам использовать одну пару как основной выход, а вторую - для предпрослушки (cueing) клипов или треков в ваших наушниках, так же как это обычно делают диджеи.

 

Тип коммутации

Как только вы определите, нужно ли вам 2, 4, 6, 8 или более каналов, вам также потребуется выяснить, какой тип коммутации использует ваш интерфейс. Например, если вы планируете подсоединяться и работать с DJ-микшерами, то вам будет удобнее иметь RCA-выходы (тюльпаны) на вашем аудиоинтерфейсе, нежели чем 1/4-дюймовый Jack или XLR. В конечном счёте, это не должно быть большой проблемой, поскольку всегда существуют соответствующие переходники и кабели для подключения чего угодно к чему угодно.


 

Проблемы случаются

Я призываю вас помнить, что каждый компьютер (особенно PC) работает по-своему, т.к. собран из множества компонентов, между которыми могут возникать различные технические и программные "трения". Далеко не всегда производительная и быстрая на первый взгляд система работает так как надо.

Если Live 9 ведёт себя странно – например, аудио сигнал прерывается каждый раз, когда вы редактируете параметры, - попробуйте запускать Live без одновременного включения ещё каких-либо программ в фоновом режиме.

При решении технических проблем вам поможет поиск в Google по форумам. Особенно на официальном форуме Ableton.com. В ветках обсуждения на этом форуме собраны самые разные проблемы и их решения. Вам остаётся только сформулировать свою проблему на английском. Если с английским у вас не важно, то вы можете  перевести ключевые слова при помощи Google-переводчика, а затем найти по этому запросу обсуждение вашей проблемы.

Также вы можете задавать вопросы администратору ресурса "Guide For Live", Дмитрию Wolfframe. Для этого щёлкните на кнопку "Задать вопрос" в верхней панели (полоске) этого ресурса. И внизу каждого параграфа открыто комментирование.