Непревзойдённый представитель своего вида

 

 

Как и в случае с ранее выпущенными версиями программы, новый образец программных технологий в виде Ableton Live 9 поставил высокую планку в развитии средств создания электронной музыки и живых выступлений.

Программа Live 9 от компании Ableton стала причиной целой революции в мире музыкального программного обеспечения, превращая компьютеры в настоящие музыкальные инструменты с возможностью играть на них без ощутимого ущерба для производительности, в отличие от многих цифровых рабочих аудио станций известных ранее.

В Live 9 вы найдёте множество различных функций, среди них мультитрековая аудио и MIDI запись, нелинейное редактирование, квантизация, изменение высоты тона, замораживание дорожек (freezing), компенсация задержки аудио сигнала, и другие. Все эти функции вносились в Live во время её продолжительного пути развития, и всегда были тесно связаны с решением главных актуальных потребностей ди-джеев и музыкантов. Потребности становились всё более изощрёнными, вследствие чего эволюционировала и программа. То, что мы видим перед собой сегодня - это кульминация долгого пути её развития.

Ableton Live широко применяется для диджеинга, живых выступлений, звуковых инсталляций, и вообще практически для любого музыкального действа в студии или на сцене, которое может нарисовать ваше воображение. В отличие от других программ, которые основаны на традиционных "диджейских" подходах и приёмах, Live позволяет артисту создавать полностью настраиваемое под себя программно-аппаратное окружение, которое ограничено только воображением. А уж со сравнительно недавним введением в Live языка визуального программирования Max, Ableton Live получила постоянно растущее сообщество программистов, которые ежедневно создают дополнительные устройства для расширения функциональности этой программы.


Так что же такое Live?

-

Ableton Live - это программа, написанная музыкантами для музыкантов. В самом начале пути, Роберт Хенке (Robert Henke) и Герхард Белес (Gerhard Behles), образовавшие проект "Monolake", играющий электронную музыку, искали для себя лучший способ создавать собственную музыку с использованием компьютера, а также играть её со сцены. Они работали на небезызвестную компанию Native Instruments, которая и по сей день является одной из самых авторитетных компаний в нишах софтовых синтезаторов и программного обеспечения для саунд-дизайна. В начале этого века в индустрии музыкального софта как раз не хватало удобного программного решения, которое способствовало бы процессу создания музыки. В то время музыканты хотели, чтобы процесс написания музыки основывался на интуитивном подходе, и при этом присутствовала небольшая доля спонтанности.

В 2000-м году Роберт и Герхард основали Ableton и выпустили Live 1.0, программу, которая пока работала только с аудио файлами и была ориентирована на режим живого выступления (Live Perfomance).

То, что сделало Live таким уникальным с самого первого дня выпуска программы, был Режим Сессии (Session View). Он имел вид настраиваемой сетки из слотов, которая использовалась для организации и воспроизведения музыкальных элементов, которые назвали клипами (это могли быть как одиночные звуки, так и зацикливаемые лупы ударных, гитарные рифы, синтетические партии синтезаторов, и т.д.)

Большинство других музыкальных секвенсоров организованы вокруг временной линейки (timeline), которая используется для того, чтобы располагать на ней музыкальные элементы слева направо, в виде аранжировки. Режим Сессии (Session View) в Live позволяет музыкальным элементам быть проигранными в любом порядке в интерактивном режиме, на лету, импровизированно, при этом все элементы синхронизируются, т.е. следуют общему темпу проекта.

Это очень гибкий и интерактивный процесс, который до этого был традиционно во власти грувбоксов, некоторых синтезаторов, луперов (looper), и драм-машинок. Live скомбинировал этот способ работы с мощностью современного софта, давая нам всё самое лучшее из обоих миров.

 

Режим Сессии. Колонки функционируют как каналы виртуального микшера, строки - представляют собой "сцены", музыкальные секции трека.

 

Другая область, на которой успешно специализируется Live - это растяжение аудио до любого темпа и высоты тона при помощи варпинга. Хотите использовать луп с ударными, скоростью 90BPM (BPM, т.е. "Beat Per Minute" - удары в минуту) в треке со скоростью 105BPM, над которым вы сейчас работаете? Нет проблем. Хотите транспонировать тональность акапеллы, для того чтобы она подходила к совершенно иному треку? Не вопрос! Это требует небольшого навыка работы с варпингом (Warping), но стоит вам его хоть немного освоить, как вы тут же будете поражены насколько удобно и легко комбинировать различные виды музыкальных элементов с совершенно разными темпами и тональностями.

Ableton Live - это не только инструмент для импровизации и перформанса, он также содержит традиционную временную линейку (timeline) для построения аранжировки, такую же как и в других цифровых рабочих аудио станциях (таких как Digidesign Pro Tools, Apple Logic, MOTU Digital Performer, Cakewalk SONAR, Steinberg Cubase, Nuendo). Временная линейка Live (окно, которое организует всё это, называется окном Аранжировки, или Arrangement View) может быть использована для того, чтобы вы могли записывать ваши импровизации из режима сессии для последующего финального доведения до ума, полировки, редактирования и сведения окончательного микса.

Посмотрите на скриншот ниже, на нём изображён Режим Аранжировки.

 

Режим аранжировки повторяет функции любого другого секвенсора. Курсор движется слева направо по линейкам времени, "задевая" события на дорожках он как бы воспроизводит их.

 

Разумеется вы можете работать только в Режиме Аранжировки, даже не заглядывая в Режим Сессии.

На протяжении многих лет с момента своего создания, Live превращался в полнофункциональный набор "всё в одном" для производства музыки, с возможностью мощного MIDI-редактирования, с поддержкой VST/Audio Units и ReWire. Затем (с выходом Live 9) он приобрёл такие футуристические функции, как Audio-to-MIDI (автоматическое преобразование тоновой аудио информации в midi-информацию) и Push, аппаратный контроллер для Live, сделанный совместно с Akai, который предполагает возможность создавать большую часть трека даже без использования мыши или компьютерной клавиатуры.


Чем ещё отличается Ableton Live от других продуктов?

 

Мир цифрового аудио буквально взорвался возможностями с тех пор, как вышел первый Ableton Live. Даже средний компьютер на данный момент является чрезвычайно мощным агрегатом, и все основные компании-разработчики, изучив особенности конкурентов, расширили свою продукцию таким образом, чтобы сделать ранее недостижимые инновации привычными.

Сейчас как раз самое подходящее время, чтобы включиться в игру! Если вы новичок, то, по сути, выбор любой удобной вам программы будет являться правильным решением. Главное, чтобы работа в программе была вам интуитивно понятна, вдохновляла вас даже во время предварительного изучения её многочисленных функций, не вызывала никакого дискомфорта и раздражения в процессе учебы.

Не смотря на практически равные возможности большинства известных цифровых рабочих аудио станций, существует приличное количество функций, которые делают Ableton Live 9 уникальной программой. Хотя этот список далеко не полный, эти несколько пунктов из набора функций Ableton Live 9 продемонстрируют вам, в каких областях Live стоит особняком:

 

  • Компания Аблетон является действительным инноватором в области растяжения аудио в реальном времени (time stretching), а также сдвига тона (pitch shifting). В то время как большинство программ сейчас имеют некоторые возможности для временного и тонального манипулирования, гибкость Live и простота использования в этой среде остаётся беспрецедентной. Всего несколькими кликами мыши вы можете управлять высотой тона и изменять время звучания материала для чёткой синхронизации и безумного коверканья звука.
  • Для того чтобы вручить в распоряжение пользователя ещё большую гибкость и эластичность, в Live была внедрена функция Slice to New MIDI Track, которая может разрезать любой аудио луп на множество семплов (слайсов), и сгенерировать MIDI-файл для воспроизведения их по порядку, примерно так, как это позволяют делать ReCycle and Dr. Rex от Propellerhead (к слову сказать, Live изначально поддерживает REX файлы).
  • Live легко используется с различными MIDI-контроллерами. Работаете ли вы с устройством, созданным специально для Live (таким как Push, APC 40, или Launchpad), или используете какой-либо другой MIDI-контроллер, вам всегда будет проще убрать свои руки с компьютерной мышки и ухватиться за пэды, кнобы, фейдеры и тому подобное. Даже если у вас нет контроллера, возможность гибкого дистанционного программирования клавиатуры (называющееся "Keyboard Mapping"), позволяет вам контролировать практически все процессы при помощи компьютерной клавиатуры.
  • Live позволяет вам построить настраиваемые группы виртуальных инструментов и эффектов под названием "Racks" (Контейнеры). Они обладают мощными опциями маршрутизации (роутинга), и вы можете создавать многослойные расщепления звука, небывалые комплексные эффекты, и многое другое. Уникальный Drum Rack (Контейнер Ударных) вывел эту идею на совершенно новый уровень, позволяя вам построить банки ударных при помощи комбинаций аудио семплов, синтезированных звуков и эффектов.
  • Max For Live (включённый в Live Suite и доступный в качестве дополнения к Live Standard) позволяет Live'у быть бесконечно дополняемым и расширяемым продуктом. Max For Live расширения затрагивают целый спектр от эффектов (таких как очень известный convolution reverb) до пошаговых секвенсоров, рандомайза параметров, видео инструментов и интерфейсных инструментов, таких как "Already Played", который применяется для того, чтобы перекрашивать в определённый цвет уже проигранные клипы в Сессии, и очень полезен для диджеев.  Max For Live девайсы полностью программируемы, так что если у вас есть определённые знания, то можете модифицировать любой девайс на ваш вкус, или создать свой собственный с нуля.
  • Live 9 предоставил также новый набор "Audio to MIDI" функций, которые могут анализировать аудио с ударными партиями, мелодиями, гармониями, и создавать на их основе новый MIDI-трек, готовый для того, чтобы вы просто корректировали результат и применяли его согласно велению вашего творческого сердца. Хотите спеть мелодию, а затем получить из этого набора нот партию синтезатора? Теперь вы можете это сделать!