Название

Utility (Live 10)

Краткое описание
Cкромный девайс Utility уже был в Ableton ранее, но по сравнению с ранними версиями в десятке он перетерпел некоторые изменения, причем довольно серьезные. О них я и расскажу в этой небольшой статье.  

Utility обновленный

Девайс Utility позволяет нам совершить множество полезных действий с сигналом, особенно если вы будете использовать его в совокупности с другими девайсами.

В Utility имеются, например два раздельных переключателя фазы сигнала, один для каждого входящего канала (левого и правого), и они, соответственно, изменяют фазу каждого канала согласно своему названию. Данные переключатели могут быть полезны тогда, когда мы слышим, что какой-либо инструмент в миксе слишком «утопает», или когда в миксе конфликтуют низкие частоты бочки и баса, что приходит к неубедительному и рассыпчатому фундаменту трека. Зачастую достаточно просто перевернуть фазу одного из элементов микса, чтобы исправить эту ситуацию.


Переключатель Channel Mode (режим каналов), кроме обычного Stereo, позволяет нам выбирать сигнал какого канала - левого или правого - мы хотим оставить после прохождения через девай, Left (левый) или Right (правый). В случае, если мы выбираем Left, это означает что сигнал правого канала будет полностью игнорироваться, вместо этого через Utility будет пропущен лишь сигнал левого канала, и он будет транслирован в обе колонки, что по сути означает моно. Это особенно удобно со стереофайлами, сигналы обоих каналов на которых сильно отличаются, и вы хотите поработать только с одним из них.

Примечание: Как можно использовать эту особенность Utility на практике? Зачастую старые фанковые записи бывают сильно панорамированы. Бас-гитара или ритм-гитара могут быть панорамированы влево или вправо относительно барабанов, и благодаря Utility можно получить два варианта звучания одного и того же барабанного ритма: с бас-гитарой или с ритм-гитарой.

Также в Channel Mode мы можем выбрать Swap, режим, который просто поменяет сигнал в левом и правом канале местами. (Иногда этого достаточно, чтобы получше уместить какой-нибудь капризный семпл в миксе.)

Width - регулятор позволяет руководить шириной обрабатываемого сигнала. 0% сжимает сигнал в моно, в то время как значения свыше 100% создаст расширенную стерео панораму. Но в этом регуляторе скрыто довольно не очевидное меню, вызываемое правой кнопкой мыши.


При выборе Mid/Side Mode (режима мид/сайда) регулятор Width превращается в одноименный регулятор баланса громкости среднего (Mid) и боковых (Side) составляющих сигнала:

Таким образом, ставшим теперь доступным регулятор M/S Balance превращается в регулятор баланса между Mid (громкость идентичного сигнала в обоих каналах) и Side (громкость слышимой разницы межу каналами). Обращаться с этим регулятором надо так: установив этот параметр в значение 100M вы суммируете сигнал левого и правого канала в моно. Значения между 0 и 100S начинают усиливать те сигналы, которые явно находятся «вне фазы» левого и правого канала, т.е. Side. В значении регулятора 100S будет слышен только Side-сигнал. Таким образом левый и правый кнала будут ровно на 180 градусов вне фазы друг по отношению к другу.

Необходимо заметить, что в том случае если в секции Channel Mode будет выбран левый Left или правый Right сигнал, регулятор Width или M/S Balance будут недоступны, что вполне логично, так как с чистым моно они не имеют смысла:


Когда переключатель Mono включен, поступающий в девайс стерео сигнал будет конвертирован в моно.

Переключатель Bass Mono переконвертирует низкие частоты входящего сигнала в моно. Это становится полезным в тех случаях, когда требуется избежать корреляции (конфликтов) между низкими частотами в процессе воспроизведения в моно. Вы можете использовать слайдер Bass Mono Frequency для регулировки частоты среза контролируемых низких частот в диапазоне 50-500 Hz.

Когда включены наушники Bass Mono Audition, находящиеся рядом, вы начинаете слышать только те низкие частоты, которые контролируете. Это может быть использовано для тонкой настройки контролируемых басовых частот.

Главный регулятор Gain позволяет управлять уровнем сигнала в значения от -бесконечности до +35dB. Это может быть использовано для хитрой автоматизации громкости ваших инструментов, при этом вы сможете освободить главные фейдеры дорожек именно для сведения баланса микса, не загружая их громоздкой автоматизацией, что, конечно, является очень правильной тактикой.

Регулятор Balance панорамирует сигнал в нужную позицию стерео поля.

Кнопка Mute просто заглушает входящий сигнал. Здесь нужно помнить одно: активаторы, находящийся непосредственно на дорожках, управляющие функцией Mute располагаются в самом конце цепи обработки сигнала. В то время как Utility может быть поставлен в любом месте этой цепочки и вы можете использовать ее функцию для того, например, чтобы обрубить сигнал перед делеем или ревером, насладившись оставшимся после этого хвостом:

И это может быть полезным в процессе написания треков!

Переключатель DC позволяет применить фильтр, который избавляет сигнал от так называемого постоянного амплитудного смещения, или DC Offset (англ. Direct current offset - постоянное смещение тока), а также от низких частот, находящихся слишком низко за слышимым порогом. Такое смещение может появляется в результате некорректной работы звукозаписывающего тракта или вследствие обработки звука низкокачественными программными средствами, или же нелинейными компрессорами или вейвшейперами.