Название

Термины A-Я и A-Z


 

Аблетон (Ableton) - программное обеспечение для музыкантов, которое подходит как для студийной работы (аранжировка, сведение), так и для живой игры (импровизация, DJ-инг), и имеет два режима: «Arrangement View» и «Session View». В режиме «Arrangement» создание композиции происходит путём расстановки музыкальных фрагментов («клипов») на временной шкале (как во многих других секвенсорах, например, Steinberg Cubase, Logic Studio, Cakewalk Sonar). Режим «Session» позволяет воспроизводить клипы в произвольном непрописанном заранее порядке и составлять композицию в режиме реального времени. Программа поддерживает различные технологии вывода звука (ASIO, Core Audio), звуковых плагинов (VST, Audio Units) и технологию Rewire. Также программа имеет несколько собственных инструментов (Impulse ,  Simpler,  Operator,  Drum Machines и т. д.), необходимый набор аудиоэффектов (Auto Filter, Auto Pan, Beat Repeat, Chorus и т. д. ) и библиотеку пресетов для них.

 

Акапелла (Acapella) – пение (как правило, хоровое) без инструментального сопровождения. Соответственно, аудио файл, содержащий только вокал также называют акапеллой.

 

Аранжировка (Arrangement). Аранжировкой обычно называют процесс подготовки и построения музыки.

В Ableton аранжировкой (режимом аранжировки) называют ту область программы, где принимаются финальные решения в процессе создания трека. Здесь он приобретает чёткую структуру. В этом режиме заканчивается работа над всем треком.

Вы можете заметить, что Arrangement View (Режим Аранжировки) в Live очень сильно напоминает другие мультитрековые программы, такие как Cubase, Logic, и Pro Tools, которые основаны на горизонтальном слева направо аранжировании аудио (также называющиеся «timelines»), т.е. линейные программы. Если вам нравится такой способ при работе над треком, то вы будете чувствовать себя достаточно комфортно во время создания музыки в режиме Arrangement в Ableton Live.

Каждая горизонтальная дорожка в режиме аранжировки соответствует треку в вертикальном режиме сессии. Если у вас будет 8 треков в режиме сессии, вы также будете иметь восемь треков в режиме аранжировки. Вы можете добавить трек в одном окне, он же появится и в другом окне. Оба режима взаимосвязаны.

Клипы могут быть закинуты на дорожки в режим аранжировки при помощи перетаскивания (также как и в режиме сессии), или при использования метода, который называется Arrangement Record (запись в аранжировку), который позволяет создавать клипы интерактивно путём их запуска в режиме сессии, и выкручивания при этом различных кнобов в девайсах.

 

Аудио (Audio) (в нашем случае применимы также термины "цифровое аудио", или "цифровой аудио формат") – представление звуковых данных, используемое при цифровой звукозаписи, а также для дальнейшего хранения записанного материала на компьютере и других электронных носителях информации, так называемых звуковых носителях.

 

Аудио Файлы (Audio Files) (см. Аудио) (файл, содержащий звукозапись) – компьютерный файл, состоящий из информации об амплитуде и частоте звука, сохранённой для дальнейшего воспроизведения на компьютере или проигрывателе. Формат представления звуковых данных в цифровом виде зависит от способа квантования аналогово-цифровым преобразователем (АЦП). В звукотехнике в настоящее время наиболее распространены импульсно-кодовая модуляция и сигма-дельта-модуляция. Зачастую разрядность квантования и частоту дискретизации указывают для различных звуковых устройств записи и воспроизведения как формат представления цифрового звука (24 бита/192 кГц; 16 бит/48 кГц).

Формат файла определяет структуру и особенности представления звуковых данных при хранении на запоминающем устройстве ПК. Для устранения избыточности аудиоданных используются аудиокодеки, при помощи которых производится сжатие аудиоданных. Выделяют три группы звуковых форматов файлов:

- аудиоформаты без сжатия, такие как WAV, AIFF

- аудиоформаты со сжатием без потерь (APE, FLAC)

- аудиоформаты со сжатием с потерями (MP3, Ogg)

 

Варпинг (Warping) – это термин, который используется для описания использующейся в Live техники растяжения и сжатия времени аудио. Техника варпинга позволяет аудио файлу "подходить" к темпу, применять на аудио файле "грувы", корректировать высоту тона аудио без изменения темпа. Все эти функции управляется различными параметрами, но самый важный из них - это собственно кнопка "Warp".

С выключенной кнопкой Warp, клип просто проигрывает аудио с оригинальным темпом. Однако как только Warp активна, вы тут же сможете независимо изменять скорость воспроизведения и тон аудио, также как и делать настройки тайминга клипа и его грува.

Для того чтобы Live имел возможность применять свою "варпинг-магию" на аудио файле, для корректной работы от него требуется некоторая информация. Например, чтобы подогнать файл под основной темп проекта, Live должен знать оригинальный темп файла, что позволит  определить, насколько нужно понижать или повышать его (файла) скорость. Для музыки с постоянным темпом это довольно простая задача. Но в остальных случаях, когда музыка не была сыграна под метроном, выполнить это становится всё более сложно, т.к. фактическое значение темпа начинает колебаться от такта к такту. Искажения могут доходить до одного удара в минуту, что в конечном итоге имеет довольно большое значение.

 

Временная линейка (Timeline) используется для того, чтобы располагать на ней музыкальные элементы слева направо, в виде аранжировки

Временная линейка Live (окно, которое организует всё это, называется окном Аранжировки, или Arrangement View) может быть использована для того, чтобы вы могли записывать ваши импровизации из режима сессии для последующего финального доведения до ума, полировки, редактирования и сведения окончательного микса.

 

Высота Тона (Pitch) – свойство звукового образа, отражающее впечатление слушающих от расположения преобладающего элемента спектра на шкале частот.  Она определяется количеством воспроизводящих его колебаний. Чем число колебаний больше, тем тон выше. Так, например, верхняя октава основного тона делает вдвое больше колебаний, квинта верхней октавы втрое больше и т. д.

Pitch позволяет получить копию входного сигнала, но высота тона этой копии может быть изменена на величину от нескольких центов до октавы и более.

Принцип действия Pitch в общем заключается в том, что сигнал записывается в память с фиксированной скоростью, а считывание может производиться быстрее или медленнее — в зависимости от того, вверх или вниз относительного входного сигнала должен быть изменен тон.

Сигнал с измененной высотой тона может быть задержан по отношению к входному. Это используется для более натурального имитирования искусственного унисона: два инструмента играют одно и то же, но есть небольшая разница во времени и высоте.

 

Грувбоксы (Groovebox) (c англ. Groove-box – грув-коробка, от музыкального термина groove) — электронный музыкальный инструмент, предназначенный для создания и исполнения электронной музыки. Впервые термин Groovebox был применен фирмой-производителем Roland применительно к модели MC-303, и с тех пор применяется для обозначения данного класса музыкальных инструментов. Одной из основных характеристик грувбокса является его интерактивность, которая позволяет использовать его для живого исполнения электронной музыки.

 

Деформация Аудио (см. Warping)

 

Диджеинг (DJ'ing) – сведение композиций с помощью двух воспроизводящих устройств (обычно проигрывателей грампластинок) и особого микшерного пульта: диджей-микшера. При воспроизведении музыки на обоих проигрывателях должна быть плавно регулируемая скорость вращения (необходимо для «гладкого» сведения записей с разными темпами и ритмами). Также на современных диджейских пультах имеются семплеры (для записи и цикличного воспроизведения коротких звуковых фрагментов — лупов) и звуковые эффекты. Процесс DJ'инга в Live имеет два этапа: Первый этап – это скачивание, нарезка и warping треков, а затем расположение их в теле вашего сета. Live поддерживает множество компрессированных и не компрессированных форматов. Вы можете использовать WAV, AIFF, SD2, MP3, AAC, Ogg Vorbis, Ogg FLAC, и обычный FLAC. Это означает, что вы можете использовать большинство форматов файлов, которые только можно отыскать.

Как только вы расположили все треки в сете, вы готовы начать следующий этап подготовки файла для диджеинга. Для того чтобы Live синхронизировал темп каждой песни со временем других песен, которые вы будете играть, вам нужно расставить так называемые Warp Markers (Маркеры Варпинга) в вашем файле для того, чтобы указать месторасположение битов (долей и тактов) в треке.

Для того чтобы предпрослушивать треки вам нужен аудио интерфейс с четырьмя выходами - два выхода для основного микса и два других для того, чтобы питать ваши наушники. Множество аудио интерфейсов имеют назначаемый выход на наушники, а другие имеют конкретную пару выходов, привязанных к вашим наушникам. Аудио интерфейсы, не имеющие отдельного выхода на наушники, к сожалению, совсем не подходят для диджеинга.

 

Драм-машинки (Drum Machines) – электронный прибор, основанный на принципе пошагового программирования для создания и редактирования повторяющихся музыкальных ударных фрагментов («драм-лупов», англ. drum-loops). Является звуковым модулем с тембрами ударных инструментов и готовыми запрограммированными (во внутренней памяти) одно- или двухтактными ритмическими рисунками (паттернами, шаблонами) в различных музыкальных стилях (джаза, рок- ипоп-музыки). Иногда снабжён ударными площадками-звукоснимателями (т. н. «пэд», от англ. pad — подушка, накладка), чтобы можно было играть на нём, как на обычном инструменте. В такой модуль может быть включен и секвенсор, с помощью которого можно сделать цифровую запись аранжировки, то есть запрограммировать инструментальную пьесу. Классическими драм-машинами считаются Roland TR-808 и TR-909. Большинство драм-машин являются секвенсорами с образцом воспроизведения (ромплер) или синтезатор компонент, который специализируется на воспроизведении барабанных тембров. Хотя возможности меняются от модели к модели, многие драм-машины могут также генерировать уникальные звуки, позволяя пользователю создавать уникальные барабанные партии.

 

Живые выступления (Live Performance). Основным инструментом в Ableton Live  для живого выступления является Режим Сессии. По сути это  точка старта для большинства композиций. Это то место, где идеи могут набрасываться, нарабатываться и быстренько схватываться без заботы о том, как и где они будут использованы в финальном варианте трека.

Когда вы открываете режим сессии (напоминаю, что это легко сделать при помощи клавиши Tab), то можете сразу увидеть, что важным отличием от режима аранжировки в нём является сетка со слотами.

Это – своеобразная палитра, благодаря которой вы сможете легко экспериментировать со всевозможными звуковыми красками, эффектами, и, в конце концов, получать настоящие шедевры. Как художник смешивает свои цвета, прежде чем нанести на полотно, так и современные продюсеры начинают работать с отдельными звуками, партиями и музыкальными фразами в режиме сессии, прежде чем преобразовать их в аранжировку песни.

Каждая ячейка в сетке режима сессии (в Ableton они называются Clip Slots) может содержать один клип. Клип – это кусочек аудио или MIDI-информации, который может быть проигран благодаря клику мыши, компьютерной клавиатуры, или MIDI-контроллера. Попробуйте поместить в эти слоты несколько лупов прямо из браузера. Затем запустить их при помощи нажатия на значок «play», который имеется у каждого клипа (для более подробной информации о том, как загружать клипы в слоты, прочтите параграф «Браузер», который также находится в этой главе).

Каждый пустой слот режима сессии содержит квадратную кнопку «Stop» (внизу каждого столбца также есть кнопки «стоп», которые будут доступны даже тогда, когда вы забили семплами весь столбец, не оставив в нём свободного места). Клик на этот квадрат в одном из этих слотов будет являться сигналом к остановке любого играющего клипа в этом столбце.

 

Замораживание дорожки (Freeze Track) – способ управления нагрузкой на процессор, которую оказывают устройства и настройки клипов на треке. При выборе трека и выполнении команды Freeze Track, для каждого клипа сессии в треке Live создает файлы сэмплов, плюс один для аранжировки. После этого, клипы находящиеся в треке будут просто воспроизводить свои "замороженные" файлы, не производя в реальном времени многократные расчёты от устройств и настроек клипов.

После того как возможности компьютера были расширены вы всегда можете выбрать замороженный трек и выбрать команду Unfreeze Track (разморозить трек) из меню Edit, чтобы после этого изменить устройства или настройки клипа.

Для треков которые заморожены остаются доступными многие функции редактирования. Всё ещё может свободно производить запуск клипов, и по-прежнему доступны такие параметры микшера как громкость, панорама и посылы.

Помимо предоставления возможности сохранения ресурсов процессора от треков содержащих большое количество устройств, команда Track Freeze упрощает обмен проектами между компьютерами. Компьютеры с недостаточной вычислительной мощностью могут быть использованы для запуска больших Live сетов, или любых других замороженных ресурсоёмких треков. Это также означает, что компьютер не имеющий определенных устройств или плагинов используемых в Live сете, всё равно может воспроизводить сет, при условии, что соответствующие треки с устройствами или плагинами заморожены.

 

Квантизация (Quantize) – ритмическое исправление аудио- или MIDI-материала по определенной временнóй сетке. Любой неточно сыгранный аудио-материал (центрированный вокруг транзиентных маркеров) или неточно сыгранные MIDI-ноты перемещаются к ближайшей позиции на этой сетке. Это удобный способ выровнять, например, записанные с MIDI-клавиатуры ноты, если в некоторых местах вы сыграли вразнобой с метрономом.

 

Клипы (Clips) – это музыкальные строительные кирпичики в Live. Они представлены в двух вариантах: Audio и MIDI.

Аудио клипы воспроизводят звук из аудио файлов, которые расположены на жёстком диске, в то время как MIDI-клипы содержат MIDI-данные (информацию о нотах), благодаря которым могут зазвучать как виртуальные, так и внешние синтезаторы и инструменты.

 

Компенсация задержки (Delay Compensation) – Live автоматически компенсирует задержки вызванные плагинами инструментов и эффектов, в том числе и в Return треках. Эти задержки могут возникать в результате времени затраченного на обработку входящего сигнала в устройствах и выводе результата. Алгоритм компенсации задержки сохраняет треки Live в синхронизации, сводя к минимуму задержку между действиями пользователя и звуковым результатом.

Есть несколько ситуаций, в которых Live не может компенсировать задержки плагина:

- Не компенсируется задержка автоматизации. В результате, при использовании автоматизации на треках, которые содержат устройства вызывающие задержку, автоматизация может звучать рано.

- Темпо-синхронизированные эффекты и другие устройства, которые получают информацию о времени от внутренних часов Live, могут звучать не синхронизировано, если они находятся в цепочки устройств после устройств, которые вызывают задержку.

Компенсация задержки устройств включена по умолчанию и как правило не должна быть изменена в каком либо случае. Тем не менее, Live сеты, которые были созданы в Live 4 или более ранних версиях откроются без компенсации задержки устройств. Чтобы вручную включить компенсацию задержки устройств (или выключить), используйте опцию Delay Compensation в меню Options.

 

Луп (Loop) – небольшой повторяющийся кусочек бита или мелодии.

 

Лупер (Looper) – это звуковой эффект, основанный на классических устройствах зацикливания в режиме реального времени. Это позволяет записывать звук и лупы, создавая бесконечные наложения, которые синхронизируются с сетом. Если сет не проигрывается, Looper может анализировать входящий звук и устанавливать темп Live, чтобы соответствовать ему. Вы также можете предопределить длину лупа до начала записи и темп Live будет настроен так, что ваш луп будет укладывается в заданное количество тактов. Кроме того, звук может быть импортирован в Looper, чтобы создать фон для вновь накладываемого материала, или же можно экспортировать звук из Looper в качестве нового клипа.

В режиме сессии это можно делать, вооружив на запись аудиодорожку, кликнув на слот. Затем необходимо сделать запись, и вовремя нажать стоп. Правда, эти манипуляции довольно громоздкие и требуют от музыканта свободных рук. А что делать, когда у тебя в руках гитара? В том-то и дело!

Looper появился здесь потому, что у некоторых музыкантов, в спешке записывающих свои лупы с использованием инструментов и голоса, есть определённые требования, которые ранее не учитывались в программе. Для создания «лупов» многие музыканты использовали Live, пытаясь приблизить функциональность программы к известным «железным» луперам – специальным приборам для захвата и зацикливания аудио и наложения лупов на лету. Им приходилось идти сложными обходными путями, выполняя рутинную работу.

 

Лупы ударных (Drum Loops) – зацикленные партии ударных.

 

Миди (MIDI) (англ. Musical Instrument Digital Interface – цифровой интерфейс музыкальных инструментов) – стандарт цифровой звукозаписи на формат обмена данными между электронными музыкальными инструментами.

Интерфейс позволяет единообразно кодировать в цифровой форме такие данные как нажатие клавиш, настройку громкости и других акустических параметров, выбор тембра, темпа, тональности и др., с точной привязкой во времени. В системе кодировок присутствует множество свободных команд, которые производители, программисты и пользователи могут использовать по своему усмотрению.

Последовательность MIDI-команд может быть записана на любой цифровой носитель в виде файла, передана по любым каналам связи. Воспроизводящее устройство или программа называется синтезатором (секвенсором) MIDI и фактически является автоматическим музыкальным инструментом.

 

Мультитрековая запись (Multitrack Recording) – это метод записи звука с помощью нескольких источников звука для создания одной цельной композиции.

Плагины (см. Vst)

 

Режим Сессии (Session View). Live сет состоит из двух сред, которые могут содержать клипы: Arrangement (аранжировка) представляет собой схему клипов расположенных по музыкальной временной линии; Session (сессия) это "пусковая база" для клипов в режиме реального времени. Каждый клип сессии имеет свою кнопку воспроизведения, которая позволяет запускать клип в любое время и в любом порядке. Поведение каждого клипа при запуске может быть точно определено с помощью ряда параметров. Live позволяет музыкальным элементам быть проигранными в любом порядке в интерактивном режиме, на лету, импровизированно, при этом все элементы синхронизируются, т.е. следуют общему темпу проекта.

 

Сведение (Mixing) – стадия создания из отдельных записанных треков конечной записи, следующий после звукозаписи этап создания фонограммы, заключающийся в отборе и редактировании (иногда реставрации) исходных записанных треков, объединении их в единый проект и обработке эффектами. Редактирование часто выделяется в самостоятельный этап работы. Стадия сведения исторически возникла в 60-е годы XX века с появлением многодорожечных магнитофонов, позволивших записывать 8 каналов одновременно. Первоначально, сведение не являлось отдельной стадией процесса создания фонограмм, а было составным элементом звукозаписи, так как технические возможности сохранять весь проект отсутствовали, и сведение осуществлялось по мере записи нового материала без возможности возврата к более ранним стадиям. С увеличением числа каналов стала возможной работа со всем проектом, что выделило сведение в самостоятельный этап работы. В 90-е годы XX века значительное распространение получили цифровые технологии сведения. В 1994 году с выпуском программно-аппаратного комплекса Pro Tools III, стала возможной обработка эффектами реального времени, позволившая подбирать параметры обработки во время прослушивания. Cubase VST в 1996 году положил начало сведению в том виде, в котором оно наиболее распространено по настоящее время.

Сведение в проектах электронной музыки — этап следующий после её создания. Этап звукозаписи при работе над электронным проектом чаще всего отсутствует. Граница между созданием и сведением электронной музыки размыта, проект попадает на сведение уже частично сведенным, так как многие виртуальные синтезаторы уже имеют обработки.

В результате сведения многоканальный проект выводится в монофоническую, стереофоническую или многоканальную фонограмму, которая, обычно, получает свой окончательный вид в процессе именуемом мастеринг.

Сведение — не чисто технический процесс соединения различных треков в единое целое, это скорее творческая деятельность, от которой зависят особенности звучания результата. Цель сведения различается в зависимости от концепции проекта.

 

Секвенсор (Sequencer) – аппаратное или программное устройство для записи в реальном времени и воспроизведения музыки, как совокупности нот и характеристик их исполнения, представляемых в различных формах, например CV-Gate или MIDI-сообщений. Принцип работы секвенсера заключается в том, что записываются MIDI-сообщения от устройств (например, от клавишного синтезатора, MIDI-клавиатуры, драм-машины) во внутреннюю программную память для последующего воспроизведения. Таким образом, секвенсор по своим функциям аналогичен магнитофону (и чаще всего оборудуется управлением магнитофонного типа), за исключением того, что он записывает не звуковые данные, а программные команды для различных MIDI-устройств.

 

Синтезатор (Synthesizer) –  электронный музыкальный инструмент, создающий (синтезирующий) звук при помощи одного или нескольких генераторов звуковых волн. Требуемое звучание достигается засчёт изменения свойств электрического сигнала (в аналоговых синтезаторах) или же методом настройки параметров центрального процессора (в цифровых синтезаторах). Синтезатор, выполненный в виде корпуса с клавиатурой, называется клавишным синтезатором. Синтезатор в виде корпуса без клавиатуры называется синтезаторным модулем и управляется от MIDI-клавиатуры или другого устройства, например, MIDI-гитары. В случае, если клавишный синтезатор оборудован встроенным секвенсором, он называется рабочей станцией. Синтезатор в виде компьютерной программы (например, Reason), использующей универсальную звуковую плату для озвучивания и стандартные средства ввода-вывода (компьютерную клавиатуру, мышь, монитор, а также, возможно, MIDI-клавиатуру), называется программным синтезатором.

 

Слайс (Slice) – метод конверсии, разбивающий оригинальное аудио на слайсы (отрезки), а затем создающий новый трек, который содержит MIDI-клип, запускающий эти отрезки по порядку.

 

Софтовые синтезаторы (Soft Synths). Помимо клавишных синтезаторов, представленных на рынке не одно десятилетие, в последнее время свою нишу заняли и программные (виртуальные) синтезаторы. Они появились в конце 90-х и вызвали восторг в среде электронных музыкантов, хотя качество звука уступало «железным» приборам. Сейчас возможности и качество программных синтезаторов очень велики, поэтому их смело можно считать профессиональным оборудованием. Синтезатор, выполненный в виде компьютерной программы, является разновидностью цифрового синтезатора и называется программным (виртуальным) синтезатором. В нем для создания звука используются центральный процессор и оперативная память персонального компьютера, а для вывода звука на воспроизводящее устройство используется звуковая карта ПК. Виртуальные синтезаторы могут представлять собой как самостоятельные (stand-alone) программные продукты, так и плагины (plug-in) определенного формата (VST, DXi, RTAS, TDM, LADSPA и т. д.), предназначенные для запуска внутри программы-хоста, обычно многоканального рекордера (Sonar, Cubase, Pro Tools, Logic Pro и т. д.). Зачастую программные синтезаторы бывают выполнены в виде эмуляции давно существующих и популярных среди музыкантов инструментов в том числе и аналоговых.

 

Темп (Tempo) – скорость следования метрических долей в единице времени.

 

Тональность (Scale) – плагин, позволяющий корректировать наигранные вами ноты согласно установленным в нём значениям, мгновенно транспонировать ноты, которые были сыграны неверно до нужной тональности.

Например, можно сообщить устройству Scale о том, что вы желаете, чтобы каждая поступающая нота «ре#» моментально транспонировалась до ноты «ми». Или чтобы все входящие в устройство ноты «ми» автоматически опускались до позиции «до». И т.д.

Плагин Scale — своеобразный «корректор», который пропускает через себя входящие сигналы миди-нот и меняет их согласно вашему пожеланию.

Да, таким автоматическим смещением нот можно было бы неплохо подшутить над клавишником, однако, у этого плагина есть и более серьёзное практическое применение. Представьте ситуацию – вы неважно играете на клавишных инструментах и не знаете гамм. Предстоит серьёзная вечеринка (выступление в клубе), где для большего эффекта вам было бы неплохо подыграть на клавишных и при этом не "облажаться".

Просто примените плагин Scale, и он сместит все неверно сыгранные ноты на правильную высоту соответствующей нужной вам тональности. И заодно загубит необходимость в нудных упражнениях и в обучении гаммам (поэтому не рекомендую начинающим злоупотреблять этим плагином, иначе ваш музыкальный слух рискует остаться в недоразвитом состоянии).

 

Транспонирование (Transpose) – переложение музыкального произведения или его фрагмента из одной тональности в другую.

 

Трек (Track), Звуковая Дорожка – запись звука в виде непрерывной линии на каком-либо носителе (грампластинке, магнитной ленте, компакт-диске), а также записанная на цифровом носителе последовательность команд MIDI; запись звучания отдельной партии (инструмента, вокала и пр.) при сведении общей мастер-записи, стереофонической или многоканальной (многодорожечной), при количестве каналов записи звука более двух.

 

Цифровые Рабочие Станции (DAW) – электронная или компьютерная система, предназначенная для записи, хранения, редактирования и воспроизведения цифрового звука. Предусматривает возможность выполнения на ней законченного цикла работ, от первичной записи до получения готового результата. Рабочие станции изначально возникли на основе устройств безленточной звукозаписи, то есть без использования магнитной ленты, как автономные специализированные системы с микропроцессорами. Позже появились рабочие станции на базе компьютеров, содержащие программный комплекс и профессиональный аудиоинтерфейс для ввода-вывода звука.

Современные DAW являются либо интегрированными программно-аппаратными решениями, либо программным обеспечением, работающим на компьютерах с аудиоинтерфейсом.

 

Apple Logic – программный продукт от Apple inc. для профессионального создания музыки, обработки и микширования звука.

Logic Pro X включает огромную коллекцию высококачественных музыкальных сэмплов и инструментов, эффектов и циклов — всё, что нужно для создания композиций.

Начиная с версии 10.x.x Logic содержит в своем наборе, инструмент графической "питч" коррекции под названием Flex Pitch, имеющий равный функционал с VariAudio, входящего в состав Steinberg Cubase но различается в управлении. Десятая версия, предложила совершенно новый пользовательский интерфейс. Выполненный в тёмных тонах, в целом оптимизирован для работы на дисплеях высокого разрешения. Для комфортной работы требуется по меньшей мере дисплей с разрешающей способностью не менее 1280x 800 px. Одной из отличительных особенностей Logic Pro X версии является отсутствие поддержки 32-х разрядных VST, поддерживаются только 64-х разрядные. Тем не менее возможность использования 32-х битных плагинов, может быть реализована с помощью специальных модулей от сторонних фирм разработчиков. Поддерживаемые языки в интерфейсе Logic Pro X: английский, испанский, китайский, немецкий, французский, японский.

 

AU (Audio Units) — формат аудио-плагинов в Mac OS X, разработанный для Core Audio. Некоторые программы, например Logic Pro, поддерживают исключительно формат AU, другие же, такие как Digital Performer, REAPER или Cubase, наряду с AU поддерживают и прочие форматы, вроде VST. Кроме того, формат AU используется в таких Mac-приложениях, как GarageBand, Soundtrack Pro, Final Cut Studio, Ardour и Ableton Live.

 

Audio-to-Midi — преобразование аудио клипов в MIDI клипы. На основе различных аудио материалов можно создавать гибкие в настройке и игре MIDI инструменты, содержащие в себе раздробленные звуковые фрагменты.

В этом нам помогает функция "Convert to New MIDI Track" (что переводится как "Конвертировать в Новый MIDI-Трек"), которая является нововведением Live 9, в то время как "Slice to New MIDI Track" уже была какое-то время в программе.

С помощью "Slice To New MIDI Track" можно легко нарезать семпл на кусочки и запустить их при помощи MIDI нот. А различные режимы конвертации, которые также есть в Live 9, анализируют музыкальную информацию в аудио файле, и на её основе генерируют MIDI-клип.

Эта функция представлена в трёх вариантах. Есть метод, оптимизированный под мелодию (Convert Melody To New MIDI Track), второй - под гармонию, т.е. аккорды (Convert Harmony To New MIDI Track), и третий специально для ударных (Conver Drums To New MIDI Track). Эти функции анализируют аудио клип для того, чтобы определить его тон и транзиенты, а затем генерируют на их основе MIDI-секвенцию. Затем эта секвенция может быть использована для того, чтобы играть её инструментом, который вы можете выбрать сами. Так что вы можете записать, например, как напеваете мелодию, а затем конвертировать её в MIDI-трек. А точнее мелодию, проигрываемую синтезатором.

Честно говоря, это не означает, что данная функция поможет вам выделить какие-либо партии из полностью сведённых песен. Она скорее заточена под конвертирование индивидуальных партий трека. Также лучше не ожидать от всех этих алгоритмов конверсии высокого уровня точности. Процесс конверсии очень чувствителен к различным факторам, так что лучше рассматривать конверсию как некий набросок (иногда весьма корявый), который даст вам стартовую точку в начале создания трека.

С другой стороны, мы можем рассматривать все эти инструменты, как некие генераторы сырого материала, из которого вы можете создавать новые партии. В конце концов, вы можете получить от этих возможностей уйму фана. Возьмите мелодию и (вот это поворот) конвертируйте её, используя алгоритм ударных, или алгоритм гармонии. Очевидно, что результаты такого экспериментирования далеко не всегда будут классными, но, по крайней мере, вы сможете получить хорошую пачку нетривиальных и весьма креативных партий, какие-то грубые болванки, которые просто следует "подтесать" на ваш вкус.

Основы использования всех этих команд довольно просты. Вы можете вызвать их при помощи контекстного меню. Щёлкните правой кнопкой мыши на аудио клип и выберите "Convert Harmony to New MIDI track", "Convert Melody to New MIDI track", или "Convert Drums to New MIDI Rack" пункты, в зависимости от того, что вы конвертируете. Все эти методы создают новый трек с предустановленными инструментами и новым MIDI-клипом, сгенерированным в результате анализа аудио файла. После конверсии вы можете поменять инструмент для того, чтобы изменить итоговый тембр на ваш вкус.

 

BPM (Beat Per Minute) – показатель темпа исполнения музыки, количество четвертных нот в минуту.

 

Cakewalk Sonar – программа, предназначенная для записи, редактирования, сведения музыки и видео. Обладает гибкими возможностями для изменения и коррекции аудиоматериала. Название программы происходит от названия англ. sonar («гидролокатор»), образованного от англ. Sound Navigation And Ranging.

Программный продукт разрабатывается американской компанией Cakewalk (англ.) (до 2008 года — Twelve Tone Systems, с 2008 года контрольный пакет в компании принадлежит корпорации Roland).

Основные возможности программы:

  •    многоканальная запись и неразрушающее редактирование MIDI-сообщений;
  •    поддержка многоядерных процессоров;
  •    обработка звука с двойной точностью (64 бит);
  •    автоматизация практически всех параметров с помощью огибающих и MIDI-сообщений;
  •    неограниченное количество треков;
  •    подключение внешних устройств: микшеры, MIDI-контроллеры и т. д.;
  •    гибкая маршрутизация сигнала;
  •    технология фирмы Roland — V-vocal для независимого редактирования параметров вокала (сдвиг, форманта, период);
  •    качественные стерео- и объёмные эффекты от фирм Sonitus, Voxengo, Kjaerhus Audio;
  •    поддержка форматов инструментов: DX/DXi, VST/VSTi, ReWire;
  •    редактируемое меню выбора инструментов и эффектов;
  •    технология ACT (Active Controller Technology, управление виртуальными инструментами и эффектами и сопоставление с конкретным аппаратным контроллером);
  •    технология AudioSnap;
  •    язык сценариев (CAL — Cakewalk Application Language);
  •    «заморозка» треков (англ. freeze);
  •    использование drag-and-drop для быстрой смены маршрутизации сигнала между эффектами и для копирования эффектов (например, с одного трека на шину или на другой);
  •    сохранение настроек трека вместе с эффектами и инструментами в виде пресета — Track Template Files (*.cwx).

 

Max 4 Live  это продукт-эддон, разработанный при сотрудничестве с компанией Cycling ’74, который позволяет пользователям расширять и изменять Live посредством создания инструментов, аудио-эффектов и MIDI устройств. Max 4 Live также можно использовать для расширения функциональности внешних контроллеров и даже модифицировать клипы и параметры вне сетов Live.

В дополнение к исчерпывающему набору для создания устройств Max, Max 4 Live также имеет коллекцию подготовленных инструментов, эффектов и инструкций. Они могут быть использованы аналогично встроенным устройствам Live, а также могут дать вам идеи для создания ваших собственных устройств.

 

Native Instruments –  немецкая фирма, занимающаяся выпуском музыкального программного обеспечения. Стоит у истоков революции в музыкальном производстве, которую совершило появление виртуальных музыкальных инструментов — программных модулей (плагинов), использующихся в ПО для создания музыки: Logic Studio, Steinberg Cubase, Cakewalk Sonar, Pro Tools, REAPER, Ableton Live, и других.

Благодаря тщательной разработке и продуманной концепции, разработки компании завоевали признание известных музыкантов, включая Kraftwerk, Брайана Ино, Coldcut,Depeche Mode, Junkie XL, Кирка Хэммета (Metallica), Пауля Ландерса и Рихарда Круспе(Rammstein) и многих других.

 

Nuendo – профессиональный DAW. Имеет возможности работы с аудиофайлами различных форматов, а также с MIDI-данными посредством секвенсора. Поддерживает технологии VST, VSTi, ASIO.

Отличается от другой популярной линии программных продуктов — Steinberg Cubase тем, что ориентирована не только на музыкантов, но и на любую профессиональную деятельность по озвучиванию в т.ч. фильмов, тв программ, реклам, радиопередач и прочего. Соответствует этому и функциональное содержание, представляющее собой "расширенный вариант Cubase" с дополнительными профессиональными удобствами, например: большее количество сурраунд каналов, сурраунд плагины, улучшенный сурраунд паннер, улучшенный редактор кроссфейдов, лучшая поддержка контроллеров, AAF и EDL импорт, работа с сетью, улучшенная подсистема автоматизаций, профессиональная система дублей и прочее. Следует однако отметить, что ранние версии не имели функции VariAudio для графической питч коррекции вокала.

 

Pitch Shifting (сдвиг тона) — звуковой эффект или соответствующее устройство, добавляющее к сигналу его копию, отстоящую от основного тона на любой интервал в пределах двух октав вверх или вниз.

Частным случаем питч-шифтера является октавер.

Реализация эффекта является очень сложной задачей, поэтому в недорогих устройствах могут появляться некоторые проблемы, связанные с потерей качества звучания дополнительного голоса. Другой недостаток связан с появлением небольшой задержки, требуемой устройству для анализа входящего сигнала. Однако в качественных питч-шифтерах указанные недостатки устраняются полностью.

 

Pro Tools – семейство программно-аппаратных комплексов студий звукозаписи для Mac и Windows, производства компании Digidesign.

Существуют несколько разновидностей комплексов Pro Tools (до 2010 года выпуска), использующих разное аппаратное обеспечение:

Pro Tools|HD — используют специализированные карты расширения HD Core и HD Accel производства Digidesign, которые, в основном, и обрабатывают оцифрованный звуковой сигнал практически в реальном времени. Использование DSP (цифровых звуковых процессоров) позволяет свести задержку (latency) обработанного сигнала до пренебрежительно малой величины (порядка единиц-десятков семплов), что обеспечивает непревзойдённые удобство и гибкость системы Pro Tools|HD при записи. Кроме того, использование DSP освобождает CPU (центральный процессор компьютера) от огромной нагрузки по пересчёту аудио-сигнала и увеличивает в разы быстродействие и надёжность всей системы в целом. Это единственное решение, которое можно использовать в pro применении.

Pro Tools M-Powered — используют звуковые карты (внешние аудиоинтерфейсы) производства компании M-Audio и являются Host-based системами (обрабатывающими звук за счёт ресурсов CPU), в которых карта является просто устройством ввода-вывода. Основной недостаток Host-based систем — наличие большой (весьма ощутимой на слух) задержки (latency), обусловленной необходимостью загонять в оперативную память большие блоки аудиосигнала, чтобы CPU сумел их качественно обработать. В результате этого фактора дешевизна Pro Tools M-Powered «выходит боком» при записи «живых» инструментов и голоса, что автоматически переводит эту систему в разряд «для домашнего использования».

Pro Tools LE — используют звуковые карты (внешние аудиоинтерфейсы) производства компании Digidesign и так же являются Host-based системами, со всеми присущими им и описанными выше недостатками.

Во всех вариантах системы Pro Tools используются адаптированные «под железо» версии одного и того же программного обеспечения. Следствием этого является полная совместимость и переносимость проектов на разные версии Pro Tools.

 

Push — это инструмент для написания электронной музыки, который обеспечивает удобное и практичное управление мелодией и гармонией, ударными партиями, различными звуками, лупами, и самой структурой вашей песни.

В домашней студии Push позволит Вам на лету создавать клипы в Режиме Сессии (Session View), как будто вы работаете с каким-либо аппаратным оборудованием типа грувбоксов. Используя данный контроллер, вы, практически не обращаетесь к экрану компьютера, можете сосредоточиться на звуке и аранжировке композиции, а вся необходимая информация при этом отображается на встроенном дисплее контроллера.

На сцене и во время диджеинга Push может служить мощным и гибким контроллером для запуска клипов и наигрывания мелодических партий.

 

ReWire — это программный протокол для обмена данными между звуковыми приложениями. Совместно разработан компаниями Propellerhead и Steinberg.

Функциональные возможности ReWire:

  •    передача аудио и миди данных между приложениями в реальном времени с синхронизацией с точностью до 1 семпла
  •    управление транспортными функциями (воспроизведение, стоп, запись) одновременно двух приложений

Программа, принимающая данные является ReWire хостом, посылающая — клиентом. Хост управляет транспортом клиента.

Впервые появившись на синтезаторе ReBirth в 1998 году, технология ReWire стала стандартной для большинства звуковых редакторовкак для Windows, так и для Mac OS.

 

Steinberg Cubase – программное обеспечение для создания, записи и микшированиямузыки.

Cubase создаёт проект, который позволяет работать с MIDI-файлами, сырыми (необработанными) аудио-треками и другой информацией и представлять их в виде диапазона разнообразных форматов. Пользователь может экспортировать трек в формате стерео .wav для последующего выпуска аудио в формате CD, DVD или в Интернете. Основное расширение файлов проектов Cubase — *.cpr. Существует возможность переноса аудио-проектов из Cubase в другие рабочие станции в формате OMF.

 

Time Stretching (растяжение аудио) — процесс изменения скорости или длительности звукового сигнала без изменения его тона.

 

VST (Virtual Studio Tool) –  формат ресурсозависимых (native) плагинов реального времени, которые подключаются к звуковым редакторам и музыкальным редакторам, секвенсорам и т. д. Формат был разработан совместно Propellerhead и Steinberg, впоследствии Propellerhead отказался от дальнейших работ над VST и дальнейшая разработка осуществлялась исключительно Steinberg. В настоящее время в этом формате существуют тысячи плагинов, он стал одним из самых распространённых для звуковых программ. Приложения VST отличаются от плагинов DirectX по нескольким параметрам; в частности, они существуют для Windows, Mac OS X и Linux. Кроме того, в отличие от ранних версий DirectX, плагины VST обладают развитым интерфейсом автоматизации.

По сути дела, когда говорят о VST-плагинах, чаще всего имеют в виду программные аудиоэффекты, подгружаемые в программы для работы со звуком, такие как Cakewalk Sonar, FL Studio, REAPER, Ableton Live, Cubase, Nuendo, Sound Forge, ACID Pro и прочие. Существует также разновидность VST — VSTi. Буква «i» в сокращении обозначает слово «instrument». Как следует из названия, VSTi-плагин представляет собой не эффект, а звукообразующий инструмент — программный синтезатор, ромплер или семплер.

Основное достоинство VST плагинов — это простота подключения, хранения и работы.