Название

2.8. Preferences — Record, Warp, Launch

Краткое описание
Во вкладке "Record/Warp/Launch" вы можете управлять множеством параметров, которые отвечают за Запись, Варпинг и Запуск клипов в режиме сессии.

Record & Warp & Launch (Запись, Деформация, Запуск)

 

Как вы можете догадаться, данная вкладка меню «Preferences» содержит настройки работы программы с записью, воспроизведением клипов (clips) и функциями запуска.

Record Warp Launch

 

Давайте рассмотрим каждую из секций данной вкладки по порядку.


Record (Запись)

 

Секция «Record» содержит различные настройки, которые обусловливают то, как программа Ableton Live будет записывать аудио файлы. Каждый раз, когда вы записываете аудио, программа будет действовать согласно установкам, которые вы указываете здесь.

 

Record

 

File Type - вы можете указать — какой тип файлов будет записывать Ableton. Есть два выбора: либо Wav либо Aiff формат.

Когда я работал на операционной системе Windows, я записывал все файлы в формате Wav, поскольку этот формат исторически соответствует операционной системе. И он одинаково хорошо читался и на Mac.

Формат aiff предпочтителен для Mac’а, впрочем, как и большинство известных форматов аудио – данный формат тоже кроссплатформенный.

Оба формата звучат одинаково и занимают одинаковый объём дискового пространства.

Bit Depth - это разрядность сигнала записываемого файла.

Увеличение разрядности в теории даёт более чистый звук, с более чётким звучанием (однако, не всем дано это услышать – нужны профессиональные ушные мониторы и колонки). При этом нагрузка на жёсткий диск при увеличенной разрядности записываемых звуков возрастает. Кроме того, файлы с большей разрядностью занимают больше места.

У меня до сих пор всегда стояла разрядность 16 бит, однако работая со всевозможными библиотеками качественных звуков, я обнаруживал в них разрядность именно 24 bit, что навело меня на мысли о смене предпочтений. В конце концов, лэйблы часто требуют соблюдение именно этой глубины битности для присылаемых треков. Почему бы не записывать исходные дорожки с уже выставленной высокой разрядностью?

 

Count In - это функция отсчёта метронома. Суть её в том, что когда вы включаете запись, вам, возможно, нужно некоторое время чтобы взять инструмент или занять удобное для игры положение (или "въехать" в темп - прим. тех. редактора). Эта функция определяет, сколько будет звучать стартовый метроном, прежде чем начнётся запись.

Данная функция у меня настроена в положении «1 Bar», что равняется одному такту. Включая запись, я слышу метроном, отсчитывающий: Раз-два-три-четыре, затем начинается запись.

 

Exclusive - здесь выставляются эксклюзивный режим работы записи трека (Arm) или солирующий (Solo). Если мы устанавливаем режим солирования на следующей дорожке, то на предыдущей он автоматически снимается. То же самое и с записью.

Необязательно отключать это, в случае если вы хотите записывать две дорожки сразу (например, записать голос и клавишные одновременно). Достаточно зажать Ctrl (Cmd) и вооружить на запись обе дорожки. Функция «эксклюзива» во время такого зажатия отключается.

 

Clip Update Rate - это частота обновления клипа. Важный параметр, определяющий, через какой промежуток времени Ableton Live применит новые настройки, сделанные для клипа в окне Clip View.

Например, если выберете значение Bar, то результаты настроек будут слышны через один такт. В моём случае они слышны практически сразу — как только проигрывается одна шестнадцатая нота клипа.

Хорошо слышна частота обновления при проигрывании и одновременном вращении параметра Transpose выбранного клипа.

 

Record Session Automation - здесь задаются условия, при которых будет совершаться запись огибающих в режиме сессии. Доступно два варианта: либо запись будет воспроизводиться только на отмеченных (вооружённых красной кнопкой записи) треках, или же на всех возможных дорожках сразу.

 

Start Playback With Record - пункт меню, появившийся в 9-ой версии. В положении On сразу же запускает запись при нажатии Rec-кнопки в транспортной панели. В выключенном состоянии запись произойдёт только после того, как вы нажмёте на Rec кнопку, а затем Play – принцип, который был использован в Ableton Live 8, и напоминал принцип работы записи на старых кассетных магнитофонах.


Warp/Fades (Варпинг/Фейды)

 

Данная секция содержит различные настройки для алгоритмов временной деформации аудиоклипов.

Warp And Fades

 

Loop/Warp Short Samples - переключение между зацикливанием и деформацией (сжатием/растяжением) лучше оставить пункт списка Auto, чтобы Ableton автоматически подбирал оптимальные установки для каждого загружаемого звука.

Auto-Warp Long Samples - эта опция разрешает Live обрабатывать длинные файлы, загружаемые в программу. В таком случае программа принимает попытку определить темп импортируемого аудиофайла и расставляет маркеры (Warp Markers) на громких пиках (которые по обыкновению являются ударами бочки). Это случается только с длинными звуковыми фрагментами — такими, как целые треки. Функция автоопределения и расстановки маркеров деформации (Warp Markers) работает с переменным успехом. Лучше всего у неё получается определять темп треков, в которых использовалась прямая бочка (отключение данной опции, поможет сэкономить время затрачиваемое на сканирование пачки треков при подготовке DJ сета, особенно если у вас "советская классика" с "плавающим " темпом - прим. тех. ред.).

Default Warp Mode - эта опция предполагает алгоритм, при помощи которого обрабатываются аудиоклипы. Он устанавливается по умолчанию, и будет применяться к загружаемым материалам.

 

Всего таких режимов шесть:

Beats — Этот режим используется чаще всего. Он предпочтителен для барабанных лупов или другого материала с более ритмической структурой. Форма волны семплов, которые нужно обрабатывать этим режимом отличается ярко выраженными резкими моментами атаки (мелодии, перкуссия, бас, барабанный ритм, и т.п.);

Tones — Данный режим предназначен для звуков с ярко выраженной высотой тона. Например, для вокала, одноголосных инструментов, басовых партий;

Texture — этот режим больше подходит для звуковых текстур — сложных полифонических, многослойных партий, шумов, атмосфер, и т.п.;

Re-Pitch — данный режим изменяет скорость воспроизведения семпла с изменением высоты тона. Например, ускорение звука в два раза будет означать - повышение тона на целую октаву вверх (принцип пластинки - прим. тех. ред.);

Complex — этот режим обуславливает обработку звука универсальным алгоритмом деформации. Это один из вариантов звучания, который нужно попробовать, чтобы принять решение — подходит ли он для конкретного звука, или нет;

Complex Pro — это новый универсальный алгоритм обработки звука, который отличается несколько другим алгоритмом, и, по идее, должен звучать более качественно, чем предыдущий. Опять же — необходимо его опробовать на вашем конкретном звуке.

 

Все эти режимы впоследствии могут быть изменены для каждого загружаемого вами звука.

Поэтому в «Default Warp Mode» я обычно оставляю режим «Complex Pro», и все звуки моих проектов загружаются с этим алгоритмом. Впоследствии я меняю алгоритмы звуков согласно своим замыслам (все режимы кроме "beats" зачастую "убивают" атаку и транзиенты, в угоду растяжению семплов - прим. тех. ред.).

 

Create Fades on Clip Edges - эта функция обеспечивает быстрый (доли секунды) подъём и уменьшение уровня звука соответственно в начале и конце аудиоклипа. Поставив эту функцию в «Preferences» можно полюбоваться на это в Arangement View («горизонтальный» режим аранжировки), щёлкнув правой кнопкой мыши на нужный клип и выбрав пункт «Show Fades» (а еще эта "фича" включается/отключается отдельно в настройках клипа в "сессии" между HiQ и RAM - прим. тех. ред.).

 

Create Fades Record Warp Launch

 

При ближайшем рассмотрении автоматизированная линия в начале и конце файла образует быстрый «подъём» и «скатывание» уровня звука. Сделано это для того, чтобы на стыках петель не образовывалось резких шумов и кликов, характерных для обрываемых звуковых волн.

Эти же фейды можно передвигать и настраивать на ваше усмотрение.

 

Show Fades

 


Launch (Запуск)

 

Для того чтобы понять, о чем идёт речь в этом разделе меню, и как это всё применяется на практике, необходимо знать основы работы с Режимом Сессии. Нас интересует вкладка "Launch", которая появляется только в этом режиме. На скриншоте внизу вы видите, что для того, чтобы отобразить эту вкладку, нужно активировать круглую иконку с буквой "L".

 
Launch Mode

 

В данном разделе меню Preferences мы можем некоторым образом изменить способ запуска или записи клипов в Режиме Сессии (Session View), который, как мы знаем, предназначен для игры вживую, диджей-сетов, а также для генерации музыкальных идей.

 
Launch

 

Верхний пункт Default Launch Mode - чаще всего здесь выставляется режим «Trigger» или «Toggle». Но есть ещё «Repeat» и «Gate» режимы. Давайте подробней рассмотрим каждый из режимов:

Trigger - наиболее часто используемый режим запуска и проигрывания клипов, поскольку он удобен для большинства задач, которые возникают при живой игре и различных перформансах. Запуск клипа происходит как обычно, и он будет проигрываться снова и снова. Проигрывание клипа можно остановить выбрав, пустующий слот со стоп-кнопкой в той же колонке, и запустив его. Или же вы выбираете другой клип, и он будет воспроизведён следом;

Toggle — в этом режиме единичный клик (или запуск) клипа запускает его проигрывание, а последующий клик на том же клипе — останавливает его. Тоже довольно удобный и логичный режим;

Repeat - этот режим довольно… занятный. Он заставляет клип повторять снова и снова его начало. Причём величина повторяемого фрагмента зависит от того, какую квантизацию («quantization») вы для него выбрали. Давайте рассмотрим пример. Вы взяли барабанный луп, выбрали для него квантизацию 1/16 и поставили клип в режим «Repeat». Запуск этого клипа (мышкой или настроенным должным образом контроллером) и удержание кнопки будет воспроизводить дробный "тыц-тыц-тыц-тыц", который будет "долбить" до тех пор, пока вы не отпустите мышку или не запустите следующий клип. Если бы вы поставили квантизацию на 1/32, дробь была бы еще эффектней, и напоминала бы треск цикады. Это не очень удачный выбор для того, чтобы «по умолчанию» назначать его для клипов. Но в режиме сессии это может быть полезно для определённых эффектных частей вашего трека;

Gate — этот режим означает, что клип, который вы запускаете, будет воспроизводиться до тех пор, пока кнопка нажата. Когда Вы отпустите кнопку, клип тут же прекратит воспроизведение. Этот режим прекрасно работал у меня с мышкой, но для моего NanoKontrol, похоже, требуется более углублённая настройка.

 

Default Launch Quantization - этот пункт определяет исходную квантизацию запуска для каждого нового клипа.

Global – означает, что клип будет по умолчанию следовать глобальной квантизации, которая обычно составляет один такт. Из этого следует, что запуск следующего клипа в режиме сессии произойдет только тогда, когда предыдущий клип полностью отыграет такт.

Квантизацию можно настраивать для каждого клипа по отдельности – для этого необходимо щёлкнуть на него, откроется меню Clip View, и в левом углу выбрать вкладку Launch (иногда бывает скрыта, из-за неактивной иконки с буквой «L»):

Select On Launch - когда этот пункт меню отмечен «On», это означает что запуск клипа или сцены в режиме сессии также выберет запущенный клип. Таким образом, при запуске будут показываться свойства клипа.

Select Next Scene On Launch - включение данного пункта означает, что во время запуска новой сцены будет автоматически выбираться следующая за ним "в очереди" сцена.

Это даёт вам возможность проиграть весь трек в режиме сессии, просто постоянно нажимая кнопку Enter на вашей клавиатуре.

Start Recording on Scene Launch - включение этого пункта меню означает, что запуск какой-либо сцены будет также автоматически запускать запись в любых слотах клипа, вооружённых на запись и принадлежащих данной сцене.