Грув бывает полезен!

 

Самое слабое место музыки, которая основана на петлях - это постоянные повторения. В то время как повторы могут быть магией, удерживающей в движении танцпол, музыкальное "чувство" может стать слишком статичным и привести к стагнации, что, в конечном счёте, сделает музыку слишком однообразной и лишённой вдохновения. Для того чтобы бороться с этим, очень важно понимать три главных составляющих грува: динамика, тайминг и вариации. Всё, что вы найдёте в этом разделе - это некоторые предложения, которые можно использовать в дополнение, а не вместо встроенной Groove-функции программы Ableton Live.

Многие вещи, о которых здесь говорится - это, с позволения сказать, весьма тонкая материя. Поэтому изменения, которые мы делаем в клипах, пытаясь убрать "механику" и добавить чуть больше в них "жизни", иногда не так очевидны для неподготовленного уха. Например, когда я говорю о динамике, я не имею в виду структуру трека, где есть тихая и громкая секции. Скорее я говорю о различных вариациях в громкости отдельного клипа, например, хай-хета на протяжении всего звучания такта.

 

Dynamics (Динамика): Работаете ли вы с аудио или MIDI-клипами, вам стоит изучить влияние небольших изменений громкости на ваши партии. Изменение Velocity нескольких MIDI-нот или добавление несложной автоматизации громкости для небольшого изменения динамики нескольким ударам в лупе - это один из простейших способов вдохнуть немного жизни в ваш "саунд". Динамические вариации могут быть созданы и в коротких лупах с огибающими во время работы в Режиме Сессии, а затем могут быть добавлены и в Режим Аранжировки при помощи автоматизации. Например, вы можете решить, что один удар будет звучать слегка громче остальных каждые восемь тактов.

 

Timing (Тайминг)

Довольно часто можно услышать, как барабанщики или басисты говорят, что они играют слегка "опережая такт" или "позади такта". Например, бас-гитарист может играть по метроному, на счёт, в то время как барабанщик играет на вторую или четвёртую долю, шлёпая рабочим барабаном немного позади. Другая ситуация - барабанщик играет чуть-чуть впереди такта, бросая рабочий и хай-хеты, а басист как будто немного "притормаживает". Все эти тонкости - как раз то, что делает музыку ритмически убедительной. Это не значит, что вы должны избегать чётко отквантованных ритмов. Просто обычно ритмы "с некоторыми неточностями", разбросанными то тут, то там, зачастую звучат более захватывающе, нежели "роботизированные" и математически точные ритмы.

Подобная тонкость достигается за счёт исполнения партий вживую, чтобы получить натуральные вариации во времени, которые неизбежны в ходе живого исполнения. Для других - это процесс хирургических регулировок MIDI-нот и Warping-маркеров, с целью притормаживания их или наоборот "поторапливания". Вы можете удерживать клавишу Ctrl (Cmd), чтобы временно отключить тактовую сетку во время перетаскивания или просто увеличить масштаб до сетки не 1/256 или даже меньше. Также возможно сделать целые треки спешащими или запаздывающими при помощи регулятора "Track Delay" на дорожках (не забудьте активировать"D" icon иконку, чтобы увидеть этот параметр). Попробуйте начать со значений +/− 10ms, если вы хотите поэкспериментировать.

 

Variation (Вариации)

Некоторые музыканты любят создавать тонны вариаций в Режиме Сессии во время генерации партий и клипов. Другие пользователи сначала выстраивают всю основную аранжировку, а уже потом создают вариации в Режиме Аранжировки, используя Split (разделение клипов), и делая модификации разделённых клипов. Это не должно быть чем-либо кардинально новым, требующим большой фантазии. Можно просто сместить один-два бита в ударных, изменяя некоторые ноты в басовой партии, или просто вставить небольшую драматичную паузу. Это всего лишь некоторые из многих способов, которые могут сделать ваш трек более интересным. Для того чтобы действительно "заморочиться" над вариациями, вы можете прочитать параграф "Салат из Клипов", который последует далее в этой главе.