Scale - Придерживаемся Тональности
Scale - плагин, который будет полезен всем новичкам, а также тем, кто не уверен в своих знаниях нотной грамоты, не тренировался в игре гамм или просто откровенно туг на ухо... "Scale" переводится как "гамма". Данный плагин позволяет корректировать наигранные вами ноты согласно установленным в нём значениям, мгновенно транспонировать ноты, которые были сыграны неверно до нужной тональности.
Например, можно сообщить устройству Scale о том, что вы желаете, чтобы каждая поступающая нота «ре#» моментально транспонировалась до ноты «ми». Или чтобы все входящие в устройство ноты «ми» автоматически опускались до позиции «до». И т.д.
Плагин Scale — своеобразный «корректор», который пропускает через себя входящие сигналы миди-нот и меняет их согласно вашему пожеланию.
Да, таким автоматическим смещением нот можно было бы неплохо подшутить над клавишником, однако, у этого плагина есть и более серьёзное практическое применение. Представьте ситуацию - вы неважно играете на клавишных инструментах и не знаете гамм. Предстоит серьёзная вечеринка (выступление в клубе), где для большего эффекта вам было бы неплохо подыграть на клавишных и при этом не "облажаться".
Просто примените плагин Scale, и он сместит все неверно сыгранные ноты на правильную высоту соответствующей нужной вам тональности. И заодно загубит необходимость в нудных упражнениях и в обучении гаммам (поэтому не рекомендую начинающим злоупотреблять этим плагином, иначе ваш музыкальный слух рискует остаться в недоразвитом состоянии).
В Scale есть некая карта нот, которая выглядит как продвинутая сетка игры «сапер».
Составление карты нот осуществляется с помощью сетки, состоящей из 156 квадратиков (12х13). В номинации «невероятно непонятно выглядящий плагин», похоже, явно лидирует именно Scale. Впервые взглянув на этот плагин, народ часто входит в прострацию и старается забыть о нём как о страшном сне.
Ну а если присмотреться к плагину, и пощупать клавиши миди-клавиатуры, то станет понятно следующее — данное поле образовалось из наложения двух клавиатурных рядов по оси X (нижний) и по оси Y (боковой). Где X — входящие ноты, которые вы действительно нажимаете на миди-клавиатуре, а Y — ноты, в которые плагин их преобразовал, т.е. автоматически транспонируемые ноты. Посмотрите на схему:
Можно регулировать высоту выходящей из плагина ноты, передвигая оранжевую клетку по вертикали.
Например, если мы переставим второй слева оранжевый квадрат выше (квадрат, соответствующий ноте C# т.е. «До Диез»), то всегда будем слышать вместо нажимаемой ноты «до диез» (C#) ноту «ре»(D) (см. скриншот):
Таким образом, манипулируя этими оранжевыми клетками, мы можем ввести в плагин Scale "шаблон" какой угодно гаммы.
Вот так, например, выглядит в программе настроенная тональность «до минор» (C min):
Не торопитесь с расстановкой. Попробуйте сопоставить то, что задано в данной сетке с гаммой, которая предстаёт перед нами в любом мало-мальски порядочном самоучителе:
Настроенные в Scale-плагине "кубики" не дают входящим неверно нажатым нотам сыграть мимо тональности C Minor.
"База" гаммы
Ну а теперь особое внимание обратите на регулятор "Base", который определяет ноту в самом нижнем левом углу сетки, т.е. основной тон, «базовую» ноту. Сейчас она установлена на значение C, и введённая схема соответствует гамме до минор. Лишь подвигав данный регулятор, мы можем транспонировать нашу схему до любой нужной нам гаммы. Например — A min (Ля Минор).
Эффект Scale на первый взгляд может показаться замороченным и требующим много времени на то, чтобы привыкнуть к нему. Возьмите на себя смелость хорошенько помучить этот плагин. Жмите клавиши (на миди-клавиатуре или на клавиатуре вашего компьютера) и передвигайте те оранжевые клетки, которые визуально отвечают на нажатие (мигают). Вы быстро поймёте, что позволяет делать этот плагин.
Давайте рассмотрим ещё один животрепещущий пример. Перед вами гамма до-мажор. Та самая, которая играется только на белых клавишах.
В качестве тоники (Base) выбрана нота «до» (С); таким образом, мы имеем дело с гаммой «до-мажор». Любая попытка играть на чёрных клавишах приведёт к тому, что миди-ноты будут транспонированы до ближайших белых клавиш гаммы «до-мажор».
Если параметр Base изменить на «соль» (G), мы превратим гамму «до-мажор» в «соль-мажор». Каждая клавиша на клавиатуре будет транспонироваться до соответствующей высоты в гамме «соль-мажор»:
Не знаете гамм? Вы только начали играть на клавишных и совсем не разбираетесь в музыкальной теории? Не вопрос! Аbleton предлагает паттерны простых гамм в меню пресетов эффекта Scale:
Загрузите какой-либо паттерн и крутите ручку Base, пока не отыщите нужную вам тональность.
Транспонирование внутри Scale
Что ещё? У нас есть параметр Transpose, который делает то же, что и эффект Pitch, т.е. транспонирует входящие миди-ноты на установленное значение.
Параметры Range и Lowest определяют диапазон высот, в котором будет работать эффект Scale (эффективный диапазон начинается со значения в окошке Lowest (минимум) и простирается на число полутонов, отмеченное в окошке Range). Если вы выбьетесь из диапазона, рядом с индикатором Range загорится небольшой цветовой индикатор.
В ГАММЕ. Эффект Scale способен удерживать в одной тональности не только вашу игру, но и результаты работы эффекта Random. Если из плагина Random выходит слишком много нот, не попадающих в вашу тональность, загрузите на трек эффект Scale и настройте его на нужную гамму — любая загулявшая нота из «рэндома» будет приведена в нужную тональность.
Сочетая эффекты Random и Scale, можно создавать хаотичные арпеджиаторы, ритмический рисунок которых будет вписываться в вашу тональность (об эффекте «Рандом» мы говорили в одном из предыдущих параграфов этой главы).
Кнопкой Fold вы запрещаете плагину выводить ноты, высота которых смещена более, чем на 6 полутонов вверх от высоты входящей ноты. Однако это не означает, что эти ноты просто исчезнут. Устройство просто понизит выбивающиеся из запрограммированного вами ряда ноты на октаву.
Другими словами, если вы сделали так, что поступающая в устройство нота «ре» малой октавы (D3) преобразуется на выходе в «си» малой октавы (B3), активируя кнопку Fold, вы получаете ноту «си» большой октавы (В2).
Как получить уже откорректированные партии?
Не забывайте, что все ноты, которые вы ввели, отображаются в миди-клипе в первозданном, в "не-хитро-транспонированном" виде. Scale обрабатывает ваши ноты в реальном времени.
Для того чтобы получить в своё распоряжение откорректированную Scale'ом партию в миди-клипе, вам необходимо перезаписать на другую миди-дорожку все генерируемые плагином Scale ноты.
Метод прост. Вы создаёте новую миди-дорожку и в меню коммутации указываете источник миди-сигналов, т.е. дорожку, на которой работает Scale: