Мгновенный Маппинг (Instant Mapping)

 

Возможность Мгновенного (Instant) Маппинга зависит от типа контроллера, который вы используете. Сами контроллеры могут также попадать в несколько различных категорий. Многие контроллеры (некоторые называют их "Контрольные Панели") имеют на своей поверхности базовый контроль для микширования. Например, AKAI APC40 содержит восемь фейдеров, которые регулируют громкость дорожек, и несколько рядов кнопок, отвечающие за функции Arm (Вооружение на запись), Solo (Соло), и Track Activator (Активатор дорожки). Также очень распространено для многих MIDI-контроллеров наличие целого банка из восьми кнобов, которые автоматически маппят себя на текущий выбранный программный девайс. Эта тема будет раскрыта далее.

Контрольные панели с набором из 16-ти драм пэдов могут быть использованы для автоматического контроля Drum Rack'а. Это особенно удобно, когда вы используете большущие наборы ударных, занимающие более 16-ти пэдов, т.к. драм пэды вашей контрольной панели остаются привязанными к любым 16-ти пэдам, которые вы выбираете при помощи функции "Pad Overview". Для того чтобы включить драм пэды на таких типах дрампэд-контроллеров, вы должны включить Track-переключатель в Input-порте вашего контроллера в Preferences - MIDI & Sync.

 

Контроль Девайсов - Device Controls

Instant mapping (Мгновенный Маппинг) особенно полезен, когда мы работаем с программными плагинами. Предположим, что у вас есть миди-контроллер, выбранный в вашем меню Prefernces, вкладка MIDI & Sync. Нажмите на титул любого плагина. Вы увидите, что появится маленькая синяя рука, которая является индикацией, что этот плагин был автоматически отмаппен на ваш контроллер:

 

Control Surface Blue Hand

 

Поворот ваших восьми кнобов контроллера будет манипулировать первыми восемью параметрами того плагина, который был выбран, или восемью макро-кнобами, если вы выберите какой-либо Rack (контейнер). Ваша контрольная поверхность также должна иметь кнопки, которые позволяют вам получить дополнительные банки прочих параметров плагина, если у него их больше. Множество контролирующих поверхностей имеют кнопки left/right (влево/вправо), для перемещения по различным плагинам на дорожке. Если же их нет, вы можете выбирать плагины, используя мышку или стрелки влево/право на вашей компьютерной клавиатуре. Как только новый плагин будет выбран, вновь возникнет рука, и регуляторы плагина будут вновь замаппены на регуляторы вашего MIDI-контроллера.

Если вы щёлкнете правой кнопкой мыши на титульной полоске плагина, то увидите контекстное меню, которое включает опцию "Lock to Control Surface" для всех назначенных MIDI-контроллеров, которые вы подключили к программе:

 

Lock To COntrol Surface

 

Это позволяет вам всегда контролировать выбранный плагин, при этом не имеет значения, где в данный момент сфокусирован ваш экран, и на какой плагин вы в данный момент смотрите.

Если вы хотите узнать подробности того, как именно Ableton маппит все регуляторы вашего определённого MIDI-контроллера в Ableton Live, специально для вас был написан гайд "Control Surface Reference", который находится в правом меню помощи Help View. В нём содержится список всех поддерживаемых в настоящий момент аппаратных девайсов, и все детали их мгновенного маппинга.

Для примера - часть Lesson'а по Novation Impulse-контроллеру выглядит так:

 

Novation Impulse

 

Мгновенно перенесись к нужному плагину! Когда вы находитесь в режиме MIDI-маппинга, обратите внимание на то, что титульная полоса любого плагина может быть назначена в маппинге также как любой параметр девайса. Это позволяет вам замаппить определённую кнопку вашего контроллера, при нажатии на которую будет происходить быстрый выбор определённого плагина и, соответственно, его автоматический маппинг на кнобы (или любые другие поддерживаемые регуляторы) вашей контрольной поверхности.

 

Активаторы Клипов - Clip Launchers

Самый простой способ запускать клипы в Ableton Live - делать это со специальной контрольной поверхности, оснащённой кнопочной матрицей, такой, какая имеется, например, на Novation LaunchPad, APC40, или Push. Когда этот контроллер подсоединён к Live и сконфигурирован, в Режиме Сессии появляется прямоугольник вокруг тех слотов, которые вы в данный момент можете контролировать. Этот прямоугольник может быть сдвинут при помощи самого контроллера, а не с помощью Live:

 

APc 40 Frame

 

Сам контроллер демонстрирует, в каком месте Режима Сессии вы находитесь, и в каком статусе находится тот или иной клип. Например, кнопки LaunchPad'а будут светиться жёлтым, тем самым показывая, что клип загружен в слот. Зелёным - чтобы показать, что клип в данный момент проигрывается. Красным цветом - чтобы показать, что клип записывается. Некоторые контроллеры имеют другие цветовые схемы.

Если подключено несколько таких "сеточных" контроллеров , то Live будет показывать в Режиме Сессии несколько прямоугольников различных цветов. В случае, если вы захотите контролировать различные дорожки в сессии двумя контроллерами, то можете поставить их бок о бок, или друг под другом, чтобы контролировать тем самым различные клипы в тех же самых дорожках. Всё это вам очень поможет. Это очень гибкая настраиваемая система!

MIDI-контроллеры, которые отвечают за запуск клипов с сетчатой поверхности могут работать, только если девайс активен в меню Control Surface. Если контроллер включен только в виде Remote, то вы всё еще можете отправлять сообщения с матричных кнопок, но они не смогут автоматически контролировать ваши клипы.

 

Маппинг MIDI-контроллеров - Remote Mapping

Как уже говорилось в Главе 3, базовый процесс маппинга весьма лёгок. Прежде всего войдите в режим Map (см. скриншот ниже), кликните на регулятор, который вы хотите назначать, а затем нажмите клавишу или сдвиньте MIDI-регулятор, который вы хотите использовать для контроля:

 

Midi Key MApping

 

 

Мульти MIDI: В большинстве случаев Live позволяет вам делать маппинг одного физического регулятора на сразу несколько различных программных параметров одновременно. В случае если это станет причиной конфликта, Live будет предупреждать вас об этом и убирать старый маппинг, прежде, чем осуществлять новый.

 
Когда регулятор замаппен на компьютерную клавишу, он выглядит так, как показано на скриншоте:

 

Key Mapping  в Ableton

 

Live умеет распознавать как заглавные, так и прописные буквы, большинство специальных символов и цифр. Исключениями, которые не подвержены маппингу, являются те клавиши, которые используются для специальных целей, такие как Пробел (Spacebar), Enter (Return) и Tab-клавиша. Для того чтобы удалить маппинг, войдите в режим Map, кликните на тот регулятор, маппинг которого вам больше не потребуется и нажмите Delete.

На Mac OS Ableton способен распознавать даже русские буквы и делать маппинг при помощи них. Так что, если я захочу мапить какой-то параметр на клавишу "й", а другой параметр на клавишу "q", то при переключении раскладок (с Английской на Русскую и наоборот), нажимая на одну и ту же клавишу я могу получить разный результат:

 

Russian English

 

Другой вопрос, что с этим мало кто захочет "заморачиваться".

Давайте ближе рассмотрим случаи, когда вы делаете маппинг MIDI-контроллеров. После того, как регулятор замаппен, Live показывает небольшую цифро-буквенную ячейку, показывающую MIDI-канал и сообщение, которое было привязано к тому или иному регулятору. Когда ноты замаппены, Live показывает вам название ноты. Если же вы отправляете сообщения CC, вы увидите номер CC сразу после номера MIDI-канала:

 

Midi Channel And Note Mapping

 

Когда речь идет о сообщениях CC (Control Change), то подразумевается два их типа: absolute (абсолютные) и relative (относительные). Фэйдеры и кнобы обычно передают абсолютные сообщения. Они отправляют значения от 0 до 127 и могут двигать любой параметр от самого низа их диапазона до самого верха с разрешением в 128 шагов и имеют границы. Если вы вручную маппите абсолютные контроллеры, весьма удачной была бы идея удостовериться, что вы понимаете режимы подхвата сообщений (takeover modes) во вкладке MIDI/Sync меню Preferences (эта вкладка объяснена в Главе 2).

Относительные CC это тип "бесконечных" кнобов, которые называются энкодерами. Сообщение от относительного кноба сообщает Live нечто, типа "передвинем это значение вверх" или "передвинем это значение вниз". Другими словами, здесь нет прямой взаимосвязи между значением на контроллере и значением в самом Live. Происходит просто контроль с текущей позиции и параметр движется в одном направлении или в другом.

Сообщения дистанционного управления прилетают в Live в различных конфигурациях, но обычно Live может автоматически распознать какой тип сообщения был использован - абсолютный или относительный. Как только вы делаете маппинг, меню, которое мы видим на скриншоте ниже, будет показано в нижнем левом углу экрана.

Не торопитесь, когда делаете маппинг CC (Control Change) при помощи своего регулятора - сдвиньте его медленно, и Live определит его тип. Если тип энкодера был распознан некорректно, то вы увидите, как управление начнёт прыгать, а также заметите ещё какое-либо странное поведение при использовании. Если это происходит, проверьте документацию вашего контроллера. Затем вручную введите нужный тип энкодера в данном меню в нижней панели программных сообщений:

 

Encoder Menu

 

Миди неразбериха: Имейте в виду, что ручной маппинг не привязан к определённому MIDI-контроллеру. Например, если вы будете делать маппинг ноты C3 на канале 1, то Live будет отвечать на эту ноту независимо от MIDI-контроллера, который посылает её. Вот почему вам нужно быть осторожным, когда в вашем сетапе присутствует много одновременно работающих MIDI-контроллеров! По этой причине постарайтесь не подключать в свой сетап те девайсы, которые вы не собираетесь использовать. Для большинства самых сложных MIDI-сетапов наиболее лёгким способом избежать конфликтов является назначение каждому девайсу своего собственного MIDI Channel (миди канала) для транслирования MIDI-сообщений.

 

The Mapping Browser - Браузер Маппинга

Как только вы входите в Key или MIDI Map режим, ваш Браузер трансформируется для показа вам всего существующего в сете маппинга. Это  не только позволяет вам видеть все назначения каждого назначенного регулятора, но также позволяет вам назначать для них диапазоны контроля, используя параметры Mix и Max. Например, на скриншоте вы видите громкость трека, которая не может быть выкручена больше чем на 0db (в оригинале она может выкручиваться до +6dB) - это очень полезная техника, которая помогает избежать перегрузов, например, во время живого выступления.

 

Midi Mapping Tricks

 

Вы также можете изменить Max (максимальное значение) и Min (минимальное значение) для того, чтобы инвертировать действие какого-либо регулятора. Поначалу вы можете недоумевать - зачем вам это делать это? На самом деле существует ряд распространённых причин. Давайте представим, что у вас есть синхронизированный с темпом LFO, который вы назначили на какой-то кноб. По умолчанию, если вы выкрутите кноб вверх, LFO будет работать медленней, т.к. его значение становится всё больше, и вы двигаетесь от мелких колебаний LFO, 1/32 и 1/16 и в конечном итоге до 4 тактов. Для большинства музыкантов имеет гораздо больше смысла задать LFO такой режим работы, чтобы поворот кноба наоборот увеличивал частоту колебаний. Ну и другая причина - возможно вам просто будет удобней работать с "инвертированным" кнобом.

 

Особенный Маппинг - Special Mappings

Tempo SegmantsЕсть несколько не слишком очевидных областей и кнопок, которым в Live может быть назначен маппинг, причём они не являются очевидными на первый взгляд. Чаще всего о них просто не догадываются. Например, регулятор Tempo (Темп) имеет два сегмента, когда вы находитесь в Map mode. Левый сегмент - для грубой корректировки, работает в целых числах, в то время как правый регулирует BPM в десятых единицах.

А скриншот ниже показывает несколько "скрытых" областей, на которые стоит обратить внимание, когда дело доходит до маппинга.

 

Hidden Mappings

 

Титульная полоса дорожки может быть назначена маппингом, для того, чтоб при нажатии показывать Track View, т.е. свойства дорожки. Область "статуса клипа" может быть назначена маппингом на какую-либо кнопку для того, чтобы показывать Clip View (Свойства Клипа) играющего в настоящий момент на данной дорожке. Если не играет ни одного клипа, этот маппинг не будет ничего делать.

Область внизу дорожки с  кнопкой "Play" позволяет вам запускать клип, который находится на дорожке в текущей выделенной сцене, однако заметьте, что эта область появляется только в Map Mode.

На Мастер-треке вы увидите некоторые дополнительные кнопки в той же строке, где находилась у дорожек кнопка "Play". Они используются для того, чтобы обеспечить навигацию между сценами. Стрелки вверх/вниз могут быть назначены на кнопки так, чтобы можно было двигаться вверх или вниз по сценам.

 

Крутани этот клип: Вы можете назначать MIDI регуляторы и клавиатурные клавиши на большое количество параметров в Clip View. При этом не забывайте, что всё то, что отображается в меню Clip View не остаётся привязано к конкретному клипу. Наоборот, все ваши назначения будут работать на любом клипе, который будет отображен в Clip View. Поэтому если вы используете какой-либо MIDI-кноб, например, для транспонирования клипа (кноб Transpose), то вы можете кликнуть на другой клип, и тот же самый MIDI-кноб будет затем транспонировать новый клип.

 

Сrossfader (кроссфейдер) - ещё один регулятор, который предлагает дополнительные настройки в режиме маппинга. На скриншоте ниже вы видите, что кроссфейдер имеет три секции:

 
Krossfader

 

Если вы будете маппить центральную секцию на MIDI-контроллере, то получите доступ к полному диапазону фейдера, в то время как крайние области дают вам маппить абсолютные левые и правые позиции фейдера для быстрых перескакиваний из одной крайности в другую.  Поэтому вы можете получить кроссфейдер, который контролируется одним MIDI-фейдером, тремя индивидуальными клавишами, или любой комбинацией клавиш.

 

MIDI-контроль сторонних плагинов

Контроль параметров плагинов, таких как VST аудио эффектов, немножко более сложен, поскольку каждый из плагинов имеет свой собственный уникальный графический интерфейс. По этой причине Live не может автоматически применять синий слой маппинга на регуляторы плагина так, как это обычно происходит со встроенными инструментами и эффектами Live. Для того чтобы решить эту проблему, Ableton включил треугольник Unfold в левом верхнем углу титульного бара плагина. Раскройте плагин, как показано на скриншоте ниже, для того чтобы вызвать общий дисплей отображения параметров плагина:

 

Plugin Configure 1

 

Если в девайсе содержится больше чем 32 параметра, то ни один из них не будет показан, поскольку вам нужно будет самостоятельно конфигурировать те параметры, контроль над которыми вы желаете получить. Чтобы добавить параметр, кликните на кнопку Configure (конфигурировать), которая находится в титульной полосе плагина, и дотроньтесь до нужного вам параметра в окне плагина. Горизонтальный слайдер (бегунок) появится для каждого параметра, который вы "потрогали" в плагине. Эти бегунки могут затем назначаться маппингом как любой другой параметр в программе.