Клипы и Дорожки (Clips & Tracks)
Клипы - это музыкальные строительные кирпичики в Live. Они представлены в двух вариантах: Audio и MIDI:
Аудио клипы воспроизводят звук из аудио файлов, которые расположены на жёстком диске, в то время как MIDI-клипы содержат MIDI-данные (информацию о нотах), благодаря которым могут зазвучать как виртуальные, так и внешние синтезаторы и инструменты.
Клипы в Режиме Сессии могут быть запущены с помощью нажатия на треугольник, т.е. кнопку "Clip Launch Button" в левой части цветного клипа:
Клипы в Режиме Аранжировки проигрываются движущимся курсором (это тонкая вертикальная линия, которая движется слева направо, когда мы нажимаем "Play" в Транспортной Панели, или просто жмём на пробел). Как только этот курсор проходит через клипы, мы слышим звуки.
Вы можете заметить, что в сетке слотов Режима Сессии аудио клипы выглядят также как и MIDI клипы. Это цветные полоски с названиями и клавишей "Play", и мы не можем точно их различить. Но мы можем щёлкнуть на клип, и в открывшемся окне Clip View разница между этими двумя типами клипов становится очевидна.
Это - MIDI клип. Мы видим сетку с расставленными на ней MIDI-нотами.
Это - Аудио Клип, который демонстрирует нам звуковую амплитуду нашего семпла.
Виды клипов в Режиме Аранжировки различить довольно легко. Под титульными полосками клипов всегда есть миниатюра, отображающая содержимое клипа.
Имейте в виду, что клипы в Режиме Аранжировки могут быть растянуты для того, чтобы они звучали дольше. Большинство лупов сразу же можно растягивать, и они будут образовывать длинную последовательность одной и той же звуковой петли.
Как мы уже говорили в Главе 3, клипы содержатся внутри Дорожек (Tracks). Прежде чем погрузиться в детали работы с клипами, мы подробно рассмотрим дорожки.
Создаём Дорожки (Tracks)
Дорожки (в Ableton они называются "Tracks") могут быть созданы командами из пункта меню Create (Insert Audio Track, Insert Midi Track и Insert Return Track). Эти команды также могут быть доступны в контекстном меню, которое появляется, когда вы кликаете правой кнопкой мыши на титульное название любого существующего трека, либо на пустую область под треками. Для того чтобы удалить трек, кликните на его титул и выберите Delete.
Также дорожки могут быть созданы путём перетаскивания чего-либо из браузера в пустую область под дорожками (Drop Area, пустую часть Режима Сессии и Режима Аранжировки, с надписью "Drop Files And Devices Here" ("Киньте Файлы или Аудио Девайсы Сюда")).
Например, вы можете кинуть аудио файл в эту область, и это автоматически создаст Audio Track, или киньте Instrument, чтобы создать MIDI-track.
Этот метод создания трека очень удобен, когда вы перемещаете из Браузера различные клипы - Аудио или MIDI. Вы можете кинуть их в Drop Area, и Ableton автоматически создаст правильный тип дорожки.
Audio Tracks и MIDI Tracks
Аудио Дорожки (Audio Tracks) могут содержать аудио клипы и аудио эффекты. Всё, что необходимо аудио дорожкам для воспроизведения звука - это аудиоклип. Добавление эффектов не является обязательным, но, в свою очередь, даёт небывалый простор для изменения и обработки звука, который ограничен только вашей фантазией.
MIDI-дорожки могут содержать MIDI-клипы, MIDI-эффекты, инструменты и аудио эффекты. Данный тип дорожек немного сложнее своих аудио собратьев, но лишь в том смысле, что самой по себе MIDI-дорожки недостаточно для воспроизведения звука, им всегда необходим хоть какой-то инструмент.
На скриншоте вверху вы видите пустой MIDI-трек (в середине), который выглядит иначе, чем трек, который находится правее от него. MIDI Track без виртуального инструмента не воспроизводит никакого аудио, так что здесь нет кнопки Volume (Громкость), Pan (Панорама) или Send-кнобов (Кнобов Посыла) в микшере. Но у вас всё ещё есть Track Activator, Solo/Cue, Arm Button, которые функционируют точно также как и на аудио треках.
Когда виртуальный инструмент загружен на дорожку (см. Главу 7, "Использование Эффектов и Инструментов"), у вас появляется полный набор всех регуляторов (переместите инструмент из категории Sounds или Drums на пустую MIDI дорожку, если вы хотите увидеть эту трансформацию).
MIDI-дорожка с загруженным виртуальным инструментом, в сущности, представляет собой гибрид аудио и MIDI трека. Изначально она оперирует MIDI данными, которые, поступив в виртуальный инструмент, уже выводятся в виде аудио-сигнала. Затем получившееся аудио опционально обрабатывается эффектами, а потом отправляется в микшер (аналогично аудио трекам - прим. тех. ред.).
То есть:
Mиди клип -> Виртуальный инструмент (плагин) -> Звук -> Эффекты -> Микшер
Без инструмента, MIDI-трек может использоваться для отправки данных на внешние приборы (такие как звуковые модули). Обратите внимание, что нижнее меню в пустом MIDI треке подписано "Midi To" (см. скриншот вверху). Для того чтобы использовать ваши MIDI-сообщения на внешнем приборе, выберите порт и канал того "железа", которое подключено к Ableton, и ваши настройки готовы (вы также можете использовать "External Instrument" для этих целей, о нём поговорим в Главе 8 "Инструменты Ableton Live").
Разбираемся в клипах
Клипы могут быть созданы путём перетаскивания файлов в Режим Сессии или Режим Аранжировки, или при помощи записи новых аудио и MIDI файлов непосредственно в Live (наигрывая что-то на MIDI-клавиатуре или записывая аудио через вход звуковой карты).
Запись MIDI клипа при помощи MIDI-клавиатуры.
MIDI-клипы также могут быть созданы двойным щелчком на пустом слоте MIDI-дорожки в Сессии, или путём выбора пункта Insert Midi Clip в меню "Create" режима Аранжировки (для этого желательно выбрать на дорожке диапазон, где будет находиться будущий клип).
Вы также можете создать новый миди-клип горячими клавишами Ctrl (Cmd) +Shift + M.
Помните! Аудио клипы лишь ссылаются на аудио файлы. Они не содержат их. Клип просто содержит информацию, необходимую Ableton для того, чтобы отыграть аудио файл с жёсткого диска.
Однако аудио клипы имеют множество различных свойств, таких как: возможность гибкой настройки высоты тона и темпа аудио. Также вы можете создать множество различных клипов из одного аудио файла без необходимости создания множественных копий аудио файла на вашем жёстком диске.
Один аудио файл может быть задействован любым количеством клипов, и каждый клип будет содержать свои собственные параметры: метки лупов, транспозицию, маркеры варпинга, автоматизацию, и т.д.
Эту способность - дублировать, резать и калечить клипы без какого-либо вреда для основного аудио файла иногда называют недеструктивным редактированием (почти, т.к. есть и некоторые относительно "деструктивные" операции - прим. тех. ред.), и это один из нюансов, который делает Live (а также любую другую современную программу для написания музыки) таким мощным. Но не всё так просто...
Как только аудио файл будет изменён какой-либо другой программой, такой как Аудио Редактор (Soundforge, Audition и т.д.), каждый клип, ссылающийся на него, теперь будет проигрывать его с этими изменениями.
Если вы удалите файл, который представлен в вашем проекте аудиоклипом, то этот клип и множество других клипов, основанных на удалённом аудио файле, перестанут играть.
Это - одна из причин, по которой важно использовать команду Collect all and save (вы уже читали о ней в Главе 3), чтобы скопировать в вашу папку с проектом все аудио файлы. Это нужно для того, чтобы защитить их от изменений какими-либо другими программами, а также от банальной пропажи файлов. Ведь как это часто бывает, вы можете удалить какую-то папку, не задумываясь о том, что она содержала какой-то семпл, используемый в важном проекте.
В отличие от аудиоклипов, все данные MIDI-клипов хранятся внутри файла сета с разрешением *.als. MIDI клипы могут быть созданы при помощи загрузки из Браузера (или путём перекидывания миди-файлов из окна вашей OS в Ableton). Но гораздо удобнее и быстрее создавать их самостоятельно, записав свою игру, используя миди-контроллер (Drum Pad или MIDI-клавиатуру), или просто нарисовав ноты вручную используя MIDI редактор.
UNDONE: Есть резон в том, что большинство творческих программ ставят на первое место функцию Undo в меню Edit. Единственный способ учиться чему-либо в программе - вдоволь экспериментировать, крутить всё, что только можно и при этом знать, что все ошибки, которые вы натворили, могут быть аннулированы, и вы всегда сможете вернуться на несколько шагов назад. Довольно забавно, что Ableton обладает одной из самых лучших реализаций функции Undo, среди доступных на рынке DAW. В отличие от некоторых других программ, практически все ваши действия, впоследствии могут быть отменены (исключениями являются такие кнопки как Solo и Arm, некоторые файловые операции в Браузере, а также несколько параметров, которые изменяются в комплексных девайсах плагинов). Но помните, что функция Undo полностью очищается, как только вы сохраните ваш проект или выйдете из программы!
Добавление файлов из Браузера
Создание нового клипа происходит после того, как вы переместите аудио файл, стандартный MIDI-файл или Live Clip из Браузера в слот клипа Режима Сессии или в Режим Аранжировки.
Файлы также могут быть добавлены прямо из проводника (Windows) или из Finder'a (OS X). Поскольку дорожки могут содержать в себе только один тип клипов (аудио или MIDI), удостоверьтесь в том, что вы перемещаете аудио файлы на аудио дорожки, а MIDI файлы на MIDI дорожки (на самом деле можно переместить аудио на миди, при этом вы задействуете встроенную функцию конвертирования аудио в миди - прим. тех. ред.). Также вы можете кинуть файлы в пустую область Drop Area, чтобы создать новые дорожки нужного типа автоматически.
Вы также можете переместить сразу несколько файлов. Нажмите Shift + клик для того, чтобы выбрать несколько выборочных файлов или Ctrl (Cmd) + клик для выбора множества файлов одновременно, а затем добавьте их в виде группы. По умолчанию все клипы будут созданы в одном и том же треке. Для того чтобы Live бросил каждый файл (из выбранных) на отдельную дорожку, нажмите и держите Ctrl (Cmd) перед тем как кинуть файлы. Вы увидите, как клипы поменяли свою ориентацию (с горизонтального дополнения, на вертикальное, или наоборот). Затем вы можете вставить их в таком виде куда-либо в свой проект.
Ableton Live может работать практически c любыми форматами аудио файлов (WAV, AIFF, SDII, MP3, Ogg Vorbis, Ogg FLAC, или FLAC). Если вы собираетесь использовать такие форматы как Mp3 или FLAC, удостоверьтесь, что вы прочитали Главу 2, "Установка и Настройка Ableton Live".
Самый лучший способ сразу же увидеть Ableton в работе - использовать лупы и различные семплы.
Не надо недооценивать мощь всего того, что можно сделать с этими звуковыми кусочками. Как только вы станете экспертом в манипулировании свойств клипа, редактировании клипа в Аранжировке, использовании эффектов и других функций, таких как Slice to New MIDI Track, вы поймёте, что лупы - это просто сырой материал, из которого можно создать различные варианты довольно оригинальных звуков.
Стандартные MIDI-файлы имеют разрешение .MID. Они включены в некоторые сторонние библиотеки и могут быть экспортированы в Live из других программ, таких как Reason и Logic.
Вы также можете использовать категорию "Clips" в Браузере для того, чтобы найти клипы. Эти файлы сохраняются в Live Clip формате. Live Clips могут быть как аудио, так и MIDI, и могут содержать в себе девайсы. Например, MIDI Clip может содержать не только MIDI-партию, но и инструмент. Так что это как бы своеобразный пресет, который содержит как звук, так и музыкальную часть.
Я хочу вас предупредить о том, что Live Clips (вместе с их девайсами и инструментами) будут загружены в трек, на который вы их переместили только в том случае, если этот трек не содержит никаких девайсов. Т.е. их лучше загружать на пустую дорожку. Если у вас есть дорожка с каким-либо девайсом, то в итоге вы получите на ней только Audio или MIDI-клипы.
Организация и Навигация
Также как большинство современных музыкальных программ, Live даёт вам возможность создавать большое количество контента очень быстро. Недостаток этой быстрой деятельности состоит в том, что вы можете ощутить стресс и растерянность, когда создадите множество лупов, и запишите огромное количество новых партий. Поэтому я настоятельно рекомендую вам - не пренебрегайте организацией. Поверьте мне, благодаря правильной организации ваша музыка станет только лучше.
Первый шаг заключается в том, что вы часто должны использовать команду Rename (переименовать), чтобы все ваши клипы и дорожки носили чёткое и осмысленное название, и вы всегда могли найти в своём треке всё что нужно. Эта команда описывалась в Главе 3.
Следующий шаг - это цвет. Вы можете кликать правой кнопкой мыши на клипы, треки, сцены и выводить в контекстном меню палитру цветов, а также подбирать цвета по любому принципу, который имеет для вас смысл. Например, вы можете красить бас в синий цвет, а барабаны - в красный, синтезаторы - в зелёный, пэды - в розовый и т.д.
Также очень важно двигать клипы, треки и сцены в наиболее логичные для них места. Только представьте себе, насколько проще будет работать с сетом, в котором все дорожки с ударными располагаются в одном месте, вместо того, чтобы быть разбросанными по всему проекту, по разным сценам и дорожкам.
Эта логика подходит также к клипам и сценам. Дорожки и сцены могут быть перемещены кликаньем и перетаскиванием их заголовков (титулов), в то время как клипы могут быть перемещены при помощи захвата за их цветные области.
Если вы зажмёте Alt (Option) в то время, когда потащите объект, то создадите его копию, вместо того чтобы просто передвинуть его. На Windows копия объекта делается при помощи зажатой клавиши Ctrl.
Например, вы можете создать множественные копии клипа и ставить различные метки лупов, или сделать копию целого трека и использовать на нём совершенно другие эффекты для создания многослойного звука.
Мультивыбор: Множество команд и действий могут быть применены сразу на нескольких выделенных объектах. Команда Ctrl + Клик работает для того, чтобы выделить несмежные объекты, или Shift + Клик для того, чтобы выбрать целый ряд. В Режиме Сессии, группы клипов могут быть также выбраны выделением рамкой сразу нескольких клипов мышью. Трюк состоит в том, что вы можете кликнуть и потащить мышь от пустого слота, а затем окружить рамкой те клипы, которые вы желаете выделить. Например, если вы хотите выбрать сразу несколько клипов и применить на них один и тот же цвет, или передвинуть несколько дорожек одновременно.
Вы также можете управлять Микшером нескольких треков одновременно. Например, чтобы уменьшить громкость нескольких треков до одного и того же значения, выберите сразу несколько треков, а затем начинайте менять громкость на любом из них. Фэйдеры каждого выбранного трека передвинутся на то же значение.
И наконец, момент, который часто упускается из виду. В Ableton проработана весьма хорошая навигация при помощи клавиш стрелок. После того как вы выберете в Режиме Сессии клип (кликнув на него), вы можете двигаться вверх или вниз, влево или право для того, чтобы выбрать любой другой клип. Всё управляется клавишами стрелок. Если вы будете двигаться вверх, минуя самый верхний клип в столбце, то тут же выберете сам трек, и теперь клавишами Влево и Вправо вы можете выбирать другие дорожки. Также клавиши стрелок с зажатой клавишей Shift могут выделять сразу несколько объектов.