Живые Группы и Другие Идеи для Выступлений

 

Множество выступающих вживую групп любят использовать определённые формы аккомпанемента, также как и предзаписанные треки или бит-боксы, для того, чтобы приукрашивать их звучание. Довольно распространённое явление - банда может включать мультиинструменталиста, который написал количество партий для песни большее, чем может быть сыграно с учётом всех участников группы. Когда к вашим услугам подключаются мультитрековые возможности программы Ableton Live, вы легко можете скомпилировать все партии, необходимые вам для аккомпанемента, и разбить их по сценам (Scenes) в режиме Аранжировки или Сессии. Как только вы начнёте выступление, то можете переключаться между сценами, или же записывать аранжировку для того, чтобы потом проигрывать её во время живого выступления.

 

Создавая сцену: Чтобы быстро перенести кусок вашей Аранжировки в Режим Сессии сначала необходимо выбрать какой-то диапазон времени в Режиме Аранжировки. Затем нажмите правой кнопкой мыши на нём и выберите команду Consolidate Time to New Scene из контекстного меню. Когда вы вернётесь в Режим Сессии, то увидите в ней совершенно новую сцену с материалом, который выбрали. Это может быть отличным стартом для подготовки полного мультитрекового сета для живого выступления.

 

Трек с кликом

Для того чтобы оставаться в синхронизации с Ableton Live, один или более членов вашей команды могут захотеть услышать метроном, который был бы синхронизирован со всеми частями вашей песни. Обычно, это не требует ничего большего, чем включения кнопки метронома в Ableton Live и соответствующей настройки, чтобы Cue-выход (предпрослушка) был направлен на пару наушников (мы рассматривали подобные варианты для Dj'ев ранее). Барабанщик обычно является единственным человеком, которому нужен клик. Он играет вместе с метрономом в наушниках, а вся остальная команда уже подстраивается под него. В результате вы все вместе играете синхронизировано с Live.

Конечно, поскольку все синхронизировано с темпом Live, вы можете использовать какую-либо барабанную петлю в качестве "клик-трека" вместо метронома, который может приесться и надоесть. Загрузите какую-либо барабанную петлю на дорожку и отправьте её на наушники. Некоторые музыканты найдут это гораздо более лёгкой задачей, чем играть с обычным звуком метронома.

 

 

Tap Tempo

Наряду с игрой под клик метронома в Live, вы можете сделать так, чтобы сам Live играл под ваше "кликанье", или, если угодно, "тапанье".  Назначьте MIDI-кнопку или клавишу на Tap Tempo. Как только ваша банда заиграет, вы можете несколько раз нажать кнопку, и Live будет следовать текущему темпу команды. Даже барабанщик может назначить электронный триггер на Tap Tempo и затем "накликать" несколько долей то там, то сям, чтобы Live синхронизировался с музыкой (этот вариант подойдёт далеко не всем).

 

Три-четыре! Вы можете сделать так, чтобы 4-ре удара предварительного отсчёта вашей команды перед вступлением трека совпадали с нажатиями на клавишу TAP. Таким образом, как только вступит первый такт песни, Live тоже воспроизведёт первые клипы в темпе, который вы "накликали".

 

Живые Эффекты

Помимо того, чтобы Live может быть отличным аккомпанементом для всей вашей команды, программа может также действовать как весьма гибкий блок эффектов. Всё больше и больше команд и выступлений делаются с Live, который функционирует не только в качестве проигрывателя битов, но и для того, чтобы обрабатывать акустические инструменты (или вокал) и смешивать их лучше вместе с электронным наполнением. Например, чтобы добавить эффект для живого источника, воткните микрофон или линию инструмента во вход аудио интерфейса вашего компьютера и выберите его в качестве входа (input) на звуковой дорожке. Переключите мониторинг данной дорожки в In и поставьте на неё любой эффект на выбор (см. скриншот ниже). Эффект теперь может контролироваться при помощи назначаемого MIDI-контроллера с маппингом или автоматизацией, которая будет приводить к изменениям, синхронизированным с темпом песни.

 

 Audio From 2 Input

 

На скриншоте: сигнал со второго выхода аудиокарты направляется на дорожку, пункт Monitor поставлен в значение In. Эффект на дорожке мгновенно обрабатывает входящий сигнал.

 

Наслаивание лупов в реальном времени

Использование девайса Looper (см. Глава 9, "Audio Effects в Ableton") или функции записи внутри Режима Сессии (см. Глава 5), поможет вам легко записывать новые клипы и наслаивать их друг на друга буквально налету. Например, вы можете сыграть простую басовую партию, зациклить её, а затем наложить сверху слой с ритмической партией. После этого вы можете импровизировать сверху всех этих новых вариаций лупов, создавая трек прямо перед глазами и ушами вашей публики.

Метод работы для получения такой многослойности наиболее эффективен с использованием MIDI-педали, ножного контроллера, такого как KMI SoftStep. Так что вы можете контролировать Live при помощи ваших ног, оставив ваши руки свободными для игры на вашем инструменте. Есть множество путей для настройки лупинг-сетапа, но лучше всего, конечно, начать с простого способа. Вы можете сделать маппинг для того, чтобы Arm-выключатели включали или выключали запись, и навигаторы сцены (см. Глава 11), для передвижения вверх и вниз в Режиме Сессии. Кнопки Session Record и New также могут быть назначены маппингом для прыжка к пустым слотам клипов, и для старта новой записи с минимумом движений ваших ног.

 

В театре

Звуковые сигналы являются одним из наиболее важных элементов для добавления спектаклю реализма. Звуковые эффекты, такие как ветер, дождь, гром, шум улиц, церковные колокола и плачущие младенцы играют через динамики зала, и иногда музыкальные вставки играют свою роль. Для того чтобы играть звук мгновенно, когда вы используете Ableton Live, вам нужно выключить Launch Quantization в верхнем контрольном баре или индивидуально для всех клипов. Также, скорее всего вам потребуется выключить режим варпинга, чтобы семпл играл с оригинальной высотой и скоростью (иногда, всё же, варпинг нужно включать с минимальным шагом квантайза, т.к. спектакль является достаточно непредсказуемым действием, и звук приходится перематывать до определённых позиций; так же иногда необходимо делать лупы, которые приходятся как никогда кстати, если помимо, эмбиенса вам нужно контролировать параллельно ещё несколько источников звука - прим. тех. ред.).