Гибридный Диджей & Ремиксёр!
Диджей вы, или предпочитаете делать мэшапы с ремиксами - вам обязательно стоит прочесть эту главу. Как вы уже знаете, Ableton Live может синхронизировать лупы благодаря Warping-движку. DJ'и используют этот мощный механизм для того, чтобы синхронизировать целые песни и треки вместе. Они также используют уйму клипов для новых аранжировок песен, буквально создавая свои собственные ремиксы на глазах у танцующих масс. Изучая методы, которые я привожу здесь, вы добьётесь уверенной хватки в процессе манипулирования темпом любого куска аудио.
Причина, по которой этот раздел называется "Гибиридный Диджей" состоит в том, что играете ли вы оригинальные треки, которые скачали, или импровизационные джемы с лупами, или мэш-апы, техники и концепции DJ'инга в Ableton связывают всё это вместе, что позволяет взглянуть на них в едином ключе.
Подготавливаем ваши аудио файлы
Процесс DJ'инга с Live имеет два этапа: Первый этап - это скачивание, нарезка и warping треков, а затем расположение их в теле вашего сета. Live поддерживает множество компрессированных и не компрессированных форматов. Вы можете использовать WAV, AIFF, SD2, MP3, AAC, Ogg Vorbis, Ogg FLAC, и обычный FLAC. Это означает, что вы можете использовать большинство форматов файлов, которые только можно отыскать.
Обычно файлы 320kbps в формате MP3 являются достаточно качественными для большинства программ. Однако имейте в виду, что Live декомпрессирует любой компрессированный файл в "Decoding Cache" (кэш для декодируемых файлов), когда вы добавляете их в Set. Это не только нанесёт ущерб качеству звука, когда используете компрессированное аудио, а также вы будете использовать гораздо больше дискового пространства, поскольку сохраните на жёстком диске как сжатую, так и несжатую версии файла.
Как только вы расположили все треки в сете, вы готовы начать следующий этап подготовки файла для диджеинга. Для того чтобы Live синхронизировал темп каждой песни со временем других песен, которые вы будете играть, вам нужно расставить так называемые Warp Markers (Маркеры Варпинга) в вашем файле для того, чтобы указать месторасположение битов (долей и тактов) в треке. Warping целой песни на слух воспринимается как не самая лёгкая операция, но при некоторой практике вы сможете делать это всё быстрее и быстрее. Хотя я никому никогда не рекомендовал бы делать это, бывали ситуации, когда варпинг некоторых треков мне приходилось заканчивать на сцене прямо во время живого сета.
Скажу сразу, что этот раздел предполагает наличие у вас знаний основ Warping'а, которые мы рассматривали в Главе 6 "Дорожки и Роутинг Сигналов", так что обращайтесь к ней, если в этом будет необходимость. Кроме того, прежде чем мы начнём, я хотел бы обратить внимание на важный момент: не забывайте нажимать кнопку "Save" в окне Sample, после того, как вы отварпили ваш трек!
Иначе в следующий раз, когда вы перетащите дорожку из вашего браузера в сет, ваших аккуратно расставленных маркеров там не будет.
Анализ трека и Авто-Варпинг
Каждый раз, когда вы впервые добавляете новый аудио файл в Live, начинается его анализ. Как минимум, это означает, что для аудио файла создаётся отображение его амплитуды и сохраняется в директории в виде файла с расширением *.ASD. Когда этот файл сгенерирован, Live делает некоторые предварительные догадки по поводу длины и оригинального темпа файла. Для малых, равномерных по времени, и аккуратно вырезанных лупов, это очень простой процесс. Но для целых песен и треков это что-то более сложное. Поэтому Live имеет в своем арсенале специальные настройки для работы с целыми треками ("Auto-Warp Long Samples", который находится во вкладке Record/Warp/Launch меню Preferences запускает автоварпинг длинных семплов, т.е. целых треков).
Анализируй это: вы можете заметить, что когда вы добавляете трек в ваш Live Set впервые, проходит некоторое время, прежде чем он загружается. В это время Ableton анализирует файл и создаёт *.ASD файл. Но есть один трюк для тех, у кого есть большая коллекция треков, а также для тех, кто хочет сберечь немного времени. В браузере найдите папку, которая содержит коллекцию треков. Затем щёлкните правой кнопкой мыши на неё и выберите пункт "Analyze Audio" из контекстного меню. Ну а теперь сходите за пивком, или в прачечную. Когда вы вернётесь, все треки будут готовы к использованию без задержек.
Если вы позволите Live автоматически использовать Auto-Waping (Автоматический Варпинг) на ваших треках, при этом материал над которым вы работаете - достаточно прямолинеен (в нём нет сложных сбивок, изменений темпа, долгого пропадания ритма или синкопирования), тогда Live сделает большую часть работы за вас. Но не полагайтесь на Auto Warping полностью. Всегда проверяйте работу автоварпинга на предмет некоторых распространённых ошибок, речь о которых пойдет ниже.
Одна из типичных проблем при автоварпинге в Live происходит тогда, когда первый бит в треке определяется неправильно. Это означает, что темп может быть и правильный, но песня сдвинута по отношению к метроному или другим клипам. Или, например, вступление в треке иногда "запутывает" алгоритм Auto Warping'а настолько, что с темпом тоже происходит ошибка и он определяется неверно.
На скриншоте выше вы видите отварпенный автоматически трек, где Live сделал несколько ошибок. Вступление не имеет никаких басовых барабанов, и синкопирование в ритме запутало Auto Warping. В итоге действительно вступивший после сбивки басовый барабан, который должен был прозвучать на 49-м такте, был смещён на одну долю.
Для того чтобы помочь программе, мы должны поставить маркер с 1.1.1 там, где появляется первая бочка, вместо начала песни. Это выполняется, главным образом, при помощи наших ушей и глаз. Слушайте ту область, где вступает первая бочка, а затем приблизьте зумом эту область. Используйте Scrub Tool (т.е. возможность запускать клип с любого места при помощи иконки "динамика", она появляется, если вы поднимите мышь чуть выше дисплея с амплитудой файла) для того, чтобы запустить файл прямо из этой области и визуально определите, где находится бочка. Сначала потребуется немного попрактиковаться, но будьте внимательны и у вас все получится.
После того, как вы обнаружили первую ясно слышимую бочку такта, щёлкните правой кнопкой на маркер транзиента прямо над ней и выберите пункт "Set 1.1.1 Here", как показано на скриншоте ниже. Затем щёлкните правой кнопкой мыши на Warp Marker, который был создан, и выберите пункт "Warp From Here" (имеется несколько различных вариантов этой команды, если вы хотите узнать о них больше, то прочтите Главу 5 "Аудио и MIDI-клипы"). И наконец, передвиньте стартовый маркер влево, как показано на скриншоте ниже, так, чтобы воспроизведение началось с интро. Обязательно проверьте, что вы сдвинули стартовый маркер назад на чётное количество тактов. Например, если интро 16 тактов, то стартовый маркер должен стоять на позиции -16.1.1.
Шаг первый. Выставляем маркер на первую бочку в треке, выбираем Set 1.1.1. Here.
Шаг второй. После того, как мы выявили и установили первую бочку, передвинем стартовый маркер налево, так, чтобы в треке присутствовало интро. В моём случае интро слишком длинное, поэтому я решил взять из него всего 16 тактов. Внимание на показатели "Start" в свойствах семпла: -16.1.1. т.е. ровно 16 тактов интро перед бочкой.
Другая типичная ошибка состоит в том, что автоварпинг может допустить неточность в определении темпа на какие-то маленькие значения. Обычно очень легко распознать эту ошибку, просто посмотрев на числовое значение в Seg. BPM ячейке. Например, темп трека может быть распознан как 124.99, в то время как он на самом деле 125 BPM. Обычно, слушая первую часть композиции с метрономом, вы не заметите особых ошибок, и только через несколько минут в треке может появиться небольшой сдвиг по отношению к метроному. Для того чтобы откорректировать эту ошибку можно:
а) Более тщательно поставить маркер Set 1.1.1. Here;
б) Найти последнюю бочку в треке и подвигать её до тех пор, пока Seg. BPM не станет ровным;
в) Попытаться сразу же ввести в числовую ячейку необходимый Seg. BPM.
В любом случае всегда используйте визуальный контроль, а также ваши уши (очень помогает динамик Scrub Area и инструменты Zoom). Возможно, всё это звучит немного сложно, но уже через несколько отварпенных треков вы будете прекрасно справляться с этими проблемами.
Иногда, когда вы пытаетесь ввести темп в ячейку Seg. BPM, вы увидите, что она стала серой и не активной. Это происходит потому, что Segment BPM может быть отредактирован только после того, как вы кликните на какой-либо Warp Marker, даже если он один-единственный в клипе. Для клипов с несколькими Warp Markers, Seg. BPM ячейка показывает имеющийся темп между маркером, на который вы кликнули, и следующим маркером в клипе.
В некоторых случаях автоварпинг может сделать всё почти правильно, полагаясь на амплитудные всплески в треке. Но часто в некоторых треках бывает неверно выставлено начало такта, причём ошибка - ровно одна доля такта. В таких случаях метроном звучит странно, и не попадает в сильную долю. Тогда вам нужно перенести стартовый маркер на одну долю правее или левее, так, чтобы всё синхронизировалось со счётом метронома корректно. Однако после этого вам всё ещё потребуется выполнить команду Set 1.1.1 Here, которая доступна, если щёлкнуть на стартовый маркер правой кнопкой мыши. Это делается для того, чтобы наша timeline (линейка времени) сверху над дисплеем с амлитудой клипа была приведена в полное соответствие с содержащейся в данном клипе информацией.
Также как и в любом деле, только практика может сделать из вас мастера варпинга. Различные треки требуют различных действий для того, чтобы они воспроизводились правильно. Техники, которые были описаны выше будут работать для большинства треков, с которыми вы будете сталкиваться. Однако есть несколько случаев, когда вам потребуется варпить ваш аудио трек с самого нуля. Давайте рассмотрим эти случаи в следующем разделе.
Ручной Варпинг
Чтобы начать варпинг трека лучше всего вручную "настучать" темп (функция Tap), для того, чтобы вычислить его наиболее близко. Начинать следует с выключения кнопки "Warp" в Clip View (т.е. в свойствах клипа). Это заставит клип играть с оригинальной скоростью, независимо от темпа вашего Set'а. Запустите клип и начните нажимать кнопку Tap несколько раз, на каждый счёт такта 1-2-3-4. Для большей точности можете замаппить эту кнопку на свой контроллер или клавишу клавиатуры, вместо того, чтобы тыкать мышью. Это обеспечит лучшую точность. Поскольку темп в Ableton Live имеет обыкновение показываться с точностью до двух знаков после запятой, вы, скорее всего, получите темпы похожие на 124.83 или 99.14, вместо круглых чисел вроде 124 или 99.
После того как вы получили приблизительный темп, увеличьте экран амплитуды вашего аудио клипа, и поставьте стартовый флажок на первую явную бочку в вашей песне. Это должно быть начало такта. Затем щёлкните правой кнопкой мыши на этом маркере, и выберите пункт Set 1.1.1 Here. Если вы уверены что работаете с материалом, темп которого достаточно устойчивый, то вы уже практически закончили. Перемотайте экран чуть дальше и найдите следующую бочку, означающую начало следующего такта. Если вы правильно идентифицировали при помощи Tap-кнопки ваш темп, то увидите бочку трека где-то рядом или точно на начале следующего такта. При необходимости подкорректируйте её - перетащив на место. Затем проверьте окно Seg BPM. Оно должно показывать ровные числа, без сотых. В случае если темп показан неровный, вам нужно проверить, насколько точно вы установили стартовый маркер, и насколько точно установлен следующий маркер. Получив точное число, установите его в качестве главного темпа проекта.
После этого ваш трек должен быть практически отварпен. Проверьте трек в самом конце - соответствуют ли тактовой сетке основные ритмические удары .
Если трек недостаточно стабилен в темпе, то вам придётся проверять - соответствует ли каждая начальная бочка такта тактовой сетке и править их вручную многочисленными Warp Marker'ами, так, как рассказано ниже. Экспериментируйте в таком случае и используйте Undo (Отмена Действия) команду!
Если вы работаете с материалом, в котором присутствуют ритмические сдвиги и колебания темпа, то в треке нужно будет расставить довольно большое количество маркеров. Для некоторых материалов достаточно расставлять бочки по тактовой сетке каждые 32 такта, а для других вам потребуется 1 бочка на 1 такт (или больше). Иногда это можно сделать приближением к начальной бочке через каждые четыре такта, двойной щелчок, чтобы создать Warp Marker на начальном бите и перетаскивание его в начало такта. Если возникнет какая-либо проблема, то вам поможет техника зацикливания, как на скриншоте:
На верхнем скриншоте фрагмент зацикливается неровно, необходимо подвинуть бочку возле 17-го такта так, чтобы она примыкала к правой границе. Как только я сделаю это - луп зазвучит прекрасно. Давайте подробней об этой технике.
Техника зацикливания выглядит следующим образом: после того, как вы сделали Tapping темпа, потащите скобку зацикливания к первому или к двум начальным тактам и зациклите их (кнопка Loop). Начните воспроизведение. Есть шанс, что луп не будет достаточно гладок на стыках. Посмотрите направо - туда, где находится правый край зацикливаемого фрагмента, и вы увидите первую бочку следующего такта на дисплее с амлитудой. Создайте Warp Marker для неё и потащите, чтобы она встала ровно на линии правого края зацикливаемого фрагмента. Используя ваши уши и зумминг, подкорректируйте положение маркера, пока луп не зазвучит правильно. Затем передвиньте скобку зацикливания дальше, так, чтобы начало её приходилось на только что поставленную бочку следующего такта. Затем повторите процесс:
Отныне и навсегда вы можете получить отличные результаты, используя комбинацию ручного и автоматического варпинга. Иногда Auto Warp может подготовить несколько тактов материала правильно, а затем допустить ошибку. В этом случае, попробуйте ставить маркер варпинга на каждую начальную бочку такта каждый раз, когда ваш варпинг начинает съезжать; затем щёлкните правой кнопкой мыши на нём и используйте команду Warp From Here. Для некоторых материалов этот метод может стать настоящим спасителем времени!
Поскольку здесь нет святого грааля, который будет обеспечивать вам каждый раз чёткий варпинг, эта секция оснастила вас очень мощным набором техник, которые могут быть адаптированы практически к любому материалу.
Выбор правильного режима варпинга
Эта тема, по поводу которой ведутся бесконечные споры. Теоретически, режим Complex Pro должен давать самое лучшее качество при варпинге целых песен, но на практике это происходит не всегда. Факторы, которые влияют на качество звука отварпенного аудио, включают в себя оригинальные спектральные характеристики песни, насколько сильно вы увеличили или замедлили темп песни, а также используете ли вы, или нет транспонирование песни или проигрываете её с оригинальной высотой тона. (Так же не стоит забывать про транзиенты с которыми очень не дружить комплексные варианты ворпинга - прим. тех. ред.)
Если вы не собираетесь изменять темп или высоту тона трека во время перформанса, то можете использовать любой режим, который придётся вам по вкусу, при этом Complex использовать необязательно. При оригинальном темпе/высоте тона другие режимы Варпинга почти никак не влияют на качество звука, а вот Complex влияет всегда! Для сильно перкуссионных танцевальных треков режим варпинга Beats может работать очень хорошо. Я обычно выбираю режим No Loop (стрелка вперёд) в меню Transient Loop Mode (за подробностями отправляю вас к Главе 5), когда использую режим Beats. Это может сильно исказить трек, если вы его замедлите (он будет сильно "нарезан" на транзиенты). Но иногда это даже интересно звучит на некоторых материалах. Недостатком режима Beats для целых треков является то, что он может иногда создать неприятные бурления и трели в басу.
Иногда вы можете слышать, что обрабатываемый трек звучит не очень хорошо как в Complex, так и в Beats режиме. Очень много музыкантов, которые считают, что Texture режим обеспечивает наилучший общий баланс качества звука, и сохраняет транзиенты.
Другие используют только Repitch-режим с отличным звучанием, но он лимитирует ваши возможности по подбору треков по тональности. Мой личный подход заключается в прослушивании каждой песни в каждом конкретном случае в индивидуальном порядке. Необходимо слушать внимательно, прежде чем принимать решение. Как и во многих других музыкальных темах, последний и лучший совет состоит в том, что вы должны использовать ваши уши и экспериментировать.
Техники живого выступления
После того как мы определились с применением маркеров варпинга на треках, можно обсудить разнообразные техники диджеинга, которые используют артисты на сцене. Начнём с взгляда на традиционных диджеев, их оборудование и методы перфоманса, но, опять же, эта информация также подходит для всех, кто работает в Ableton Live. Для диджеев которые учатся традиционным техникам диджеинга, применение Ableton Live позволит расширить их арсенал приёмов и сдвинуть выступление в захватывающий мир, в котором размыты рамки между диджеингом и живым перфомансом.
Микшер Диджея
На скриншоте я настроил Режим Сессии в качестве стандартного двухканального диджейского микшера. Это два аудио трека, каждый из которых назначен на различные стороны кроссфейдера (A и B). На каждую дорожку я загрузил эквалайзеры и добавил немного рэков аудиоэффектов (Audio Effect Racks) на мастер-треке.
Для того чтобы предпрослушивать треки вам нужен аудио интерфейс с четырьмя выходами - два выхода для основного микса и два других для того, чтобы питать ваши наушники. Множество аудио интерфейсов имеют назначаемый выход на наушники, а другие имеют конкретную пару выходов, привязанных к вашим наушникам. Аудио интерфейсы, не имеющие отдельного выхода на наушники, к сожалению, совсем не подходят для диджеинга.
В случае если у вас есть выходы 1/2 и 3/4, нам необходимо указать, что одна пара будет питать Cue (предпрослушку) а вторая - Master (этот сигнал пойдёт в зал). Та пара, которая отвечает за основной звук вашего микса, должна быть выведена на мониторы.
Теперь вы готовы к тому, чтобы прослушивать треки через наушники, так, как это было показано ранее. Пожалуйста, помните, что включение Cue на дорожке не убирает его звук с Master'а. Вы должны выключить кнопку Track Activator или понизить громкость для того, чтобы отправлять его только на наушники. Как только трек был прослушан, вы можете добавить ему громкости и отправить его на главные выходы мастера.
Скриншот ниже показывает другой подход. Cue дорожка используется для того, чтобы просто содержать в себе треки прежде, чем вы будете их играть. Этот трек имеет включенную функцию Cue и выключенный Track Activator, так что любой аудио клип на этой дорожке будет слышен только через наушники. Дорожки наподобие этой можно использовать в качестве виртуальных "ящиков с записями". Загрузите в неё все песни, которые вы, скорее всего, захотите сыграть. Затем, после того, как вы закончили предпрослушивать трек, переместите его в Deck A или Deck B.
И наконец, также возможно просто использовать Live в качестве замены CD-проигрывателей или вертушек, и делать всё сведение на стандартном диджейском микшере. Все предыдущие примеры рассматривали вариант, когда вы отправляете стереопару из компьютера на колонки (в зал), или же включаете в один-единственный канал на DJ-микшере, как обычно это происходит. Используя роутинг, показанный на скриншоте ниже, вы можете отправлять различные треки прямо из различных выходов вашего звукового интерфейса, и управлять громкостью, кроссфейдом, EQ и предпрослушкой прямо на DJ-микшере.
На скриншоте вверху показан вариант, когда две разные деки A и B отправляют два сигнала на различные каналы микшера через многоканальную звуковую карту.
Зацикливание (Looping) налету!
Live позволяет вам обозначать точки зацикливания (loop points) прямо на лету, используя кнопки Set рядом с параметрами Position и Length в Clip View (Свойствах Клипа). Во время воспроизведения клипа вы можете нажать Set Position для того, чтобы поставить точку, определяющую начало вашего лупа, а затем кнопку Set Length для установки конечной точки и для моментального включения переключателя Loop. Когда вы выключите переключатель Loop, клип продолжит играть до конца. Если вы включите его снова, клип вновь перепрыгнет обратно к проигрыванию лупа.
Как и следовало ожидать, кнопки Set могут быть назначены на контроллер, но помните: поскольку эти кнопки находятся в Clip View, контроллер будет расставлять точки лупа только для того клипа, который в настоящий момент демонстрируется. Для того чтобы перепрыгнуть на текущий проигрываемый клип с вашего контроллера, вам нужно также сделать маппинг для области-индикатора Clip Status, как объяснено в Главе 11 "Миди-контроллеры и Маппинг".
Биты, Бас, и Прочее
Благодаря тому, что вы отварпили все аудио файлы и они играют в точности с вашей временной тактовой сеткой, вы можете легко добавлять лупы для того, чтобы усиливать ваш сет дополнительными лупами и элементами мэшапа. Так барабанный луп может также использоваться, чтобы сгладить переходы между различными треками, или вы можете перейти в непосредственный джем с различными лупами прежде, чем переходить к следующему треку. Или загрузить все части вашего трека на нескольких дорожках и сыграть их живьем. Если хотите, вы можете записывать новые MIDI-клипы прямо во время выступления и создавать лупы налету.
Но здесь я вынужден предупредить вас вот о чем: поскольку возможности здесь буквально бесконечны, начинайте с легкого сетапа и настроек, и усложняйте их по мере того, как вы будете чувствовать себя более комфортно во время живого выступления. То, что вы в состоянии осуществить во время практики часто немного больше чем то, что вы можете сделать во время концерта. Если вы имеете при сеюе на 10 подготовленных треков больше, то этот факт может добавить вам множество возможностей для импровизации во время шоу. Однако чем больше импровизации и меньше практики - тем более стрессовым будет ваше выступление перед публикой, если что-то пойдёт не так, как планировалось.
Аранжировка "вживую"
Если вы сделаете несколько клипов для одной песни таким способом, чтобы иметь в мгновенном доступе начало любой секции, а также расставите в этих секциях рамки зацикливания на ваш вкус, то это может быть очень полезным и удобным. Теперь вы сможете запускать клипы в любом порядке, т.е. делать ремикс и свою собственную аранжировку трека прямо на глазах вашей публики:
Как только вы создадите эти клипы, вы можете выделить их все и переместить в браузер для того, чтобы создать новый сет. Вы можете перемещать их в User Library или создать папку на вашем жёстком диске (и добавить её в Places) только для этих целей, о чём подробно говорилось в Главе 3 "Основы интерфейса Ableton Live". В следующий раз, когда вы захотите играть эту песню, просто перетащите весь сет (в моём случае это "Bola Track") из браузера в ваш DJ-сет, и ваша пачка клипов будет сразу же готова для воспроизведения:
Эффекты на Мастере
Не забывайте, что в дополнение к звуковым искажениям и обработкам, которые вы делаете с Send/Return эффектами, вы можете положить эффекты и на главный Master Track. Экспериментируйте с Beat Repeat, Auto Pan или Redux (я назвал лишь малую часть) на целом миксе. Это может прекрасно работать с выделением брейкдаунов и для сглаживания переходов между треками.
Также может быть очень полезным положить на Мастер-трек Limiter, чтобы быть абсолютно уверенным в том, что ваши выходы не будут перегружаться и клиповать. Очень важно убедиться, что вы не перенапрягаете свой лимитер, и не убиваете тем самым динамику вашего микса. По этой причине, можно поставить параметр Gain на Limiter в негативное значение (попробуйте, например -3 для начала), и он даст вам немного дополнительного хедрума (запаса для амплитуды) для того, чтобы смешивать треки и лупы вместе. Таким образом, Limiter вступит в силу только тогда, когда случится что-то экстренное.