Название

Limiter

Краткое описание
В этом параграфе мы поговорим о Limiter'е, который является оружием №1 в войне громкостей. Лимитер представляет собой радикальный ограничитель пиков сигнала. Он просто не даёт сигналу превысить определённый порог. Среди всех динамических процессоров в Live Limiter — самый простой, и при этом самый нужный.

Лимитер - ограничивая, усиливает!

 

Задам гипотетический вопрос тем, кто начал заниматься музыкой сравнительно недавно. Замечали когда-нибудь, что после сведения ваш микс всё равно звучит тише, чем треки исполнителей, которые вы покупаете? Это потому, что после стадии сведения большинство треков проходят процесс мастеринга, в ходе которого уравновешиваются частотные характеристики и повышается общая громкость микса.

Мастеринг – это та финальная доводка, шлифовка трека, которая делает ваш микс гораздо привлекательнее для слушателей. Микс становится глубже, плотнее, звонче, громче, а также прозрачнее и объёмнее (уже неплохо, не так ли?). При этом мастеринг решает ещё одну важную задачу – он делает ваш микс слушабельным на абсолютном большинстве стереосистем, которыми  обладают потенциальные слушатели. Всё это положительно сказывается на будущем тиражировании вашего творения.

Влияние громкости микса на восприятие слушателя было замечено еще в 60-х годах, когда более громкие фонограммы чаще остальных оставились не только на радио, но и в специальных музыкальных автоматах в барах и забегаловках. Видимо человек, по мановению  руки которого весь бар наполнялся очередной громкой мелодией, чувствовал себя  в самом эпицентре внимания и королём местечковой вечеринки… Эдаким лихим диск-жокеем.

Правда состояла в том, что громкая запись воспринималась как более качественная. Всё это давно вылилось в так называемую “войну громкости”, которая достигла своего апогея с приходом некоторых панк-групп, а также дабстепа. Громкость микса стала навязчивой идеей, и в кругу звукоинженеров даже появилось такое специфическое выражение, как «битва за громкость» (loudness wars). Возможно сейчас война громкостей достигла своего максимума, благодаря пережатым Dubstep-композициям.

Окей, но музыканту надо как-то выживать, когда вокруг ТАК ГРОМКО всё булькает и громыхает. Поэтому давайте рассмотрим верного помощника в инструментарии Ableton Live, который позволит сделать микс на несколько децибел громче, а значит, наверстать результаты ваших конкурентов в “войне громкостей”.

Оружие номер один для такого рода битвы и есть Limiter, или, говоря по-русски, ограничитель:

 

Limiter View

 

Среди всех динамических процессоров Ableton Live Limiter — самый простой. Он всего лишь не даёт сигналу превысить определённый уровень, выставленный параметром Ceiling (потолок).

По традиционной терминологии звукоинженеров лимитером называют компрессор с соотношением «10:1» и выше, хотя обычно лимитеры, такие, как этот, имеют «бесконечное» соотношение. Это означает, что сигнал никогда не превысит пороговый уровень. Такие лимитеры называют «брикволл-лимитер» (brickwall — кирпичная стена). Если вы не знаете или забыли что такое Compressor в Ableton  - прочтите соответствующий параграф в этой же главе.

Лимитер не имеет регулятора Threshold (порог), т.к. его обязанности возложили на регулятор Ceiling. Если ваш "потолок", Celling, установлен на -1 дБ, и вы подаёте на вход сигнал, в котором нет пиков свыше -1 дБ, лимитер не будет иметь никакого эффекта.

Чтобы задействовать устройство, следует просто повышать уровень Gain до тех пор, пока сигнал не начнёт выходить за пределы потолка. Измеритель подавления уровня (Gain Reduction meter) начнёт реагировать, и вы услышите, что общий уровень сигнала становится громче без всякого намёка на клиппинг.

Продолжая увеличивать значение «гейна», вы заметите, что звук начинает искажаться. Это, в конечном счёте, приведёт к разрушению динамики всего сигнала, поэтому, если сомневаетесь, то слушайте внимательно и действуйте осторожно.

Ручкой Release можно точно настроить восстановительные характеристики лимитера, но в большинстве случаев устройство прекрасно справляется с этим и в режиме Auto.

Параметр Lookahead имеет ту же функцию, что и обычный регулятор времени атаки. При низких его значениях лимитер реагирует на пики амплитуды быстрее, что в итоге даёт больший эффект сжатия, но в то же время может привести к искажениям. Также важно выставить оптимальное значение параметра Gain. Чем больше вы накручиваете «гейн», тем больше теряется динамики трека и более искажённым становится звук. Чтобы отыскать приемлемое значение, наденьте наушники и прибавляйте уровень Gain, пока не услышите искажения; значит, необходимо вернуться чуть назад на тот уровень, где искажений нет.

Кнопку Stereo в большинстве случаев лучше не трогать, если только вы не хотите внести немного беспорядка в стереокартину вашей записи. В режиме Stereo амплитудный пик на каком-либо из каналов приведёт к понижению уровня в обоих каналах, тем самым сохранив эффект стерео. Сменив режим на L/R, пики будут обрабатываться в каждом канале по отдельности.

 

На чём именно применять Limiter?

Вы можете применить его на отдельных дорожках с целью убрать из амплитуды сигнала ненужные случайные “перегибы”, и “скачки”.

Особое внимание уделяйте тем дорожкам, на которых сигнал наиболее динамически изменчив – к таким дорожкам относятся дорожки с вокалом, ударными, перкуссией, гитарой. Не стоит перебарщивать с эффектом лимитера, однако самые громкие скачки амплитуды можно с успехом компрессировать, для того, чтобы в дальнейшем они не доставляли вам неприятностей.

Также Limiter будет полезен на мастер-дорожке. Но опять же – если его работа на мастер-шине во многом постоянна, это свидетельствует о том, что дорожки вашего микса обладают излишней совокупной громкостью. Лучше сделать их потише, чтобы на этапе мастеринга у мастер-инженера, который будет возиться с вашим треком, не возникло лишних проблем. Обычно ему оставляют около 3 db динамического диапазона для различных манёвров (его ещё называют -3db headroom).