Контейнеры - это как?
Существуют контейнеры для различных типов девайсов: Audio Effect Rack для аудиоэффектов, Instrument Rack для объединения нескольких инструментов, MIDI Effect Rack для объединения нескольких миди-эффектов. Поскольку Instrument Racks могут содержать в себе инструменты, так или иначе способные изменяться в зависимости от миди-нот или аудиоэффектов, разработчики позволили содержать в Instrument Rack'ах и миди-эффекты и аудио-эффекты. В итоге вы можете делать в Instrument Rack очень мощные инструменты, состоящие из нескольких цепочек, синтезаторов, различных преобразований миди-нот. Контейнеры, как и все остальные девайсы в Ableton, оснащены кнопкой-активатором в левом верхнем углу, которая отключает весь контейнер и все находящиеся в нём девайсы, кнопкой сохранения, которая сохраняет целиком весь контейнер как пресет, а также кнопкой «горячей замены» или Hot-Swap Button, для того, чтобы вы имели возможность выбрать какой-либо другой сохраненный Rack.
В Ableton Live по умолчанию доступно небольшое количество различных пресетов Rackов, также из интернета можно накачать огромное количество пресетов, сделанных энтузиастами и другими компаниями специально для Ableton. Пресеты для Racks находятся так же, как и любой другой тип пресетов в браузере. Чтобы найти аудио эффекты при помощи браузера, просто раскройте подкатегорию Audio Effects Rack в категории Audio Effects, и вы увидите различные эффекты, организованные по своему типу. Instrument Racks могут содержаться в двух различных областях браузера: в категории Instrument Racks, в Instruments, а также в Sounds категории.
Основы Racks
Контейнеры содержат три секции, выполняющие различные задачи: Macros Controls (контроллеры макросов); Chain List (Список Цепочек); и Devices (Девайсы). Используйте круглые кнопки в левой крайней полосе интерфейса для того, чтобы скрыть или показать различные секции.
При работе с контейнерами, загруженными из пресетов, вы контактируете с восемью различными кнобами, которые позволяют вам изменять параметры девайсов, содержащихся в самом контейнере. При этом не нужно понимать, как работает каждый из девайсов внутри контейнера. Однако, для того, чтобы создавать свои собственные Rack'и (и модифицировать все параметры, которые изменяет тот или иной макрос), вы должны научиться работать со списком цепочек девайсов (Chain Lists) и самими девайсами (Devices).
Цепочка по своим параметрам чем-то схожа с параметрами микшера: в ней есть volume (громкость), pan (панорама) кнопка активации (activator). Так же как и дорожка, цепочка может содержать несколько различных девайсов, которые обрабатывают сигнал, проходящий через них слева на право. Помните о том, что регуляторы параметров цепочки, не смотря на то, что они находятся слева от всех ваших девайсов, обрабатывают итоговый сигнал, выходящий из последнего девайса в вашей цепочке. Когда контейнер (Rack) содержит несколько цепочек, они работают параллельно, об этой особенности мы поговорим с вами далее.
Все девайсы, содержащиеся в контейнере показываются справа от Chain List. Помните, что вы можете просматривать девайсы только одной цепочки единовременно. Если вы работаете с несколькими цепочками, вам следует выбрать именно ту, которую вы желаете редактировать, и находящиеся в ней девайсы появятся справа в Device-секции.
Чтобы создать Rack с нуля, просто переместите Instrument Rack, Audio Effect Rack, или MIDI Effect Rack прямо из браузера на дорожку. На скриншоте ниже видно, что в пустом контейнере смотреть особо не на что. Вам нужно добавить девайсы в контейнер, кидая их прямо в Chain List или секцию Devices. Как только девайс будет добавлен в контейнер, в нем автоматически будет создана цепочка.
Также в создании контейнеров помогает “Group” команда. Вы можете вызвать ее, выбрав Shift-клавишей и щелчком мыши группу девайсов в цепочке, затем щелкнув правой кнопкой мыши по верхнему бару любого из выбранных девайсов. Появится контекстное меню, где вам следует выбрать «Group». Выбранные девайсы будут сгруппированы в контейнер. Также вы можете сделать группировку комбинацией клавиш Ctrl + G (Cmd + G на Mac).
Цепочки
При добавлении новых девайсов в Rack, вы можете присоединить их либо в Device-секцию, либо непосредственно в цепочку. Также вы можете создать новую цепочку, если переместите любой девайс в drop area прямо под уже имеющимися цепочками. На следующем скриншоте, это та часть секции Chain Lists где написано «Drop MIDI Effects, Audio Effects, Instruments or Samples Here» («Кидайте МИДИ-Эффекты, Аудио-Эффекты, Инструменты или Семплы сюда»).
На скриншоте вверху мы видим 3 цепочки, содержащихся в Instrument Rack, два «родных» инструмента Ableton и один (Bass Station) - сторонний. Когда данный рэк получит миди-ноту, все инструменты в цепочках будут играть одновременно. Мы можем регулировать баланс их громкости при помощи бегунка, а также влиять на их положение в панораме.
Цепочки работают параллельно, это означает, что входящий сигнал разъединяется и проходит через каждую цепочку независимо. Иными словами, если у нас есть Effect Rack с пятью цепочками, то на выходе мы получим - пять копий оригинального сигнала, прошедших через пять различных цепочек девайсов. По этой причине в Instrument Rack можно создавать многослойные звуки, состоящие из нескольких инструментов, работающих на различных цепочках и запускающихся одновременно и с различными эффектами.
Также помните, что один Rack может заключать в себе другой Rack! Поэтому, даже если вы начинающий композитор, вы всегда сможете создать массивные звуки путем наложения нескольких разных Rack-пресетов вместе. Если вы уже потираете руки и смеётесь как сумасшедший ученый, то наверняка, осознали насколько это мощная штука. Если нет – идите в свою лабораторию и поэкспериментируйте с этими возможностями. Я уверен, что в скором времени вы будете так хихикать.
В контейнерах вы также можете создавать пустые цепочки. Это может здорово помочь в тех случаях, когда в вашем Audio Effect-контейнере содержится некоторое количество цепочек, но вам нужно подмешать к обработанным, насыщенными эффектами сигналам нетронутый (т.е. "Dry") сигнал.
С большим количеством слоев в вашем контейнере, такие регуляторы как Pan (Панорама), Volume (Громкость), Solo (Соло), Activator (Активатор) становятся очень важными, поскольку позволяют вам регулировать баланс различных цепочек, их положение в пространстве, другими словами – работать с различными частями итогового звука.
Все цепочки любого Rack могут быть рассмотрены и в режиме сессии (Session View). Верхний Title Bar вверху Instrument Racks, содержащего в себе контейнер имеет иконку с нарисованным в ней треугольником, которая служит раскрытию и закрытию различных секций в программе Ableton Live. При нажатии на эту кнопку, вы раскроете содержание контейнеров, находящихся на этой дорожке. Всё будет отображено в виде мини-микшера, где вы можете щелкать на каждую имеющуюся цепочку, регулировать их параметры, т.е. делать то же самое, что и с дорожками, но на уровне цепочек. Для того чтобы увидеть содержимое нужной вам цепочки, достаточно щелкнуть на неё в этом микшере, при этом внизу, в Device Area появятся все девайсы, содержащиеся в нужной вам цепочке. Этот вид, пожалуй, является даже более удобным для регулировки, чем тот, который я описал выше.
Macro Controls
Т.к. в каждом из рэков можно «наворотить» огромное количество девайсов и цепочек, большой рэк может быть очень сложен в навигации. Чтобы добраться до самых необходимых нам параметров, нужно приложить определенные усилия. Для устранения этих неудобств были добавлены так называемые "Macro Controls", которые я для удобства буду называть Макросами. (В простонародье их именуют Макронобами - прим. тех. ред.)
Для того чтобы назначить необходимые нам параметры на эти макросы, можно щелкнуть на кнопку «Map» в верхнем баре нашего рэка. Щелчок на эту кнопку подсвечивает все контролируемые параметры каждого девайса в рэке, а также переключает браузер в mapping mode (режим маппинга), в котором он показывает все уже существующие маппинги нашего рэка.
Чтобы назначить маппинг на нужный макрос, щёлкните на необходимый вам параметр в девайсе или плагине, а затем на появившуюся под нужным макросом кнопку «Map». (Если же вы соберётесь щёлкнуть на макрос, с уже назначенным маппингом, тогда вместо кнопки «map» будет кнопка «unmap», которая уберет назначенный ранее маппинг.) Также как и с маппингом миди-контроллеров, маппинг при помощи макросов рэка может обеспечивать изменение сразу нескольких параметров. Например, одна и та же ручка может одновременно вырезать фильтром частоты у звука, и добавлять при этом концентрацию ревера. Также можно руководить искажением сразу всех синтезаторов в многослойном рэке всего одним регулятором. Главное – правильно его назначить.
Пока вы находитесь в Map Mode, а значит, ваш браузер отображает весь имеющийся в рэке маппинг, как показано в скриншоте ниже, вы можете удобно управлять параметрами в этом браузере. Здесь вы можете проставить минимальное и максимальное значение параметра, или инвертировать работу определенного маппинга (так вращение ручки слева направо не будет прибавлять значение параметра а, наоборот уменьшать его). Для этого нужно, чтобы параметр в левом поле был больше по значению, чем параметр в правом поле. Это и запускает инверсию.
После того, как вы выполнили все настройки, просто щелкните на ту же кнопку Map в верхнем баре, чтобы выйти из Map Mode.
Остаётся добавить, что вы также можете сделать маппинг любого параметра плагинов, не входя в режим маппинга, просто щёлкнув правой кнопкой мыши на нужном параметре, а затем выбрать в контекстном меню Map to… и номер нужной вам ручки макроса.
Zones (Зоны)
Помимо всего функционала описанного выше Instrument и Effect Racks могут быть настроены под ваши нужды при помощи Zones, т.е. зон, которые позволяют вам динамически активировать или деактивировать цепочки или даже делать плавный кроссфейд между ними. Например, вы можете создавать Rack, полный цепочек с различными эффектами и переключаться между ними вращениями кноба на миди-контроллере (при отсутствии последнего, вы можете сделать это и мышью), или создать Instrument Rack, в котором каждая октава назначена на свой конкретный инструмент.
Нам доступно три различных типа зон: Chain Select, Key и Velocity. Chain Select доступен во всех типах рэков, в то время как Key и Velocity доступны только для Instrument Racks.
Chain Selector
Прямо над секцией Chain List вы можете видеть кнопку, на которой написано «Chain». Кликнув на нее, вы попадете в «Chain Selector Editor» секцию, которая состоит их двух секций: Chain Selector (выбор цепочки) - вертикальной оранжевой полоски, которая может быть передвинута горизонтално, и Zone Editor (редактор зон), который позволяет вам создавать маппинг активных цепочек. Позиция оранжевой полоски, т.е. Chain Selector'а определяет какая из цепочек будет активна. Если прямо под Chain Selector будет одна из зон, она станет активной, в противном случае – нет.
По умолчанию зоны каждой цепочки выстроены в линию в левой части редактора зон, при этом Chain Selector находится прямо над ними (см. следующий скриншот). Если вы захватите Chain Selector и переместите его вправо, ваш рэк тут же погрузится в тишину. Зоны могут быть сдвинуты путем удержания их за центр и перетаскивания, а также размер зон можно изменять, удерживая их за края. (Мышь в таком случае обернётся курсором квадратных скобок, примерно тоже самое вы можете наблюдать при работе с клипами в режиме аранжировки).
Если распределить влияние зон равномерно, как показано на скриншоте, то Chain Selector может служить для переключения между ними путем передвижения его влево - вправо. Также Chain Selector может быть назначен на Macro, или вы можете сделать миди-маппинг, чтобы управлять им с контроллера. Так что можно переключаться между различными цепочками даже не заходя внутрь рэка.
С настройками, которые показаны на скриншоте сверху, при помощи Chain Selector'а, который управляется Macro кнобом, можно переключаться между различными эффектами. При этом только один эффект может быть услышан. В данный момент это Chorus.
Также есть возможность делать плавные переходы в процессе переключения между зонами путем Fade In или Fade Out. Чтобы создать фэйды, подведите мышь к верхнему краю нужной вам зоны, а именно к тонкой полосе наверху, затем, когда курсор превратится в уже знакомый значок квадратной скобки, кликните и переместите его, чтобы создать фейд, как показано на анимированном скриншоте ниже.
Key & Velocity
Instrument Racks содержат две дополнительных секции редактирования зон для дополнительных настроек. Эти секции доступны благодаря кнопкам «Vel» и «Key», которые находятся прямо над списком цепочек Chain List. Key Zones используются для того, чтобы активировать определенные зоны, основываясь на миди-нотах, поступающих в девайс, в то время как Velocity Zones активируют цепочки, основываясь на параметре Velocity входящих миди-сообщений (это параметр, отвечающий за скорость нажатия на клавишу).
Key Zones очень хороши для создания пресетов, ориентированных на живые перформансы. Например, клавиши слева отвечают за бас, а правые клавиши – за пианино.
В Key Zone Editor мы можем увидеть отображение нотных клавиш, которые представляют собой отображение входящих миди нот. Зоны ниже используются, чтобы задавать для определенного диапазона нот нужные нам цепочки.
В верхнем примере нижние октавы выдают бас из Operator, начиная со второй октавы, уже играет инструмент Electric, а если перейти к четвертой октаве, то начнёт примешиваться Analog, причём фейд обеспечит различные пропорции примешивания его звуков на четвёртой октаве. Более низкие ноты содержат больше Electric'а, а более высокие - Analog'а.
Velocity Zones хороши для создания экспрессивных звуков, добавляя к более сильно нажатым нотам дополнительную жёсткость или оттенок. Все эти зоны редактируются абсолютно аналогично зонам в Chain Select Editor. В верхней части Velocity Zone Editor вы видите числа от 1 до 127, которые представляют собой числовое отображение Velocity входящей ноты. А Zones внизу используются для того, чтобы определять какие именно цепочки будут становиться активными для определенного диапазона Velocity.
В верхнем примере слабое нажатие будет проигрывать инструмент Operator, среднее нажатие будет примешивать к нему Analog, а очень сильное нажатие добавит к этим двум инструментам еще и Simpler с металлическим щелчком для интересной экспрессии.
Когда вы закончили работать с редактором зон, достаточно нажать hide кнопку, чтобы скрыть их.
Функции Freeze и Flatten
Все девайсы используют ресурсы вашего процессора. Какие-то «кушают» больше, какие-то – меньше. Конечно же, использование ресурсов устроено эффективно. Например, виртуальный инструмент не будет использовать ресурсы центрального процессора, если в него не поступает нот. И, разумеется, для проигрывания одной ноты используется гораздо меньше мощности, чем для проигрывания сразу 10-ти нот одновременно.
Иногда, даже с очень мощным «железом» вы не сможете избежать ситуации, когда ваш компьютер может начать подтормаживать и прерывать воспроизведение звука, особенно если вы используете многослойные рэки с большим количеством девайсов в них.
Функция freeze (заморозка) позволит вам избежать этих неприятных ситуаций.
Самый лёгкий способ вызвать команду Freeze, - щёлкнуть правой кнопкой мыши на дорожку и выбрать Freeze Track в контекстном меню. Необходимо будет подождать какое-то время, пока Live будет обрабатывать аудио – очевидно, что дорожка с длинными клипами (или с большим количеством клипов) будет обрабатываться дольше. Когда этот процесс закончится, трек будет выглядеть более-менее похоже на его первоначальное состояние. Все клипы будут на месте, однако дорожка окажется подкрашена в голубоватый цвет, и ключевые девайсы перестанут быть доступны для редактирования. Это означает, что «заморозка» прошла успешно, и вся информация вашей дорожки была преобразована в wav-файлы, и, следовательно, для ее воспроизведения требуется гораздо меньше процессорной мощности, т.к. компьютеру не надо будет делать все те вычисления, которые он проводил во время наличия на дорожке, скажем - громоздкого Instrument Rack.
Наличие за некоторыми замороженными клипами заштрихованного пустого пространства означает, что в обработке присутствуют эффекты, которые порождают за звучащим сигналом длинный «хвост» (например Reverb и Delay). Правый щелчок мыши вызывают команды "Unfreeze" (Разморозить) и Flatten (об этой функции ниже).
При "заморозке" все стандартные функции редактирования такие Cut, Paste, Duplicate, Consolidate и т.д., а также большинство основных регуляторов дорожки, такие как output routing, volume, pan и т.д., будут функционировать, однако большинство более детальных параметров будут недоступны (такие как изменение параметров девайса или клипов). Добавление новых девайсов на замороженную дорожку также невозможно.
Если вам все-таки нужно как-то изменить параметры замороженной дорожки, то следует снова нажать правой кнопкой мыши на дорожку, а затем в контекстном меню выбрать появившийся там пункт «Unfreeze Track». Это восстановит первоначальный вид дорожки, и вы сможете сделать в нём все необходимые изменения, а затем вновь его заморозить, если это необходимо.
Иногда аблетон по какой-то причине отказывается замораживать какой-либо трек. Обычно отказ сопровождается информационной табличкой, которая объясняет, почему заморозка конкретного трека невозможна. Чаще всего такой девайс как компрессор, работающий в режиме sidechain, а, следовательно, получающий сигнал от другой дорожки мешает нормальной заморозке. Вы можете избежать этой проблемы, предварительно сгруппировав задействованные в работе компрессора треки. Или же возможно перезаписать «упрямую» дорожку при помощи Resampling или записи с дорожки на дорожку.
Сразу за командой Unfreeze Track можно увидеть Flatten команду, которая используется для того, чтобы преобразовать замороженную дорожку в стандартную аудио дорожку. Она будет наполнена различными аудио клипами, полученными из обработанных ранее клипов. Далее вы можете поступать, как заблагорассудится, вплоть до добавления к полученному аудио материалу совершенно других аудио эффектов.
Стоит рассказать еще об одном трюке. Иногда требуется изъять кусок аудио из замороженного трека. Вам нужно только схватить замороженный кусок и потянуть его на аудиодорожку. Как по волшебству кусок предстанет на аудио дорожке в виде wav-файла.
Этот трюк сработает и с замороженными MIDI-партиями.
Delay Compensation
Также как и все девайсы, использующие ресурсы центрального процессора, все инструменты, эффекты и Rack'и являются причиной задержки (latency). Когда сигнал проходит через эффект, ему требуется какое-то небольшое количество времени, чтобы обработать его, следовательно, результат выходит из девайса с задержкой. По умолчанию Live компенсирует эту задержку, и часто вам просто не требуется задумываться об этом. Но возможны некоторые довольно редкие проблемы с компенсацией задержки, особенно проблемы синхронизации, и она может быть выключена при выключении пункта Delay Compensation в меню Options. Также проблемы возникают, когда Live по какой-то причине не может автоматически компенсировать всю здаржку, сгенерированную плагинами. Если это происходит, вы можете использовать ручную компенсацию Track Delay.
Когда Live компенсирует девайсы, которые генерируют большие размеры задержки, вы можете обнаружить, что виртуальные инструменты реагируют очень вяло, и каждый аудио сигнал во время прослушивания заметно отстаёт. Проверьте «Reduced Latency When Monitoring» в меню Options, чтобы компенсировать это.