Теперь эмулируется все!
Давно прошли времена, когда арсеналы различных музыкальных эффектов и инструментов хранились в чуланах музыкантов да на полках шкафов в виде железных коробочек с кнопками, фейдерами, клавиатурами, с всевозможными проводами и связками плат…
Сегодня каждый кусок железа, необходимый для определенных процессов в создании электронной музыки, от драм-машинок до ревера, может быть представлен в виде специального софта.
Все разнообразие подобных эффектов давно уже эмулируется при помощи VST-плагинов
Конечно, вы все еще можете видеть вокруг огромное количество музыкальных приборов вроде эффекторов и синтезаторов, которые прекрасно звучат, с которыми очень весело и шустро работать, однако они уже давно не являются обязательной частью для создания прекрасной музыки.
Оставим в стороне рассуждения о качестве звучания «железных» аналогов всяких девайсов. Это - тема для многочисленных «холиваров» на форумах и специализированных сайтах. Факт остается фактом – сейчас софтовые аналоги доминируют в виду своей доступности. При помощи специализированного музыкального ПО делается абсолютное большинство той музыки, которую мы слышим в последние 25 лет.
В этой и последующих главах мы с вами подробно разберём (вплоть до каждого программного винтика!) все эффекты и инструменты программы Ableton Live, а также способы их соединения в мега-девайсы, которые в Live называются "Racks" (то есть "Контейнеры").
Чтобы повысить свой навык владения софтом до профессионального уровня, вам просто необходимо устранить все «белые пятна» во взаимоотношениях с инструментами.
Владение плагинами Ableton Live на профессиональном уровне облегчает также и работу с плагинами сторонних производителей, поскольку многие функции в них во многом схожи.
Типы программных девайсов
В этом параграфе мы с вами постараемся разобраться с тем, как устроена работа с программными модулями, девайсами, или как их еще называют, "устройствами", в Ableton Live 9.
Одни девайсы – встроенные или внутренние (built-in), что означает, что они не могут быть использованы ни в какой иной программе, кроме Ableton Live. Другие – так называемые plug-in’ы, которые сделаны сторонними компаниями.
Plug-in – по-английски означает «втыкать, подключать». Их также называют "VST-Plugins". Аббревиатуру можно расшифровать как "Virtual Studio Technology Plugin".
Это специальный протокол, разработанный компаниями Propellerhead и Steinberg. Он позволяет специальным программным модулям работать в любой цифровой студии (DAW, т.е. Digital Audio Workstation, к которым принадлежит и Ableton Live) и выполнять операции по звукоизвлечению или обработке аудиосигнала, пользуясь интерфейсом самой программы.
Подвид плагинов называющийся Instruments (инструменты), как очевидно из названия, предназначен для генерации звуков. Аббревиатура таких плагинов выглядит как "VSTi".
Сами VST-инструменты, в свою очередь могут быть разделены на две категории: синтезаторы, которые генерируют звук, и семплеры, которые проигрывают звук, и не обладают возможностью генерировать звук самостоятельно.
Если вы новичок, и не очень хорошо знакомы с обоими представителями данных категорий, вам может показаться, что эти девайсы кардинально отличаются друг от друга.
Но на самом деле в них довольно-таки много общих элементов. Оба этих девайса могут быть оснащены одинаковыми модулями обработки звука, такими как фильтры или модуляторы для гибкого саунд дизайна. Подобные инструменты могут быть использованы только на MIDI-дорожках вашего Ableton Live.
Это говорит о том, что девайс в качестве спускового крючка для воспроизведения той или иной ноты использует миди-сигналы, поступающие либо с самой дорожки, либо посредством миди-клавиатуры. А уж когда миди-сигнал был нанесен в виде ноты на дорожку, или воспроизведен с клавиатуры, – вот тогда мы и слышим звук из такого рода инструмента.
Следующий вид девайсов - это эффекты (Effects). Они разделяются на два вида: Audio и Midi.
Audio Effects – это наиболее многочисленный вид программных девайсов, и они могут быть использованы на любом виде дорожек (как на midi так и на audio-дорожках), они обрабатывают как звуки проигрываемых аудио и миди-клипов, так и звуки записываемого с какого-либо инструмента аудио.
Аудио эффекты используется для различного рода задач. Например, они могут удалять нежелательные частоты, или наоборот, делать определенные частоты звука громче или тише (EQ или эквалайзер). Также они могут добавлять отзвуки различных помещений типа комнат или даже стадионов (Reverb или ревер), «перегружать» звук, делать его более «ревущим» (Overdrive или AMP) или вообще перерабатывать звук во что-то совершенно иное (Frequency Shifter или "Сдвигатель Частоты").
Midi-effects (миди-эффекты), очевидно, могут быть использованы только на миди-дорожках. Они налету трансформируют параметры входящих миди-нот до того, как они попадут в инструмент. Изменению могут подвергнуться такие параметры как длительность ноты (Length), высота ноты (Pitch), сила нажатия (Velocity), количество нот. Ноты могут быть преобразованы в аккорды, приведены в нужную тональность, из одной-единственной ноты может быть создан целый мелодический паттерн.
Эта глава поможет вам глубже понять такой термин, как Racks (контейнеры), которые используются для того, чтобы комбинировать несколько разных девайсов в удобной и легкой в использовании оболочке.
Этот Rack выглядит очень простым снаружи, но внутри он может быть довольно сложным.
Если вы новичок, то сперва вам будет лучше познакомиться с уже готовыми рэками из библиотеки. Уже при первом знакомстве вы убедитесь в том, что они имеют быструю и широкую настраиваемость, при этом готовые рэки могут скрывать в себе довольно сложные сочетания девайсов. Для более опытных пользователей рэки являются бездонной шкатулкой бесконечных возможностей для креативного роутинга (перераспределения сигналов) и настроек изменений различных параметров.
Для подробного и всестороннего разбора всех девайсов программы Ableton Live 9, вы можете обратиться к главам 3, 4 и 5 данного руководства.