Новый симплер
Новый Simpler (тот самый, появившийся в Ableton Live 9.5. версии) - как и раньше, инструмент, вобравший в себе элементы семплера с набором классических параметров, характерных для синтезаторов. Simpler способен проигрывать назначаемую пользователем область семпла, и эта область может быть в свою очередь обработана различными огибащими: фильтрацией, LFO, громкости, и изменением тона.
Но в отличие от обычного семплера, обновлённый Simpler включает в себя некоторые уникальные функции, которые он унаследовал от аудио клипов программы Ableton Live. А именно, Simpler может проигрывать семплы, используя алгоритмы деформации или "варпинга" (warping) программы Ableton Live. Семплы с настроенным в них варпингом могут проигрываться в Simpler'e в темпе вашего проекта независимо от того, какую ноту вы играете в данный момент.
Варпинг в Simpler работает так же как и в аудио клипах. Перетаскивая отварпленный клип в Simpler, например, с аудио дорожки, из браузера программы или же с вашего рабочего стола, вы сохраняете в нём все сделанные вами настройки варпинга, если таковые были.
Чтобы немного освежить память или узнать больше о варпинге, вы можете прочитать главу про аудио клипы, которая доступна всем подписчикам Guide For Live здесь.
Интерфейс обновлённого Simpler'а разделён на две секции: Sample (семпл) и Controls (регулировки). Чтобы получить более удобный доступ ко всем параметрам Simpler'а вы можете воспользоваться специальным переключателем на расширенный вид (работает подобно переключателю в EQ8). Для переключения в расширенный вид необходимо нажать клавишу, которая называется Unfold:
Откроется дополнительное окно Sample (семпл), которое будет располагаться между вашей цепочкой девайсов Device Chain и основным окном Main Window (т.е. главным окном с дорожками Ableton). Это окно будет демонстрировать вам форму волны.
Семплы могут перетаскиваться в Simpler как из браузера, так и из Режима Сессии (Session View) и Режима Аранжировки (Arrangement View) в виде клипов. В этом случае Simpler будет использовать для воспроизведения только ту секцию семпла, которая выделена маркерами Start/End (это те самые флажки, которые по обыкновению находятся в начале и в конце семпла) или же Loop-маркерами. Любые изменения, которые связаны с маркерами варпинга и другими свойствами варпинга клипа, будут сохранены даже в том случае, если вы переместите его в Simpler. Семпл внутри Simpler'а может быть заменён с помощью перемещения в него нового семпла (клипа). Либо замену семпла можно выполнить путём активации кнопки Hot-Swap (кнопка "горячей замены"), которая находится в правом нижнем углу дисплея:
Режимы воспроизведения
Наиболее важный параметр, который определяет, как Simpler будет взаимодействовать с семплом, находится в левой части дисплея, и называется Mode Switch (переключатель режимов). Всего доступно три различных режима воспроизведения.
Давайте разберёмся, где находятся переключатели этих режимов.
Выбор режимов в Sample-окне, нерасширенный вид:
Выбор режимов в расширенном режиме, когда дисплей демонстрируется над цепочкой девайсов:
Classic - классический режим
В Classic Mode (классическом режиме) есть несколько регуляторов, при помощи которых мы можем выбирать нужный регион для воспроизведения семпла. Например, это параметры Start (старт) и Length (длина), а также два "флажка", которые появляются на дисплее в начале и в конце семпла. Левый стартовый флажок устанавливает абсолютную позицию в семпле, с которой нужно начать воспроизведение семпла, в то время как правый флажок, называемый End-флажком, определяет то место, где воспроизведение заканчивается. Как только вы определитесь с абсолютной длиной отрезка, с которым желаете работать, и выставите эти маркеры, то сможете взять на вооружение два дополнительных параметра: Start (старт) и Length (длина). Они представлены внизу экрана, и измеряется в процентах от общей длины отрезка, который вы выбрали в качестве исходного.
Проще всего продемонстрировать этот процесс в виде анимированной гифки:
Таким образом, установка 50% значения Length означает, что будет проиграна ровно половина от области, которую вы выбрали маркерами.
А регулятор Loop определяет, какая часть из выбранной вами маркерами области будет зацикливаться. Этот параметр активен только тогда, когда переключатель "Loop" включен.
Внимание: с этим регулятором возможно создавать зацикленные лупы из очень коротких отрезков, настолько коротких, что звук будет приобретать глитчевый и даже гранулярный характер. А при работе с самыми малыми значениями Loop звук может поменять свой тон в результате изменения частоты колебания коротких отрезков. Возможно это именно тот эффект, который вы и хотели получить. Просто помните, что это может привести к повышенному потреблению процессорной мощности, особенно при работе с режимами варпинга Complex и Complex Pro.
Обычно вы начинаете работу с длинным и протяженным семплом, а заканчиваете тем, что используете только малую его часть. Вы можете приближать зумом, и удалять отображение волны на дисплее Simpler'а, перемещаться влево или вправо по волне практически также как и в других подобных элементах интерфейса Ableton Live, которые подразумевают навигацию мышью.
Потащите мышь вертикально для приближения/удаления семпла, либо горизонтально - для перемещения в различные области вашего семпла. Эти принципы работают одинаково во всех трёх режимах нового симплера.
Итак, нажатие на кнопку Loop и включение/выключение этой функции означает: будет или нет зацикливаться ваш семпл при нажатии ноты. При включении этой функции всегда возможно появление кликов и щелчков между стартом и окончанием зацикливаемого фрагмента семпла из-за резкого перерыва в звуковой амплитуде волны. Регулятор Snap позволяет вам избежать этого досадного эффекта. Snap в данном случае автоматически ищет ту часть амплитуды, где она находится в нулевой позиции, таким образом резкие обрывы амплитуды исключаются, и клики со щелчками перестают быть проблемой.
Примечание: но это происходит не всегда. Функция Snap ориентируется по левому каналу стерео файла, поэтому, если правый канал сильно отличается от левого, то вы всё ещё можете услышать клики и щелчки во время зацикливания. В таком случае нужно постараться выбрать другую область для зацикливания, или воспользоваться следующим параметром.
Переход между концом цикла и началом во время зацикливания может быть сглажен при помощи регулятора Fade, который делает кроссфейд (плавный взаимопроникающий переход громкости). Этот метод особенно эффективен, когда вы работаете с длинными текстурными семплами.
Регулятор Gain позволяет усилить или уменьшить громкость вашего семпла. Помните, что это отдельный регулятор, и он отделён от Volume-кноба в Simpler'e, который определяет финальный уровень громкости всего инструмента. Этот параметр доступен во всех трёх режимах воспроизведения.
Параметр Voices устанавливает максимально возможное количество голосов, которые Simpler может воспроизвести одновременно. Если воспроизведётся большее количество голосов, чем задано в этом параметре, то сработает функция погашения "более старых" голосов, т.е. тех, которые были проиграны одними из первых. Например, если ваш параметр Voices установлен в значение 8, но воспроизводятся десять голосов, то два наиболее "старых" голоса будут выброшены. Simpler при этом старается сделать процесс "убирания" таких голосов настолько малозаметным, насколько это возможно.
Также здесь есть параметр Retrig, который подразумевает, что нота, которая в данный момент сустейнится (продолжает играть), будет обрываться, если та же самая нота воспроизведётся снова. Если же Retrig отключен, то множественные копии одной и той же ноты могут накладываться. Помните, что Retrig заметен только тогда, когда у семпла большой хвост спада (Release) и количество голосов (Voices) превышает 1.
Параметры варпинга (Warping) одинаковы для всех трёх режимов воспроизведения, поэтому мы их обсудим чуть ниже.
Режим One-Shot
В режиме One-Shot стартовый и конечный флажки для контроля над проигрываемым регионом доступны как и в классическом (Classic) режиме, но здесь нет регуляторов Loop и Length. Также здесь отсутствует регулятор, определяющий количество голосов. Режим One-Shot строго монофонический.
С включенным режимом Trigger, семпл продолжит воспроизведение даже после того как нота была отпущена; сколько бы вы не держали ваш драм пэд (длительное или короткое время), это не имеет никакого эффекта тогда, когда включен Trigger.
Вы можете сформировать громкость семпла при помощи двух регуляторов: Fade In и Fade Out. Fade In определяет, сколько потребуется времени, чтобы семпл достиг его максимальной громкости после того, как нота была сыграна. Fade Out управляет затуханием громкости звука в границах отмеченного вами региона семпла, т.е. звук будет плавно пропадать в его границах ещё до окончания семпла.
Если же вы включите режим Gate (под Trigger), то семпл начнёт затухание ровно тогда, когда вы отпустите нажатую ноту. В этом случае Fade Out определяет, сколько времени пройдёт до полной тишины. Если Fade Out будет равен нулю, то семпл будет обрубаться очень резко.
Snap в этом режиме работает также как и в Classic Mode. Единственное отличие заключается в том, что он влияет на стартовый и финишный флажки семпла (всё потому, что здесь нет функций зацикливания loop).
Режим Slicing
В режиме Slicing стартовый и конечный флажки определяют регион, который доступен для воспроизведения.
Специальный регулятор Sensitivity (чувствительность) определяет, насколько чувствительно Simpler будет реагировать на уровни транзиентов внутри семпла, а значит и на то, сколько слайсов будет автоматически создано. Высокое значение означает, что в файле будет больше слайсов вплоть до максимальных 64-х.
Playback - определяет, сколько слайсов могут быть запущены одновременно. Mono - значит монофонический режим, т.е. только один слайс может быть воспроизведён единовременно. Когда же он поставлен на Poly, тогда множество слайсов может быть воспроизведено одновременно. В случае, когда вы выбрали Poly, становятся доступны регуляторы Voices и Retrig, и они работают точно так же, как и в Classic-режиме. Когда вы выбираете в Playback режим Thru, тогда воспроизведение будет монофонично, но когда вы запускаете слайс, то воспроизведение не ограничивается конкретным запущенным слайсом, оно будет продолжать играть дальше, прямо через оставшиеся слайсы семпла, и до самого конечного маркера.
Переключатель Trigger/Gate работает так же как и в режиме One Shot. А вот регуляторы Fade In и Fade Out функционируют совершенно иначе, в зависимости от выбора настройки в Playback-меню. Если вы выбрали Mono или Poly режимы, то фейды будут работать в каждом слайсе индивидуально - от его начала до конца. Если же вы выбрали Thru, то фейды работают от активного слайса и до конца, выбранного при помощи маркеров региона семпла. Это означает, что время ваших Fade'ов будет отличаться в зависимости от слайса, который вы проигрываете.
Автоматически создаваемые слайсы появляются на дисплее как вертикальные оранжевые линии. Двойной щелчок на них удаляет их. Если вы не удовлетворены автоматическим анализом пиков, которые сделал Simpler, то можете кликнуть и потащить слайс для того, чтобы передвинуть его на нужную позицию. Двойной щелчок на амплитуду между слайсами создаст ваш собственный "ручной" слайс. Слайсы, созданные вручную, становятся белыми, и сохраняются независимо от того, какую чувствительность (Sensitivity) вы выставите. Если вы хотите нарезать слайсы полностью вручную, то поставьте значение Sensitivity на 0%, и создайте слайсы как вам необходимо. Зажатие Alt (PC)/ Alt (Mac) и клик на любую линию слайса переключит его из режима автоматического (оранжевого) в ручной (белый) и обратно.
Регуляторы варпинга (Warp Controls)
Когда переключатель Warp выключен, симплер действует как "обычный" семплер. Т.е. когда вы воспроизводите семпл с различным тоном, семпл просто проигрывается с разной скоростью. Иногда это именно тот эффект, который вам нужен. Но когда вы работаете с семплами, у которых есть свой собственный ритм, то возможно вам захочется включить варпинг (Warping). И это позволяет Simpler'у проигрывать семплы в синхронизации с темпом вашего проекта, независимо от того, какую ноту вы в данный момент играете.
Если вы знакомы с тем как работает варпинг в аудио клипах Live 9, вы тут же поймёте, что все режимы варпинга в Simpler'е работают совершенно аналогично, также как и в аудио клипах. Если вы хотите получить больше информации о варпинге, ознакомьтесь с главой 5.3. Аудио Клипы, в которой варпинг разбирается досконально.
Регулятор Warping это как... кнопка, которая варпит семпл таким образом, что он будет проигрываться именно в течение указанного количества тактов или долей такта. Ableton "прикидывает", какое значение должно быть взято за основу для варпинга вашего конкретного семпла определённой длины (какой он длины, думает Ableton, несколько тактов, 1 такт или доля?). Если Ableton ошибся (что иногда случается), то вы можете использовать кнопки :2 и x2, чтобы вдвое увеличить или уменьшить скорость воспроизведения отварпленного семпла.
Фильтр
Секция фильтрации предоставляет нам возможность использовать различные типы фильтров, включая Lowpass (Фильтр высоких), Hipass (фильтр низких), Bandpass (диапазонный), Notch (вырез), а также Spectral Morph (спектральный морфинг). Каждый фильтр может быть переключен между двумя наклонами среза: 12 и 24 db/на октаву. Также вы можете выбрать различные эмуляции схем аналоговых фильтров, которые были созданы совместно с фирмой Cytomic. Они подражают характеристикам фильтров, которые можно найти на некоторых классических аналоговых синтезаторах.
Наиболее важные параметры фильтрации это Frequency (Частота среза) и Resonance (величина резонанса). Параметр Frequency определяет, где именно в частотном спектре будет применяться фильтр, а Resonance повышает частоты в этой точке.
Когда вы используете типы фильтров Lowpass, Highpass или Bandpass, то во всех схемах кроме Clean появляется дополнительный регулятор Drive, который может быть использован для того, чтобы добавить громкости и искажений к сигналу, перед тем как он пройдёт через фильтр.
Morph фильтр (от "морфинг") имеет дополнительный регулятор Morph, который позволяет плавно преображать тип фильтра с low-pass в band-pass, затем в hightpass, в notch и снова в low-pass (см. скриншот).
Совет: вы можете быстро переключить регулятор Morph на нужный вам тип фильтра при помощи контекстного меню. Достаточно просто кликнуть на этом регуляторе правой кнопкой мыши (на Mac можно воспользоваться Ctrl - клик), и выбрать нужный тип фильтра.
Кнопки Frequency и Envelope в расширенном виде Simpler'а переключают дисплей секции фильтрации между показом графика фильтра и его огибающей модуляции. Частота сраза фильтра (Frequency) и резонанс (Resonance) могут быть изменены как при помощи кнобов, так и путём перетаскивания кривой фильтра на дисплее.
Частота среза фильтра может изменяться (модулироваться) следующими параметрами:
Унаследованные фильтры (Legacy Filters)
Если вы откроете проект (или, если в терминологии программы - Set), который был создан в версиях старше, чем версия 9.5, то любая копия Simpler'а будет открыта с унаследованными из предыдущей версии фильтрами, а не с теми "аналоговыми", о которых мы говорили ранее. Унаследованные фильтры - это 12db и 24 db крутизна среза фильтра, Lowpass, Bandpass или Highpass, а также Notch фильтр, и в них отсутствует регулятор Drive. Каждый Simpler, который был загружен с унаследованными фильтрами, покажет в своей титульной полоске кнопку "Upgrade":
Нажатие этой кнопки моментально переключает модель фильтров на более новые для этой копии Simpler'а. Помните, что такое переключение может изменить звучание вашего проекта!
Огибающие (Envelopes)
Simpler содержит три классические ADSR огибающие, также как и в большинстве синтезаторов. Они используются для того, чтобы сформировать динамические характеристики семпла.
Огибающие амплитуды, частоты среза и модуляции Pitch - они все модулируются здесь, достаточно нажать на необходимые квадратные кнопки в дисплее, подписанные: Filter Envelope, Amplitude и Pitch.
Регулятор Attack регулирует в миллисекундах время, за которое амплитуда достигает своего максимума. Decay контролирует количество времени, которое занимает у амплитуды спуск до уровня Sustain. Sustain - это громкость звука в то время, когда мы удерживаем клавишу (и, когда предыдущие две стадии уже прошли). Release - это время, которое занимает затухание звука до нуля, после того как нота закончилась.
Эти параметры могут быть изменены либо при помощи их индивидуальных регуляторов (вверху экрана), либо графически, путём перетаскивания их основных точек:
Влияние огибающих на высоту тона (pitch) или срез фильтра (filter cutoff) может быть установлено путём увеличения параметра Amount (Количество), который находится в верхнем правом углу каждой секции огибающей. Не забывайте увеличить этот параметр, чтобы услышать работу вашего графика.
Отрицательные значения "зеркалят" ваш график, и он будет действовать противоположно.
Генератор Низкой Частоты - LFO
Секция LFO (low-frequency oscillator) может предложить нам модуляцию сигнала при помощи Sin (синусоиды), Square (квадратной волны), Triangle (треугольника), Saw (пилы, восходящей и нисходящей) и при помощи Random (рандомной) хаотичной волны.
LFO может работать в частотах между 0.01 и 30Hz или синхронизироваться по интервалам темпа вашего проекта. LFO применяется индивидуально для каждого голоса (voice) или индивидуальной играющей ноте в Simpler.
Время, которое нужно LFO для того, чтобы достигнуть его самой сильной интенсивности определяется регулятором Attack. Переключатель R (Retrigger) включает функцию, благодаря которой фаза LFO для каждой новой ноты всегда будет начинаться с той ноты, которую вы установили с помощью регулятора Offset. (Помните, что Offset не имеет никакого эффекта, когда отключен Retrigger.)
Регулятор Key масштабирует частоту LFO в пропорционально высоте входящей ноты (Pitch). Высокие значения Key означают, что высокие ноты будут вызывать более высокую частоту LFO. Если Key повернут до нуля, то все голоса LFO будут иметь одну и ту же частоту, и могут отличаться только звуковой фразой, которую они содержат.
Регуляторы Volume, Pitch, Pan и Filter определяют насколько сильно LFO влияет на, соответственно, громкость, высоту тона, панораму и частоту среза фильтра.
Глобальные параметры (Global Parameters)
Панорама (Panorama) определяется регулятором Pan, но может также дополнительно искажаться случайностями (при помощи регулятора Random>Pan) или может быть смодулирована при помощи LFO.
Simpler также предоставляет специальный параметр Spread, который создаёт богатый стереофонический Chorus-эффект, используя две копии голоса на каждую ноту, и распределяя их влево и вправо по панораме. Два этих голоса слегка расстроены по отношению друг к другу, и величина этой "расстройки" как раз и изменяется при помощи регулятора Spread.
Выходной уровень громкости сигнала в Simpler'е контролируется регулятором Volume, который также может зависеть от Velocity нот, в случае если вы выставите соответствующим образом параметр Velocity->Volume.
Эффект Tremolo может быть реализован при помощи LFO, который будет модулировать параметр Volume.
Simpler проигрывает семпл с его оригинальной высотой в том случае, если его входящая нота C3 (До третьей октавы), однако параметр Transpose позволяет транспонировать её на +/- 48 полутонов. Pitch также может быть подвержен модуляции при помощи LFO или огибающей pitch. Огибающая высоты тона (pitch) особенно хороша для создания перкуссионных звуков. Simpler также реагирует на колесо модуляции Pitch Bend миди-клавиатур с чувствительностью +/- 5 полутонов. Вы можете также модулировать параметр Transpose с огибающими клипа и при помощи внешних контроллеров. Для более тонкой настройки высоты тона семпла (вплоть до семплов), используйте регулятор Detune, который может быть приведён в значения +/- 50 центов.
Simpler также включает в себя функцию Glide. Когда эта функция активирована, новые ноты будут стартовать с высоты тона последней проигравшей ноты, а затем будут "скользить" до своей истинной высоты. Всего доступны два режима glide'а: собственно Glide, который работает монофонически, и Portamento, который работает полифонически. Скорость вашего скольжения Glide регулируется при помощи регулятора Time.
Функции контекстного меню в Simpler
Несколько функций Simpler'а доступны только из контекстного меню. Оно вызывается правым щелчком мыши на титульной полоске Simpler'а, или же вы можете щёлкнуть на неё мышью, зажав клавишу Ctrl на Mac.
По умолчанию Simpler используют экспоненциальный фэйд для лупов. (Команда Constant Power Fade for Loops) в контекстном меню. Снимите здесь галочку, чтобы включить функцию линейного кроссфэйда. Иногда это помогает избавиться от нежелательных кликов и прочих артефактов во время зацикливания фрагмента волны. Помните, что параметр может быть недоступен, когда вы включили варпинг.
Пресеты, которые вы создали в Simpler, могут быть переконвертированы в Sampler и наоборот. Для того чтобы сделать это, войдите в контекстное меню как описывалось выше, и выберите команду Simpler->Sampler. Таким образом, пресеты, которые созданы в Simpler'е будут перенесены в Sampler. Помните, что нынешний функционал слайсинга и варпинга недоступен в Sampler'е, и пресеты, которые использовали эти функции, будут звучать и действовать совершенно иначе в Sampler.
Команда Manage Sample (управление семплом) демонстрирует загруженный в Simpler семпл в файловом менеджере (File Manager) Ableton Live, а функция Show in Browser демонстрирует семпл в браузере Ableton Live. Команда Show in Finder (Mac)/ Explorer (Win) демонстрирует семпл внутри той папки, в которой он лежит на вашем компьютере. Помните, что эти команды недоступны тогда, когда вы работаете с официальными пакетами семплов от Ableton.
Команда Normalize Volumes (нормализовать громкость) увеличивает громкость загруженного семпла так, что его самый громкий пик утыкается в верхнюю границу дисплея. Удобная команда для того, чтобы максимально увеличить громкость семпла, не получив при этом перегруза и деструктивных изменений в звуке.
Команда Crop (вырезать) удаляет те области семпла, которые находятся за пределами стартового и конечного маркера. А команда Reverse проигрывает весь семпл задом наперёд. Помните, что обе эти команды - Crop и Reverse недеструктивные, они ничего не делают с оригинальным семплом, но создают его копию и применяют процессы к копиям семпла.
Когда вы работаете в режиме Slicing, становятся доступны два дополнительных пункта в контекстном меню: это Slice to Drum Rack и Slice to New MIDI-Track. Первая команда заменяет Simpler на Drum Rack и каждый из слайсов помещается на отдельный драм-пэд. Slice To Ne Midi Track - практически то же самое, но он создаёт отдельный миди-трек с Drum Rack'ом, вместо того, чтобы заменять Simpler. В дополнение, когда вы выбираете эту команду, будет создан клип на дорожке, который проигрывает все слайсы по очереди. Для того чтобы узнать больше о слайсинге вы можете перейти к главе 5.5. Преобразуем Audio в MIDI
Стратегии для сохранения процессорной мощности
Все эти процессы обработки звука, особенно вместе с варпингом, могут использовать довольно внушительный объём процессорной мощности. Однако есть несколько стратегий для того, чтобы уменьшить загрузку процессора.
Вы можете сохранить больше процессорной мощности для своих проектов, если будете делать следующее: