Sampler
В этом параграфе рассмотрим инструмент Sampler, который является “старшим братом” Simpler'a (о нём вы уже читали в параграфе 8.3. данной главы). Sampler представляет собой полнофункциональный инструмент для работы с "мультисемплами", имеющий широкий выбор возможностей для модуляции, фильтрации и мэппинга.
Только взгляните на обилие вкладок и в частности меню “zone”, которое открывает назначения зон действия для того или иного семпла.
Надо сказать, что основные функции семплинга стали доступны пользователям Ableton Live ещё со времён внедрения в него устройства Simpler; однако Sampler, как сказано выше, чрезвычайно расширяет возможности программы по семплированию благодаря поддержке технологии мультисемплинга, а также внедрению широкого диапазона возможностей звукового проектирования и модуляции. Мультисемплинг? Говоря простым языком, с помощью технологии мультисемплинга для создания звука одного инструмента используется не один семпл, а целый набор.
Вместо того чтобы транспонировать единственный семпл вверх и вниз, в мультисемплинге, для захвата звучания инструмента на различных точках его частотного и динамического диапазона, используют множество различных семплов.
Для акустических инструментов в Live отбирают семплы в точках с различными высотами их звука и уровнями громкости. Инструмент, записанный с помощью мультисемплинга, содержит карту семплов (sample map), которая описывает, на какой высоте и с какой силой (Velocity) сыгран каждый из семплов и как они сочетаются вместе.
Таким образом, в комбинации с различными фильтрами и источниками модуляции можно добиться имитации естественного звучания реальных инструментов.
Sampler предоставляет вам возможность загружать и редактировать патчи из «эйблтоновского» набора Essential Instrument Collection 2 (поставляется с каждым бокс-сетом Live 8 и 9), а также импортировать инструменты в самых разнообразных форматах сэмплов, включая AKAI, GigaStudio, Apple EXS24/Garageband, SoundFont, Native Instrument’s Kontakt.
Разумеется, вы можете создавать и собственные мультисемплированные инструменты, работая с любым количеством клавишных зон и модулируя саунд с помощью встроенных в Sampler фильтров и низкочастотных осцилляторов. Вы увидите, что у нашего Сэмплера много черт, схожих с другими популярными приложениями для семплинга. Он имеет классический «эйблтоновский» интерфейс и легко совместим с другими устройствами Live.
Про теорию и практику мультисемплирования можно было бы написать целую книгу. Построение хитроумной карты семплов, требующей точного воссоздания звучания сложного акустического инструмента, например, такого как скрипка, представляет собой довольно обширную тему, которую нельзя раскрыть здесь в полной мере.
Если вас заинтересовала тема создания и использования собственных засемплированных инструментов, обратитесь к литературе соответствующей тематики. В этой главе я попытаюсь дать краткое введение в Ableton Sampler, а также расскажу о некоторых особенностях, выделяющих это устройство на фоне других. Ещё я позволю себе подкинуть вам пару идей для творческого подхода к использованию Сэмплера при создании сетов в Live.
Посмотрите на интерфейс Семплера: его функции распределены по различным закладкам, которые называются Zone, Sample, Pitch/Osc, Filter/Global, Modulation и MIDI.
Давайте рассмотрим каждую из этих закладок.
Закладка Zone
Щёлкая по закладке Zone, вы открываете редактор зон Семплера, который служит для создания карты семплов для клавишного ряда и диапазона велосити; этот редактор вы уже видели на рисунке выше. Редактор зон открывается в собственном окне, расположенном прямо над нижнем окном «Track View», где мы видим сами девайсы.
В левой части редактора зон располагается список так называемых «слоёв», где отображаются все отдельные семплы, относящиеся к данному инструменту. В случае очень больших по объёму мультисемплированных инструментов этот список может включать сотни слоёв. (Обратите внимание, что выбор какого-либо слоя, осуществляющийся щелчком мыши, приведёт к загрузке данного семпла в закладку Sample для проверки его звучания.)
Кнопка Key над списком слоёв открывает в правой части закладки Zone редактор клавишной зоны. Инструмент, созданный для примера на верхнем рисунке, состоит из пяти семплов.
В редакторе зон вы видите карту семплов, которая показывает, каким образом разные семплы соотносятся с клавишами миди-клавиатуры. Семпл начинает звучать только тогда, когда входящая миди-нота находится в его клавишной зоне.
По умолчанию клавишная зона впервые загруженного семпла занимает весь диапазон миди-нот. Зоны можно передвигать, щёлкая мышкой по участкам зон и перетаскивая их в сторону, а также изменять их размер, цепляясь за правый или левый край зоны.
Также есть возможность накладывать на семплы эффекты затухания или усиления громкости (fade out и fade in) на определённое количество полутонов путём перетаскивания узенькой светлой линии над зоной семпла. Таким образом, от зоны к зоне можно легко устанавливать плавные кроссфейды.
Ещё одним способом применения редактора зон является запуск звучания семплов в соответствии с привязанным к ним диапазонам velocity (т.е. силы нажатия). Инструмент, изображённый на рисунке внизу, очевидно, создан на основе трёх семплов с частично перекрывающимися значениями велосити. Поэтому сочетание семплов, которое мы услышим в действительности, нажимая на клавиши, зависит от велосити нажимаемых миди-нот. В данном случае, чем сильнее мы жмём миди-ноту, тем явней будет звучание “square”-семпла, который будет замещать “Saw”-семпл. Слабое нажатие станет причиной появления "Sin" семпла.
Последняя опция данной закладки - это редактор выбора семплов (Sample Select Editor), который включается щелчком по кнопке Sel.
Это очень характерная для Ableton функция, которая работает так же, как селектор цепи (Chain Selector) в рэковых стойках для инструментов или эффектов.
По мере того как переключатель семплов (горизонтальный оранжевый отрезок над редактором) движется слева направо, он запускает семпл, соответствующий отображаемому в окне редактора участку. Положение переключателя семплов варьируется в диапазоне от 1 до 128 шагов, что отлично подходит для мэппинга миди-команд CC (Control Changes). Так, всего лишь поворотом кноба на миди-клавиатуре можно переключаться между огромным количеством различных семплов.
На примере внизу видно, что изменением положения переключателя можно запустить один из трёх слоёв. На данный момент переключатель семплов находится над участком, принадлежащим слою «square»; таким образом, семпл этого слоя будет звучать на всём диапазоне клавишного ряда.
Закладка Sample
Закладка Sample предоставляет вам множество функций, с помощью которых вы можете изменять характеристики воспроизведения отдельных семплов. Большая часть этой вкладки используется для отображения сигнала выбранного на данный момент семпла.
Название семпла можно увидеть чуть ниже в выпадающем списке Sample. Выбрать определённый семпл для последующего редактирования можно щёлчком по нему в окне закладки Zone, а также из выше названного списка Sample или нажатием на кнопку справа от списка, которая откроет браузер с семплами для текущего инструмента.
На первый взгляд, вкладка Sample может показаться схожей с дисплеем Симплера, да и служит она для тех же целей. Однако Семплер даёт вам намного больше возможностей для управления воспроизведением семпла и его повторами.
Внимание! Помните, что настройки закладки Sample влияют только на тот семпл, или группу семплов, которые на данный момент выбраны в редакторе зон!
Параметр Root Key (слева) устанавливает эталонную высоту для текущего семпла. Если высота миди-ноты, запускающей семпл, совпадает со значением Root Key, это будет означать, что семпл прозвучит на оригинальной высоте. Миди-ноты выше или ниже «корневой» будут транспонировать семпл на соответствующее количество ступеней.
Параметр Detune (справа от “root key”) предназначен для точной настройки высоты семпла в диапазоне ±50 центов (сотых долей полутона).
Volume определяет уровень громкости для отдельных семплов.
Pan устанавливает позицию семпла в звуковом пространстве: слева, справа или по центру.
Кнопка Reverse служит для запуска всего мультисемпла в обратном направлении; таким образом, воспроизведение семпла начнётся с его конца и завершится в начале.
Кнопка Snap замыкает начальную и конечную точки семпла на волновом графике на точках пересечения нулевого уровня во избежание щелчков и треска при воспроизведении.
Параметр scale далёк от привычного понимания “масштаба”. Этот параметр определяет взаимоотношение высоты поступающих миди-нот и нот, которые воспроизводит семплер. Таким образом, 100% scale подразумевает, что взаимоотношение их будет нормальным. 0% означает, что какую бы ноту мы не нажали на клавиатуре, никакого тонального изменения загруженного в sampler семпла не будет происходить. (Этот режим хорош в том случае, если вы используете sampler в качестве проигрывателя какого-то набора ударных).
Все остальные регуляторы вкладки Sample, находящиеся правее, работают в связке с глобальной огибающей громкости (Global Volume Envelope) в закладке Filter/Global. Они определяют, как ваши семплы должны воспроизводиться.
Параметром Sample Start устанавливают, где начнётся воспроизведение запущенного семпла, а Sample End - где оно закончится.
Sustain и Release
Прежде чем погрузиться в чтение данного раздела, обязательно вспомните, что такое ADSR звука. Нужно восстановить в своей памяти сведения про огибающие, и о параметрах Attack, Decay, Sustain, Release. О них мы говорили в параграфе 8.3. "Simpler".
Различные режимы удержания (Sustain) и затухания (Release), показанные на рисунке внизу, предоставляют широкий выбор интересных способов повторного воспроизведения семпла, делая его более продолжительным по звучанию.
Переключаться между режимами можно с помощью данных кнопок.
Если из ряда кнопок Sustain Mode (режима удержания) нажата первая, семпл будет звучать, пока не достигнет своего конца, а затем замолкнет. Либо пока огибающая уровня громкости (в закладке Filter/Global) не придёт к своему концу на стадии release (т.е. затухания) - в зависимости от того, что на тот момент наступит первым. (Подробнее про огибающие ADSR, т.е. об огибающих уровня громкостей я уже писал в разделе, посвященном ableton simpler).
Нажав на вторую кнопку (с двумя стрелочками, направленными вправо - «зацикливание удержания»), вы услышите, как семпл будет играть сначала и до конечной точки петли («лупа»), в которой он возвратится к начальной точке петли, начав, таким образом, воспроизведение в циклическом режиме.
Третья кнопка, со стрелками, направленными в разные стороны, проигрывает семпл сначала до достижения им конечной точки петли, а затем воспроизводит семпл в обратном направлении до начальной точки петли, т.е. семпл будет находиться в непрерывном возвратно-поступательном воспроизведении.
Активировав кнопку Link, вы автоматически привяжете начало семпла (Sample Start) к точке начала вашей образовавшейся петли (Loop Start).
Если вы активировали Sustain Mode в одном из режимов, подразумевающих зацикливание, то станет возможно включить и зацикливание “хвоста” вашего семпла во вкладке “Release Mode”.
Это как бы вторая «петля», которая будет начинаться во время затухания (release) уровня звука. Как и «зацикливание удержания», «зацикливание затухания» имеет несколько различных режимов.
Если режим затухания выключен кнопкой Off - первой в нижнем ряду кнопок Release Mode (настройка, выставленная по умолчанию), затухание огибающей громкости будет происходить согласно основным, главным параметрам ADSR, и семпл в итоге остановит своё воспроизведение в конце «петли».
Когда же вы нажимаете на кнопку включения затухания (вторую по счёту), семпл будет звучать до самого конца, пока основная огибающая громкости не достигнет стадии затухания (зачастую такой режим используется при сэмплировании "живых" инструментов для подчеркивания натурального релиза - прим. тех. ред.).
В третьем режиме, включающем зацикливание затухания, семпл прозвучит от начала до конца, а затем перескочит к точке начала «петли затухания» (Release Loop); циклическое воспроизведение семпла будет продолжаться, пока основная огибающая громкости не достигнет конца своего затухания.
В последнем режиме - назовём его «возвратно-поступательное зацикливание затухания» - семпл будет играть до конечной точки «петли затухания», а затем начнёт воспроизведение в обратном направлении, пока не дойдёт до стартовой точки «петли затухания»; такое двустороннее воспроизведение семпла будет продолжаться, пока огибающая громкости не достигнет точки полного затухания.
В дополнение к функциям зацикленного воспроизведения в закладке Sample имеется ещё несколько полезных ячеек и регуляторов.
Кроссфейд зацикливания удержания и затухания (обозначенный как Crossfade) устанавливает точки перекрытия зацикливаний во избежание щелчков, которые могут возникнуть при переходах между зацикливаниями. Не бойтесь экспериментировать с различными настройками кроссфейда, и тогда вы найдёте наилучший вариант воспроизведения для своего семпла.
Регулятор Detune служит для точной настройки высоты звучания семпла при зацикливаниях удержания и затухания. Выбором параметра Interpol (интерполяция) определяют алгоритм, в соответствии с которым Семплер будет транспонировать семплы.
Алгоритмы интерполяции варьируется между значениями No (нет), Normal (обычная - по умолчанию), Good (хорошая), Better (улучшенная) и Best (наилучшая). Ваш выбор может значительным образом сказаться на качестве звучания всех семплов, выходящих из устройства, однако помните, что улучшенный и наилучший алгоритмы интерполяции дают повышенную нагрузку на процессор вашего компьютера.
Кнопкой RAM вы загружаете все мультисемплы инструмента в оперативную память компьютера (по умолчанию поток семплов идёт непосредственно с жёсткого диска). Таким образом, вы повышаете производительность обработки звука в Семплере. Однако если вы загрузили в оперативную память слишком много семплов, они могут «съесть» весь её объём, что неблагоприятно скажется на производительности и стабильности вашего компьютера в целом. (По умолчанию Семплер загружает лишь начало каждого семпла в память, а затем при воспроизведении определённого семпла загружает остальную его часть с жёсткого диска.)
Кнопки слева от экрана с семплом позволяют вам переключать отображение каналов амплитуды семпла. Буквы расшифровываются следующим образом: B - both (показывать оба канала), M - mono (показывать в моно режиме), L - Left (показывать левый канал), R - Right (показывать правый канал).
Следующая закладка включает в себя набор регуляторов, которые формируют и видоизменяют звучание ваших семплов. Давайте посмотрим, чем же они нам могут пригодиться.
Закладка Pitch/Osc
Закладка Pitch/Osc содержит набор регуляторов для модулирующего осциллятора и огибающей высоты тона, которые видоизменяют аудиосигнал, выходящий из закладки Sample.
Модулирующий осциллятор
В верхней части закладки Pitch/Osc располагаются регуляторы модулирующего осциллятора (Osc). Сам по себе он не создаёт никакого звука; вместо этого он видоизменяет семплы посредством частотной или амплитудной модуляции (FM - Frequency Modulation и AM - Amplitude Modulation). Переключение между этими двумя режимами модуляции происходит с помощью кнопок FM и AM на левой стороне интерфейса закладки.
Если вы используете модулирующий осциллятор для амплитудной модуляции, вы воздействуете на уровень звука; таким образом, можно создавать интересные эффекты тремоло или другие, более значительные изменения в уровне звука. В режиме частотной модуляции осциллятор может трансформировать ваши семплы, создавая эффекты в FM-стиле, напоминающие «эйблтоновский» синтезатор Operator, принцип действия которого основан на частотной модуляции.
В левой части управляющего интерфейса модулирующего осциллятора находится график огибающей, которая демонстрирует ADSR-стадии для осциллятора. Долгое время атаки приведёт к медленному усилению воздействия осциллятора. Этот эффект можно использовать совместно с АМ-модуляцией, к примеру, для создания тремоло, которое будет медленно нарастать после нажатия на клавишу.
Настройки огибающей можно изменять как перетаскиванием контрольных точек на кривой, так и вводом определённых значений в цифровые окошки.
Набор волн для модулирующего осциллятора предлагает широкий выбор форм, включая стандартную синусоидальную, пилообразную и прямоугольную волны. Выбрать форму волны можно в выпадающем списке под надписью Type. Есть также возможность для настройки параметров, воздействующих на скоростные и синхронизационные свойства волны - будет ли она совпадать с темпом вашего проекта или нет.
Огибающая высоты тона
Нижняя часть вкладки Pitch/Osc содержит дополнительный набор регуляторов, предназначенных для огибающей высоты тона и вообще - регулировки тона. Здесь также изображён график огибающей и числовые ячейки. Огибающую можно использовать для изменений высоты тоноа ваших семплов. Цифровая ячейка слева от графика, обозначенная как Amount, определяет общую величину смещения по высоте в полутонах.
Более подробно о прочих элементах огибающей тона можно узнать в секции посвященной Operator
Закладка Filter/Global
Регуляторы закладки Filter/Global предназначены для управления мощным морфинг-фильтром, а также глобальной огибающей громкости. И то и другое влияет на аудиосигнал на главном выходе Семплера.
Фильтр
Семплер имеет несколько различных типов фильтров, включая морфинг-фильтр (имеющий литеру М в начале), который бывает двух видов: 12 дБ и 24 дБ на октаву, а также стандартные фильтры: низких частот, полосовой фильтр и фильтр высоких частот.
Морфинг-фильтр интересен тем, что он может плавно переходить от одного типа фильтра к другому, например, от низкочастотного к высокочастотному, варьируя свои частотные показатели в зависимости от данного положения на частотном спектре.
Для получения любопытных эффектов фильтрации попробуйте назначить внешний миди-контроллер на регулятор Morph и автоматизировать его. Фильтр SVF является сравнительно новым для Ableton Live и ведёт себя как морфинг-фильтр, только с несколько иными тональными характеристиками.
Обратите внимание также на Filter Envelope секцию, которая позволяет управлять модуляцией параметров фильтров при помощи ADSR-графика.
Огибающая уровня громкости
Огибающая уровня громкости является глобальной, т.е. её воздействие проявляется в том, как будет слышен аудиосигнал на выходе Семплера. Здесь у нас стандартные регуляторы: времени атаки, спада, удержания и затухания (Attack, Decay, Sustain, Release), а также мастер-уровня и панорамы. Эти регуляторы применяются для создания необходимой артикуляции звучания мультисемплированного инструмента.
Более подробно о прочих элементах фильтра и огибающей громкости можно узнать в секции посвященной Operator
Закладка Modulation
Закладка Modulation предлагает вам четыре различных источника модуляции, которые вы можете использовать для непрерывной корректировки и изменения практически любого параметра Семплера. Здесь есть огибающая модуляции, а также три отдельных низкочастотных осциллятора (LFO) и знакомый нам набор регуляторов.
Огибающая модуляции
В левой части интерфейса рассматриваемой закладки находится график, изображающий огибающую модуляции. Активировать его можно с помощью кнопки Aux в левом верхнем углу. В нижней части находятся два выпадающих меню, обозначенных как А и В. Кликнув по ним, вы увидите длинные списки различных параметров Семплера. Можно выбрать любой из этих параметров в качестве объекта для модуляции и отображения на кривой. Селекторы А и В позволяют вам выбирать два параллельных объекта для модуляции, на которые можно оказывать воздействие.
Низкочастотные осцилляторы (LFO)
С помощью трёх низкочастотных осцилляторов можно модулировать широкий диапазон параметров. Первый из осцилляторов, обозначенный как LFO1, имеет четыре присущих только ему глобальных фактора: Volume (уровень), Filter (фильтр), Pan (панорама) и Pitch (высота). Два других, LFO2 и LFO3, как и в случае с огибающей модуляции, можно легко назначить на любой из параметров Семплера из выпадающих списков А и В, на которые эти осцилляторы будут воздействовать.
Каждый из LFO может работать автономно (в соответствии с установленным количеством циклов в секунду), либо синхронно с темпом вашего сета.
В каком именно режиме будет работать каждый из осцилляторов, вы выбираете либо кнопкой Hz (и устанавливаете количество колебаний в секунду в окошке Freq), либо кнопкой с изображением ноты (т. е. синхронно с темпом; в этом случае окошко Freq поменяется на Beats). Для каждого осциллятора предоставляется широкий выбор форм волны, включая стандартные: прямоугольная, пилообразная и синусоида.
Кроме того, на интерфейсе закладки имеются кнопки Retrig, которые служат для перезапуска осцилляторов при каждом нажатии на клавишу. Если функция Retrig неактивна, LFO будут работать непрерывно вне зависимости от нажатия на клавиши.
Регулятор смещения Offset особенно полезен в том случае, когда работа осцилляторов синхронизирована с темпом сета. К примеру, вы модулируете низкочастотный фильтр так, что он достигает своего максимума на каждой сильной доле. Изменяя Offset до значения 90, вы смещаете начальную фазу осциллятора так, что пиковая частота приходится теперь на каждую слабую долю такта.
Закладка MIDI
Уверен, что вы нисколько не удивитесь, если я скажу вам, что закладка MIDI служит для маршрутизации миди-данных на семплер. Различные миди-факторы можно использовать в качестве модулирующих, и они будут определённым образом воздействовать на различные параметры семплера. Давайте посмотрим, как это делается.
В левой части интерфейса вкладки MIDI мы видим ряд назначаемых миди-факторов.
Они включают в себя Key (клавиша), Velocity (велосити, или сила нажатия), Off Vel (велосити отпускания), Chan Pres (aftertouch, или «послекасание» - чувствительная реакция к силе давления на клавишу после того, как она нажата), Mod Wheel (колесо модуляции) и Pitch Bend (колесо высоты тона).
Любой из этих входящих миди-факторов можно назначить одновременно на два различных адресата для последующей модуляции, которые выбираются из выпадающих списков Destination A и Destination B.
Величину модуляции определяют регуляторами Amount A и Amount B.
К примеру, если вы назначаете параметр Velocity на управление уровнем громкости, ваши семплы станут звучать громче или тише в зависимости от того, как сильно вы будете нажимать на клавиши, т.е. какое значение велосити будут иметь миди-сообщения, поступающие на канал семплов. (Помните, что эту задачу можно выполнить также с помощью регулятора Vol < Vel в закладке Filter/Global.)
Назначения миди-даных могут сыграть важную роль в том, насколько чувствительным станет ваш засемплированный инструмент к силе нажатия на клавиши. Чтобы получить более полное представление о маршрутизации миди-факторов и добиться от засемплированных звуков более реалистичного поведения, свойственного акустическим инструментам, а также для получения большего контроля над чисто электронными инструментами, изучите миди-назначения в инструментах из SONiVOX или инструментах, выпущенных сторонними фирмами.
Импорт инструментов сторонних производителей
Как уже было сказано выше, если у вас уже есть коллекция мультисемплов для инструментов в форматах AKAI, GigaStudio, Apple ESX24/Garageband, SoundFont или Kontakt, вы можете импортировать их в Семплер для их дальнейшей обработки в Live.
Чтобы импортировать в Семплер инструменты сторонних производителей, найдите необходимый вам файл в браузере Live и щёлкните по нему дважды. Инструмент будет переконвертирован в пресет Семплера. Список всех импортированных инструментов можно увидеть в браузере устройств (Device Browser) в папке Imports каталога Sampler.
Для более точной передачи оригинального звучания некоторые сложные мультисемплированные инструменты Live будет преобразовывать в пресеты Instrument Rack (рэковой стойки для инструментов), в которых используется несколько экземпляров Семплера.
Для большинства форматов мультисемплов Live импортирует аудиосемплы в Библиотеку (Library), где они появляются уже как новые семплы в каталоге Sampler 4 -> Imported.
Однако помните, что в случае с семплами от Apple EXS24/GarageBand и Kontakt, Live создаст новый пресет Семплера, который будет ссылаться на оригинальные wav- и aif-файлы. Это означает, что пресеты не будут работать, если вы удалите эти файлы библиотек. (Так или иначе, при желании с помощью менеджера файлов Live вы можете собрать и сохранить эти внешние семплы в Библиотеке.)