Инструменты Live
Live включает в себя восемь виртуальных инструментов: Impulse, Simpler, Operator, Sampler, Analog, Electric, Tension и Collision.
Impulse и Simpler поставляются бесплатно для всех пользователей программы Ableton Live, независимо от версии, в которой они работают. Другие же инструменты включены в Live Suite или могут быть приобретены отдельно на официальном сайте.
Внутри категории Instruments в Браузере вы можете видеть целых 11 различных объектов. Три из них не являются инструментами в полной мере, тем не менее, они также включены в эту категорию. Drum Racks и Instrument Racks работают в соединении с другими виртуальными инструментами. С помощью этих девайсов мы можем создавать настраиваемые сборные инструменты, начиная с самых простых и заканчивая сложными комплексными и объёмными агрегатами. External Instrument - это полезная утилита для лёгкой интеграции с внешними инструментами и мульти-тембральными плагинами.
Основные принципы
Инструменты Live - это очень объёмная и глубокая тема, которой можно посвятить достаточно больший объём этого гайда. Вместо того чтобы бесконечно перечислять каждый параметр в конкретном девайсе, я хочу обратить ваше внимание на самые важные аспекты всех инструментов для того, чтобы помочь вам пройти через сложнейшую часть процесса вашего обучения. Саунд-дизайн и синтез - это такие разделы, которые уходят далеко за пределы описания любого индивидуального инструмента. Если вы новичок в этой теме, то можете открыть для себя потрясающий (и бесплатный!) цикл статей "Synth Secrets", которые находятся здесь: http://www.soundonsound.com/sos/allsynthsecrets.htm (Необходимо знание английского языка.) Также могу с уверенностью рекомендовать обучающую программу Syntorial.
Модуляция
Модуляция всегда имеет источник и место назначения (цель). Собственно целью является параметр которым мы хотим управлять, а источником может быть встроенная огибающая инструмента или LFO, или стандартное MIDI-сообщение, такое как Velocity или Pitch Bend.
Во всех инструментах Ableton Live, вы найдёте несколько секций, которые используются для настройки силы модуляции. На скриншоте ниже вы видите кноб Volume с ячейкой, которая называется Velocity. Эта секция используется специально для указания того, насколько сила нажатия на ноту будет отражаться на громкости инструмента. Когда в ячейке выставляется ноль, каждая нота будет сыграна с одной и той же громкостью, не зависимо от того насколько сильно вы бьёте по клавишам своего MIDI-контроллера. Как только вы увеличите это значение, то тут же обнаружите, что инструмент начал функционировать как пианино - чем сильнее вы нажимаете на клавишу, тем громче выход. Вы найдёте, что значение 50% в этой ячейке - это хорошее значение, с которого можно начать, но можно поэкспериментировать и настроить его под свой вкус и стиль игры.
Вы будете видеть ячейки, подписанные "Velocity" (или иногда просто "Vel") во многих местах инструментов Ableton Live, поскольку velocity может быть назначено на множество других параметров, не только на громкость. Например, добавление значений в Vel ячейке, которая расположена возле регулятора Pan позволяет вам двигать звук слева направо в зависимости от силы удара по клавишам (слабое нажатие - звук будет левее, сильное нажатие - звук будет правее).
Скриншот ниже показывает секцию фильтрации в Analog'е. Здесь мы видим, что в секции Freq Mod (Frequency Modulation), которая отвечает за поведение частоты среза фильтра, имеются три источника модуляции: LFO1 Key, and Env. Настройка любого из этих значений (если оно не будет равно нулю) вызывает модуляцию. Чем сильнее значение, тем сильнее глубина модуляции, и тем сильнее она будет отклоняться от оригинального значения. Key используется для того, чтобы модуляция откликалась на высоту тона выходящей ноты - чем выше нота, тем больше будет частота среза ноты. LFO и Env регуляторы используются для того чтобы добавлять модуляцию, созданную встроенным LFO и секциями огибающих.
Для того чтобы полностью освоить два последних параметра, вам нужно узнать чуть больше об этих типах источников модуляции. Объяснения и описания последуют далее. Есть также и другие типы модуляции, о которых я расскажу в дальнейшем, и это будет довольно большой объём информации для усвоения. Главное, не волнуйтесь - как только вы поймёте базовые принципы назначения параметра на источник модуляции, всё станет окончательно ясно. Начните с простого, не торопитесь и экспериментируйте!
LFO и Огибающие (Envelopes)
Все инструменты Ableton Live содержат LFO (Low Frequency Oscillator - Генератор Низкой Частоты) и Envelopes (Огибающие) для генерирования сигнала модуляции. Они имеют небольшие различия от инструмента к инструменту, но в то же время обладают множеством общих моментов.
LFO (Low Frequency Oscillator, или Генератор Низкой Частоты) обычно используется для генерирования повторяющихся модуляций, таких как вибрато, тремоло, и ритмических "вабл", которых мы в изобилии слышим в современной дабстеп-музыке. Все инструменты Ableton Live имеют набор волновых форм для LFO. Волна Sin (т.е. синусоида) генерирует самый мягкий эффект, в то время как Saw (Пила) и Square (Квадрат, или "Пульс") волны могут быть использованы для создания модуляций с более ритмичной и четкой агрессией. Практически в каждом инструменте, в конце меню выбора форм волны, вы можете увидеть рандомную волну, которая иногда называется Noise (Шум) или S&H (что означает "Sample and Hold", т.е. "семплировать и удерживать", случайное значение Низкочастотного Генератора удерживается ровно один цикл.)
Все Низкочастотные Генераторы (LFO) могут синхронизироваться с текущим темпом проекта, или могут быть установлены в герцах (циклы в секунду). Для герц, нажмите на кнопку, которая маркирована "Hz", или, если желаете синхронизировать циклы генератора с темпом, нажмите кнопку, которая маркирована музыкальной нотой. Кноб с пометкой "Rate" будет меняться в зависимости от того, что вы выбрали. Он будет менять, соответственно, либо циклы в секунду, либо размерность нот.
Envelope (Огибающая) используется для того, чтобы создавать модуляцию, которая начинается сразу после нажатия ноты и заканчивается, когда нота отжата. Большинство инструментов Ableton Live имеют огибающие звука, частоты среза фильтра и питча (изменения высоты тона). В зависимости от инструмента, возможно появление нескольких дополнительных, назначаемых огибающих, которые могут быть использованы для контроля любого параметра. Если вы новичок в работе с огибающими, тогда огибающая громкости (Volume Envelope) - это первое, что вы должны освоить.
Большинство огибающих, которые вы обнаружите в различных инструментах, используют традиционный четырехэтапный принцип работы: Attack, Decay, Sustain и Release (ADSR). Некоторые инструменты имеют дополнительные этапы огибающей, о которых мы поговорим в описаниях индивидуальных секций инструментов. Если вы не знаете, как они работают, не переживайте. Просто сфокусируйтесь на ADSR, и этих знаний будет вполне достаточно.
Вот краткое объяснение того, как работают огибающие громкости. Как только вы усвоите этот момент, у вас не будет проблем с пониманием других огибающих, особенно если вы будете чуть терпеливыми и готовыми к экспериментам.
Сразу после получения MIDI-ноты, начинается стадия Attack (Атака). Эта стадия определяет, сколько времени займёт у звука достижение его полной громкости. Уменьшение этого параметра до предела, т.е. значение близкое к 0 миллисекундам означает, что звук будет начинаться практически мгновенно, а высокие значение, и, соответственно более длительное время атаки означает, что нота будет нарастать до полной громкости гораздо медленнее.
Стадия Release (она в самом конце графика) случается тогда, когда нота на клавиатуре отпущена. Эта стадия определяет, сколько времени необходимо ноте, чтобы полностью заглохнуть в тишине после того, как вы отпустили клавишу. Если параметр, отвечающий за эту стадию полностью опустить вниз, то нота будет заглушена немедленно, в то время как другие, более длинные значения заставят ноту звучать очень долго после того, как вы прекратили играть ее на клавиатуре.
Decay и Sustain работают в сочетании с остальными стадиями. Decay определяет, сколько времени займет у громкости достичь уровня Sustain. Хитрость тут в том, что Decay как и остальные элементы измеряется в единицах времени, а вот Sustain - это определенное значение параметра, его уровень (в нашем примере - громкость звука). Для того, чтобы понять лучше, как это работает, поверните Sustain вниз до нуля. Это означает, что уровень Sustain - тишина. Теперь вы можете использовать Decay-регулятор для того, чтобы контролировать, как долго потребуется ноте для полного ухода в тишину. После того, как вы освоили это, попробуйте поставить значение Sustain в -12db, Decay на 50ms, а Attack полностью уведите вниз. Это создаст перкуссионный транзиент каждый раз, когда вы играете ноту, поскольку первые 50ms ноты на 12 db громче, чем Sustain ноты.
Каждый инструмент в Ableton Live содержит различные вариации типов фильтров, обычно как 12 так и в 24db/octave. Эти цифры говорят нам о крутизне или наклоне фильтра. Чем выше номер, тем более круто фильтр снижает частоты вне диапазона фильтра. Обычно это означает более интенсивный и агрессивный эффект, особенно в совокупности с высокими значениями резонанса. Некоторые из инструментов Ableton Live (и не только они) используют следующие аббревиатуры: LP (low pass), HP (high pass), and BP (band pass). Итак, HP24 означает high-pass filter с крутизной 24dB/Octave. Несколько инструментов имеют в себе специальные типы фильтров, их я объясню, когда будет необходимо. Если вы совершенный новичок в фильтрах, я рекомендую прочесть описание эффекта Auto FIlter, в Главе 9, "Audio Effects в Ableton", для более полного понимания фундаментальных концепций фильтрации.
Global Parameters - Глобальные Параметры
Все инструменты в Ableton Live используют с десяток полезных команд, такие как Polyphony (Полифония) и Pitch Bend (Высота тона), которые не являются особыми параметрами для конкретного типа синтеза или стиля семплирования. Они присущи большинству инструментов. Поэтому вместо того, чтобы постоянно раскрывать их в описании каждого инструмента, я начну с перечисления этих общих параметров, которые могут быть применимы ко всем из них. Каждый синтезатор может содержать, а может и не содержать некоторые из перечисленных параметров!