Название

7.2. Использование девайсов

Краткое описание
В этой главе мы разберёмся в типах девайсов, рассмотрим путь сигнала, а также научимся пользоваться различными пресетами девайсов и VST-плагинов.

Где брать девайсы?

 

Все девайсы в Ableton доступны в программном браузере, как уже было сказано в главе про основы использования программы Aleton Live.

Такие категории в браузере как Audio Effects, MIDI-Effects и Instruments принадлежат целиком встроенным в Ableton Live девайсам.

Sounds - это специальная вкладка, которая показывает все «заводские» пресеты любых инструментов (а также пресеты Instrument Racks), организованные по типу звука. В то же время вкладка Drums – это гибридный вид, использующийся для доступа как к Drum Racks так и к семплам ударных.

Вкладка Plugins показывает список всех сторонних плагинов, установленных на вашем компьютере.

Девайсы Max for Live практически как внутренние девайсы Ableton Live, построенные в интегрированной программной среде, поэтому они могут использоваться только в Ableton Live. Однако они похожи на сторонние плагины, поскольку вы без проблем можете найти их в интернете и постоянно пополнять свою коллекцию различного вида интересными дополнениями (инструментами, эффектами, и многим другим), также как это происходит с VST-плагинами.

Используя методы, которые я описываю в этой главе, вы можете овладеть  всеми перечисленными видами девайсов. Все они работают идентично, и применяются совершенно одинаково, будь то внутренний плагин, внешний, или модуль Max4Live. Просто помните об этом, когда будете читать эту главу. Отсылки в примерах к какому-либо конкретному эффекту или инструменту означают, что вы можете применить схожую тактику к любому девайсу, кроме тех, о которых я буду упоминать отдельно.

 

Девайсы доступны из меню Categories (Категории). В категории "Sounds" можно найти как пресеты различных инструментов, так и Instrument Racks  (контейнеры инструментов).

Девайсы доступны из меню Categories (Категории). В категории "Sounds" можно найти как пресеты различных инструментов, так и Instrument Racks (контейнеры инструментов).

 


Из браузера – на дорожку

 

Добавление девайса из окна браузера – операция легкая. Есть несколько путей загрузки девайсов на дорожки, каждая из которых работает совершенно идентично как в режиме сессии, так и в режиме аранжировки.

 

1. Перетяните девайс из Браузера и просто киньте его на дорожку, как показано на рисунке ниже.

 

Drag and Drop

 

2. Выделите (выберите) дорожку, на которую собираетесь добавить плагин, дважды кликните на него в окне браузера.

 

Double Click

 

3. Дважды кликните на титул дорожки (например - Audio 1), для того чтобы открыть вид на нижнее окно Track View (или окно "Свойств Трека"), затем просто возьмите из Браузера и перетащите в него нужный вам плагин. (Иллюстрации не будет, но я думаю, что вы без труда разберетесь что к чему.)

Когда вы загружаете несколько эффектов в одну большую цепочку, перетаскивание приобретает дополнительный смысл, ибо вы можете менять положение эффектов в цепочке, а значит влиять на выходящий из всей цепочки в целом звуковой сигнал.

 

Audio Effects Chain

 

4. Вместо того чтобы брать из браузера и перетаскивать непосредственно сам девайс, т.е. его корневую папку, попробуйте нажать в браузере на небольшой треугольник возле его имени, это откроет обширный перечень пресетов для данного девайса. Теперь вы можете перетащить на дорожку уже настроенный определенным образом плагин. Или просто дважды щелкните на него, как говорилось ранее.

 
Device Presets

...двойной щелчок мыши загружает девайс в Track View выделенной дорожки (загруженный девайс появляется ниже).

 

В программе нет никаких фиксированных ограничений по количеству эффектов, которые вы можете добавлять на дорожку. Единственное ограничение – мощность вашего процессора, а также чувство меры и разумность.

Но сами инструменты имеют серьезное ограничение. Дело в том, что может быть только один инструмент, добавленный на миди-дорожку, не больше. Если вы переместите инструмент на миди-дорожку с уже добавленным инструментом, то новый инструмент просто заменит старый. Но всё же в Ableton есть возможность сделать больше одного инструмента на дорожке, и делается это через Instrument Rack, однако мы поговорим об этом способе позже. Пока просто имейте в виду, что более одного инструмента на миди-дорожку добавлять обычным путем нельзя.

Вскоре вы заметите, что добавили столько эффектов на дорожку, что они уже не помещаются на экране. Когда это произойдёт, девайсы можно будет пролистывать слева направо. Например, вы можете щелкнуть на полоску с названием девайса (полоска пожелтеет), затем нажать клавиши влево или вправо, таким образом вы будете переключаться между девайсами в цепочке, и за активным девайсом будет следовать ваш экран.

Либо вы можете обратить внимание на правый нижний угол окна Track View. Здесь содержится схематичное отображение всех девайсов в цепочке, где черный прямоугольник – нынешнее положение вашего экрана относительно всей цепочки. Также как в окне аранжировки, вы можете двигать этот прямоугольник, чтобы видеть нужные вам части цепочки девайсов.

 

Device Scrolling

Листание девайсов

 

Мой любимый трюк для более удобной работы с цепочками эффектов – сворачивание их путем двойного нажатия на верхнюю титульную полоску девайса. Интерфейс в таком случае полностью исчезает, остается только тонкая вертикальная титульная полоска с названием девайса и с его базовыми кнопками. Можно держать все девайсы в таком виде, чтобы раскрывать их только в том случае, когда вам необходимо сделать ту или иную корректировку.

 

Tittle Device


Внутри Track View

 

Как было сказано ранее, Track View (я перевожу как "Свойства Дорожки") – это название области, где отображаются добавленные на дорожку девайсы. Если вы хотите стать настоящим «мастером-всех-эффектов-аблетона», то вы должны изучить способы работы с Track View. Помните, что вы всегда можете открыть это окно двойным нажатием на титуле дорожки, либо вы можете попробовать комбинацию клавиш Shift + Tab, которая переключает между Окном Cвойств Клипа (Clip View) и Окном Cвойств Дорожки (Track View).

Активировать/Деактивировать и Редактировать

Каждый девайс имеет круглую кнопку отключения, которая находится в верхнем левом углу, и используется для деактивирования девайса, или bypass (что можно перевести как "обход") девайса. Когда девайсы деактивированы, инструменты не воспроизводят никакого звука, а эффекты пропускают сигнал без каких либо изменений. Когда вы используете эффекты, всегда важно временно включать режим bypass девайса, т.е. деактивировать его, чтобы вы слышали, что именно делает девайс со звуком, что он вносит в звучание. Деактивирование девайса означает, что он использует меньше вычислительных мощностей компьютера, а значит не сильно загружает процессор. Это может быть очень полезная техника для обнаружения девайса, который по каким-то причинам перегружает процессор вашего компьютера.

Context Menu Клик на титульной полосе (title bar) девайса выбирает его и позволяет вам использовать на нем команды из меню редактирования (Edit menu). Нажатие правой кнопки мыши на титуле открывает контекстное меню, где вам становятся доступны такие команды как Cut, Copy, Paste и Duplicate. Также работает команда Rename (Переименовать), позволяющая вам описать в имени особенности того или иного девайса и его использования. Наконец, если вы решили удалить девайс из цепочки, просто щелкните правой кнопкой мыши на титуальной полосе девайса и выберите из меню пункт Delete.

 
Путь сигнала

Важно понимать, что однажды добавленные на дорожку эффекты обрабатывают любой сигнал, который проходит через эту дорожку, любой клип, любой звук. Наиболее распространённое заблуждение некоторых новичков состоит в том, что они думают, что мы положили эффект на клип.

Нет, это не так. Когда клип воспроизводится, его сигнал проходит через каждый девайс в цепочке, отображенной в вашем окне Свойств Дорожки (Track View), прежде чем отправиться на микшер. Таким образом, эффекты изменяют звучание для каждого клипа на дорожке.

Сигнал проходит через Track View слева на право. В случае эффектов, это просто означает, что выходной сигнал (output) первого девайса, отправляется на следующий справа по цепочке девайс, и так далее. Это очень важное свойство, потому что порядок эффектов, как я уже говорил, имеет большое влияние на финальный результат. Чтобы изменить порядок девайсов в цепочке, кликните на титульную полоску девайса, и потащите его на другую позицию в цепочке. Экспериментируйте!

MIDI-дорожки могут содержать миди-эффекты, инструменты и аудио эффекты, и это делает их чуть более сложными в устройстве, чем аудио дорожки. Миди-эффекты всегда появляются левее инструмента (т.к. миди-эффект создан для обработки и изменения миди-сигналов, прежде чем они попадут в инструмент), в то время как аудио эффекты появляются справа от инструментов (т.к. аудио эффекты работают с аудиосигналом, выходящим из инструмента).

 

Signal Flow

 

На скриншоте - Midi-эффект Chord обрабатывает входящую миди-ноту, преобразовывая ее в аккорд. Получившиеся одновременно звучащие ноты попадают в инструмент Electric, где преобразуются в звук, который в свою очередь направляется в девайс Overdrive, снабжающий итоговый звук "перегрузом".

Взгляните более внимательно на цепочку девайсов, и вы сможете заметить небольшие индикаторы громкости справа от каждого добавленного девайса. В случае с аудиоэффектами, они имеют индикаторы громкости и перед и после девайса, это помогает вам отслеживать как эффект может изменять громкость сигнала при прохождении через каждый из них. Миди-эффекты снабжены «точечным» индикатором, который показывает присутствие миди-сообщений. Некоторые миди-девайсы могут выполнять фильтрацию миди-данных, которая блокирует некоторые миди-сообщения, таким образом, если ваши миди-данные исчезли, эти индикаторы помогут вам определить, где появилась эта проблема.

И наконец, инструменты содержат миди-индикатор слева, и аудио-индикатор справа, показывая вам миди-данные, входящие в инструмент и аудио-данные, которые из него поступают дальше по цепочке. Возможно возникновение ситуации, когда инструмент не воспроизводит никакого сигнала (например, семплер, в который не был своевременно загружен семпл, или синтезатор, в котором были выключены все осцилляторы), именно поэтому эти индикаторы помогут избежать головной боли, когда вы ищите причину пропажи вашего сигнала.

Но что делать, если вы хотите применить эффект на конкретном клипе, при этом не затрагивая другие? Простой ответ на этот вопрос – поместить этот клип (или клипы) на отдельную дорожку и добавить к ней нужные эффекты.

Если вас не устраивает такой вариант решения этой проблемы, то тогда можно включить определенный девайс с эффектом в нужный момент, путем автоматизации кнопки активации. Это может быть очень полезной техникой, но все-таки гораздо проще (и менее путано) использовать отдельную дорожку, чтобы снабдить отдельные клипы нужными эффектами.


Использование эффектов на дорожке Send/Return – в чем разница?

 

Есть два пути использования аудио эффектов. Наиболее распространенный метод – использование аудио-эффектов в качестве "insert", это означает что вы его «вставляете» в цепочку для обработки сигнала, который желаете изменить. Если вы поместите эффект на аудио дорожку, миди-дорожку, или сгруппированные дорожки (Group Track), обычным способом, о котором мы говорили до этого, вы используете эффект в качестве insert. Другой способ добавления эффекта к вашему миксу – добавить эффект на дорожку посыла-возврата (Return track).

Наиболее явная разница между этими двумя методами, это взаимоотношения обработанного сигнала (wet) с сигналом не обработанным (dry). Когда ваш эффект используется в качестве "инсерта", т.е. вставлен на дорожку, обработанный сигнал просто заменяет собой необработанный, если только эффект не имеет кноба "Dry/Wet", чтобы смешивать оба сигнала друг с другом одновременно. Например, если вы поместили EQ на дорожку, и повернете несколько кнобов, то не услышите никакого необработанного сигнала. Это вполне логично: причина, по которой вы обычно используете эквалайзер - это трансформирование сигнала для того чтобы он содержал большее количество частот, которые вам нужны, но при этом имел минимум частот, которые вам не требуются. Здесь необходимости в регуляторе "Dry/Wet" просто нет.

С другой стороны, когда вы используете Reverb ("Ревер") или Delay ("Задержка", или часто его называют "Эхо") эффекты, вы обычно ищите способ оставить сигнал не изменённым, просто добавив к нему нужной атмосферы и окружения, которые данные эффекты и создают. Это означает, что когда ревер используется в качестве инсерта (вставлен в дорожку), то кноб Dry\Wet становится очень важен, т.к. именно он определяет, как много эффекта вы слышите, и в то же время – как много оригинального сигнала присутствует в итоговом аудио.

Этот подход имеет свою специфическую проблему. При увеличении параметра Dry/Wet до 100%, вы уже не добавляете эффект, а просто полностью устраняете присутствие необработанного сигнала. Иногда очень важно иметь возможность установить уровень не обработанного сигнала, а затем независимо от него добавить уровень громкости эффекта. Например, если вам требуется добавить большие объемы ревера (реверберации) на рабочий барабан, но при этом, вы не хотите уменьшать уровень громкости самого барабана, т.к. в противном случае останется лишь гулкий ревер, без какой-либо чёткости. Вы просто хотите добавить больше атмосферы, но не трогать ударные. Вот тогда и вставляйте Return-эффект.

Когда эффект использован на дорожке Return, вы добавляете (примешиваете) обработанный сигнал к необработанному, и получаете гибкость, которая возможна только тогда, когда вы держите Dry и Wet-сигналы на отдельных дорожках. Для эффекта, основанного на задержках и реверах, это отличный сценарий. С другими эффектами, такими как EQ использование их на Return-дорожках имеет смысл, только если вы хотите избавить примешиваемый Wet-сигнал от каких-либо частот. Эквалайзеры часто добавляются в большие цепочки эффектов на Return именно для таких целей.

Дорожки Sends и Return описаны во всех деталях в главе «Return Tracks», которая посвящена дорожечному роутингу и роутингу сигналов, или проще говоря, коммутации.

 


Использование Return Эффектов

 

Для того, чтобы начать работать с Return-эффектами, добавьте эффект на Return-дорожку, также как это делается с любой другой дорожкой. Чтобы сигнал прошел через эффект, нам нужно повернуть соответствующий Send-кноб на дорожке, которую вы хотите обогатить этим эффектом.

Например, вам нужно добавить эффект ревера на дорожку с вокалом. Вы поместили эффект на дорожку Send A, поэтому на дорожке, которая отвечает за вокал необходимо выкрутить регулятор в виде кноба и подписанный «A». То, насколько сильно вы выкрутите этот регулятор будет определять какое количество сигнала было пропущено через Send A и обогащено эффектом. Всегда помните, что кноб Send, не означает, что какая-то часть сигнала отделяется от дорожки. Send, скажем так, копирует какую-то часть сигнала, и пропускает его через Return-дорожку с эффектом. Это означает, что исходящая громкость дорожки-источника (в нашем примере это дорожка с вокалом) остается точно такой же неизменной, независимой от положения регулятора Send A.

 
Return Delays and Reverbs

 

Внимание на скриншот выше. Немного вокала и перкуссии отправлено на дорожку "A Reverb" при помощи вращения соответствующих кнобов с литерой "A". Гитара отправлена на дорожку "B Delay", где в результате обработки к ней добавляется эхо плагином Simple Delay. Также к гитаре добавлено чуть-чуть того же ревера "А" для целостности картины.

Регуляторы Send есть на каждой дорожке, и вы можете добавить определенное количество эффекта на любую из них. Например, если в вашем треке есть дорожка с рабочими ударными, вы можете резко поднять Send A-регулятор вверх в определенном моменте, чтобы добавить драматического эффекта. В основном треке нужно держать этот регулятор на низком уровне, чтобы лишь чуть-чуть добавить окружения. То же самое можно сделать и на дорожке с хай-хетами. Небольшие отголоски ревера практически всегда хороши на ударных.

Это не только удобно, но и еще и эффективно, т.к. при использовании Return-треков вы сохраняете ресурсы своего процессора. Множество плагинов ревера, повешенных на несколько десятков дорожек могут быть очень «прожорливы» для процессора. Использование же Send/Return подхода позволяет вам распределить всего один реверб-девайс сразу между большим количеством треков, при этом получить гораздо более реалистичную и цельную картину «пространства» ревера в треке.

Есть одна вещь, о которой я должен вас предупредить. Всегда выставляйте значение эффекта на Send-дорожке до 100% wet-сигнала. Если эффект содержит Dry-Wet кноб, выкрутите его до упора вправо. Если эффект содержит независимый Dry-регулятор, опустите его до упора вниз. Делайте все что возможно, чтобы удостовериться, что трек на Send-дорожке отдаёт только обработанный сигнал! Необработанный сигнал здесь совершенно неважен, он и так содержится на дорожке, которую мы обрабатываем Send/Return-эффектом. Если вы позволите какому-то количеству необработанного сигнала примешаться к дорожке-источнику, то получите вполне ожидаемый и смущающий слушателя результат – повышение уровня необработанного сигнала каждый раз, когда вы выкручивайте кноб Send на дорожке.

 

Pre или Post-обработка? 

В правом углу экрана, прямо над мастер-фейдером в режиме сессии, или при открытии Send-дорожек, вы можете найти кнопки с загадочными надписями Pre и Post. Эти кнопки определяют, будет кноб на дорожке брать в качестве источника сигнал до фейдера дорожки или после фейдера. Post-фейдер – это значение по умолчанию, которое означает, что положение фейдера на дорожке также определяет количество сигнала, которое будет отправлено на Send/Return дорожку обработки. Если вы отправите на Send с ревером какое-то количество вокала, и при этом будете понижать фейдер, ревера тоже будет становиться все меньше и меньше.

Pre-fader режим означает, что уровень Send-эффекта будет оставаться одним и тем же, какое бы положение не занял фейдер на дорожке-источнике. Для того чтобы включить этот режим, просто щелкните на кнопку Post, о которой я писал ранее, она преобразится в Pre. Техника Pre-фэйдера очень хороша во время использования компрессии на Return-дорожке (эта техника, обогащающая звук, называется «Паралельная компрессия»). Т.к. работа компрессоров сильно зависит от уровня входящего сигнала, то удобно иметь независимый контроль над громкостью Send’а и дорожки-источника.

 

Return-дорожка сама по себе тоже имеет Send-кнобы. Они позволяют вам отправлять порцию уже обработанного сигнала с одного Return на другой. Также Return-дорожка позволяет отправить обработанный сигнал обратно на себя, вызвав, таким образом зацикленный эффект Feedback (самоотдачи). Осторожней с громкостью в таком случае! Она может стать очень велика! Именно из-за риска этого фидбэка данные кнобы выключены по умолчанию. Но если вы щелкните правой кнопкой мыши на Send, вы сможете его включить из контекстного меню.

 


Плагины сторонних производителей

 

В то время как сам Ableton уже содержит в себе впечатляющее количество инструментов и эффектов, вы можете использовать плагины эффектов и инструментов от других производителей. Live поддерживает такие форматы плагинов как VST и Audio Units (только Mac OS X), что позволяет вам расширять вашу виртуальную звуковую студию практически до бесконечности.

После установки плагины становятся доступны в меню «Plug-Ins». Эффекты и инструменты визуально отличаются друг от друга в браузере. Так инструменты имеют прямоугольную иконку с надписью «VST» с черно-белыми клавишами пианино. Это означает, что данный плагин воспроизводит звук, получая миди-сообщения с клавиатуры. Подобная же иконка, но без клавиш обозначает плагин эффекта обработки.

 

Effects and Instruments

 

Audio Units-плагины, доступные на MAC попадут в отдельную категорию AU, где все плагины автоматически распределяются по папкам, которые носят имена производителей. Находящиеся в таких папках иконки плагинов имеют надпись AU, но в остальном повторяют разделение на иконки с клавиатурой и на иконки с отсутствием оных. VST-плагины не распределяются по папкам, и обычно складируются в общую кучу, что может со временем привнести довольно много неудобств. Поэтому старайтесь разделить плагины по каким-либо признакам, и помещайте каждый из них в определенную папку. Из программного браузера такое разделение сделать невозможно, однако вы можете зайти в корневую папку, куда устанавливаются ваши VST, и воспользовавшись вашим файловым менеджером, самостоятельно сделать свои папки и распределить среди них плагины.

 
VST AU

 

В отличие от встроенных в Ableton девайсов, сторонние плагины используют отдельное окно для показа их параметров. Когда вы загружаете внешний плагин, Live отображает в Track View однотипный объект с X-Y интерфейсом. Оси этого интерфейса могут быть назначены на любой кноб, список которых может быть отображен в ниспадающих меню внизу девайсов. Если кликнуть на иконку с гаечным ключом в титуле девайса, то откроется графический интерфейс плагина, который удобен для непосредственной работы.

 
VST Plugins in Track View

 
Предупреждение

Используя сторонние плагины, вы тем самым вносите кусок постороннего кода в Ableton. В принципе беспокоиться не о чем. Но «глючный» плагин может вызывать неисправности разных типов. В худшем случае такой плагин может вызвать громкий цифровой шум или стать причиной вылета всей программы. Если плагин хорошо работает в каком-либо другом хосте, ещё не означает, что он будет работать также стабильно и в Ableton. Но не стоит впадать в панику, все это вполне поправимо. Загружайте плагины и экспериментируйте с ними! Просто помните, что тестировать новые плагины нужно с низким уровнем итоговой громкости, как можно чаще сохраняйте свой проект, и НИКОГДА не пытайтесь использовать непроверенный плагин во время живого выступления!

Если Live определит, что какой-то плагин вызвал сбой, он предложит отключить его, чтобы данная проблема не повторилась вновь. Возможно появятся причины, когда вам нужно будет сделать это вручную. Для этого просто удалите неугодный плагин из директории, где он был установлен. Мы устанавливали её тогда, когда запускали Live в первый раз, подробности читайте в главе №2 «Запуск и настройка Аблетон».

 


Управление Пресетами (Presets)

 

Большинство эффектов и инструментов могут выдавать множество самых различных результатов. Некоторые девайсы (например, Redux или Utility) имеют довольно ограниченную функциональность и маленький набор параметров, в то время как другие (например Operator или Collison) содержат в себе такое количество самых разных параметров, что даже опытные пользователи могут быть бесконечно удивлены звуками которые они могут там накрутить. Чтобы работать со сложными девайсами было более удобно, существуют пресеты (presets). Это коллекции уже установленных параметров внутри плагинов, настроенных определенным образом. Они могут быть загружены в любой момент, чтобы у нас была исходная точка для движения в своих экспериментах дальше.

Знание того, как пресеты загружаются, как ими управлять, как создаются – это важный для любого продюсера музыки навык. Поначалу вы загружаете пресеты девайсов для того чтобы ознакомиться с его возможностями и понять на что он способен. Возможно, вы захотите тут же, не откладывая, начать работу с девайсом. Как только вы достигните нужного результата, покручивая ручки девайса, программируя его параметры (или вы накрутите отличный звук во время экспериментирования, полагаясь просто на удачу, что является моим любимым методом), вы можете сохранить ваш новый звук как свой пресет и легко вызвать его позже.

 
Управление пресетами (Встроенными и Audio units)

Для встроенных девайсов в Ableton все действия по управлению пресетами совершаются через браузер. Просто кликните на треугольник возле названия какого-либо девайса, что вызовет список пресетов, или подкатегорий, которые гарантируют легкий поиск нужного звука. Эти пресеты могут быть добавлены прямо на дорожки, как было рассказано ранее, или добавлены нажатием hot-swapping (“горячей заменой») в уже загруженный на дорожку девайс. Об этой функции мы поговорим чуть ниже в этом же параграфе.

 
Presets Devices

 

Пресеты Audio Unit плагинов немного другие. Также как и у встроенных в аблетон девайсов, у них есть треугольник для просмотра всего списка пресетов, однако в нём вы ничего не увидите до тех пор, пока не создадите какой-нибудь пресет сами. Заводские пресеты в AU плагинах доступны из интерфейса самого плагина. Рекомендую обратиться к документации, поставляемой с плагинами для получения подробной информации. Для того чтобы сохранить ваши собственные пресеты AU плагинов, вы можете использовать как интерфейс самого плагина, так и сохранять его при помощи браузера Ableton также как я описал выше.

Сохранение пресета очень полезно по двум причинам. Первая – это просто хороший способ организации. Скажем, вы нашли пресет в Operator’e, который вам понравился. Вместо того чтобы пытаться вспомнить его название, не будет ли более практично сохранить его в отдельное место, где вы храните все свои любимые пресеты? Другая причина – это сохранение тех звуков, которые вы накрутили самостоятельно. В обоих случаях вы будете использовать User Library.

DisketaСправа, в самом конце титульной полоски вашего плагина, есть малая иконка, изображающая дискету, которая называется кнопкой сохранения пресета (Set Preset Button). Щелчок на этой кнопке означает, что ваш новый пресет появится в User Library. Напишите имя, которое облегчит нахождение этого пресета в будущем, и нажмите Enter. Если вы совершили какие-то изменения в пресете, и желаете их сохранить, просто нажмите Save Preset, не набирая новое имя. Новые настройки заменят старые.

 
User Library Presets

 

Всё что находится в папке User Library, может быть организовано так, как вам необходимо. Правый щелчок отображает контекстное меню, и в нём можно выбрать пункт New Folder, который создаст новую папку. Затем переместите пресеты в новую папку точно так же, как вы это делаете с папками на своем компьютере. Сделайте папку для своих любимых «заводских» пресетов, или сформируйте папки на свой вкус, организуйте их по типам звуков, по оттенкам, или по характеру звучания. Здесь вы полноправный хозяин своей организации, главное чтобы вы точно знали, где что искать!

Если вы щёлкните правой кнопкой мыши на титульную полоску девайса, вы увидите еще один дополнительный способ сохранения пресета. Это пункт меню «Save as Default», то есть «Сохранить по умолчанию». При выборе этого пункта меню, текущие настройки девайса будут сохранены, и будут появляться каждый раз, когда вы добавляете этот девайс на дорожку.

 

Save As Default

 

Если вы будете называть свои пресеты схожими именами, такими как мы видели в «заводской» библиотеке пресетов (например Ambient & Evolving, Bass, Pad и так далее), ваши пресеты будут автоматически появляться рядом с заводскими пресетами в папке Categories внутри браузера.

Управление VST- пресетами

Сохранение пресетов сторонних плагинов в Live организовано практически также просто, как и в других цифровых аудио студиях. Live может сохранить текущие настройки плагина, используя специальные иконки наверху окна плагина.

 
Preset Banks

 

Выпадающее меню в окне плагина содержит список сохранённых ранее пресетов эффекта или инструмента, в том числе тех, которые были созданы самим изготовителем плагина. Выбор пресета из меню сразу же загрузит его, заменяя настройки, которые применялись плагином до этого. Если это меню не доступно, то, скорее всего, дело в том, что производитель интегрировал пресеты прямо в графический интерфейс плагина. Войти в графический интерфейс можно путем нажатия на иконку с изображением гаечного ключа.

В то время как пресеты для внутренних девайсов Ableton Live автоматически хранятся в библиотеке, пресеты VST-плагинов могут быть сохранены практически в любом месте, в котором вы только захотите. Просто щёлкните на иконку с изображением дискеты, и выберите место на вашем жестком диске. Возможно, это будет хорошей идеей - выбрать постоянное центральное место для этих пресетов, чтобы вы не теряли их в дальнейшем.


Функция Hot-Swap ("Горячая Замена")

 

Эта функция становится доступной при нажатии на иконку, на которой изображено круговое движение двух стрелок. Вы можете найти её в верхней части любого загруженного девайса, а также в некоторых других местах. Это так называемая Hot-Swap кнопка (кнопка горячей замены), которая используется для быстрой и удобной загрузки пресетов девайса, замены самих девайсов, или даже загрузки содержимого в Simpler, Sampler или Drum Rack. В режим горячей замены можно войти путем клика на соответствующую иконку, либо же нажатием клавиши «Q» на вашей клавиатуре. Чтобы выйти из режима горячей замены, снова нажмите Q (или Esc) или кликните на крестик, который появляется как в окне браузера, так и непосредственно в верхнем баре плагина, который вы подвергли горячей замене.

 
Быстрая замена девайса

В правом верхнем углу любого девайса вы сможете найти кнопку горячей замены. Когда она активирована, браузер тут же «прыгнет» в доступные пресеты выбранного девайса. Двойной щелчок на пресет или же выделение пресета, а затем нажатие клавиши Enter тут же загрузит его в девайс. Большое преимущество этого способа состоит в том, что менять звуки можно обходясь только одной клавиатурой. Вы можете использовать кнопки вверх/вниз для навигации в браузере и кнопки лево\право чтобы открывать\закрывать папки и переключаться между ними, и, наконец, кнопку Enter чтобы загрузить звук.

 
Hot Swap

 

Когда вы используете Hot-Swap кнопку, верхний титульный бар браузера становится оранжевым, и показывает сообщение «Swapping <категория девайса>» (напоминаю, что девайсами мы называем Instrument, Audio Effect или Midi effect). Это также означает, что Hot-Swap режим позволяет вам делать даже больше, чем просто загрузить новый пресет вашего девайса. Вы можете загрузить любой девайс или пресет того же типа. Например, вы можете заменить Filter Delay на Reverb, или инструмент Operator другим синтезатором, таким как Massive.

 
Swapping


Горячая Замена семплов

 

Как я уже говорил ранее, функция «Горячей Замены» (Hot Swapping) может также использоваться для того, чтобы быстро загружать контент (семплы) в Impulse, Drum Rack, Simpler. Чтобы вызвать в них режим горячей замены, подведите курсор своей мыши к слоту семплов в Impulse или к дисплею семпла в Simpler. При этом клавиша "Q" не работает в случае, если вы желаете сделать горячую замену семплов в этих девайсах (в случае нажатия на эту клавишу вы сможете заменить сам девайс, или его пресет), так что вам нужно будет использовать мышь. Как только вы войдете в режим горячей замены из слота семпла, все будет работать также как и всегда, за исключением того, что браузер будет показывать только файлы семплов.

 

Impulse Swapping

 

Немного иначе работают Drum Rack'и. В этих девайсах горячая клавиша Q может использоваться для включения режима горячей замены для определенного слота, как только вы этот самый слот подсветите (сделаете его горящим, активным). Можно выделить его щелчком мыши, либо выбрать его при помощи стрелок на клавиатуре, переключаясь между всеми слотами. Также можно использовать клавишу D для переключения между самим Drum Rack и последним выбранным слотом. Таким образом, вы можете полностью перебрать и загрузить целый Drum Rack с нуля, используя только клавиатуру.

При входе в режим горячей замены в Drum Rack, вы также можете заметить, что браузер позволяет вам выбирать как аудио семплы, так и инструменты (встроенные или VST-плагины). Это происходит потому, что Drum Rack очень схож по своим функциям с Instrument Racks, которые используются для того, чтобы содержать в себе целые цепочки девайсов. Устройство и функции Instrument Racks объясняются далее, также как и устройства Drum Rack'ов.