Название

Chorus

Краткое описание
Chorus - это один из трёх главных эффектов модуляции в Ableton Live (есть еще Phaser и Flanger). Он пытается воссоздать звуковой феномен хора путём размножения входного сигнала и создания разноплановых задержек и модуляций в них.

Что такое Chorus?

 

Термин «модуляция» означает «изменение». Сам по себе этот термин не слишком красноречив. По нему довольно сложно понять, что эффекты модуляции делают на самом деле. Говоря по существу, когда мы говорим об эффектах модуляции, то подразумеваем некий эффект, который работает благодаря генератору низкой частоты (LFO).

Так что советую вам прежде прислушаться к себе и честно спросить: ясны ли вам роли LFO в таких эффектах как Auto Filter и Auto Pan? И тогда вам будет куда легче понять его роль в эффектах модуляции.

 

Разбор плагина
Chorus View

 

Когда вы слышите группу поющих в хоре людей, вы можете заметить, что каждый из них, как бы ни старался, не сможет воспроизвести свою партию абсолютно синхронно с остальными. Всегда есть хоть малейшая разница в произношении отдельных фраз и интонаций, небольшие различия во времени, даже когда поются одни и те же слова с одинаковой мелодией. В результате мы слышим объёмный, можно сказать пышный вокальный саунд, который был достигнут, благодаря вариациям различных голосов.

Chorus-эффект пытается воссоздать этот звуковой феномен во время обработки входного сигнала путём его размножения и создания в нём разноплановых задержек, добавляя к сигналам также лёгкие тональные модуляции, и, в конце концов, смешивая всё вместе с оригинальным сигналом. Другими словами эффект «хора» предполагает, что несколько дублированных и изменённых звуков, смешанные с оригинальным сигналом, воссоздадут тот самый эффект многоголосья.

В музыке давным-давно уже стало распространённой практикой пропускать синтезаторы, гитары, вокал и струнные через хорус-эффект.

Дублирование, а затем и тройственность сигнала даёт солирующим голосам более сильное и явное звучание, создаёт им больше объёма и пышности в миксе. Звук обработанный хорусом становится более ощутимым.

Давайте перейдем к разбору кнопок-регуляторов этого плагина.
Delay 1 и Delay 2
 
Chorus Delay Sliders
 

Эффект Chorus в Ableton имеет 2 регулятора параллельных задержек (Delay 1 и Delay 2), которые могут быть установлены в пределах от сотых миллисекунд (0.01) до 20 мс, или задержки могут быть синхронизированы путём нажатия кнопки с крошечным знаком равенства "=".

Delay 1 Данная задержка всегда находится в активированном состоянии. Для того чтобы выбрать время задержки, достаточно передвинуть на нужное значение небольшой фейдер внизу.

Регулирумый Highpass—фильтр убирает нижние частоты из сигнала, который будет подвергаться эффекту Chorus, тем самым вы получаете возможность избавиться от нежелательной мути и грязи в конечном сигнале. (Нижние частоты имеют тенденцию сильно "размываться" и "загрязнять" микс, будучи обработанными эффектом Chorus). Delay 1 может использоваться либо самостоятельно, либо параллельно с Delay 2.

Delay 2 Вторая задержка Chorus-эффекта может добавить ещё больше толщины и интенсивности к вашему звуковому сигналу. Она может работать в двух различных режимах: «Fix» и «Mod», и может быть совсем выключена нажатием верхней кнопки «Off».

В Fix-режиме модулируется только Delay 1 (управление модуляцией происходит при помощи X-Y-интерфейса справа).

Когда же включен Mod-режим, Delay 2 получает точно такую же временную модуляцию, что и Delay 1.

 

Modulation 

Chorus Modulation

 

Modulation (модуляция) — это та секция, где весь эффект Chorus получает своё «движение».

Эта секция управляет генератором синусоидальной волны (LFO), который используется для того, чтобы изменять временные подвижки наших Delay 1 и Delay 2.

Если вы ищете совершенно неузнаваемые звуки, или просто ищете немного более широкий стерео-эффект — то вам  нужно всего лишь немножко "поиграться" с графическим X-Y-контролером модуляции.

Горизонтальные движения изменяют скорость модуляции от 0,03 до 10 гц, в то время как вертикальная ось увеличивает значение модуляции с 0 до 6,5 миллисекунд.

Таким образом, если Delay 1 будет установлен на 1 миллисекунду, и вы также выставите значение модуляции на 1 миллисекунду, то LFO будет непрерывно модулировать временные задержки звуков между 0 и 2 миллисекундами.

Скорость модуляции (rate) изменяет скорость LFO от плавных движений, до мелких игристых колебаний.

У вас также есть возможность просто вбить необходимые параметры, щёлкнув на бегунки с цифровыми значениями «amount» и «rate» прямо под X-Y интерфейсом, а затем вбив нужные числа и нажав клавишу Enter.

LFO модулирует оба делея. Это значит, что время задержки для левого и правого канала будут отличаться, и это увеличит интенсивность стереоэффекта. Если две задержки сразу будут смодулированы (в режиме Mod), то мы получим в конечном итоге сразу четыре звука с различным временем задержек единовременно. Как вам такая возможность «ожирнить» звук?

Если вы ищете радикальное звуковое искажение, то вам настоятельно рекомендуется ткнуть кнопку *20 между бегунками «amount» и «rate». Эта кнопка умножает скорость низкочастотной модуляции хоруса на 20! В итоге это всё может звучать как довольно монотонный и пластмассовый, но при этом весьма любопытный саунд-эффект с синтетическим привкусом.

 

Feedback, Polarity и Dry/Wet

Chorus Polarity Feedback Dry/Wet

 
Feedback-регулятор (feedback — «обратная связь», «отдача») предназначен для отправки выходящего сигнала обратно через delay 1 и delay 2. Чем больше вы добавляете к сигналу параметра Feedback, тем более роботизированным и механическим будет ваш сигнал.

Polarity — положительное или отрицательно значение полярности определяет, добавлен ли сигнал, который возвращаем feedback’ом к задержкам, или же он будет вычтен из нового входного сигнала.
Это может быть немного непонятно, поэтому проще проверить разницу в полярности на практике. Для этого вы можете использовать малое время задержки с увеличенным Feedback.

Результат обычно — весьма отличный частотно и тонально. Например, низкочастотный звук становится высокочастотным, а высота тона может изменяться вплоть до октавы, и т.д.

В моём звуковом примере «Chorus Example» я переключаю полярность на 38-й секунде, рекомендую послушать.

И, наконец, Dry/Wet определяет степень смешивания оригинального (необработанного) сигнала и Chorus’а.

 

Расширяющий хор. В продакшэне Chorus-эффект также может быть использован как расширитель стерео панорамы как для лидов, вокала, так и для басов. Особенно, хорошо Chorus работает, когда нужно расширить бас, сделать его более объемнее, иногда это работает гораздо лучше чем любой стерео расширитель. (Только следите, чтобы самые нижние частоты Chorus не затрагивал, а то вы убьете читаемость и мощность баса, сделаете его мутным, и вообще приобретете больше проблем, чем профита.) Chorus также очень хорошо может быть применен для разгонов (Build Up), попробуйте сочетать их с автоматизацией LFO. Это очень крутой прием, которые используют многие профессионалы !