Vocoder: роботы говорят именно через это

 

За свою долгую историю вокодеры обросли множеством легенд. Получив широкое распространение в 1970-х, благодаря таким коллективам как Kraftwerk и ELO, вокодер стал известен своей способностью создавать "говорящие синтезаторы" и поющих роботов, накладывая сложную огибающую сигнала человеческого голоса на любой источник звука.

На протяжении многих лет для вокодера создавалось множество программ, и Ableton использовал все эти наработки, чтобы на их основе реализовать классический эффект в практичном и современном виде.

 

Vocoder View

 

Модулирующий и несущий сигналы

Прежде всего, давайте усвоим следующее: вокодер работает с двумя различными аудиосигналами: Modulator (модулирующим) и Carrier (несущим).

Для создания нужного эффекта вокодер разбивает модулирующий сигнал (вокал или любой другой сигнал по вашему выбору) на массив узких частотных полос, анализирует амплитуду каждой полосы в реальном времени и выводит огибающую, которую можно наложить на другой сигнал, называемый несущим.

В вокодере Ableton Live модулирующим является сигнал, идущий с дорожки на которой висит Vocoder. Таким образом, если вы поставили Vocoder на дорожку с голосом, то отрезок, играющий на этой дорожке, и будет являться сигналом-модулятором, т.е. Modulator. Carrier же выбирается в  специальном меню в верхнем левом углу эффекта:

 

Vocoder - Choose Your Carrier

 

Здесь можно выбрать следующие варианты:

  • Noise (Шум). В качестве источника сигнала-носителя используется встроенный генератор шума. Для изменения характера шума применяют расположенный ниже дисплей с осевыми регуляторами, который корректирует частоту дискретизации и плотность шума. Эта настройка особенно хороша для наложения эффекта на перкуссионные звуки.
  • External (Внешний Источник). Используйте эту настройку для классического эффекта вокодера. В качестве источника сигнала-носителя выберите дорожку, например, с протяжным пэдом, и вокал на треке с вокодером запоёт голосом выбранного вами синтетического инструмента.
  • Modulator (Модулятор). Самая необычная из набора настроек вокодера. С её помощью можно использовать модулирующий сигнал в качестве несущего, что даёт возможность создавать очень необычные звуковые эффекты, регулируя другие настройки: Depth (глубину), Range (диапазон) и Release (восстановление). Также этот режим позволяет использовать вокодер в качестве мощного эквалайзера.
  • Pitch Tracking (Отслеживание высоты тона). Это режим самонастройки вокодера, хотя здесь нет каких-либо непреложных требований к его использованию. Монофонический осциллятор настраивается на высоту модулирующего сигнала и генерирует волну выбранной ниже формы. В зависимости от источника сигнала точность отслеживания может значительно варьироваться; если в качестве модулятора использовать полифонический сигнал, конечный эффект становится непредсказуемым.

 

Vocoder EnhanceВ верхней левой части устройства находится переключатель функции Enhance (усиление), которую применяют для восстановления высоких частот, утерянных вследствие кодирования аудиосигнала.

В нижней части эффекта вы найдёте регулятор Unvoiced (регулятор невокализованных сигналов), который помогает вокодеру обрабатывать атональные составные части звукового сигнала, например - согласные звуки.

Vocoder Unvoiced В силу того, что на основе таких звуков вокодер не может  создать на выходе слышимый результат, синтезируется компенсирующий шумовой сигнал. Чтобы включить эту функцию, поверните ручку Unvoiced на желаемый уровень и настройте чувствительность (Sensitivity) так, чтобы она должным образом реагировала на глухие звуки модулирующего сигнала. Когда чувствительность настроена на 100 %, синтезатор функции Unvoiced больше не реагирует на атональные звуки модулятора и подаёт компенсирующий сигнал непрерывно. Переключатель Fast определяет, насколько быстро вокодер будет переключаться между обнаружением вокализованных (гласных) и невокализированных (согласных) звуков.

 

Центральный дисплей

Центральный графический дисплей вокодера является тем местом, где вы можете взять под контроль тончайшие нюансы управления частотными фильтрами. При наведении на дисплей курсор мыши превращается в карандаш, которым можно как частично, так и полностью гасить отдельные полосы частот. Когда в меню Carrier выбран режим Modulator, вы можете использовать вокодер в качестве мощного частотного фильтра:

 

Vocoder EQ

 

В нижней части устройства также есть ряд регуляторов, первый из которых – это Bands (диапазоны частот), которым определяют число полос для анализа модулирующего сигнала. Чем больше полос, тем точнее анализ и более естественный сигнал на выходе (нужен ли вам этот естественно звучащий сигнал, это уже другой вопрос, в любом случае, мало кто скажет, что «поющий синтезатор» звучит естественно).

Величинами Range (диапазон) устанавливают нижний и верхний пределы для частотных полос; регулятор можно применять для удаления любых лишних частот на краях слышимого диапазона. Параметром BW (Bandwidth – ширина полосы) регулируют ширину каждого фильтра. При значениях, отличных от 100 %, фильтры могут разделяться промежутками либо накладываться друг на друга, создавая многообразие интересных эффектов, так что доверьтесь своему слуху.

Регулятор Gate («гейт», или вентиль) подчищает модулирующий сигнал, подавляя любые частоты ниже порогового уровня. По умолчанию эта функция отключена, т.к. пороговый уровень выставлен на минимальное значение “-inf” («минус бесконечность»).

Регулятором Level управляют уровнем (громкостью) сигнала на выходе эффекта. Для достижения лучшего результата используйте его совместно с ручкой Dry/Wet (регулятором степени обработки сигнала).

 

Регуляторы правее от дисплея

 
Vocoder Right Regulators

 

Ручкой Depth (глубина) можно управлять динамикой эффекта. По умолчанию амплитудная огибающая сигнала-модулятора накладывается на сигнал-носитель. Поворотом регулятора влево сокращают динамический диапазон выходного сигнала (т.е. огибающая модулятора игнорируется), вправо – расширяют.

Ручки Attack (время атаки) и Release (время затухания) предназначены для дальнейшей корректировки огибающей сигнала. Обратите внимание, что максимальное значение «релиза» достигает целых 30 секунд; таким образом, в режиме Noise можно создавать поистине колоссальные звуковые построения.

Наконец, регулятором Formant (форманта) меняют частоты фильтров, наложенных на сигнал-носитель. В результате получаются необычные эффекты сдвига по частоте. Также, при использовании голоса в качестве модулирующего сигнала, можно поменять воспринимаемый пол модулятора.

Ручка Dry/Wet определяет сколько обработанного сигнала будет примешиваться к необработанному.

 

Используем Vocoder

Способы применения вокодера чрезвычайно разнообразны, поэтому он стоит того, чтобы потратить некоторое время на его изучение.

Попробуйте в режиме Noise добавить немного резкости и глубины звучанию рабочего барабана; используйте звук ударных в качестве модулятора, чтобы создать ритмичную партию пэда-носителя; или попробуйте тот же драм-луп в режиме Pitch Tracking — на выходе получится материал с очень необычной мелодикой. Возможности буквально безграничны!