Гранулярная Задержка
Grain Delay — наиболее сложный и творческий среди эффектов Ableton Live. Он причисляется к классу делеев, к которому относятся такие эффекты как Filter Delay, Simple Delay и Ping-Pong. Настоятельно рекомендую, прежде всего, почитать параграфы про эти эффекты, поскольку они являются более простыми делеями.
Grain Delay, как и прочие эффекты-делэи, имеет тот же набор регуляторов: времени задержки, обратной связи, регулятор степени обработки сигнала (Dry/Wet mix), средства синхронизации с темпом. В то время как другие устройства задержки, с которыми мы знакомы, имели на входе фильтр. У Grain Delay вместо этого имеется «гранулярный ресинтезатор».
Основная идея Grain Delay заключается в том, что он «разрезает» аудиосигнал на мелкие частицы («гранулы»), распределяет время задержки для этих «гранул», а затем предоставляет Вам полный набор инструментов для изменения высоты тона отдельных «гранул», рандомизации (выбора в случайном порядке) высот тона, «распыления» времени задержки — всё, чтобы получить непривычное авангардистское звучание.
В этом устройстве есть как обычные регуляторы, так и огромный X-Y-регулятор с назначаемыми параметрами, который занимает львиную долю интерфейса модуля «гранулярной» задержки.
С помощью поля X-Y-регулятора можно быстро изменять два параметра по Вашему выбору (один для оси Х, второй — для оси Y). Убедитесь, что Вы выбрали два различных преобразователя — благодаря этому Вы достигнете максимального эффекта подстройки.
Совет: попробуйте назначить на одну ось параметр “Feedback”, а на другую — “Random Pitch” (случайная высота тона), “Pitch” (высота тона) или “Frequency” (частота).
Частота (Frequency)
Это второй параметр в интерфейсе устройства, но его настройки влияют на всё остальное, поэтому мы расскажем о нём в первую очередь. В Grain Delay мелкие «гранулы» аудиосигнала очень быстро рассеиваются. Установки параметра частоты определяют размер и длительность каждой «гранулы», к которой впоследствии будет применена задержка; частота варьируется от 1 до 150 Гц.
Выставленные по умолчанию 60 герц означают, что каждая секунда входящего аудиосигнала делится на 60 «гранул». Из этого следует, что низкие значения параметра приведут к созданию больших «гранул», а высокие значения — «гранул» меньшего размера.
Установка этого параметра на высокие частоты (много мелких «гранул») применима к ритмически равномерному аудиосигналу, например, «драм-лупы» (drum loops), незатронутому процессом повторного синтеза. Низкочастотная установка будет более естественно сочетаться с продолжительными звуками, такими, как «текстуры» и «пэды». Если Вы не можете определиться с выбором частоты Grain Delay, установите этот параметр на 150, а затем продвигайтесь в сторону его уменьшения.
Распыление (Spray)
Параметр “Spray” делает саунд шероховатым, добавляя шум и искажения задержанному по времени сигналу. Эта настройка позволяет устройству выбирать случайное значение сдвига задержки для каждой «гранулы». Если повысить значение параметра частоты (Frequency), эффект «распыления» будет более выразительным, т.к. каждую секунду будет поступать больше «гранул» для последующего «распыления». Время задержки для параметра “Spray” варьируется от 0 до 500 мс. Низкие значения создают эффекты задержки, чуть «смазывающие» саунд, а большие значения делают входящий сигнал совершенно неузнаваемым на выходе.
«Изменение высоты тона» (Pitch) VS «Случайное изменение высоты тона» (Random Pitch)
Как и параметр “Spray”, “Random Pitch” (случайное изменение высоты тона) стремится, так сказать, «раскидать» звук на выходе. Величина рандомизации варьируется от 0 до 161, выражая степень интенсивности разброса (при нуле интенсивность минимальна).
Обычный параметр “Pitch” (изменение высоты тона) варьируется от 12 до 36 полутонов. Другими словами, для тонкой настройки задержанного сигнала, приведения его к фактическому, ясно различимому значению, лучше всего воспользоваться регулятором “Pitch”. Однако для получения ломаного сигнала с изменённой высотой тона, а также для добавления ему эффекта движения лучше подходят высокие значения регулятора “Random Pitch”. Оба параметра можно использовать совместно, получая как «роботизированные», строгие модификации высот тонов, так и крайне беспорядочные.
Так же, как и с параметром “Spray”, чем выше установлена частота “Frequency” модуля Grain Delay, тем более выразителен эффект “Random Pitch”, т.к. на вход попадает больше «гранул».
Использование Grain Delay
Теперь, когда Вы в курсе того, какие штуки можно вытворять с помощью Grain Delay, пора познакомиться поближе с его интерфейсом.
Вдоль горизонтальной («иксовой») линии интерфейса в нижней части модуля расположены блоки для параметров «Время задержки» (Delay Time), «Распыления» (Spray), «Частоты» (Frequency), «Высоты тона» (Pitch), «Случайной высоты тона» (Random Pitch) и «Обратной связи» (Feedback):
На вертикальную ось (ось «игрек») можно назначить следующие параметры: «Распыление» (Spray), «Частота» (Frequency), «Высота тона» (Pitch), «Случайная высота тона» (Random Pitch), «Обратная связь» (Feedback), а также регулятор степени обработки сигнала (Dry/Wet controls).
Текущее значение каждого параметра будет отображаться в соответствующем блоке в левой части устройства, вне зависимости от того, какая ось выбрана в качестве настроечной.
Любой параметр, назначенный на соответствующую ось Х или Y можно регулировать, передвигая жёлтый кружок. Перемещение вверх влияет на параметр по оси Y, перемещение вниз — на параметр по оси Х. Какой параметр регулировать в данный момент — дело Ваше.
Чтобы назначить на ось Y параметр «Обратная связь» (Feedback) для его дальнейшего изменения, просто нажмите на блок “Feedback”, расположенный в вертикальном ряду, прямо над регулятором “Dry/Wet”. Чтобы регулировать время задержки по оси Х, исходя из выбранного темпа сета, кликните блок “Delay Time” при горящем индикаторе синхронизации “Sync”.
Регулировать текущее время задержки можно также, отключив синхронизацию кнопкой “Sync”; в этом случае можно устанавливать время задержки от 1 до 128 мс:
Shift My Pitch Up Одним из самых прямых путей использования Grain Delay является добавление эха такой высоты, которая отлична от высоты оригинального трека. Установите значения “Spray” и “Random Pitch” на ноль и выберите время задержки (delay time), как обычно. Если значение “Pitch” равно нулю, Grain Delay будет работать как обычный плагин для задержки, т.к. он в этом случае задерживает лишь входящий аудиосигнал. Измените значение “Pitch”, и эхо транспонируется (переместится) на новую ноту. Например, выбрав значение “Pitch” равным 12 (полутонов), на выходе Вы получите задержанный сигнал, повторяющийся на октаву выше, чем оригинал. На вокальных партиях звучит довольно забавно.
Хаос-это круто! Другой способ применения Grain Delay заключается в непостижимом обезображивании саунда. Лучшим образом это можно достигнуть в использовании спонтанных, резких звуках, таких, как удар по барабану или тарелке, последнее слово в вокальной партии или внезапный звук духового инструмента. Выставьте параметры Grain Delay в случайном порядке, затем пустите на вход резкий сигнал. Grain Delay выдаст Вам кучу переделанных мелких звуковых «гранул» в виде резкого шума. Увеличение «Частоты» (Frequency) добавит ещё большую раздробленность в итоговый микс. Попытайтесь автоматизировать некоторые параметры для достижения эффекта «движения хаоса» в ходе работы плагина Grain Delay.