Динамическая Обработка Компрессором
В мире аудио термин "динамика" чаще всего ссылается на громкость и на амплитуду звука, а именно на их изменения. Например, барабанная установка способна воспроизводить диапазон громкости от едва слышимых призрачных нот, "пришлёпов" (особенно в руках опытного барабанщика) до очень сильных громыхающих звуков бочки и томов. Поэтому говорят, что барабанная установка обладает большим динамическим диапазоном чем, к примеру, перегруженная овердрайвом электрогитара, которая звучит с практически постоянной громкостью. Итак, сигнал с более изменчивой, "скачущей" громкостью является более динамичным.
Соответственно, динамическая обработка звука, и все плагины динамической обработки в Ableton Live, такие как Compressor, Limiter, Gate, Glue и Multiband Dynamics, анализируют динамику звука, и, в зависимости от неё, будут влиять на громкость сигнала, который будет проходить через них.
Однако возникает вопрос: зачем нам вообще заниматься динамической обработкой? В данном случае - компрессией?
Дело в том, что правильно выполненная компрессия (от англ. compress — сжимать, сокращать) может привнести в ваши миксы бóльшую чёткость, читаемость, плотность и мощь. Она же, подобно эквализации, способна компенсировать множество проблем в инструментальных партиях, которые могут возникнуть во время записи. И, конечно же, как и с любой обработкой, в случае “перегиба”, компрессия способна искалечить наш микс, - лишить жизни некогда блестящий трек.
Для начинающих звукоинженеров компрессия всегда была и, видимо, будет одной из самых трудных операций в виду сложности овладения оной. Компрессия — это тот элемент, который отделяет настоящего мастера от мелкой сошки.
Компрессор в Ableton
В ранних версиях Ableton Live было два компрессора: Compressor I и Compressor II. В седьмой-восьмой версии программы оба девайса были совмещены в одном новом устройстве, которое стало называться просто «Compressor». Compressor включил в себя не только функции своих предшественников, но также и много других добавочных возможностей.
В девятой версии Compressor приобрёл возможность демонстрировать нам три разных вида интерфейса: Collapsed ("сжатый" вид по умолчанию), Transfer Curve (изогнутая кривая) и Activity (вид, показывающий активность амплитуды).
Вы можете увидеть три различных вида на анимированном скриншоте ниже:
Базовые понятия компрессии
Если вкратце, то компрессор — это устройство, которое автоматически понижает уровень проходящего через него звука, реагируя на амплитуду входящего сигнала. Возьмём для примера рекламные ролики по ТВ: вы наверняка замечали, что они звучат громче, чем передача, которую вы смотрите. И это не плод вашего воображения, а истинная правда! Реклама транслируется громче, чтобы привлечь ваше внимание. Однако в итоге это лишь вынуждает большинство из нас взять в руки пульт либо вообще уйти из комнаты, проклиная алчных телевизионщиков.
Но представьте, что вы приобрели такую вещь, которая сама убавляет громкость телевизора, будь там хоть самая оглушительная реклама. Здорово, не правда ли? Это устройство выравнивало бы уровень звука рекламы с громкостью остальных телепередач, а также ослабляло бы резкие шумы, скажем, взрывы автомобилей, чтобы ваши соседи не просыпались посреди ночи. Вот эта ваша воображаемая покупка и будет компрессором.
Итак, вы выходите из дома и покупаете этот компрессор для телевизора. Подключаете его, но прежде чем он начнёт работать, вам нужно произвести кое-какие настройки. Во-первых, это "порог" или "уровень запуска" (параметр в компрессоре - Threshold). Вы устанавливаете его на такое значение, при котором устройство срабатывает и должно начать понижать громкость звука. Выставьте его на величину, чуть бóльшую, чем громкость вашего ТВ-шоу — это гарантирует, что компрессор не притронется к "полезному" материалу. Однако, как только начнётся орущая реклама, её громкость будет уже выше установленного уровня запуска (Threshold), и компрессор включится в работу начиная "подавлять" звук.
Следующая настройка, которую вы должны сделать, это установить ту самую степень подавления (Ratio). Насколько сильно будет подавляться ваш звук? Когда компрессор включается вследствие превышения порога, "уровня запуска", громкость аудио сигнала будет понижена на некую величину подавления (Ratio). Если она установлена на «бесконечность», компрессор снизит громкость до уровня запуска. Таким образом, рекламные ролики будут звучать на той же громкости, что и телепередача.
Третья настройка — это установка времени срабатывания (Attack), которое понадобится компрессору, чтобы снизить уровень звука после начала громкой рекламы. Если его значение установлено на длительное время, например, пять секунд, компрессору потребуется пять секунд, чтобы снизить уровень аудиосигнала. В данном случае нам требуется срезать уровень звука рекламы в момент её начала, поэтому время срабатывания устанавливаем на 10 мс. Теперь уровень громкости рекламы снизится через десять миллисекунд, т. е. почти мгновенно.
Последняя величина — это время возврата (Release), противоположное "времени срезания" (Attack). Здесь вы указываете, сколько времени понадобится компрессору, чтобы вернуть уровень аудиосигнала на прежнее значение после окончания рекламного блока. Вы же не хотите упустить ничего интересного в любимом шоу, поэтому выставляем этот параметр на одну секунду.
Вот и всё. Теперь вы сделали все необходимые настройки вашего компрессора. В течение 10 мс он снизит уровень звука рекламы, превышающий громкость ТВ-шоу, а когда реклама кончится, за одну секунду вернёт звук к нормальному уровню. Прекрасно!
Запомните четыре важнейших параметра любого компрессора, действия которых мы рассмотрели выше:
- «Порог» (“Threshold”) - это величина в децибелах (db) которая определяет, когда компрессор должен начать работу. Стоит громкости превысить этот порог, как компрессор начнёт подавлять звук.
- «Соотношение» (“Ratio”) - это величина в виде коэффициента подавления, она определяет, насколько сильно будет подавляться аудио сигнал.
- «Время атаки» (“Attack”) - это время "срабатывания" нашего компрессора после того, как сигнал преодолеет порог Threshold, величина в миллисекундах.
- «Время восстановления» (“Release”) - это время, определяющее, сколько времени понадобится компрессору, чтобы вернуть уровень аудио сигнала на прежнее (т.е. соответствующее его "спокойному" состоянию) значение.
Все эти регуляторы можно увидеть на компрессоре Ableton Live, посмотрите в левую часть интерфейса.
Многие, не разобравшись, думают, что компрессор делает звук громче. Но приведённый выше пример показал, что компрессор делает громкий звук тихим. Тем не менее, звукоинженеры всё-таки применяют компрессоры для увеличения громкости миксов. Компрессоры сжимают динамический диапазон аудиосигнала, так что в среднем уровень может стать выше. Представьте, что у вас есть аудиозапись с диапазоном громкости от -30 до 0 дБ. Если мы применим компрессию так, чтобы каждый пик амплитуды свыше -10 дБ будет уменьшаться до -10 дБ, мы после этого сможем повысить уровень всей записи на 10 дБ за счёт сокращения более громких пиков. Теперь у нас есть аудиозапись с динамическим диапазоном от -20 до 0 дБ, которая в итоге даёт ощущение намного большей громкости.
Понять принципы работы компрессора или для чего нужны те или иные регуляторы несложно. Намного сложнее определить, нужен ли вам компрессор, и если да, то как его настроить.
Конечно, бывает тяжело сидеть и вслушиваться в какую-то часть своего микса, но иногда настроить компрессор так же просто, как увеличить амплитуду какой-либо частоты на эквалайзере или поднять громкость трека. Иной раз компрессия нужна, чтобы просто чуть «сжать» громкость.
Во время обучения лучше всего работать с высокими настройками (низкий порог Threshold, высокое Ratio), просто потому что так компрессию гораздо легче услышать. На конечном же этапе работы лучше придерживаться меньших значений компрессии, пока вы точно не будете уверены в том, что делаете.
Порог (Threshold), соотношение (Ratio), время атаки (Attack) и время восстановления (Release)
Компрессию применяют для достижения двух основных целей: контроль над транзиентами (т.е. резкими изменениями в характере звука, скачками амплитуд) и сглаживание общей динамики какой-либо части трека в течение времени. Примерами, демонстрирующими обилие транзиентов, или скачков амплитуды, могут служить партии ударных и вокал. Удар барабанной палочки может быть чрезвычайно громким по сравнению с последующим протяжным отзвуком барабана. Вокал также тяготеет ко всем видам внезапных скачков, т.к. певец поёт с разной громкостью, редко стоит на месте или иногда слишком сильно выделяет какой-либо согласный звук.
Как же правильно выполнить компрессию звука с множеством скачков амплитуды? Способы приблизительно те же, что и в настройке компрессора для телевизора в приведённом ранее примере.
Вам нужно определить уровень сигнала, при котором вы желаете начать компрессию, какова будет величина компрессии в этой точке, и как быстро должен отреагировать компрессор.
Чтобы правильно установить порог “Threshold”, вам необходимо видеть, в какой точке компрессор начинает обрабатывать ваш аудиосигнал. Для этого установите соотношение “Ratio” на максимум, время атаки “Attack” уменьшите до минимума, а время восстановления “Release” установите на 500 мс. Выставьте величину порога на самое большое значение и начните проигрывать аудиозапись. При максимальном значении порога аудиосигнал не сможет его превысить, и компрессор так и не включится в работу.
Когда вы начнёте сдвигать порог вниз, то сразу же заметите, что в определённой точке измеритель уровня подавления (“GR” — Gain Reduction meter) начнёт откликаться. Это значит, что вы дошли до такого значения порога, при котором некоторые скачки имеют достаточный уровень громкости для запуска компрессора. Продолжая двигать ползунок порогового уровня вниз, вы увидите, что измеритель “GR” реагирует всё чаще, показывая на шкале большее ослабление сигнала.
Cдвигая ползунок “Threshold” в прежнем направлении, вы придёте к тому, что почти каждый элемент вашей аудиозаписи — и тихие звуки, и скачки — будут находиться за пороговым значением, что приведёт к безостановочной работе компрессора. Это значит, что компрессии слишком много, т.к. почти вся ваша звукозапись подвергается ослаблению. Верните порог к такой точке, в которой измеритель “GR” будет реагировать лишь на очень резкие скачки амплитуды.
Регулятор “Ratio” определяет интенсивность компрессии, выраженную отношением уровня громкости на входе к уровню на выходе. Например, при соотношении «2:1» уровень звука, превысив пороговое значение на 2 дБ, на выходе будет уменьшен до уровня 1 дБ свыше порогового. А соотношение «4:1» означает, что прирост свыше порогового значения на 2 дБ на выходе превратится в +0,5 дБ, относительно выставленного “Threshold”.
Нетрудно заметить, что вследствие больших значений “Ratio” звук становится тише, либо совсем заглушается. Продолжая увеличивать компрессию данного трека, вам захочется увидеть, как измеритель “GR” выбрасывает пики до самого дна своей шкалы. Однако учтите, что чрезвычайно сильное подавление, как -12 дБ и ниже, полностью лишит жизни ваш саунд, хотя изредка вам может понадобиться перекомпрессия какого-либо инструмента в качестве дополнительного эффекта.
Парой других регуляторов — время атаки “Attack” и время восстановления “Release” — определяют, как быстро начнётся компрессия, после превышения сигналом порогового значения, и, как долго она будет длиться после того, как уровень сигнала упадёт ниже порогового. Как правило, небольшая величина времени атаки (5-10 мс) наилучшим образом сохраняет ощущение динамики в миксе (т.е. разницы между громкими и тихими частями в музыке). Малое время атаки прекрасно подходит для ударных инструментов и перкуссии, а также для голоса. Большие значения параметра “Attack” часто используют для духовых, баса и инструментов с более протяжным звучанием, где нарастание громкости (крещендо) происходит так же медленно.
Время восстановления “Release”, настроенное на большую величину, часто менее заметно в работе компрессора. Длительный «релиз» означает, что компрессия, начавшись, будет продолжаться в течение данного времени (в миллисекундах) после того, как уровень аудиосигнала упадёт ниже порога. Как правило, вследствие короткого времени восстановления компрессор будет вынужден неоднократно включаться и выключаться. При этом у слушателя появится возможность услышать чередующиеся контрасты, которые иногда называют «пульсацией» или «дыханием», а также искажения в низких частотах. Небольшие значения “Release” также прекрасно отразятся на звучании ударных инструментов и «слайсов» (нарезанных на куски аудиофайлов), где сигнал неоднократно пересекает пороговое значение.
Переключатель Auto прямо под кнобом "Release" включает "программно зависимый" Release - это означает, что время восстановления автоматически подстраивается к различному виду материала, который проходит через компрессор. Эта настройка подходит особенно хорошо, когда вы компрессируете весь микс, поскольку в нём может быть несколько видов различных типов пиков. Эти пики становятся причиной срабатывания снижения громкости сигнала, при этом каждый пик будет звучать лучше с каким-то своим собственным временем Release. Это очень похоже на тот же тип Release, встроенный в легендарные LA-2A компрессоры, которые великолепно показывают себя на вокале, даже в том случае, когда компрессия применена очень сильно.
«Колено» (Knee)
Регулятор “Knee” («колено», или «излом») так называется, потому что он устанавливает точку на графике компрессии, в которой кривая изгибается — «ломается». Чем выше значение «колена», тем больше округляется кривая. Это выражается в менее резком подавлении уровня при его приближении к пороговому значению, благодаря более динамичной работе “Ratio” и “Threshold”.
В частности, при большом “Ratio” звук, обработанный компрессором, может стать грубым и ненатуральным. Такой эффект отчасти является следствием того, что компрессор, совершенно не затрагивая «допороговый» уровень сигнала, при превышении им порога, резко включает подавление. Такое поведение компрессора известно как «жёсткое колено», или «жёсткая компрессия» (“hardknee” compression).
Увеличивая «колено», мы можем установить такой диапазон децибел, который будет начинаться ниже порога, но в котором уже начнётся подавление сигнала. Другими словами, выставив величину порога на -10 дБ, приведя соотношение к значению «10:1», а «колено» к 10 дБ, небольшое снижение уровня начнётся уже при приближении сигнала к -20 дБ (величина порога минус значение «колена»). Для сигналов в диапазоне от -20 до -10 дБ величина подавления будет увеличиваться, пока не достигнет полного значения “Ratio” — «10:1» для сигналов свыше -10 дБ. В результате такой «мягкой» компрессии динамическая структура сигнала на выходе становится приближённой к оригинальной, что выразится в более естественном звучании.
Lookahead
Ближе к нижнему правому углу модуля вы обнаружите окошко с названием “Lookahead” (досл. «взгляд вперёд»). Он доступен в двух "расширенных" отображениях интерфейса компрессора. Ввиду того, что аналоговые компрессоры реагируют на аудиосигнал в реальном времени, при появлении пиков в аудиосигнале их реакция, как правило, немного запаздывает. Но в цифровой реальности это ограничение может быть легко устранено. Увеличивая значение “Lookahead”, вы можете увеличить точность реакции компрессора на быстрые скачки амплитуды, чтобы он точно знал, когда ему начинать свою работу. Также вы можете генерировать очень экстремальные эффекты компрессии, которые были бы невозможны на аналоговых компрессорах.
Release Envelope
Параметр Release Envelope может быть в двух режимах: Logarithmic или Linear. Находится он в нижнем правом углу. В режиме Linear результаты, которые вы получаете, ориентированы на более явное "эффектное" звучание. Используйте этот режим, если вы хотите, чтобы что-то звучало действительно компрессировано. Эта настройка прекрасна для достижения раздавленного, перекомпрессированного звука, и она, действительно может сделать какой-либо луп с ударными "выскакивающим". Данная настройка должна использоваться весьма экономно и осознанно. Logarithmic Release (время восстановления) - это более изысканный режим звучания и может быть использован для заострения транзиентов с большей степенью прозрачности.
Бочкани меня! После того, как вы опробовали эквалайзер EQ Eight с восемью фильтрами для настройки удачного звучания басового барабана, создайте на треке компрессор. Вы увидите, что с его помощью можно придать форму амплитуде удара по «бочке» подобно тому, как это делается набором регуляторов ADSR-огибающей на синтезаторе.
Значение в окошке “Ratio” зависит от величины атаки (нарастания громкости сигнала), уже присвоенной звуку удара. Если удар звучит уже вполне приемлемо, достаточно выставить «4:1». Если же удар звучит плоско и безжизненно, более уместно соотношение «10:1».
Вам понадобится довольно короткое время атаки, где-то в районе 5-20 мс. Если время атаки будет очень маленьким, удар прозвучит кратко, резко, будто его подрезали.
Для параметра “Release” выберите чуть большее значение, от 25 до 50 мс, в зависимости от акустики барабана. Если барабан имеет протяжный отзвук (например, если внутри него не было набивки), долгий «релиз» не даст «хвосту» выделиться на фоне всего звучания после того, как скачок амплитуды уже позади. С другой же стороны, если барабан имеет короткий отзвук или, если на нём играют в быстром темпе, то короткое время восстановления позволит компрессору «открыться» полностью до следующего удара. Если «релиз» долгий, приемлемо прозвучит только первый удар по барабану, а все последующие будут смазаны, потому что компрессор будет продолжать ослаблять сигнал.
Величина порога должна соответствовать точке, в которой каждый удар, сыгранный с обычной силой, будет приводить компрессор в действие. Однако если порог установлен слишком низко, компрессор сдавит уровень всего сигнала и никогда не даст полноценного звучания!
Модели компрессии
В правой стороне компрессора вы можете видеть три различных режима компрессии: Peak, RMS и Expand. В режиме Peak компрессор будет реагировать на любой сигнал, который превышает порог (Threshold), в то время как RMS реагирует куда медленней, и будет применять меньше эффекта на транзиенты. Преимущество режима RMS проявляется тогда, когда мы применяем компрессию к комплексным источникам, таким как целый микс. При этом вам не всегда нужно, чтобы итоговое понижение громкости (Gain Reduction) реагировало на каждый индивидуальный транзиент. Однако, поскольку RMS-режим позволяет транзиентам, превышающим порог Threshold пробивать его, этот режим не будет подходить для очень точного контроля, например на ударных инструментах.
А вот режим Expand - совершенно другая штука. Этот режим делает в точности наоборот, он как бы инвертирует действие компрессора, вместо понижения громкости наиболее сильных пиков, он наоборот ещё сильнее повышает их. Такое расширение будет полезно во время работы с сигналами, которые могут звучать безжизненно, поскольку их динамический диапазон слишком мал. Это происходит, когда запись была сделана со слишком сильной компрессией (вообще, решение этой проблемы посредством такого "расширения" весьма ограничено, и не является панацеей на 100%, поэтому всегда думайте о том, что вы делаете во время записи). Вдобавок ко всему режим Expand может иногда помочь с записями, которые были выполнены в помещениях с плохой акустикой (Или вообще, ненужной "акустикой" - прим. тех. ред.). Путём увеличения громкости пиков, можно эффективно увести вниз нежелательные отражения звука в комнате.
Make Up, Output Gain и Dry/Wet
На стадии экспериментов с компрессором вы наверняка заметили, что хоть мы и использовали все виды «подавления уровня», аудиосигнал не стал от этого тише — в действительности, он стал ещё громче. Причина кроется в нажатой кнопке “Makeup” (нижний правый угол модуля компрессора). Эта функция автоматически компенсирует величину подавления пиков и «вытягивает» общий уровень аудиосигнала. Несмотря на деликатную работу этой функции, может возникнуть ситуация, когда вам просто надо будет подавить «выступающие» за порог пики без повышения общего уровня. Для этого просто отключите эту функцию. Однако, вне зависимости от того, включена она или нет, вы всегда можете подстроить уровень выходного сигнала с помощью регулятора уровня звука Output Gain.
Dry/Wet - регулятор очень полезный, если вы желаете, чтобы какая-то часть не компрессированного звука смешалась с компрессированным на выходе из плагина. Для большинства ежедневных задач микширования, когда главной задачей является контроль громкости пиков аудио, этот кноб должен быть выкручен на 100% (никакого необработанного сигнала не пропускается, No "Dry" Signal). Однако, когда вы используете компрессор с более экстремальными настройками, этот регулятор начинает обладать огромным потенциалом. Когда вы используете компрессию как эффект, вам, скорее всего, понравится этот раздавленный звук, который вы получили. Но при этом вы найдёте в нём большой недостаток в виде потерянных транзиентов и натурального тона. С Dry/Wet регулятором, вы можете примешать к «покалеченному» звуку какую-то часть необработанного сигнала, для того, чтобы дополнить звуковую картину и получить сбалансированный саунд (Данный метод называется параллельной или NY компрессией - прим. тех. ред.).
Боковая цепь (Sidechain)
Развернув секцию «сайдчейна», вы обнаружите более сложный набор регуляторов для формирования вашего звука (разворачивается нажатием "Unfold" треугольничка в круглой иконке). Когда Sidechain активен, детектор уровня сигнала "слушает" другой источник, который вы указываете в меню "Audio From", вместо того, чтобы работать с громкостью сигнала, на который был определён компрессор. Этим внешним источником может быть выход с какой-либо дорожки. Либо это может быть любой источник, который только может обработать система маршрутизации (роутинга) Ableton Live 9. Например, вы можете использовать верхнее меню, для того, чтобы выбрать трек, содержащий Drum Rack, а в следующем меню можно выбрать басовый барабан, содержащийся в самом Rack'е.
Классический образец применения сайдчейна в компрессии — использование большого барабана для запуска компрессии на басу. Это позволяет решить проблему «мешающих» друг другу частот в «низах» вашего микса. Если вы не вполне понимаете, как это происходит, то попробуйте сделать это прямо сейчас: загрузите Compressor на трек с басовой партией, и поставьте Sidechain на приём сигнала с басового барабана. Вы сразу же увидите, что девайс начнёт откликаться на каждый удар бочки, вместо того, чтобы обрабатывать компрессией бас.
Как нащупать кач? Большое количество современной музыки содержит весьма примечательный эффект сайдчейна, работающего "от бочки", который применяется не только на басу, но и на пэдах, лидах, хай-хетах, перкуссии, и даже на сигнале, который пропускается через эффекты типа delay или reverb. Эта техника используется для того, чтобы создать драматичный пульсирующий эффект "кача", иногда его называют "pumping".
Итак, давайте разберёмся, как это делать. Положите компрессор на дорожку с какой-либо партией, и в Sidechain-секции настройте компрессор на приём сигнала бочки. Поставьте режим работы на Peak, Ratio - на максимум, Attack - на минимум, Knee на 0 db, и Env. на Linear. Теперь, включив воспроизведение аудио, уменьшайте Threshold до тех пор, пока вы не увидите и не услышите интенсивное понижение громкости в моменты пульсации бочки. Регулятор Release - это тот регулятор, который вам нужно очень тщательно здесь настроить. Установите его в районе от 200 ms до 1 sec. В этом диапазоне вы легко услышите "взбухание" звука между каждым ударом бочки. Точное значение этого параметра зависит от темпа песни, того, насколько перегружена партия бочки, и чувства, которого вы пытаетесь достичь. Как только вы почувствуете, что нащупали нужное значение, и пульсация действительно "качает", приступайте к настройке всех остальных параметров на ваш вкус.
Но если ваш басовый барабан уже сведён в целый «драм луп»? Никаких проблем. После того как вы подключили на вход «сайдчейна» трек где записан ваш «драм луп», включите секцию эквалайзера (“EQ”). Теперь запустите в соло-режиме трек с басом и кликните по иконке наушников (прослушивание «сайдчейна») слева от включателя секции “EQ”. Теперь вместо трека с басом вы слышите источник боковой цепи (ваш «драм-луп»). Выберите низкочастотный фильтр и снижайте частоту, пока не исчезнут все ударные, кроме «бочки». Затем отключите прослушивание «сайдчейна» и настройте компрессор, чтобы получить желаемую величину подавления уровня на басу. Вы даже можете покрутить ручку “Wet/Dry mix” и изменить уровень «сайдчейна», чтобы управлять компрессией как ударами «бочки», так и самим басом.
Итак, секция “сайдчейна” включает в себе эквалайзер, так что вы можете выбрать в качестве “спускового крючка” для сайдчейна только определённые частоты источника.
Эквалайзер «сайдчейна» можно также использовать при отсутствии внешнего источника «боковой цепи». В этом случае на вход сайдчейна идёт копия аудиосигнала, который вы обрабатываете. Этот метод часто применяют для «де-эссинга» — процесса смягчения резкого звука «с» в вокальных партиях. Отфильтровав все низкие частоты и усилив «шипящие» частоты (в основном от 8 кГц и выше), вы принуждаете компрессор срабатывать только в том случае, если с губ вокалиста слетает интенсивное «с». Как правило, это требует осторожной настройки порога и очень короткого времени атаки.