Преобразуем Audio в MIDI
Live предоставляет несколько путей для преобразования аудио клипов в MIDI клипы. На основе различных аудио материалов можно создавать гибкие в настройке и игре MIDI инструменты, содержащие в себе раздробленные звуковые фрагменты.
В этом нам помогает функция "Convert to New MIDI Track" (что переводится как "Конвертировать в Новый MIDI-Трек"), которая является нововведением Live 9, в то время как "Slice to New MIDI Track" уже была какое-то время в программе.
С помощью "Slice To New MIDI Track" можно легко нарезать семпл на кусочки и запустить их при помощи MIDI нот. А различные режимы конвертации, которые также есть в Live 9, анализируют музыкальную информацию в аудио файле, и на её основе генерируют MIDI-клип.
Convert to New MIDI Track - Конвертировать в Новый MIDI-Трек
Эта функция представлена в трёх вариантах. Есть метод, оптимизированный под мелодию (Convert Melody To New MIDI Track), второй - под гармонию, т.е. аккорды (Convert Harmony To New MIDI Track), и третий специально для ударных (Conver Drums To New MIDI Track). Эти функции анализируют аудио клип для того, чтобы определить его тон и транзиенты, а затем генерируют на их основе MIDI-секвенцию. Затем эта секвенция может быть использована для того, чтобы играть её инструментом, который вы можете выбрать сами. Так что вы можете записать, например, как напеваете мелодию, а затем конвертировать её в MIDI-трек. А точнее мелодию, проигрываемую синтезатором.
Честно говоря, это не означает, что данная функция поможет вам выделить какие-либо партии из полностью сведённых песен. Она скорее заточена под конвертирование индивидуальных партий трека. Также лучше не ожидать от всех этих алгоритмов конверсии высокого уровня точности. Процесс конверсии очень чувствителен к различным факторам, так что лучше рассматривать конверсию как некий набросок (иногда весьма корявый), который даст вам стартовую точку в начале создания трека.
С другой стороны, мы можем рассматривать все эти инструменты, как некие генераторы сырого материала, из которого вы можете создавать новые партии. В конце концов, вы можете получить от этих возможностей уйму фана. Возьмите мелодию и (вот это поворот) конвертируйте её, используя алгоритм ударных, или алгоритм гармонии. Очевидно, что результаты такого экспериментирования далеко не всегда будут классными, но, по крайней мере, вы сможете получить хорошую пачку нетривиальных и весьма креативных партий, какие-то грубые болванки, которые просто следует "подтесать" на ваш вкус.
Основы использования всех этих команд довольно просты. Вы можете вызвать их при помощи контекстного меню. Щёлкните правой кнопкой мыши на аудио клип и выберите "Convert Harmony to New MIDI track", "Convert Melody to New MIDI track", или "Convert Drums to New MIDI Rack" пункты, в зависимости от того, что вы конвертируете. Все эти методы создают новый трек с предустановленными инструментами и новым MIDI-клипом, сгенерированным в результате анализа аудио файла. После конверсии вы можете поменять инструмент для того, чтобы изменить итоговый тембр на ваш вкус.
Вы также можете просто переместить аудио клип на уже существующий MIDI-трек (на этом MIDI треке должен быть какой-либо инструмент), и тогда появится диалоговое окно, которое предоставляет вам три варианта конверсии.
Convert Drums to New MIDI Track данный метод анализирует аудио файл, исходя из того, он содержит ударные. Затем создаётся новый MIDI-клип, который будет играть этот же паттерн ударных на инструменте Drum Rack. Как правило, эта техника делает очень хорошую работу по идентификации чистых бочек, малого барабана и хай-хета. Тем не менее, она всегда может идентифицировать что-то неправильно, в зависимости от того, насколько необычны и сложны звуки ударных в исходном аудио материале. Но не волнуйтесь! С небольшим количеством редактирования этот метод конверсии может создать большое количество приемлемых результатов, исходя из широкого диапазона аудио файлов с ударными.
Convert Melody to New MIDI Track будет генерировать полезный результат, если источник имеет сильные транзиенты и сигнал имеет стабильный и чистый тон. Сложные синтезаторы с модуляцией и эффектами, а также слабые вокальные партии (или эмоциональные, которые содержат множество слайдов и сдвигов между нотами, а также другие вокальные артефакты) в конечном итоге будут приводить к менее аккуратным результатам.
Convert Harmony to New MIDI Track - это наиболее причудливый из всех методов. Даже вместе с соло - клавишными или партией гитары, он будет генерировать аккорды, которые могут содержать странные дополнительные ноты и "запилы", или может оставить ноты неотмеченными. Ваш результат будет сильно варьироваться в зависимости от материала, который вы "скармливаете" этому алгоритму, так что старайтесь предлагать ему что-то более-менее простое, и всегда будьте готовы редактировать результаты.
Slice to New MIDI Track - Нарезка в Новый MIDI-трек
Slice to New MIDI Track - это совершенно другой способ, отличный от ранее описанных методов конверсии. Он разбивает оригинальное аудио на слайсы (отрезки), а затем создаёт новый трек, который содержит MIDI-клип, запускающий эти отрезки по порядку.
Для того чтобы вызвать эту команду, щёлкните правой кнопкой мыши на клипе и выберите пункт "Slice to New MIDI Track" из контекстного меню. Перед вами появится диалоговое окно, которое предлагает несколько опций.
Первый выпадающий список позволяет выбрать, по какому принципу будет "разрезан" ваш сэмпл. Весьма часто используется значение - Transient, которое говорит нам о том, что нарезка идёт, ориентируясь на каждый всплеск амплитуды звука. Но данный способ подходит не всегда, поэтому, если ваш бит основан на 1/8 размере, можете попробовать слайсинг с этим значением. Здесь также есть опция, которая позволяет нарезать аудио, основываясь на маркерах варпинга (пункт "Warp Marker"). Это значит, что везде, где вы создали Warp Marker, будет создан соответствующий отрезок. Иными словами, вы можете контролировать, как много слайсов будет генерироваться, добавляя к вашему аудио файлу маркеры варпинга, прежде чем делать слайсинг.
Меню "Slicing Preset", которое находится чуть ниже, предлагает несколько различных пресетов, которые могут влиять на итоговый MIDI-трек. Для того чтобы полностью понять все эти настройки, вам нужно знать кое-что о Drum Rack'ах и Sampler, поэтому я рекомендую прочитать Главу 8 "Инструменты Ableton Live".
Первая опция, “Built-In,” создаёт MIDI-трек, содержащий Drum Rack. Каждый слайс обработанного аудио файла будет автоматически назначен на драм пэд в Drum Rack, а MIDI-файл, будет сгенерирован так, чтобы проиграть очерёдность этих слайсов. Drum Rack появляется сразу же оснащённым некоторыми запрограммированными Macros-регуляторами для настройки огибающих громкости и свойств зацикливания для каждого слайса. Попробуйте выставить более высокое значение Loop Length и низкое значение Loop Compress, чтобы получить в итоге жужжащее и "глючное" сумасшествие.
Большинство других опций в этом меню помещают ваши слайсы в Zones (Зоны) Sampler-инструмента, вместо Drum Rack'a. Эти пресеты используют широкий выбор различных модуляций, характерных для Sampler'а, для создания звуковых вариаций. Обязательно попробуйте колесо модуляции на вашей MIDI-клавиатуре, т.к. на многих устройствах оно запрограммировано на отклик вращению. Ableton довольно часто обновляет эти пресеты, поэтому их содержание в последующих версиях может меняться.
После того как вы кликните "OK", а потом подождёте несколько секунд, то увидите совершенно новый MIDI-трек, полностью оснащённый инструментами и клипом и готовым к проигрыванию. Просто запустите новый MIDI-клип, и вы услышите ваш луп именно в том же промежутке времени, где и был оригинальный аудио клип. С этого момента всё становится ещё более интересно. Попробуйте сделать перестановки, удалить или добавить MIDI-ноты. Или создайте совершенно новый клип, используя отдельные слайсы, чтобы запрограммировать бит. Также не забывайте использовать макросы, которые были запрограммированы для вас в новом Drum Rack'е.
Для большого количества ритмического материала, выбор "Transient" в верхнем меню даёт очень хорошие результаты. Иногда вы можете увидеть, что Live нарезал аудио на слишком большое количество слайсов. Например, иногда Live может поставить транзиент в середине удара какого-либо барабана. Это приведёт к тому, что он будет порезан, а потом отправлен на два совершенно разных драм пэда в Drum Rack'е. Если такое произошло, исследуйте транзиенты в исходном аудио файле и кликните правой кнопкой мыши на том из них, который вам не нужен. После этого используйте "Delete Transients(s)" команду из контекстного меню. Для совершенно настраиваемого и контролируемого слайсинга используйте Warp Marker'ы как разделители для нарезки ("слайсинга"), и выбирайте в меню "Create one slice per" команду "Warp Marker".