Название

3.2. Режим Сессии

Краткое описание
В этом параграфе мы рассмотрим различные элементы интерфейса Режима Сессии (Session View). А именно: сетку слотов клипов, треки и сцены, запуск сцен (scene launcher), а также все важнейшие элементы микшера. Подобный общий взгляд необходим нам для дальнейшего более детального разбора каждого элемента интерфейса.

Режим сессии

 

 

Режим сессии (Session View) в Ableton Live (иногда его называют просто «Сессия» для простоты), это немного больше, чем просто инструмент для живого выступления. По сути это – точка старта для большинства композиций. Это то место, где идеи могут набрасываться, нарабатываться и быстренько схватываться без заботы о том, как и где они будут использованы в финальном варианте трека.

Следующая фаза всего процесса заключена в Arrangement View (Режиме Аранжировки), но здесь совершенно не о чем беспокоиться на данный момент. Просто сосредоточьтесь на том, чтобы хорошенько развлечься в режиме сессии.

 


Сетка слотов для клипов

 

Когда вы открываете режим сессии (напоминаю, что это легко сделать при помощи клавиши Tab), то можете сразу увидеть, что важным отличием от режима аранжировки в нём является сетка со слотами.

 

Clip Slots

 

Это – своеобразная палитра, благодаря которой вы сможете легко экспериментировать со всевозможными звуковыми красками, эффектами, и, в конце концов, получать настоящие шедевры. Как художник смешивает свои цвета, прежде чем нанести на полотно, так и современные продюсеры начинают работать с отдельными звуками, партиями и музыкальными фразами в режиме сессии, прежде чем преобразовать их в аранжировку песни.

Каждая ячейка в сетке режима сессии (в Ableton они называются Clip Slots) может содержать один клип. Клип – это кусочек аудио или MIDI-информации, который может быть проигран благодаря клику мыши, компьютерной клавиатуры, или MIDI-контроллера. Попробуйте поместить в эти слоты несколько лупов прямо из браузера. Затем запустить их при помощи нажатия на значок «play», который имеется у каждого клипа (для более подробной информации о том, как загружать клипы в слоты, прочтите параграф «Браузер», который также находится в этой главе).

Каждый пустой слот режима сессии содержит квадратную кнопку «Stop» (внизу каждого столбца также есть кнопки «стоп», которые будут доступны даже тогда, когда вы забили семплами весь столбец, не оставив в нём свободного места). Клик на этот квадрат в одном из этих слотов будет являться сигналом к остановке любого играющего клипа в этом столбце.

У нас есть возможность удалять Stop-кнопки в пустых слотах. О том, для чего это нужно, вы сможете прочитать в Главе 4.

Stop Clips

 

Также, имеется кнопка, которая называется «Stop All Clips» на мастер-треке справа. Эта кнопка, как видно из её названия, остановит все клипы на всех дорожках (как аудио, так и MIDI), как только будет нажата.

 

Sop All Clips

 


Треки и сцены

 

Столбцы в сетке Режима Сессии называются Tracks (дорожки), в то время как строки называются Scenes (сцены).

 

Scenes and Tracks

 

Тип дорожки определяет, что та или иная дорожка будет в себе содержать: audio tracks  (аудио дорожки) могут содержать только аудио клипы, а Midi-tracks (MIDI дорожки) могут содержать в себе только миди-клипы. В режиме сессии также присутствуют Return-дорожки (дорожки возврата), которые не содержат и не могут содержать какие-либо клипы. О них мы поговорим позже в Главе 6 “Дорожки и роутинг сигналов”. Потом мы подробнее рассмотрим работу со сценами, а сейчас просто знайте, что сцены – это очень удобный способ организовывать музыкальные идеи. Например, когда у вас в сетке содержатся ударные, бас, и клавишные, при этом они отлично взаимодействуют друг с другом и прекрасно звучат. В этом случае просто перетяните все клипы, которые вам нравятся в одну строчку, чтобы они содержались в одной “сцене”.


Scene Launcher (Запуск Сцен)

 

Справа на экране вы можете видеть специальную дорожку, которая называется Master. Каждый слот этой дорожки содержит Scene Launch Button (кнопку запуска сцен в виде клавиши "Play"), которая используется для того, чтобы одновременно запускать каждый клип, содержащийся в сцене по горизонтали.

Master Scene LaunchКогда вы запускаете сцены таким способом, это всё равно, что вы одновременно кликнули на каждый отдельно взятый клип по горизонтали, даже на те, которые пустые и содержат в себе кнопку «Stop». Поэтому запуск сцены также останавливает воспроизведение в любых дорожках, которые не содержат клипов в этой сцене (или не останавливают, если в слоте нет кнопки стоп - прим. тех. ред.). Проведите немного времени, чтобы поиграться с этими клипами и сценами и понять их логику. В результате вы увидите, насколько мощным и интересным решением является такая организация рабочего процесса для быстрой структуризации различных музыкальных идей.

 


Микшер

 

Микшер в программе Ableton Live сделан из нескольких секций, которые могут быть показаны или спрятаны независимо друг от друга благодаря меню View, или при помощи упомянутых ранее круглых иконок (см. скриншот внизу).

 

Mixer

 

Секция, содержащая базовые регуляторы микширования, такие как громкость (volume) и панорама (pan), называется Mixer (Микшер). Live может работать с несколькими различными видами дорожек, некоторые из них используют различные уникальные функции микшера, но большинство содержат одинаковые кнопки и кое-какие детали интерфейса. Давайте рассмотрим их на следующем скриншоте.

 

Session Mixer and everything

 

Также как и большинство функций в Режиме Сессии, микшер доступен и в Режиме Аранжировки. Однако, в Режиме Сессии он, на мой взгляд, наиболее интуитивен и нагляден, а также предоставляет несколько дополнительных функций. Я использую термин «Микшер Режима Сессии», когда мне необходимо разграничить один микшер от другого.

Давайте посмотрим на каждую секцию микшера дорожек в Режиме Сессии. На скриншоте я привожу их английские названия, но под ним вы сможете прочитать их расшифровку на русском.

 

Mixer buttons

 

Volume (Громкость): Фейдер, который нужно потянуть вниз или вверх, для того, чтобы изменить громкость дорожки. Доступен также бокс, в который можно ввести нужное значение громкости (в dBFS - прим. тех. ред.) с числовой клавиатуры. Этот бокс на скриншоте называется "Numeric Volume Display" и означает "Числовое Значение Громкости". Если вы не видите этот бокс, то, скорее всего, вам нужно потянуть верхнюю границу секции микшера вверх, чтобы расширить его. Увеличившись по вертикали, секция покажет несколько дополнительных элементов, среди которых – этот самый бокс. Найдите его на верхнем скриншоте.

Pan (Панорама): Этот кноб позволяет вращением влево или вправо отправить ваш сигнал соответственно влево или вправо в вашей стереопанораме.

Track Activator (Активатор Дорожки): В большинстве микшеров эта кнопка соответствует клавише “mute”, т.е. "заглушить". Когда мы выключаем эту кнопку на дорожке, мы тем самым заглушаем её.

Solo/Cue (Соло/Прослушка): активирование этой кнопки с буквой "S" глушит все остальные треки, оставляя играть только тот трек, на котором и была нажата эта клавиша. Если вы хотите нажать Solo больше чем на одном треке, то вам необходимо зажимать Ctrl + клик (Cmd + клик) при выборе дополнительного трека. Также вы можете изменить функцию Exclusive в Preferences во вкладке Record/Warp/Launch. Эта же кнопка может быть переключена в режим предпрослушки “Cue”, об этом мы  поговорим в Главе 6, параграф 6.1. "Master Track".

Arm Record (Вооружение на запись): позволяет вам записывать новые аудио и миди клипы. В своих занятиях я переводил эту кнопку как «вооружение дорожки на запись». Это означает, что дорожка становится восприимчива к внешним сигналам (аудио или миди), и на неё может осуществляться запись. Если вы хотите «вооружить» сразу несколько дорожек, вам также как и в случае с solo/cue, следует использовать комбинации Ctrl + клик (Cmd + клик) при выборе дополнительного трека, или же изменить функцию Exclusive в Preferences во вкладке Record/Warp/Launch.

 

Если вы кликните и потащите вверх верхнюю границу секции микшера, то сможете изменить её размер, чтобы лучше видеть уровни громкости во время сведения. Развёрнутый вид способствует появлению информационной ячейки, которая будет показывать числовые значения максимальных пиков амплитуды звукового сигнала. Она называется Peak Level (Пиковый Уровень), и, щёлкнув на неё мышкой, вы можете сбросить её последнее значение.


SENDS (Посылы)

 

SendsРучки, называемые SENDS (посылы) используются для того, чтобы направить сигнал на Return (возврат) дорожек, которые описаны в параграфе 6.2. Return Tracks (Дорожки Возврата). Например, если вы повернёте кноб Send A на дорожке с Drum Rack, то аудио с этого девайса попадёт на дорожку Return A, где может насыщаться каким-либо эффектом. В основном эта функция используется для того, чтобы вы могли добавить к вашим дорожкам эффекты, основанные на манипуляциях со временем и задержками, таких как Reverb и Delay. Также эти дорожки используются для некоторых видов параллельной компрессии (во многом нужда в NY/параллельной компрессии с использованием посылов, отпала с появлением dry/wet на "родных" компрессорах - прим. тех. ред.).

 


Input/Output (Вход/Выход)

 

Эта секция используется для записи, а также различных продвинутых техник маршрутизации (маршрутизацию ещё называют "роутингом"). Секция «Audio From» (вторая дорожка на скриншоте) используется для указания источника, из которого дорожка будет получать сигнал (Input, т.е. вход), в то время как секция «Audio To» определяет, куда этот сигнал пойдёт далее (Output, т.е. выход). Audio To состоит из двух меню: Input Type и Input Channel.

Input Type Input ChannelВ аудио дорожках (Audio Tracks), Input Type (тип входа) определяет источник, который данная дорожка будет записывать или мониторить. Это может быть как любая дорожка непосредственно в самом Live ("Resampling" позволяет записывать звук со всех дорожек Live - прим. тех. ред.), так и сигнал с внешнего звукового интерфейса, который называется в списке Ext.in (Внешний вход).
Меню Input Channel используется для обозначения конкретного input’а (входа) выбранного источника звука. Например, если вы хотите записать гитару, которая подключена к Input 2 вашей звуковой карты, то вы должны выбрать Ext. Input из верхнего меню и 2 из второго меню. Что, собственно и сделано на данном скриншоте.

Midi Input TypeДля Миди-Дорожек (Midi Tracks), меню Input Type используется для выбора миди-девайса, сигналы которого вы желаете записать во время игры, или же для выбора дорожки, миди-сигналы с которой вы желаете записать. По умолчанию, это меню поставлено в значении All Ins (что означает All Inserts, «все входы»), что обычно работает вполне нормально. По крайней мере, пока у вас не появится очень навороченный сетап, в котором вы работаете сразу с несколькими миди-девайсами. И вам, к примеру, потребуется одновременно писать несколько партий на различные дорожки сразу с нескольких миди-девайсов. В этом случае вы можете выбрать в меню Input Channel определённый MIDI-канал для каждого девайса (Midi-channel), или оставить всё по умолчанию, что будет означать, что дорожка получает сигналы со всех миди-каналов.

Audio To, находящееся внизу этой секции, состоит из Output Type и Output Channel. Также как и Inputs, они могут использоваться для того, чтобы отправить аудио сигнал на внешние выходы (outputs) на вашей звуковой карте или миди-сигнал на внешние аппаратные средства (midi to). Также возможно обеспечить роутинг (маршуртизацию) сигнала на другие дорожки внутри вашего Live-сета. Я объясню всё, что связано с этой техникой в Главе 6.

Audio ToВы можете заметить, что меню Output Channel по умолчанию выключено. Оно залито серым цветом. Это потому что в Ableton по умолчанию включены две возможные настройки: перенаправление сигнала на Master или No Output (нет выхода). Ни один из них не имеет никаких особых настроек каналов. Но если вы подберёте другой тип выхода, например, Ext. Out (внешний выход), то это меню тут же активируется и позволит вам выбрать, из какого выхода вашей звуковой карты будет поступать сигнал этой дорожки.

 

Monitor In Out Off

 

Секция Monitor контролирует, будет или нет сигнал, который мы указали в "Audio From" слышен через микшер Ableton.

В нём есть три режима:

In: Входящий источник сигнала проходит через микшер всё время и будет слышен всегда. Попробуйте подключить микрофон к звуковой карте, указать его вход в Audio From, а затем включить этот режим. Все шумы будут пропущены через дорожку, и вы услышите их практически мгновенно. Осторожно! Этот режим может стать причиной обратной связи.

Auto: входящий сигнал проходит через микшер и слышен только когда дорожка «вооружена на запись» (включена кнопка «Arm Record»), и нет ни одного клипа, который воспроизводится на дорожке (если вы подключите микрофон так, как я указывал в предыдущем примере, вы услышите микрофон только при нажатии кнопки Arm Record).

Off: Входящий источник сигнала не пропускается через микшер и не слышится вообще.

Если вы опытный звукорежиссёр, тогда эти различные режимы могут быть совершенно понятны и банальны. Если нет, не волнуйтесь. Просто оставляйте на первых порах ваши треки в значении Auto (по умолчанию).

Я объясню различный роутинг и его настройки в следующих главах. При необходимости, вы всегда сможете вновь обратиться к этому параграфу, если вдруг забудете, какой режим что означает.


Кроссфейдер

 

Live также имеет кроссфейдер, который очень напоминает кроссфейдеры на Dj-оборудовании. На протяжении многих лет аналоговые кроссфейдеры использовались диджеями для того, чтобы обеспечивать смешивание двух треков вместе одним простым движением. Скретч-диджеи вывели техники владения кроссфейдером на невероятный уровень, трансформируя микшер в музыкальный инструмент.

CrossfadeКроссфейдер, который есть в Live состоит из двух компонентов: собственно, сам кроссфейдер (находящийся внизу мастер-трека), и Crossfader Assign (т.е. Назначения Кроссфейдера), это кнопки "A" и "B", в самом низу каждой дорожки.

Для того чтобы использовать всё это, вам нужно щелчком мыши назначить определённые треки на A (левый) или B (правую) часть кроссфейдера. Как только вы сдвинете кроссфейдер вправо, то тем самым увеличите громкость всех дорожек с выбранной кнопкой B, в то время, как дорожки с включенной кнопкой A уменьшат свою громкость. Противоположные действия произойдут, если вы передвинете кроссфейдер в левое положение. Не назначенные дорожки будут игнорированы кроссфейдером, и будут играть, как ни в чём не бывало независимо от положения кроссфейдера.

Открытие контекстного меню кроссфейдераОткрытие контекстного меню кроссфейдера вызывает меню различных режимов перехода, которые определяют, какая огибающая (резкая или пологая) будет использоваться во время передвижения вашего кроссфейда. Режимы Constant, Dipped и Intermediate – это огибающие, которые медленно меняют вашу громкость на протяжении всего движения кроссфейдера. Во всех трёх режимах наблюдается снижение громкости для обеих сторон в центре позиции кроссфейда (Dipped режим уменьшает громкость больше всех, Constant-меньше) для компенсации перегруженности, которую вы можете получить из-за звучания двух треков одновременно, особенно если они весьма мощные, как танцевальные треки. Fast Cut, Slow Cut и Slow Fade имеют два источника на максимальных амплитудах (громкости), прежде чем центральная позиция будет достигнута. Slow Fade предоставляет наиболее длительный переход между двумя позициями, в то время как Fast Cut практически не содержит такого перехода.


Track Delay

 

Track DelayЗадержка дорожки (Track Delay) не является традиционным регулятором, и он обычно не представлен в мире аналоговых микшеров. Но в мире цифрового аудио функциональность этого параметра сложно недооценить.

Данный регулятор позволяет слегка задержать или наоборот поторопить исходящий сигнал (Output) с дорожки на небольшое время (измеряемое в миллисекундах или семплах). Это нужно для того, чтобы компенсировать медлительную аппаратуру или плагины, которые генерируют чрезмерную задержку. Этот параметр можно использовать просто в качестве креативного инструмента (теоретически, Ableton может автоматически компенсировать все задержки плагинов, но это зависит от того, насколько точно плагин репортует его задержку движку Аблетона, т.к. не все плагины делают это).

Положительные значения параметра Track Delay означают, что дорожка будет немного запаздывать, в то время как отрицательные значения показывают, что дорожка будет проигрываться немного раньше.

Например, вам нужно отправить MIDI-сигналы на внешний синтезатор, и вы слышите, что его отклик запаздывает и портит весь грув. Поставьте значение track delay на -50 ms, чтобы вернуть всё в нужную синхронизацию. Или, может быть, у вас есть клип с хай-хетами, которые, могут звучать лучше, если они будут слегка запаздывать по отношению к основному ритму. Поставьте значение трека, на котором они находятся, в значение 10 ms для того чтобы добавить немного «вайба».

Помните, для того, чтобы услышать эффекты от применения Track Delay, Delay Compensation должна быть активирована в меню Options. Для того чтобы сделать меню Track Delay видимым внизу каждой дорожки Session View, выберите пункт Track Delay в меню View, или нажмите на круглую иконку с буквой «D» в правом углу экрана режима сессии.