Название

1.5. Выбор миди-контроллера

Краткое описание
В этом параграфе я рассказываю о том, для чего нужен MIDI-контроллер, о выборе вашего первого MIDI-контроллера. Почему я затронул эту тему уже в первой главе? Потому что без MIDI-контроллера Ableton Live просто не будет использовать все свои возможности на 100%!

Зачем они?

Ничто не делает работу с Ableton Live более захватывающей и вдохновляющей, чем контролирование его параметров физическими регуляторами, кручение кнобов, набивание резиновыми пэдами барабанных партий, передвижение реальных фейдеров, возможность при этом слышать результаты своих манипуляций...

Тактильность - важная для творчества штука. Вы двигаете виртуальные регуляторы, кнопки, фэйдеры, поднимаете и опускаете значения параметров эффектов, изменяете темп, т.е. делаете всё, что только можете себе представить, используя MIDI-контроллер. Всё это делает процесс гораздо более эмоциональным и вкрадчивым, нежели тыканье на параметры мышкой.

Люди, которые хотят использовать всю имеющуюся мощь и возможности Midi-программинга в Ableton Live, должны  поработать с действительно хорошим и удобным MIDI-контроллером.

 

Как выбирать?

Также как и с аудиокартой, выбор миди-интерфейса может быть весьма сложным мероприятием, потому что рынок перенасыщен огромным количеством девайсов совершенно непохожих друг на друга.

Опять же, самая важная вещь – понять, что именно вы хотите получить от устройства. Это может быть довольно сложным процессом, если вы совершенный новичок в данном вопросе.

Для начинающих я рекомендую какое-либо компактное и универсальное решение. Пусть в вашем контроллере присутствуют и клавиши (вам нужно будет усваивать нотные закономерности), пусть на нём же будет и ряд других манипуляторов. Всё это только расширит ваш кругозор и принесёт бесценный опыт.

Купите себе сначала недорогое устройство. Досконально изучите приобретённый девайс. Пока вы не сможете использовать все заложенные в контроллер возможности и в полной мере не ощутите все его недостатки, вы не сумеете определить, чего именно вам не хватает для продуктивной работы. Пожалуй, это самый лучший способ, чтобы полностью определиться с вашими творческими потребностями.

Более подробно об использовании миди-контроллеров c Ableton Live я говорю в Главе 11. В ней же со временем появится описание наиболее выдающихся контроллеров, которые явно заслуживают вашего внимания. В этой главе мы просто кратко рассмотрим различные виды контроллеров и их основные функции.

 


Виды манипуляторов

 

На любом контроллере могут присутствовать несколько видов манипуляторов. Вы облегчите себе задачу, если будете различать их и понимать, какой тип манипуляторов для чего предназначен.

 

  • Сетка (Grid) Некоторые контроллеры были спроектированы специально для работы вместе с Ableton Live (такие как Novation LaunchPad и Akai APC 40). На них присутствует сетка из кнопок, главная задача которых - запуск и остановка клипов в Режиме Сессии. Когда такой контроллер подключен, в Режиме Сессии появляется цветной прямоугольник. Его задача - показывать, какая область в вашей сетке клипов в настоящий момент демонстрируется на контроллере и управляется им. На самом контроллере загорается каждая кнопка сетки, которая соответствует клипу. Кнопки, соответствующие пустому клипу остаются тёмными. Это очень интересный способ контроля сессии в студии, а для работы во время живого выступления подобный контроллер просто Must Have! Новый контроллер Ableton Push также был создан, основываясь на идею "кнопочной сетки". Он тоже позволяет вам запускать клипы и делать многое другое.

 

На скриншоте ниже показан ставший уже классикой "сетчатый" контроллер Launchpad от Novation:

 

  • Клавиши (Keys) – даже если вы не играете на пианино, вам, скорее всего, понадобятся как минимум две октавы клавиатуры для работы с инструментами внутри программы. Некоторые клавишные контроллеры идут в комплекте с дополнительными манипуляторами (фейдеры, кнобы, и т.д.), и все вместе они могут составлять очень неплохой комбайн, который может являться всем, что только вам нужно на первых порах. Простые клавишные контроллеры могут быть дополнены другими контроллерами, если вам будет не хватать кнобов и кнопок. Нет ничего "неправильного" в подобном подходе. Довольно удобно иметь несколько небольших контроллеров. В конце концов, этот подход даёт хорошую гибкость. Какой-то контроллер вам будет не нужен на выступлениях, и просто не взяв его с собой, вы сохраните больше места в своём багаже. С комплексным и большим контроллером сделать это будет гораздо сложнее.

 

M-Audio Keyrig 49
 

  • Драм Пэды (Drum Pads) – дрампэды это резиновые квадратики, чувствительные к силе удара, созданные для того, чтобы вы могли «забивать» своими пальцами в программу партии ударных. Некоторые люди просто не могут жить без драм пэдов. Кстати говоря, есть и такие музыканты, которые с успехом работают с битами при помощи клавиш своей миди-клавиатуры. Как бы там ни было, если вы работаете в направлении битмейкинга, хип-хопа и т.п., эти контроллеры - то, что вам нужно. Обязательно попробуйте тот или иной контроллер для того, чтобы оценить жёсткость пэдов. Они могут быть различны по ощущениям, и тут очень важно подобрать пэды, которые подходят именно вам.

 

Akai MPD26. Сетка из 16-ти дрампэдов.

 

  • Knobs (Кнобы, "Ручки") - это вращающиеся ручки, которые изменяют какой-либо параметр внутри программы. Некоторые из них имеют бесконечное вращение, и даже могут издавать мягкий треск при вращении. Такие ручки чаще называют энкодерами (см. энкодеры на верхнем девайсе Akai MPD 26). Другие вращаются мягко и имеют определённый конечный диапазон для вращения. В разных случаях могут быть удобны и те и другие типы кнобов. Обязательно попробуйте кнобы на  вашем будущем контроллере, поскольку неудачно расположенный кноб, или просто неприятный на ощупь, способен "убить" всю радость от использования вашего девайса.

Novation Nocturn. 9 кнобов - посередине кроссфейдер.

  • Фэйдеры и Кроссфейдеры (Faders and Crossfader) для большинства из нас регулировка громкости имеет куда больше смысла, если мы применяем фейдеры вместо кнобов. Для очень точной студийной работы, большой вертикальный фейдер с широким диапазоном хода очень удобен, но не то чтобы жизненно необходим. Моторизированные фейдеры великолепны в студии, но не являются обязательными на сцене. В мире MIDI кроссфейдер - это просто горизонтальный фейдер, "нулевым" положением которого чаще всего является середина (его можно обнаружить у девайса на скриншоте выше). Нужен ли вам такой или нет - зависит от вашего подхода. Как бы там ни было, с MIDI-маппингом, вы можете менять его функции так, как вам заблагорассудится:

Doepher Pocket Fader

 

  • Кнопки (Buttons) - Некоторые из них загораются, некоторые - нет. Одни нажимаются мягко и приятно, другие требуют небольшого усилия и щёлкают при нажатии. Для использования в студии, включения и выключения метронома, или для контроля транспортных функций в Live, эти особенности, в общем-то, не самые важные. Но во время живого выступления, возможность нажимать мягкие кнопки, которые ещё загораются (или подсвечиваются), и тем самым уведомляют вас о ваших действиях, могут значить гораздо больше: 

MidiFighter 3D - без труда сможете различить кнопки.

 

  • Джойстики и тачпэды (Joystics and Touchpads) - Как выглядит джойстик, вы прекрасно знаете. А тачпэд – это сенсорная поверхность, отслеживающая перемещения вашего пальца по двум осям X и Y. С точки зрения миди, джойстика или сенсорной панели они выглядят как два различных контроллера – один горизонтальный второй – вертикальный. Как только вы сдвинете один из этих контроллеров, два различных миди-сообщения будут переданы одновременно. Тачпэды дают очень плавные и динамичные эффекты автоматизации:

 

Типичный Touchpad

 


 

Control Surfaces (дословно - "Управляющие Поверхности")

Другим фактором для подбора вашего контроллера будет являться поддержка "Control Surface" функции для Ableton Live. В настройках Preferences, во вкладке MIDI/Sync есть меню, которое показывает вам целый список контроллеров. При подключении к Live они могут использовать уже "вшитый" в программу скрипт для того, чтобы обеспечить незамедлительную работу этого контроллера без какого-либо маппинга.

Поскольку существует огромное количество самых различных контроллеров, эта технология широко варьируется от устройства к устройству. Чтобы увидеть, как она реализована для разных устройств, откройте Help View из меню Help, а затем прокрутите вниз до самого конца и нажмите All Built-in Lessons. Здесь, вы найдёте Control Surface Reference, которая документирует поведение всех поддерживаемых программой контроллеров:

 

Control Surface

 

Также возможны сторонние скрипты, которые позволяют отсутствующим в списке контроллерам работать в качестве управляющей поверхности (Control Surface) в Live, но они требуют отдельной инсталляции на ваш компьютер. Эти детали лежат чуть в стороне от данного руководства, хотя я не исключаю, что подробности здесь всё же появятся чуть позже.

В любом случае совет следующий: внимательно ищите раздел по "Control Surface" и следуйте указаниям, которые производитель контроллера написал для вас в мануале. Также множество самых различных вариантов скриптов для контроллеров вы можете найти в сети интернет.

Подробнее об этих настройках мы поговорим в Главе 11.