Название

8.7. Tension

Краткое описание
Инструмент Tension специализируется на симуляции звучания всевозможных струнных инструментов, от скрипок до пианино. В каждой его секции мы можем управлять большим количеством самых разных аспектов звукоизвлечения.

Самый "Натянутый" плагин Tension!

 

Tension – это, пожалуй, самый интересный и необычный инструмент Ableton из тех, которые имеют у себя в шапке аббревиатуру AAS (Applied Acoustic Systems). AAS – это копания-разработчик софта, которая специализируется на технологиях цифрового моделирования звука реальных инструментов.

 
Tension View

 

Tension с английского переводится как "натяжение". Это намекает нам на то, что он используется для симуляции звучания всевозможных струнных инструментов, от скрипок до пианино, в которых натянутая струна является важнейшей частью звукоизвлечения. В каждой его секции мы можем управлять многими аспектами звука и устройства виртуального инструмента.

Например, характер взаимоотношений виртуальной «струны» и объекта, который является причиной её колебания, характер остановки колебания взбудораженной струны, - либо она потихоньку сходит на нет, либо с усилием чем-то заглушается. Также физические характеристики самой струны – её толщина, эластичность, пружинистые качества. Или размер и характеристики корпуса ("тела") нашего инструмента. Можно даже задействовать секцию фильтрации и LFO, для того чтобы получить совсем уж фантастическое звучание и т.п.

Параметров действительно очень много. В этом плагине, можно сделать довольно странно звучащий струнный инструмент (например - альт, из которого звук извлекается фортепьянными молоточками). В данной статье мы и займёмся тщательным изучением всех секций инструмента Tension. Не забывайте экспериментировать с настройками. Чтение преобразуется в знания только тогда, когда вы закрепляете полученную информацию на практике!

 

Итак, вы можете заметить, что интерфейс инструмента Tension разделён на несколько секций моделирующих разные аспекты струнного инструмента:

Excitator – здесь управление тем, что заставляет струну вибрировать;

Damper – заглушает или снижает вибрацию струны;

Termination – секция, отвечающая за эмуляцию скольжения пальцев и дребезжания ладов;

Body – секция, отвечающая за параметры корпуса нашего музыкального инструмента.

При помощи вкладки Filter/Global в левом верхнем углу вызывается блок фильтрации и глобального контроля, в котором мы можем менять параметры, не относящиеся к моделированию струн.

 

Каждая из секций имеет свой выключатель on/off рядом со своим названием, вы можете полностью проигнорировать ненужную вам секцию.

Если вы всерьёз решили разобраться с Tension, то рекомендую продвигаться постепенно. Прежде всего, разберитесь с первой секцией, потом включите вторую, и т.д.

Одна из замечательных (но специфических) черт данного типа моделирования состоит в том, что множество параметров одной секции очень тесно взаимосвязаны с параметрами других секций.

Например, смычок (bow), приложенный к струне с очень маленьким усилием (force), будет издавать звук только в том случае, если он будет двигаться очень медленно. Здесь очень много подобных взаимосвязей и схожей специфики.

 


Excitator 

 

Эта секция отвечает за один из самых фундаментальных аспектов любого струнного инструмента: за физическое взаимодействие между струной и объектом, который приводит струну в «возбуждение», т.е. является «колебателем», возбудителем струны.

 
Tension Excitator

 

Здесь вы можно выбрать, что будет использоваться – смычок (bow), молоточек (hammer), или медиатор (plectrum или pick). В зависимости от выбранного типа вам будут предоставлены их определённые параметры. Свои для каждого типа:

 

Excitator Pick

 

Если отключить эту секцию, то, вполне возможно, вы не сможете извлечь из Tension какого-либо адекватного звука. Впрочем, даже в этом случае можно извлечь какой-либо звук уже из шумов Dumper-секции (это «заглушатель» струны), главное ещё подрегулировать его «спад» (decay).

Для смычка Bow вы, во-первых видите параметры силы Force, определяющей насколько сильно смычок прикладывается к струне. Во-вторых - параметр «трения» friction, который отвечает за силу сопротивления смычка струне. Velocity означает скорость, с которой совершается движение смычка, в то время как Position – определяет, в каком месте струны будет приложен смычок. Возможны значения от 0% (конец струны) до 50% (середина).

Hammers (молоточки) имеют совершенно иные параметры. Вы можете задать массу mass и жёсткость stiffness молоточка, а также силу, с которой молоточек обрушивается на струну velocity и положение его на струне - position.  Последний параметр секции Damping контролирует жёсткость некоего механизма, который приводит к контакту молоточка со струной.

При высоких значениях действие молоточка очень «упругое», «пружинистое», таким образом, молоточек сразу же отскакивает от струны, позволяя ей громко вибрировать. На низких значениях действие молоточка жёсткое, поэтому такие значения заглушают струну сразу, как будто её прижало что-то твёрдое. Это лучший способ извлечь из Tension механическое цоканье.

Hammer (bouncing) означает что-то типа «молоточек подпрыгивающий», и это значение симулирует молоток, который опускается на струну, и может свободно отпрыгивать от неё несколько раз, прежде чем успокоиться. Т.е. этот молоток не имеет чёткого фиксатора после его срабатывания.

И снова мы видим множество взаимодействующих параметров. Velocity является параметром, определяющим, насколько сильно подпрыгнет молоток:

 

Hammer Bouncing Velocity

 

Меньшие значения приводят к тому, что молоточек отпрыгнет от струны на короткий промежуток времени (если совсем опустить этот параметр, то он не отпрыгнет вовсе). Ну, а если выкрутить это значение на максимум, то молоток, отпрыгнув от струны, может надолго зависнуть в воздухе, прежде чем снова опуститься на неё обратно, затем отпрыгнет вновь, но уже на меньший период времени, и т.д., пока мелко не задрожав напоследок, не уткнётся в виртуальную струну.

Очень хорошо этот параметр показывает себя, если накрутить побольше параметр stiffness, а затем, покручивая velocity, и нажав при этом на ноту – вы услышите красноречивое действие этого параметра. Не забывайте и о Dumping’е, от значения которого также многое зависит! (Экспериментируйте!)

Plectrum на очереди. Он последний в списке используемых "извлекателей" звука. Это просто одно из заумных наименований медиатора, т.е. пластикового или железного треугольничка, которым гитаристы извлекают звук из гитары. Медиатор в Tension имеет те же параметры, что и hammer (молоток), за исключением параметра protrusion (выступ), который заменил параметр mass (массу).

Protrusion определяет выступающую часть медиатора, которым тот контактирует со струной. Проще говоря, можно тихонечко играть кончиком медиатора (низкие значения) или же размашисто драть струны практически всей площадью медиатора.

 


Damper

Эта секция контролирует то, каким способом струна будет прекращать свою игру, как она будет заглушаться.

 
Damper

 

Если нас интересует глушение в фортепьяно, то оно достигается специальными молоточками из войлока, которые в тот момент, когда клавиша отпущена (и педаль sustain выключена) опускаются на струны.

Глушение гитары достигается приглушением звучащей струны, с помощью пальцев или при помощи ладони руки с медиатором.

При более внимательном рассмотрении кнобов этой секции, вы увидите, что они практически те же, что и в Excitator-секции.

Это имеет смысл, т.к. звук, который производит dumper, является производной тех же качеств – массы, жёсткости поверхности «заглушателя», силы с которой он контактирует с поверхностью струны, и его позиции на всей длине струны.

Самый последний кноб – Damping определяет насколько жёстким будет механизм нашего Damper'a-заглушателя.


String

 

В этой, графически тёмной секции, вы указываете свойства вашей струны.

 
Tension String Section

 

Параметры Decay и Ratio работают очень похоже на то, что я описывал ранее.

Параметр Decay контролирует как начальное время спада (которое следует сразу после атаки), так и время затухания (Release Time) после того, как клавиша вашей миди-клавиатуры (или на чём вы там играете) была отпущена.

Со значением  Ratio равное нулю начальный спад (Decay) начнётся после того, как нота была «ударена», затем продолжит затухать натуралистично, при этом, не обращая внимания на то, как быстро клавиша была отпущена.

Когда же значение параметра будет 100, нота будет стараться спадать натурально столько времени, сколько она будет удержана. Но после того как нота будет отжата, она будет резко прервана.

Чтобы понять действие этих настроек рекомендую вам «поиграться» со значениями Decay. Поставьте большие значения, а затем поэкспериментируйте с различными значениями Ratio, при этом удостоверьтесь, что экспериментируете как с длительно зажатыми нотами, так и с короткими. (Сложно понять некоторые разъяснения, если не проработать их, да? Не устаю это повторять!)

Параметр Key также может быть использован для контроля decay time струны, но только теперь этот параметр будет зависеть от ВЫСОТЫ зажатой ноты. Суть в том, что в реальном мире низко звучащие ноты будут затухать гораздо дольше, чем высокие ноты. (Просто представьте, что вы нажмёте одновременно самую высокую и низкую ноту на фортепьяно с зажатой педалью сустейн. Какая нота пропадёт первой?) Итак, Key-параметр имитирует поведение натуральных струн. Повышение же этого параметра сделает звучание высоких нот более длинным, чем звучание низких нот. Таким образом, законы реального мира здесь можно игнорировать. Соответственно, понижение параметра Key будет подчеркивать натуральное поведение инструмента.

Параметры Inharmonic и Damper оба влияют на тон вашего инструмента, причём весьма серьёзно. Inharmonic контролирует насколько сильно высокие обертона (это небольшие частотные составляющие каждого звука) будут расстроены по отношению к гармоническому ряду.

Как противовес теоретически идеальной струны, которая издаёт прекрасный тон без единого искажения, струны в реальном мире имеют негармонические обертона.

В зависимости от типа Excitator’a (того, что заставляет струну звучать), вы будете замечать различные эффекты во время повышения или понижения этого параметра.

Когда вы будете использовать смычковые, высокие частоты звука будут становиться более похожими на шум, в то время как струны, извлечённые молоточком (Hammer) будут просто сами по себе начинать звучать как будто слегка расстроенными вместе с высокими частотами.

Ещё правее в этой “темной” секции можно задать эффект Vibrato “вибрато” для нашего музыкального инструмента.

 
Tension Vibrato

 

Параметры Delay и Attack в этой секции подразумевают, что вибрато вступает в силу спустя такое-то количество времени (Delay), и с такой-то «крутостью» (Attack). Если поставить малый «делей», то вибрато начнёт модулировать наш звук практически сразу после нажатия клавиши, если поставить большее значение – пройдёт некоторое время, пока тон струны «задрожит». Малое значение атаки включит вибрато спустя отведённое делеем время довольно резко. Более высокое значение атаки заставит вибрато возникать постепенно.

Параметр Rate подразумевает частоту вибрации вибрато (простите за тавтологию). Параметр Amount – насыщенность этого эффекта по отношению к оригинальному сигналу. Параметр <Mod определяет то, насколько вращение ручки «Modulation Wheel» на миди-клавиатуре будет влиять на звук. Т.е. вы вполне можете вставлять вибрато на определённые ноты в свои мелодии, благодаря вращению ручки на миди клавиатуре (или вы можете запрограммировать изменение этого параметра при помощи огибающих). И последний пункт секции вибрато называется Error – благодаря выкручиванию этой ручки к нашему вибрато будет примешиваться определённый процент ошибок (вибрация будет с непостоянной частотой, с небольшими "косяками").

 


 
Termination и PickUp

 

Tension - Termination and Pickup

 

Termination – это параметр, который более других подходит для струнных инструментов, на которых для извлечения звука нужно что-то зажимать пальцами. Иными словами, каждая отдельная струна сможет быть прижата к грифу пальцем, а значит, нота звучит благодаря выпирающему из грифа ладу. В отличие от пианино или цимбалы, в которых струны зафиксированы между двумя колышками, и настроены на необходимую высоту.

Параметр Finger Mass в таком случае подразумевает силу, с которой палец придавливает струну к грифу. На низких значениях тон становится менее ясным, дребезжащим, потому что струна прижата в весьма слабом, а значит нестабильном состоянии.  Да, если жёсткость лада (параметр Fret Stiffness) увеличена и сочетается с низким значением Finger Mass, вы услышите характерное дребезжание струны о лад.

Все кто пытался когда-либо играть на гитаре, сразу же узнают этот характерный звук. Самые первые зажимы грифа у всех новичков всегда одинаково дребезжащие.

Логично, что с малым значением жёсткости лада (Fret Stiffness) вы вряд ли услышите от вашей струны что-то более разборчивое, но вы можете, увеличить жёсткость пальца  (Finger Stiffness), чтобы компенсировать отсутствие адекватных ладов на грифе вашего инструмента. (Вспоминается приём из боевого искусства У-Шу под названием "Алмазный Палец", мастера путём упорного сверления стен тренировали свой палец до такого состояния, что он мог в итоге проткнуть человека).

Включение секции Pickup изменяет звук сугубо акустического инструмента в сторону инструмента электрического, т.е. электрогитары с магнитными звукоснимателями.

Параметр Position изменяет положение этого звукоснимателя. Значение 0 означает, что звукосниматель установлен непосредственно в том месте, где струна подвергается воздействию раздражителя, похоже на самый основной звукосниматель,  который мы привыкли наблюдать на электрогитаре прямо там, где и расположена наша правая рука. Со значением в 50 звукосниматель сдвинут близко к средней точке струны, и это больше похоже на тот звукосниматель, который располагается ближе к грифу гитары.

 


Body

 

Body – это корпус, т.е. тело нашего виртуального инструмента.

 
Tension Body Section

 

Назначение корпуса – служить усилителем монотонных вибраций струн, в результате чего звук обогащается дополнительной полнотой, глубиной и более длительным звучанием. Также он работает своеобразным фильтром частот, излучаемых струной, придаёт звуку определённый окрас (именно поэтому для акустических гитар специально подбираются определённые породы дерева с особыми свойствами).

Чтобы разобраться в разных типах корпусов (body), попробуйте с ними поэкспериментировать:  для начала установите значение параметров High и Low Cut  в 0 и установите значение параметра Str/Body в 100, это усилит примешивание эффекта "корпуса" к звуковому сигналу. Затем поднимайте значение Decay, и вы услышите, как звук этого эффекта из мутноватого будет становиться яснее и чище.

Как вы могли заметить, корпус пианино предлагает более мягкий отклик на весь спектр звучащих частот, в то время как тип корпуса Violin норовит внести больше высоких частот.

Следующим после меню Body с различными типами корпусов, идёт меню, в котором вы можете выбрать размер  вашего музыкального инструмента – от очень маленького до супер большого. Больший тип «тела» инструмента звучит более пространственно, и как будто отдалённо, в то время как меньшие размеры «тела», как будто заставляют инструмент звучать гораздо ближе, и делает его звучание более «присутствующим».

 


Filter/Global

 

В этой секции, которая находится, как бы на следующей странице параметров данного плагина, содержится многорежимный фильтр, который может быть модулирован как огибающей (envelope) так и LFO (Low Freq Oscillator).

 
Filter Global Tension

 

В добавление к уже привычным типам фильтров, вы также найдёте здесь formant filter (F6 и  F12 в меню фильтра), этот тип фильтра смоделирован в подражание человеческому тракту. Поднимая резонанс этого фильтра вы заставляете звук как будто просачиваться через гласные звуки Э, Е, И, О, У. Будьте осторожны – эти фильтры могут стать причиной очень мощных резонансов.

Будьте готовы в любой момент понизить громкость, если не хотите ощутить на себе силу неожиданного овердрайва. Под контролем резонанса (Res) и частоты (Freq) вы найдёте добавочный контроль того, насколько данные значения будут преобразованы модуляцией огибающей, LFO и высотой ноты.

Что касается остальных глобальных параметров (Global) – они во многом идентичны глобальным параметрам таких инструментов как Operator и Analog. Так что я отправляю вас к параграфам, которые посвящены этим инструментам. Они находятся в этой же главе.