Название

8.4. Operator

Краткое описание
Operator - это первый инструмент Ableton, который был предоставлен в качестве add-on'а. Его можно было приобрести на официальном сайте дополнительно к своей Standart версии. Это довольно гибкий и очень навороченный инструмент, который позволяет вам использовать три разных типа синтеза для того, чтобы создавать ваш звук: FM, Субтрактивный и Аддитивный.

Ableton Operator: оперируем и рассматриваем

 

FM-синтезатор Operator - первый встроенный в Live инструмент, демо-версию которого включали во все версии программы, начиная с 4.1. Для полноценного использования девайса необходимо приобрести ключ (идёт отдельно или в комплекте с Live). И можете поверить мне на слово - более полноценной версии, чем сейчас, у Operator'а ещё не было. Обновления в восьмой версии Live включали новые типы фильтров, аддитивный синтез, а также новую мощнейшую матрицу маршрутизации. В девятой версии разработчики, видимо, просто ещё не придумали улучшений для этого, удавшегося по всем статьям инструмента.
Если говорить по существу, то Operator – это три синтезатора в одном. Для «ваяния саунда» к вашим услугам три различных вида синтеза: аддитивный, субтрактивный и частотная модуляция (FM).

 

Обзор интерфейса

При разработке внешнего вида Operator’а дизайнеры Live немного отошли от привычных схем: прекрасно вписываясь в общую картину нижнего окна Track View, устройство не отображает сразу всю информацию о синтезируемом звуке. Operator – глубокий и сложный синтезатор, поэтому многие параметры объединены в центральной части интерфейса.

 

Operator Interface

 

Итак, интерфейс представляет собой большое центральное окно-дисплей, окружённое восемью секциями, которые в совокупности называются корпусом Оператора.

Секции корпуса (по часовой стрелке с левого нижнего угла) это: Осциллятор A, Осциллятор B, Осциллятор C, Осциллятор D. В правой части интерфейса, сверху - LFO (низкочастотный осциллятор), потом Filter (фильтр), Pitch (высота звука) и Global (глобальный контроль).

Если кликнуть по одной из секций, на дисплее высветится информация, соответствующая выбранной секции. Щёлкните в любом месте секции осциллятора А, и на дисплее появится график огибающей с кучей разнообразных привязанных к ней параметров. Нажав на секцию Pitch, на дисплее отобразится другой набор данных, и т.д.

 

Operator Interface Basics

 

В корпусе Operator’а, в различных боковых секциях, дизайнеры разместили наиболее часто используемые настройки, чтобы вы всегда имели к ним доступ. Более сложные параметры, которые регулируются по правилу «настроил и забыл», аккуратно спрятаны в самом окне дисплея.

При желании, можно убрать и сам дисплей, оставив лишь секции корпуса. Для этого достаточно кликнуть по маленькому треугольнику в левом верхнем углу интерфейса, возле кнопки активации плагина.

Свернутый плагин будет выглядеть теперь вот так.

Operator Fold Unfold

 

Также в верхней панели (в верхней полоске интерфейса плагина) расположены стандартные кнопки загрузки и сохранения пресетов в виде дискеты и кнопки Hot Swap.

 

Создание и обработка звуков

Как же нам «оперировать» Оператором? Всё зависит от того, какой тип синтеза вы выберете. Скоро вы узнаете, что Operator позволяет работать методами субтрактивного, аддитивного, а также FM-синтеза. Поэтому, прежде чем углубляться в технические дебри, произведём для начала некоторые настройки.

 

Алгоритм

Щёлкните по секции Global, находящейся в нижнем правом углу «оболочки» устройства. На дисплее отобразятся параметры глобального контроля. Если вы уже кликали по другим секциям Operator’а, то наверняка заметили, что в случае секции Global дисплей отображает несколько другую информацию: вместо графиков кривых мы видим набор цветных квадратиков.

 

Operator Algoritm

 

При слове алгоритм в вашем воображении могут возникнуть зубодробительные математические формулы, однако создатели Operator’а облегчили нашу жизнь, наглядно представив алгоритмы в виде цветных квадратиков на дисплее.

Operator Algoritms

 

По умолчанию активен самый первый алгоритм, находящийся слева (его квадратики закрашены сплошным цветом). Обратите внимание, что буквы A, B, C, D в секции осцилляторов слева выкрашены в те же цвета, что и квадратики алгоритма.

Oscillators Literas Operator

 

Таким образом, цветные квадратики алгоритмов представляют собой карту, или блок-схему, показывающую взаимодействие осцилляторов. Читать алгоритм можно как сверху вниз, так и снизу вверх. Мне более логичным кажется последний вариант, поэтому обратим своё внимание на нижний жёлтый квадратик. Это у нас осциллятор А.

Operator Oscillator AСледует заметить, что из жёлтого квадратика в нижнем направлении выходит маленькая жёлтая линия. Эта линия показывает, что сигнал осциллятора А - конечный в цепочке осцилляторов, т.е. на выходе мы будем слышать именно его.

Над блоком А находится зелёный квадратик (соответствующий осциллятору B), из которого также исходит линия, соединяющая этот блок с блоком А. Это означает, что волна, сгенерированная осциллятором В используется для изменения частот осциллятора А, из которого сигнал уже идёт на динамики.

В такой схеме осциллятор В будет модулятором (modulator), а осциллятор А – носителем сигнала (carrier).

Исходя из выше сказанного, легко предположить, какую роль в алгоритме будут играть дополнительные осцилляторы С и D. Осциллятор D будет модулировать осциллятор С, который в свою очередь модулирует осциллятор В, который в конце концов модулирует осциллятор А сигнала-носителя.

Стоит вам убрать звук в осцилляторе A, который является носителем сигнала, и вы не услышите ровным счётом ничего. Всё потому, что осцилляторам B, C и D просто нечего будет «корёжить», т.е. модулировать.

Operator T AlgoritmТеперь щёлкните по следующему алгоритму – в форме буквы Т (он находится чуть правее первого). Должно быть, вы уже догадываетесь, как будут взаимодействовать осцилляторы в этом случае?

Осциллятор А снова находится в конечной точке цепи и имеет исходящую из него линию. Это означает, что, как и в предыдущем случае, вы услышите сигнал, сформированный именно этим генератором. Отличие же в том, что здесь модулирующий осциллятор В находится под одновременным воздействием осцилляторов С и D.

Operator Wide T AlgoritmПеренесёмся по списку ближе к середине. Более широкий T-образный алгоритм подразумевает, что все три оставшихся осциллятора (B,C,D) одновременно воздействуют на carier-осциллятор A.

Square Operaor AlgoritmСправа находится алгоритм в форме квадрата. Активировав его, вы увидите схожую с предыдущими схему, где осциллятор В воздействует на осциллятор А. Различие лишь в том, что на этот раз осциллятор С также выступает носителем – на выходе вы услышите сигнал, исходящий из этого генератора колебаний. Его в свою очередь модулирует осциллятор D. У нас получается схема, в которой как будто участвуют два независимых сигнала, и оба из них созданы при помощи FM – синтеза. Одновременная генерация двух однородных сигналов может дать на выходе более плотный звук. И т.д. и т.п.

Теперь вам должно быть понятно, каким образом осцилляторы работают в каждом алгоритме.

Operator Horizontal AlgoritmОтдельно остановимся на горизонтальном алгоритме, находящемся в правом нижнем углу. Здесь ни один из осцилляторов не будет выступать модулятором – все они превращаются в носители.

Эта схема позволяет использовать Operator для субтрактивного синтеза (метода вычитания волн). (На самом деле правильнее сказать для классического субтрактивного синтеза, т.к. задействуя и остальные "алгоритмы" FM модуляции, мы можем использовать абсолютно те же субтрактивные техники - прим. тех. ред.) Каждый осциллятор создаёт собственную форму волны, эти волны можно смешивать друг с другом и фильтровать, как в классических аналоговых синтезаторах.

Под схемами алгоритмов находится новая матрица маршрутизации, которая даст вам потрясающую гибкость в модуляции различных параметров.

Остановимся на ней чуть позже, после того как подробнее рассмотрим основы устройства Operator’а.

Осцилляторы

Активируйте именно эту «горизонтальную» схему алгоритма, затем кликните по секции осциллятора А. Вместо алгоритмов на дисплее появится ADSR-огибающая и ряд параметров, контролирующих поведение осциллятора А.

 

Operator Oscillator A Sin

 

По умолчанию каждый оператор (так в FM-синтезе называют осцилляторы) установлен на производство синусоиды с мгновенным временем атаки и небольшим затуханием.

Сыграйте пару нот, чтобы понять, как это звучит. В правой части дисплея вы обнаружите меню Wave (волна), в котором установлено значение Sin (синусоида). Щёлкните по “Sin”, чтобы открыть список всех волновых форм оператора (этот список очень длинный), затем, поочерёдно выбирая формы, попробуйте, как звучит каждая из них.

Обычно FM-синтезаторы используют только синусоиды. Дополнительные формы волн, представленные здесь, такие как пилообразная и прямоугольная, можно использовать в качестве источника для субтрактивного синтеза. Однако это не означает, что они не подойдут для FM-синтеза: на их основе Operator создаст звуки, совсем непохожие на те, что производят другие (примитивные - прим. тех. ред.) FM-синтезаторы, имеющие в арсенале лишь синусоиду. Кроме того, пилообразные и прямоугольные волны имеют множество аддитивных конфигураций, обозначаемых числом после названия волны. Число, стоящее после названия волны, сообщает вам, сколько гармоник было использовано для создания этой формы волны. Например, возьмём - Sw3. Число 3 показывает, что волна состоит из трёх гармоник: основной, второй гармоники и третьей. Как результат, Sw3 всё ещё больше похожа на синусоиду, нежели на «зубья пилы».

Sw3 Wave Operator

 

Продолжая просматривать меню «волноформ», вы увидите «пилы» с ещё большим числом гармоник. Sw64 использует 64 гармоники, поэтому звучит она как хорошо знакомая вам пилообразная волна. Та же схема нумерации справедлива и для прямоугольной волны. Стоит отметить, что в списке форм волны помимо "аддитивных", присутствуют идеальные цифровые волны маркированные буквой D.

У синусоидальной волны нет гармоник, из чего следует закономерный вопрос: чем же тогда отличаются имеющиеся здесь различные виды синусоид? Во-первых, обратите внимание, что вариации синусоид не пронумерованы, а обозначены типом разрядности. Вариации же синусоид и заключаются в имитации этой самой низкой разрядности (битности). На слух это будет заметно тем, что синусоиды приобретут характерный "звенящий" призвук.

Помимо выбора формы волны для оператора вы можете также выполнять подстройку его частоты и регулировать уровень. Частотная настройка и уровень имеют громадное влияние на звучание FM-синтезатора, поэтому для вашего удобства эти регуляторы помещены прямо в интерфейс корпуса.

Более того, именно отношения этих параметров между разными операторами (осцилляторами) будут определять ваше звучание, поэтому интерфейс корпуса «оператора» даёт всю необходимую информацию по частотной настройке и уровню одновременно для всех четырёх операторов.

Operator Fixed And Vse Takoe 4 Osc

 

У частотной настройки осцилляторов имеется два режима: Variable (изменяющийся) и Fixed (постоянный). По умолчанию активен изменяющийся режим, в котором осциллятор изменяет свою частоту в зависимости от нот, которые вы играете. В режиме Fixed (включается нажатием на кнопку под соответствующей надписью) оператор игнорирует поступающую нотную информацию и звучит на частоте, выставленной вами ручкой Freq. В режиме Fixed доступны две опции для настройки частоты оператора: Freq и Multi, отвечающие за частоту и коэффициент умножения соответственно. Частота оператора определяется величиной Freq, умноженной на значение Multi. При частоте равной 100 Гц и коэффициенту умножения равном единице частота оператора будет равняться 100 Гц (100 x 1 = 100). Если частота равна 245 Гц, а значение Multi = 10, частота оператора станет равной 2450 Гц.

В режиме Variable (изменяющийся) вместо частотных параметров оператора в оболочке отображаются регуляторы Coarse и Fine, определяющие частоту оператора отношением к базовой частоте. При значении Coarse, равном двум, оператор будет звучать на октаву выше относительно другого оператора с величиной Coarse, равной единице. Если же Coarse = 0,5, сигнал оператора опустится на октаву ниже относительно оператора с Coarse = 1. Для достижения дробных значений отношений используйте регулятор Fine. Например, если Coarse выставить на единицу, а Fine на 500, отношение к базовой частоте станет равным 1,5. При Coarse = 2, а Fine = 250 отношение примет значение 2,25.

Если вы работаете в режиме субтрактивного синтеза («горизонтальный» алгоритм), нажав всего на одну клавишу, на выходе синтезатора вы получите аккорд со сложной структурой высот нот.

Однако в режиме FM, в зависимости от выбранного отношения, могут получиться как гармоничные, так и дисгармоничные тоны.

 

Дисплей осциллятора

Несколько абзацев назад мы обсуждали гармоники различных форм волн. Представьте, что у вас есть дисплей, который отображает все возможные гармоники, и позволяет наблюдать и, даже редактировать волновые формы, вручную добавляя и удаляя гармоники. Operator в Live 9 даёт вам такую возможность!

Нажмите на кнопку Oscillator, находящуюся рядом с кнопкой Envelope. Теперь на дисплее отображаются гармоники формы волны, используемой для текущего оператора. Если в меню волноформ выбрана синусоида (Sine), всё, что вы увидите, это серую полоску с левой стороны дисплея.

Operator Sine Display Harmonic

 

Это говорит о том, что волна состоит из простого основного тона без каких-либо иных гармоник. Теперь выберите волну Sw3 - пилообразную волну из трёх гармоник, о которой мы говорили ранее.

Sw3 Wave Operator

 

Волна Sw64 отобразится на экране как каскад гармоник по всему пространству дисплея, наглядно демонстрируя сложное звучание реальной пилообразной волны. (Если таковую создавать с помощью аддитивного синтеза - прим. тех. ред.)

Saw 64 Operator Harmonic

 

Теперь, когда у вас есть какое-то представление о том, что показывает дисплей осциллятора, думаю, вам станет ещё интересней!

Курсор мыши, находясь над дисплеем, превращается в карандаш, и вы можете изменять гармоники волн, как вам заблагорассудится. Попробуйте не спеша увеличивать или уменьшать гармоники с правой стороны дисплея, делая звук ярче или глуше. Затем дайте волю своему безумному внутреннему художнику. При этом обратите внимание, что форма волны на небольшом дисплее чуть ниже также меняется, а в меню Waveform теперь значится «User» (т.е. пользовательская форма волны).

Operator User Oscillator Wave Draw

 

Свободное редактирование формы сигнала предоставляет невероятные возможности программирования синтезатора! Если вы ещё не очень хорошо знакомы с Operator’ом,  то возможно, прежде чем создавать собственные формы волн, будет разумней разобраться с обычной частотной модуляцией (FM). Однако эксперименты в духе "безумного учёного" также могут быть подходящим способом достижения наилучшего звучания, так что дерзайте!

 

FM в действии

Хватить болтать, пора, наконец услышать, на что всё это похоже. В этом разделе не будет иллюстраций - вы должны прочувствовать это всё на слух!

Откройте браузер Live и перетяните корневую папку «Operator» из категории Instruments. Это загрузит к вам на дорожку нетронутый настройками пресет, содержащий простую синусоиду, воспроизводимую осциллятором A.

 

1) Нажмите на клавишу вашего миди-контроллера (или клавиши клавиатуры). Вы слышите одинарную синусоиду, генерируемую осциллятором А.

2) Удерживая ноту, увеличьте уровень (Level) осциллятора В. Обратите внимание, что вместо второй волны, звучащей параллельно с первой, мы слышим, как видоизменяется звучание волны осциллятора А. Виной тому осциллятор В, который подвергает модуляции осциллятор А (это видно на схеме активного алгоритма), и сдвигающий его полосу частот. По мере того как вы накручиваете уровень осциллятора В, осциллятор А звучит всё ярче и ярче - сказывается наличие высоких гармоник (регулятор Level по существу выражает интенсивность FM-модуляции).

3) Теперь верните ручку Level осциллятора В в первоначальное положение, и звучание волны осциллятора А снова примет вид обычной синусоиды.

 

Теперь вы понимаете, почему FM-синтезаторы, как правило, не оснащены фильтрами? Как я уже упомянул в начале этого раздела, у волны, проходящей через низкочастотный фильтр, можно отсечь все верхние гармоники, получив на выходе только основную тонику – синусоиду.

Уменьшая уровень осциллятора В, вы таким же образом оставляете на выходе основную тонику. В этом случае параметр «Level» осциллятора В действует по той же схеме, как будто играя роль частоты среза фильтра. Поэтому, если звучание синтезатора кажется вам излишне ярким, не стоит пускать в ход сторонние фильтры - просто уменьшите интенсивность осциллятора-модулятора (в нашем случае - B), приблизив таким образом волну-носитель (A) к исходному графику синусоиды.

Я упомянул, что отношение частот операторов в системе частотной модуляции в итоге отражается на характере звучания: звук становится либо гармоничным (стройное звучание) либо дисгармоничным (фальшивое звучание).

Патч, с которым вы только что забавлялись, использует модулятор и носитель с отношением частот 1:1 – у модулятора была такая же частота, что и у носителя. Итогом был, как вы могли услышать, сигнал постоянной высоты, у которого изменялся лишь тембр. Теперь сделайте так: снова увеличьте уровень осциллятора В, и покрутите немного ручку Coarse.

Вы услышите другой постоянный тон, но уже с иной гармонической структурой. По мере увеличения значения Coarse вы изменяете частотное отношение осцилляторов А и В, которое будет иметь вид целых чисел (например, 1:2, 1:3, 1:8 и т.д.).

Как только вы начнёте крутить регулятор тонкой настройки Fine, результат будет звучать всё более странно. Удерживайте ноту и медленно вращайте ручку Fine. Почти сразу же звучание станет «фальшивить», или, иными словами, расстроится. Виной тому дробные значения отношения частот модулятора и носителя. Если у осциллятора А Coarse = 1, Fine = 0, а у осциллятора В Coarse = 2, Fine = 20, отношение между осцилляторами примет вид 1:2,02, где 2,02 - дробное число.

Но откуда такое причудливое звучание? В субтрактивном синтезе небольшой расстройкой осциллятора можно добиться необходимого «утолщения» звука. Почему же этот принцип не работает в режиме частотной модуляции?

Ответ лежит в сплющенных или растянутых графиках волн, а также способности нашего слуха улавливать частоту повторений. В предыдущих примерах модулятор завершал свой период в той же точке, что и носитель. Модулятор мог совершить даже два периода колебаний за один период колебаний носителя, но всё равно временные точки их повторений совпадали.

Слышали когда-нибудь, как одновременно играют две одинаковые аудиозаписи со сдвигом во времени? Аналогично и с частотным отношением между носителем и модулятором. Когда частота модулятора не делится без остатка на частоту носителя, периоды колебаний их волн не будут совпадать. В итоге нулевые точки того сжатого или растянутого графика волны, которую вы слышите, не совпадают с нулевыми точками графика сигнала носителя. Таким образом, ваш слух уже не может определить высоту звука – он становится неразборчивым.

Это явление можно использовать в процессе работы в режиме FM, сдвигая фазу оператора так, чтобы его волна начиналась в несколько иной точке периода. Гармония звука всё так же будет ласкать ваш слух, но тембр будет постепенно меняться по мере того, как вы будете подстраивать фазу. Пока различие незначительно, вы сможете достигнуть желаемого тембра.

 

Скрытый модулятор. Кроме алгоритмов, позволяющих выбирать, какой осциллятор будет являться модулятором для других, данный девайс предлагает вам так называемую скрытую модуляцию. Кликните по секции осциллятора для отображения его параметров на дисплее. Если он в данный момент не модулируется другими осцилляторами, то вы заметите, что активизировался параметр Feedback (обратная связь). Таким образом, осциллятор начинает модулировать сам себя. Выбрав синусоиду и установив «фидбэк» на 50 %, в итоге получится волна, приближенная по форме к пилообразной. Если же ваш выбор пал не на синусоиду, а другую форму волны, то результирующая волна может принять самые причудливые очертания. Экспериментируйте!

 

Огибающие

До этого момента мы работали с частотной модуляцией, сосредоточившись только на формировании волны с помощью модулятора и носителя. Все наши примеры основывались на довольно статичных звуках: нажал на клавишу - слушай, отпустил клавишу – звук прекратился.

Огибающие Operator’а вдохнут в синтезатор жизнь, автоматизируя и одушевляя формы волны во времени.

У каждого оператора есть своя огибающая уровня (Volume Envelope). Секции низкочастотного осциллятора (LFO), фильтра (Filter) и высоты тона (Pitch) также имеют свои огибающие.

Operator Envelopes

 

Таким образом, имеется семь огибающих для одного сигнала (4 оператора + LFO + Filter + Pitch). Намного больше, чем, например, в Simpler’е, у которого лишь три огибающих на сигнал.

В предыдущих экспериментах вы слышали, как уровень модулятора способен влиять на тембр носителя. Поэтому использование огибающей для изменения уровня модулятора позволит вам изменять гармонический состав звука во время его воспроизведения подобно тому, как огибающая фильтра (Filter Envelope) применяется для тех же целей в субтрактивном синтезе.

Загрузите, например, пресет Operator – Bass – Sub1 Clicky Bass и сыграйте несколько нот.

Звук приобрёл некоторое движение: у него появилась агрессивная, но быстро спадающая в монотонные синусоиды атака. Щёлкните по осциллятору В и взгляните на его огибающую: быстрая атака с довольно скорым спадом и продолжительным сустейном. В соответствии с огибающей, при ударе по клавише осциллятор В (а также C и D) действует в полную мощность, но быстро затухают сразу после начальной атаки. Именно это создаёт сложность гармоний в начале каждой ноты, и придаёт басу приятный «клик» в начале.

Operator Sub 1 Clicky Bass

 

Это довольно простое применение огибающей – только атака и спад. Но огибающими Operator’а можно выполнять и более сложные трюки, намного сложнее, чем в Simpler’е. Большинство синтезаторов, включая Simpler, используют огибающие типа ADSR, отвечающие за атаку (Attack), спад (Decay), удерживание или сустейн (Sustain), и затухание (Release). Огибающие Operator’а по сути состоят из шести компонентов - IAPDSR: исходный уровень (Initial level), время атаки (Atack), пиковый уровень (Peak), время спада (Decay), уровень удержания (Sustain) и время затухания (Release time).

Такая схема огибающей даст вам больше гибкости при формировании своего саунда, потому что вы сможете преодолеть многие неудобства, возникающие в работе с кривой ADSR. Например, можно сделать так, чтобы уровень удержания (Sustain) был выше, чем уровень атаки. В ADSR-огибающей атака всегда достигает максимального значения, а Sustain может быть либо на уровне атаки, либо ниже.

Более того, огибающую Operator’а можно зациклить (сделать «петлю» - loop!!!) в соответствии с установленным временем или темпом текущего сета в Live. Это значит, что огибающие можно использовать и как источники псевдо-LFO, так как теперь у вас есть возможность «зацикливать» модуляцию. Теперь можно легко создавать интересные ритмические узоры, благодаря синхронизации циклов модуляции с темпом сета.

Насколько легко? Щёлкните по осциллятору В и переключите параметр Loop на значение Beat. Теперь нажмите на клавишу, и вы услышите, как ваш бас будет перезапускаться каждую 1/16 ноту.

Beat Loop Operator

 

Изменением величины Repeat (повтор) в дисплее можно менять частоту повторяемости. Кроме того, луп теперь будет идти в ногу с темпом сета, даже если вы меняете темп в реальном времени.

Выберите в качестве режима повтора Sync. Тогда огибающая будет повторяться только синхронно размерности вашей композиции вне зависимости от того, когда вы нажимаете новые ноты (срабатывает только в случае, когда секвенсор Live находится в состоянии “play”). Теперь вы можете быть уверены, что зацикленный бас будет звучать точно вовремя, даже если ваша игра страдает неровностями.

 

Operator Oscillator Display Parameters

 

Остальные параметры дисплея определяют, как velocity (велосити нот, или сила удара по клавише) и key-follow (зависимость от расположения клавиши на клавиатуре) будут влиять на высоту тона и уровень звука. Для тех, кому понятие велосити незнакомо, поясню, что параметр Vel меняет уровень громкости оператора в соответствии с силой удара по клавише миди-контроллера: при положительных значениях оператор увеличивает уровень звука тем больше, чем сильнее удар по клавише, а при отрицательных смягчает, или понижает уровень звука при сильных ударах.

Накладывая влияние велосити на модулятор, вы получаете эффект, схожий с привязкой велосити к огибающей фильтра (Filter Envelope) в субтрактивном синтезе. Чем жёстче вы играете, тем более явственней будет FM-модуляция и ярче звучание. Параметр Key определяет степень зависимости уровня звука оператора от расположения клавиши на миди-контроллере. Это напоминает функцию key-follow, имеющуюся в секции фильтра на многих субтрактивных синтезаторах.

Параметр Osc<Vel определяет характер влияния велосити на частотную настройку оператора. Жёсткая игра приведёт к тому, что оператор будет увеличивать высоту тона, при условии, что вы используете положительные значения этого параметра. Определённый интерес представляет кнопка Q, находящаяся рядом. Когда она активна, поступающие значения велосити будут влиять только на параметр Coarse. Таким образом, вы уверены, что не выбиваетесь за пределы гармоничного интервала (целочисленное ratio между модулятором и носителем), вне зависимости от того, с каким велосити вы играете. Если кнопка Q отключена, значения велосити будут воздействовать как на параметр Coarse, так и на параметр Fine, что на выходе выльется в дисгармоничное звучание.

И наконец, рассмотрим параметр Time<Vel, прекрасно подходящий для придания вашему звучанию большей выразительности. В случае его положительного значения, жёсткая игра приведёт к увеличению скорости прохождения сигнала по огибающей. При отрицательных значениях сигнал будет идти по огибающей медленнее, если вы сообщаете устройству большие значения Vel. Этим достигается имитация акустических инструментов, чья огибающая изменяется в соответствии с динамикой игры (чем быстрее играешь, тем громче звук).

Итак, я дал достаточно сведений для того, чтобы вы могли создавать просто убийственные FM-фишки, при этом ещё даже не коснулся секций правой стороны оболочки…

 

LFO

Секция осциллятора низкой частоты (Low Frequency Oscillator) находится вверху правой части корпуса Operator’а. В синтезаторах LFO служит для создания периодически повторяющихся огибающих для прочих параметров.

LFO OPerator Section View

 

В субтрактивных синтезаторах LFO часто применяется для модуляции частоты среза фильтра или регулировки уровня звука. LFO Operator’а может выполнять и то, и другое, а также множество других функций.

В Operator’е LFO можно перевести в аудиодиапазон, тем самым превращая его в ещё один осциллятор для дальнейших экспериментов с частотной модуляцией. Это делается с помощью выпадающего меню, находящегося рядом с селектором формы волны.

Меню предлагает на выбор низкочастотный режим (L), высокочастотный режим (H) и синхронизированный режим (S). После этого соответствующими ручками установите значения Rate и Mod.

 

Operator Low Hight Sync

 

Чтобы секция LFO заработала на полную мощность, её необходимо включить, нажав на небольшой квадратик слева от селектора форм волны, после чего на дисплее отобразятся все параметры, относящиеся к LFO. Картинка на дисплее LFO будет выглядеть так же, как и у других операторов, только вместо параметров формы волны и фазы отобразятся пункты назначения Dest. (Destination). По умолчанию LFO модулирует высоту тона всех четырёх операторов (можно по отдельности выключить). LFO также может служить для изменения частоты среза фильтра.

Destination Operator

 

Если вы используете LFO в аудиодиапазоне для модуляции операторов, то возможно, не будет лишним увеличить значение параметра Rate<Key до 100%. Благодаря привязке LFO к расположению клавиши на клавиатуре, каждая сыгранная вами нота зазвучит более плотно и гармонично.

Остальные настройки LFO не отличаются от соответствующих настроек операторов. Огибающая (получившая конечную позицию - End) регулирует величину модуляции LFO (чей верхний предел устанавливается ручкой Mod в оболочке), а параметром Loop зацикливают огибающую. Таким образом, вы можете создать петлю огибающей, которая будет модулировать LFO во время его работы в аудиодиапазоне. Иными словами, зацикленная огибающая по существу становится ещё одним LFO!

Навороченность девайса по имени «Operator» просто зашкаливает!

 

Фильтр

Ну вот мы и добрались до элемента без которого, пожалуй, не обходится не один синтезатор. Конечно же речь идет о фильтре.

Вытащить из FM-синтезатора желаемый звук непросто, особенно новичкам. Однако "замутить" сложную форму волны труда не составляет. Поэтому фильтр позволяет обращаться с этой сложной FM-волной, как с начальной волной для субтрактивного синтеза. Благодаря возможностям Operator’а в области частотной модуляции, эксперименты с вычитанием не будут основываться лишь на простых формах волн, таких как пилообразная или прямоугольная. Здесь арсенал форм поистине безграничен! Как только вы создали желаемую сложную волну, можете пропускать её через стандартные процедуры фильтров и огибающих, которыми привыкли пользоваться.

Как и в случае с LFO, чтобы фильтр заработал, его нужно включить, для чего щёлкните по квадратику слева от меню выбора типа фильтра. Дисплей оживёт, сообщив вам, что секция активна. Фильтр имеет ту же огибающую из шести параметров, с помощью который можно управлять частотой среза. Огибающая будет воздействовать на сигнал в соответствии с величиной, выставленной процентным значением Envelope (на скриншоте выделен рамочкой). Другие параметры на дисплее определяют, как на фильтр будут влиять положение клавиши и велосити.

Filter Operator On Envelope

 

Всего в Operator’е имеется 14 типов фильтров, восемь из которых – это стандартные фильтры Ableton: фильтр нижних частот (low-pass), полосовой фильтр (band-pass), фильтр верхних частот (high-pass) и узкополосный режекторный фильтр (notch). Каждый фильтр представлен в двух вариантах крутизны среза: 12 дБ на октаву и 24 дБ на октаву. Обновлённый Operator в Live 9 также включает ступенчатый фильтр (Ladder) и фильтр переменного состояния (SVF) в низкочастотной, полосовой и высокочастотной версиях. Оба эти фильтра придают звуку ощутимо различные, но привлекательные тональные характеристики. Фильтр SVF предлагает возможность автоколебаний при высоких резонансных значениях, а Ladder выдаёт звук по образу некоторых классических аналоговых фильтров (на ум сразу приходят машины Moog).

Operator Filter Types

 

В дополнение к новых типам фильтров эта секция Operator’а также включает в себя модуль насыщения (сатуратор) и волноформирователь (вэйвшейпер). Меню Shaper предлагает вам на выбор четыре опции, две из которых – это классические мягкая и жёсткая сатурации (Soft и Hard), а две другие предлагают необычные эффекты с ярко выраженным цифровым звучанием (Sine и 4-bit).

 

Pitch

Следующая за фильтром секция служит для регулировки высоты тона – Pitch. У неё также есть своя огибающая и несколько уникальных регуляторов, имеющих отношение к высоте. Чтобы огибающая «питча» заработала, вы должны не только включить саму секцию, но также повернуть ручку Pitch Env, которой можно установить как положительные, так и отрицательные значения, инвертировав в последнем случае эффект от работы огибающей.

Operator Pitch Section

 

Как и в случае с LFO, есть возможность выбора, с каким осциллятором секция будет работать. Зачастую нет необходимости модулировать все осцилляторы. Конечно, результат в этом случае может быть далёк от гармоничного звучания. Тем не менее данная функция может пригодиться, например, при работе с атакой ударных инструментов.

Регулятор Spread (разброс) превратит ваши синтетические опусы в стереокартины, применяя два сигнала вместо одного. Эти сигналы будут разбросаны по разным каналам и немного расстроены друг относительно друга. Данная функция напоминает приёмы утолщения звука в аналоговых синтезаторах, где несколько осцилляторов имеют небольшое расхождение по высоте тона.

В итоге получается богатый и насыщенный "саунд", напоминающий звучание хора, поэтому аналогичный эффект, основанный на задержке сигнала так и называют chorus. Ввиду того, что во время работы функции «спред» Operator’у приходится генерировать два сигнала, повышается нагрузка на процессор – также почти в два раза. Так что крутите эту ручку с умом!

 

Правая кнопка: А вы используете во время работы с Operator’ом все прелести правой кнопки мыши? А ведь она изобилует всевозможными горячими функциями! Например, в контекстном меню регулятора Frequency имеется опция Play by Key, с помощью которой можно легко установить зависимость работы фильтра от положения клавиши на клавиатуре. Контекстное меню дисплея осциллятора имеет опцию Export AMS. С её помощью можно экспортировать пользовательскую форму волны в аудиофайл с расширением .ams, который в дальнейшем пригодится в качестве звукового источника в Sampler. (А так же с помощью контекстного меню можно без проблем копировать параметры и огибающие громкости операторов между собой - прим. тех. ред.)

 

Spread Transpose Operator

 

За ручкой Spread следует регулятор Transpose, служащий для сдвига высоты тона вниз или вверх на определённое число полутонов. C этим регулятором можно работать в режиме реального времени - прямо во время воспроизведения звука.

Большая часть параметров, находящаяся на дисплее, отвечает за многочисленные изгибы сложной огибающей. Остальные – за то, куда будет приложена вся мощь изменения Pitch’а. А также в нижнем правом углу вы найдёте параметры функции Glide (скольжения), использовать которые можно только совместно с параметром Voice дисплея секции Global. (Для особо продвинутых пользователей так же существует возможность использовать огибающую питча, как обычную огибающую за счёт отключения  "светофора" в dest. A - прим. тех. ред.).

Operator Pitch Display View

 

Кстати, если вы – обладатель миди-клавиатуры, то наверняка не раз обращали внимание на колесико “pitch”, находящееся левее. Это колесико при повороте даёт интересный эффект "тянучего" скольжения тона вверх или вниз – в зависимости от того, куда вы его повернули. И вот как раз диапазоном этого скольжения можно руководить в следующей секции в графе “pitch”, которая по умолчанию выставлена на +5 st (полутонов).

Теперь пришло время поговорить о секции Global.

 

Global

Последняя секция оболочки Operator’а содержит глобальные настройки инструмента. Имеющиеся там алгоритмы вам уже знакомы, однако есть ещё кое-что, что вы должны знать.

Operator Global Section

 

Во-первых, регулятор Time, которым вы контролируете скорость всех огибающих одновременно. Эту скорость можно либо значительно замедлить, либо увеличить настолько, что вы едва будете замечать работу огибающих. Небольшой поворот ручки Time может дать заметно лучший звук, возможно именно тот, который вы и ищете. Если огибающие вашего сигнала привязаны к темпу сета, регулятором Time вы подстраиваете их как единое целое, не меняя темпа сета в Live. Регулятор Time также может оказаться большим подспорьем в то время, когда Operator играет запрограммированный синт-паттерн – он добавит больше выразительности без необходимости подстраивать осцилляторы и фильтры.

Правее ручки Time находится ручка Tone. Этот регулятор ведёт себя как низкочастотный фильтр, хотя таковым и не является: он способен уменьшить количество высокочастотных обертонов, созданных в FM. Часто какой-либо инструмент звучит хорошо на одной высоте, но стоит перенести пальцы на одну-две октавы выше, как звучание становится неестественным. Причина тому - пересечение в области высоких частот гармониками сигнала теоретического предела, о котором говорится в теореме Найквиста.

По данной теореме, наивысшая частота, которую можно перевести в цифровой вид, равна половине частоте дискретизации. Если частота дискретизации равна 44100 Гц (как у audio-cd), мы сможем оцифровать сигнал частотой не более 22050 Гц. На практике же наивысшая частота обычно ограничена примерно 20000 Гц, что является верхним порогом слышимости для человеческого слуха. FM-синтез способен производить сотни сторонних частотных полос, некоторые из которых могут превышать порог в 20 кГц. Если эти частоты оставить без внимания, они создадут спектральные «хвосты», которые исказят звучание. Tone контролирует эти высокие частоты так, что они не пересекают пределы цифрового семплирования.

Последний регулятор в оболочке – это ручка Volume. Если вы не знаете, для чего служит этот регулятор, тогда вам скорее всего следует отложить эту книжку в сторону и медленно отойти от своего компьютера! =)

На дисплее секции Global, под уже знакомыми схемами-алгоритмами, находится новая матрица маршрутизации, которая позволяет различными способами модулировать большое количество параметров, благодаря чему синтезатор становится значительно более мощным, чем он был когда-либо.

Operator Routing Matrix

 

С левой стороны дисплея по вертикали располагаются различные модуляторы, на которые может реагировать Operator: Velocity (велосити), Key (клавиша), Aftertouch (афтертач – «послекасание»), Pitch Bend (колесо сдвига высоты) и Mod Wheel (колесо модуляции). Меню опций и числовые величины, которые отображаются в каждой строке, служат для маршрутизации каждого модулятора на определённый параметр.

К примеру, мы хотим, чтобы значения велосити входящих нот определяли общий уровень звука Operator’а. Для этого в точке пересечения строки Velocity и столбца Connection A (соединение А) укажите «Volume» и установите Amount A (величину А) на такое значение, которое будет определять степень воздействия велосити на уровень звука (в моём случае выставлено вполне приемлемое значение – 70%):
Operator Velocity Connection A
А теперь, например, вы желаете, чтобы велосити регулировало вэйвшейпер, искажая ноты во время более жёсткой игры. Нет проблем, просто в той же строке Velocity привяжите Connection B (соединение В) к Shaper Drive и выставьте желаемое значение в Amount B.
Operator Shaper Drive
Думаю, суть ясна? Любой из пяти модуляторов можно привязать одновременно к двум параметрам на ваш выбор.

Ниже матрицы маршрутизации вы увидите ещё семь параметров. Три из них, находящиеся правее, используются всего лишь для панорамирования выходного сигнала.

 

Operator Global Low Menu

 

Величиной Pan вы можете управлять положением аудиосигнала в стереокартине. Значением Key определяют, как клавиши будут влиять на панораму. Таким образом, если вы играете в верхних регистрах (высоких нотах) клавиатуры, звук будет уходить в правый канал, как будто вы сидите за настоящим фортепиано. Параметр Rnd в случайном порядке определяет положение сигнала в стереопанораме; степень рандомизации фиксируется установленной глубиной.

Левее есть параметр Antialias – антиалиасинг, который, как и регулятор Tone, позволяет избежать искажений на высоких частотах сигналов с большим количеством гармоник, но за счёт повышенной нагрузки на процессор. Если вы желаете добиться более сурового звучания – наверняка вы захотите выключить этот параметр.

Далее идёт параметр Interpol. – то же самое, что и одноимённая функция в окне Audio Clip View. Он определяет качество интерполяции, применяемой Operator’ом во время рендеринга сигнала. Включение этой функции приведёт к более гладкому звучанию, но за счёт повышенной нагрузки на процессор.

Кнопкой Rtg включают режим перезапуска (ретриггера) для огибающих: как только вы нажмёте новую клавишу, огибающая перезапустится, вернувшись к своему первоначальному значению амплитуды. Таким образом, если у вашего инструмента длинная фаза затухания (release), повторное нажатие на клавишу до того, как завершится затухание, резко прервёт огибающую, вернув её к своему первоначальному значению.

Если кнопка выключена, повторное нажатие на ту же ноту приведёт к тому, что огибающая возвратится на стадию атаки, но значение амплитуды в этой точке будет равно текущему значению в фазе затухания. Особенно полезно отключать эту функцию при игре пэдами, где не должно быть резких обрывов в уровне звука при нажатии на новые клавиши.

Крайний параметр слева – Voices (голоса). С его помощью выставляют максимальное число воспроизводимых Operator’ом нот. Если он установлен на двойку, вы сможете извлечь из синтезатора только две ноты за раз. Если, удерживая две ноты, вы нажмёте на третью, новая нота заменит старую – ту, которую вы нажали первой. Этот эффект называют voice stealing (захват голоса). По умолчанию количество голосов равно шести, этого обычно вполне достаточно. Однако если вы используете инструмент с длинной фазой затухания, легко добиться того, чтобы одновременно звучали более шести нот, даже если вы уже не удерживаете клавиши. Эффект захвата нот приводит к остановке звучания старой ноты в пользу новой. Это делается для того, чтобы вы точно смогли услышать каждую сыгранную ноту. Но порой слышать резкий обрыв прежних нот, которые вроде бы совсем неплохо звучали, по меньшей мере странно. Поэтому вы, возможно, захотите увеличить число нот, но будьте осторожны, так как каждая дополнительная нота увеличивает нагрузку на процессор компьютера.

Ещё один способ применения параметра Voice - это установка его значения на 1. Таким образом, вы переведёте Operator в монофонический режим. При нажатии последовательности из нот, предыдущая нота будет останавливаться, чтобы дать зазвучать следующей.

"Фишка", конечно, не ахти какая, но в сочетании с функцией скольжения (Glide), упомянутой в предыдущем разделе, она просто незаменима. Активировав параметр Glide щелчком по кнопке G в секции Pitch, вы услышите, как ноты плавно перетекают одна в другую по мере того, как вы нажимаете на клавиши миди-контроллера.

Это сработает только в том случае, если вы играете легато, нажимая каждую новую ноту до того, как отпустите предыдущую. Если вы играете стаккато (коротко, отрывисто), функция Glide не даст никакого эффекта, т.к. не возникнет перекрывающихся нот.

Параметр Glide Time, который можно отыскать на дисплее секции Pitch, устанавливает время, необходимое Operator’у на переход к высоте новой ноты с момента нажатия на её клавишу. Этот эффект также называют портаменто – очень полезная функция при игре синт-лидами и басом.