Название

8.1. Общие Принципы

Краткое описание
Прежде чем погружаться в разбор каждого отдельно взятого инструмента, очень важно понять некоторые концепции и функции, которые являются общими для всех инструментов. Обязательно прочтите этот параграф прежде остальных в этой главе, а в дальнейшем возвращайтесь к нему по мере необходимости.

Инструменты Live

 

Live включает в себя восемь виртуальных инструментов: Impulse, Simpler, Operator, Sampler, Analog, Electric, Tension и Collision.

Impulse и Simpler поставляются бесплатно для всех пользователей программы Ableton Live, независимо от версии, в которой они работают. Другие же инструменты включены в Live Suite или могут быть приобретены отдельно на официальном сайте.

Внутри категории Instruments в Браузере вы можете видеть целых 11 различных объектов. Три из них не являются инструментами в полной мере, тем не менее, они также включены в эту категорию. Drum Racks и Instrument Racks работают в соединении с другими виртуальными инструментами. С помощью этих девайсов мы можем создавать настраиваемые сборные инструменты, начиная с самых простых и заканчивая сложными  комплексными и объёмными агрегатами. External Instrument - это полезная утилита для лёгкой интеграции с внешними инструментами и мульти-тембральными плагинами.

 

Instagram

 


Основные принципы

 

Инструменты Live - это очень объёмная и глубокая тема, которой можно посвятить достаточно больший объём этого гайда. Вместо того чтобы бесконечно перечислять каждый параметр в конкретном девайсе, я хочу обратить ваше внимание на самые важные аспекты всех инструментов для того, чтобы помочь вам пройти через сложнейшую часть процесса вашего обучения. Саунд-дизайн и синтез - это такие разделы, которые уходят далеко за пределы описания любого индивидуального инструмента. Если вы новичок в этой теме, то можете открыть для себя потрясающий (и бесплатный!) цикл статей "Synth Secrets", которые находятся здесь: http://www.soundonsound.com/sos/allsynthsecrets.htm (Необходимо знание английского языка.) Также могу с уверенностью рекомендовать обучающую программу Syntorial.

 

Модуляция

Модуляция всегда имеет источник и место назначения (цель). Собственно целью является параметр которым мы хотим управлять, а источником может быть встроенная огибающая инструмента или LFO, или стандартное MIDI-сообщение, такое как Velocity или Pitch Bend.

Во всех инструментах Ableton Live, вы найдёте несколько секций, которые используются для настройки силы модуляции. На скриншоте ниже вы видите кноб Volume с ячейкой, которая называется Velocity. Эта секция используется специально для указания того, насколько сила нажатия на ноту будет отражаться на громкости инструмента. Когда в ячейке выставляется ноль, каждая нота будет сыграна с одной и той же громкостью, не зависимо от того насколько сильно вы бьёте по клавишам своего MIDI-контроллера. Как только вы увеличите это значение, то тут же обнаружите, что инструмент начал функционировать как пианино - чем сильнее вы нажимаете на клавишу, тем громче выход. Вы найдёте, что значение 50% в этой ячейке - это хорошее значение, с которого можно начать, но можно поэкспериментировать и настроить его под свой вкус и стиль игры.

 

Velocity and Volume

 

Вы будете видеть ячейки, подписанные "Velocity" (или иногда просто "Vel") во многих местах инструментов Ableton Live, поскольку velocity может быть назначено на множество других параметров, не только на громкость. Например, добавление значений в Vel ячейке, которая расположена возле регулятора Pan позволяет вам двигать звук слева направо в зависимости от силы удара по клавишам (слабое нажатие - звук будет левее, сильное нажатие - звук будет правее).

Скриншот ниже показывает секцию фильтрации в Analog'е. Здесь мы видим, что в секции Freq Mod (Frequency Modulation), которая отвечает за поведение частоты среза фильтра, имеются три источника модуляции: LFO1 Key, and Env. Настройка любого из этих значений (если оно не будет равно нулю) вызывает модуляцию. Чем сильнее значение, тем сильнее глубина модуляции, и тем сильнее она будет отклоняться от оригинального значения. Key используется для того, чтобы модуляция откликалась на высоту тона выходящей ноты - чем выше нота, тем больше будет частота среза ноты. LFO и Env регуляторы используются для того чтобы добавлять модуляцию, созданную встроенным LFO и секциями огибающих.

 

LFo Box

 

Для того чтобы полностью освоить два последних параметра, вам нужно узнать чуть больше об этих типах источников модуляции. Объяснения и описания последуют далее. Есть также и другие типы модуляции, о которых я расскажу в дальнейшем, и это будет довольно большой объём информации для усвоения. Главное, не волнуйтесь - как только вы поймёте базовые принципы назначения параметра на источник модуляции, всё станет окончательно ясно. Начните с простого, не торопитесь и экспериментируйте!

 

LFO и Огибающие (Envelopes)

Все инструменты Ableton Live содержат LFO (Low Frequency Oscillator - Генератор Низкой Частоты) и Envelopes (Огибающие) для генерирования сигнала модуляции. Они имеют небольшие различия от инструмента к инструменту, но в то же время обладают множеством общих моментов.

LFO (Low Frequency Oscillator, или Генератор Низкой Частоты) обычно используется для генерирования повторяющихся модуляций, таких как вибрато, тремоло, и ритмических "вабл", которых мы в изобилии слышим в современной дабстеп-музыке. Все инструменты Ableton Live имеют набор волновых форм для LFO. Волна Sin (т.е. синусоида) генерирует самый мягкий эффект, в то время как Saw (Пила) и Square (Квадрат, или "Пульс") волны могут быть использованы для создания модуляций с более ритмичной и четкой агрессией. Практически в каждом инструменте, в конце меню выбора форм волны, вы можете увидеть рандомную волну, которая иногда называется Noise (Шум) или S&H (что означает "Sample and Hold", т.е. "семплировать и удерживать", случайное значение Низкочастотного Генератора удерживается ровно один цикл.)

Все Низкочастотные Генераторы (LFO) могут синхронизироваться с текущим темпом проекта, или могут быть установлены в герцах (циклы в секунду). Для герц, нажмите на кнопку, которая маркирована "Hz", или, если желаете синхронизировать циклы генератора с темпом, нажмите кнопку, которая маркирована музыкальной нотой. Кноб с пометкой "Rate" будет меняться в зависимости от того, что вы выбрали. Он будет менять, соответственно, либо циклы в секунду, либо размерность нот.

Envelope (Огибающая) используется для того, чтобы создавать модуляцию, которая начинается сразу после нажатия ноты и заканчивается, когда нота отжата. Большинство инструментов Ableton Live имеют огибающие звука, частоты среза фильтра и питча (изменения высоты тона). В зависимости от инструмента, возможно появление нескольких дополнительных, назначаемых огибающих, которые могут быть использованы для контроля любого параметра. Если вы новичок в работе с огибающими, тогда огибающая громкости (Volume Envelope) - это первое, что вы должны освоить.

Большинство огибающих, которые вы обнаружите в различных инструментах, используют традиционный четырехэтапный принцип работы: Attack, Decay, Sustain и Release (ADSR). Некоторые инструменты имеют дополнительные этапы огибающей, о которых мы поговорим в описаниях индивидуальных секций инструментов. Если вы не знаете, как они работают, не переживайте. Просто сфокусируйтесь на ADSR, и этих знаний будет вполне достаточно.

Вот краткое объяснение того, как работают огибающие громкости. Как только вы усвоите этот момент, у вас не будет проблем с пониманием других огибающих, особенно если вы будете чуть терпеливыми и готовыми к экспериментам.

 

ADSR

 

Сразу после получения MIDI-ноты, начинается стадия Attack (Атака). Эта стадия определяет, сколько времени займёт у звука достижение его полной громкости. Уменьшение этого параметра до предела, т.е. значение близкое к 0 миллисекундам означает, что звук будет начинаться практически мгновенно, а высокие значение, и, соответственно более длительное время атаки означает, что нота будет нарастать до полной громкости гораздо медленнее.

Стадия Release (она в самом конце графика) случается тогда, когда нота на клавиатуре отпущена. Эта стадия определяет, сколько времени необходимо ноте, чтобы полностью заглохнуть в тишине после того, как вы отпустили клавишу. Если параметр, отвечающий за эту стадию полностью опустить вниз, то нота будет заглушена немедленно, в то время как другие, более длинные значения заставят ноту звучать очень долго после того, как вы прекратили играть ее на клавиатуре.

Decay и Sustain работают в сочетании с остальными стадиями. Decay определяет, сколько времени займет у громкости достичь уровня Sustain. Хитрость тут в том, что  Decay как и остальные элементы измеряется в единицах времени, а вот Sustain - это определенное значение параметра, его уровень (в нашем примере - громкость звука). Для того, чтобы понять лучше, как это работает, поверните Sustain вниз до нуля. Это означает, что уровень Sustain - тишина. Теперь вы можете использовать Decay-регулятор для того, чтобы контролировать, как долго потребуется ноте для полного ухода в тишину. После того, как вы освоили это, попробуйте поставить значение Sustain в -12db, Decay на 50ms, а Attack полностью уведите вниз. Это создаст перкуссионный транзиент каждый раз, когда вы играете ноту, поскольку первые 50ms ноты на 12 db громче, чем Sustain ноты.

 

Filters

 

Каждый инструмент в Ableton Live содержит различные вариации типов фильтров, обычно как 12 так и в 24db/octave. Эти цифры говорят нам о крутизне или наклоне фильтра. Чем выше номер, тем более круто фильтр снижает частоты вне диапазона фильтра. Обычно это означает более интенсивный и агрессивный эффект, особенно в совокупности с высокими значениями резонанса. Некоторые из инструментов Ableton Live (и не только они) используют следующие аббревиатуры: LP (low pass), HP (high pass), and BP (band pass). Итак, HP24 означает high-pass filter с крутизной 24dB/Octave. Несколько инструментов имеют в себе специальные типы фильтров, их я объясню, когда будет необходимо. Если вы совершенный новичок в фильтрах, я рекомендую прочесть описание эффекта Auto FIlter, в Главе 9, "Audio Effects в Ableton", для более полного понимания  фундаментальных концепций фильтрации.

 

Global Parameters - Глобальные Параметры

Все инструменты в Ableton Live используют с десяток полезных команд, такие как Polyphony (Полифония) и Pitch Bend (Высота тона), которые не являются особыми параметрами для конкретного типа синтеза или стиля семплирования. Они присущи большинству инструментов. Поэтому вместо того, чтобы постоянно раскрывать их в описании каждого инструмента, я начну с перечисления этих общих параметров, которые могут быть применимы ко всем из них. Каждый синтезатор может содержать, а может и не содержать некоторые из перечисленных параметров!

 

  • Detune: Точная регулировка высоты звука во всём доступном диапазоне инструмента, максимум 50 центов (половина полутона);
  • Error: Вводит случайное количество "расстройки" к каждой ноте (как может произойти со струнным инструментом, который не имеет порожков (ладов), таких, как виолончель);
  • Glide: То же самое что Portamento (описание ниже). Для инструментов, которые предлагают выбор между Glide и Portamento, используйте Glide для классического монофонического синтезаторного скольжения, а Portamento применяйте для полифонических (многоголосых) операций со скольжением;
  • Pitch Bend: Регулирует, как инструмент будет отвечать на сообщения колеса Pitch Bend.  Настраивается от 0, что означает никакого отклика, до 12 или 24-х полутонов, в зависимости от инструмента;
  • Portamento: Каждая нота будет скользить к следующей со скоростью, которую определяет параметр Time. Для классического Portamento-режима старых монофонических синтезаторов поставьте количество голосов в Mono, когда включаете эту настройку. С включенным Legato только ноты, которые перекрывают друг друга, начнут выполнять Slide-эффект скольжения. Автоматически предусмотрены пропорциональное выполнение этого действия, т.е. более длинные интервалы будут выполнять слайд дольше, чем более короткие;
  • Priority: Определяет, как инструмент обрабатывает максимальное количество голосов (устанавливается с помощью параметра голосов) при превышении. Когда звучит больше голосов, чем указано параметром Voice, Priority будет сообщать инструменту, какая нота находится в приоритете, а какую можно спокойно убрать: High (сначала убирает низкие ноты), Low (прежде всего, убирает высокие ноты), or Last (убирает ноты, которые были сыграны раньше остальных);
  • R (Retrigger): Эта функция выключателя Retrigger работает по-разному, в зависимости от контекста. Если мы говорим о Retrigger огибающей LFO, эта кнопка определяет, будет или нет каждая MIDI-нота перезапускать LFO или огибающую с её стартовой позиции. Например, для пэда с длинной плавно извивающейся огибающей, эта функция Retrigger, скорее всего, не является желательной. Нам необходимо добавлять какие-либо ноты, к уже звучащим, и они не должны перезапускать LFO, эти ноты требуются тогда, когда подхватывают текущую позицию огибающей. Когда этот переключатель появляется в глобальной секции инструмента, она может быть выключена, чтобы позволить одной ноте, которая появляется несколько раз, каждый раз звучать немного по-разному за счёт неперезапускаемой огибающей. Это хорошо работает только со звуками, которые могут похвастаться длинным Release времени, но чаще всего этот параметр может быть оставлен в положении "вкл";
  • Semi or Transpose: Транспонирует весь диапазон этого инструмента в полутонах;
  • Spread: Упрощенная версия "Unison" (о нем – чуть ниже), которая создаёт расстроенный стерео выход, используется для "расширения" сигнала в панораме;
  • Stretch: Позволяет регулировать темперамент инструмента. Иными словами, увеличение этого параметра сделает так, что более высокие по частоте ноты будут звучать слегка выше, а низкие - наоборот, чуть ниже. Впрочем, эта расстройка варьируется в центах, и никогда не превысит одного тона. Для пианино это может привести к более натуральному и живому итоговому звуку;
  • Unison: Дублирует финальный выход вашего инструмента. Включение этого параметра просто увеличивает громкость звука. Но стоит повысить значения этого параметра в ячейке, сразу начнёт происходить расстройка дублированных слоёв и их задержка, что приведет к появлению Chorus-эффекта. Более большие значения могут быть установлены для создания странных, атональных гармоник;
  • Voices: Контролирует, сколько одновременно звучащих нот способен воспроизвести инструмент. Уменьшение количества голосов сохранит какое-то количество процессорной мощности. Если этот параметр поставить в значение Mono (т.е. один голос), любая уже звучащая нота будет прерываться следующей нотой. Это очень полезно для эмуляции поведения классических моно синтезаторов.