Название

5.4. Модуляция и Огибающие Клипов

Краткое описание
В этом параграфе мы рассмотрим два вида огибающих миди-клипов: модуляцию и автоматизацию. Также мы научимся делать "несвязанную огибающую" (unlinked envelope), которая позволяет добиться длительной и разнообразной автоматизации в Режиме Сессии.

Различаем модуляцию и автоматизацию

 

Envelopes BoxСправа от окна Sample (для аудио клипов) или окна Notes (для MIDI клипов), вы найдёте окно Envelopes (если оно скрыто, то нажмите на круглую иконку "E" в нижнем углу слева, чтобы вызвать его). Нажмите на титульный бар окна Envelope, чтобы редактор показал вам огибающие клипа. Для того чтобы вернуться к стандартному дисплею редактора, нажмите на титульный бар окна Sample или окна Notes.

При помощи редактора, мы можем редактировать два вида огибающих: automation (автоматизация) и modulation (модуляция). Это разные вещи. До сих пор мы обсуждали лишь Огибающие Автоматизации. Огибающие Модуляции очень схожи в том, что они могут быть использованы для того, чтобы автоматически изменять параметры девайса или микшера, но они отличаются в других аспектах. О них мы и поговорим.

Терминология: в предыдущих версиях программы Ableton Live, модуляция клипов была просто названа как Clip Envelope (Огибающие Клипов). Сам термин "огибающая", это просто общий термин, который графически передаёт нам то, как изменяется значение параметра с течением времени. После того, как Live 9 представил автоматизацию в Clip View (Свойствах Клипа), нам необходимо различать два типа огибающих: автоматизацию и модуляцию.

Во-первых, модуляция относительна, в отличие от автоматизации, которая является абсолютной. Что же подразумевается под этим? На скриншоте ниже, вы увидите огибающую автоматизации для громкости микшера. Первая точка подсвечена, и небольшая всплывающая подсказка указывает нам на то, что точка поставлена на значении -2 дБ.

 

Envelope Clips

 

А на следующем скриншоте вы видите огибающую модуляции для того же параметра. Она точно такого же размера и той же формы, но заметьте, что значение, которое показано при выделении верхней точки теперь равно 80%. Что же здесь происходит?

 

Modulation

 

(модуляции всегда показаны с затемнённой областью, чтобы вы могли отличить их от автоматизаций)

Когда вы автоматизируете какой-либо регулятор, вы вносите абсолютные значения, такие как "установи громкость на -2db". Когда же вы модулируете регулятор, вы задаёте относительное значение для контроля текущего значения в рамках абсолютного, т.е. это будет звучать как: "Установи громкость на 80% от -2db". Для большинства девайсов и микшерных элементов управления в Ableton, текущая позиция модуляции будет 100%, и вы сможете модулировать его вплоть до самого низкого возможного значения, которое будет 0%.

Поэтому есть отличие в работе с автоматизированными и модулируемыми параметрами. Модуляцию невозможно "перекрутить", если вы ранее автоматизировали этот же параметр. Ручное изменение модулируемых регуляторов просто приводит к изменению диапазона модуляции. Если же вы крутите автоматизацию, то она может "сбиться" и отключиться в результате ваших манипуляций.

 

В сухом остатке: автоматизация задаёт некий "коридор" значений для последующей модуляции. Автоматизация - абсолютна, модуляция - относительна.

 

Ещё одна особенность огибающих модуляции состоит в том, что они могут быть использованы для изменения некоторых свойств аудио клипов, таких как транспонирование (transpose) и громкость клипа (clip gain). Вы можете даже модулировать позицию проигрывания клипа (это так называемый Sample Offset, "Сдвиг Семпла"). Этот параметр даст вам возможность создавать различные вариации лупов и глитчи.

И наконец, очень важный момент - это разница между автоматизацией и модуляцией, которая особенно хорошо проявляется во взаимодействии с Режимом Аранжировки. Когда клипы из Сессии, содержащие огибающие автоматизации записаны в Аранжировку, ваша автоматизация проявляется непосредственно на дорожке, и мы затем не видим затем её в Clip View. А вот модуляция в этом случае остаётся в клипе. Это происходит, потому что модуляция и автоматизация в действительности могут использоваться одновременно. Скриншот ниже показывает автоматизацию, которая отвечает за медленно поднимающуюся частоту среза фильтра от низких частот до верхних частот, в то время как модуляция клипа колеблет частоту ритмически выше и ниже автоматизированного значения.

 

Automation And Modulation

 

Модуляция не может быть записана с использованием методов, которые я объясняю в Главе 4 "Как Делают Музыку в Ableton Live", т.е. вы не сможете нажать кнопку записи, крутануть ручку и зафиксировать при записи изменение огибающей. Она может быть запрограммирована только вручную, в редакторе клипа. Техники редактирования модуляции идентичны тем, которые мы применяем для редактирования автоматизации. Вам нужно использовать точки (breakpoints) и/или режим рисования Draw Mode. За небольшим исключением, всё, что может быть автоматизировано, также может быть оснащено модуляцией. После выхода Live 9 версии, компания Ableton по умолчанию убрала огибающие модуляции. Прежде чем вы будете программировать модуляцию для контроля чего-либо, вы должны вызвать её в своем редакторе. Вот несколько способов сделать это.

Если вы работаете в Режиме Сессии, запустите клип, который вы желаете модулировать. Затем щёлкните правой кнопкой мыши на регулятор, который вы хотите использовать для модуляции, и выберите пункт "Show Modulation" (Показать Модуляцию) из контекстного меню, так, как показано на скриншоте ниже.

 

Show Modulation

Если же вы желаете добавить модуляцию в Режиме Аранжировки, просто выберите клип, прежде чем щёлкать правой кнопкой мыши на какой-либо регулятор девайса, который вы желаете модулировать:

 

Arrangement Automation Modulation

 

Вы также можете показать огибающую модуляции, если в свойствах клипа (в окне выбора автоматизации в верхнем меню) выбрать нужный вам девайс, а в нижнем меню выбрать автоматизацию необходимого вам регулятора. Тогда вы сможете выбрать пункт "Show Modulation" из контекстного меню.

Как только вы создадите модуляцию, она будет доступна из Control Chooser. На следующем скриншоте показана модуляция, запрограммированная на параметр Frequency в Auto Filter. Обратите внимание, что здесь в списке есть пункт под названием "Frequency Modulation", который показывает огибающую модуляции. Другой пункт называется "Frequency", он открывает огибающую автоматизации для того же самого параметра.

 

Freq Modulation Chooser

 

Mod IndicatorКогда модуляция действует на параметр, то мы не видим её явного влияния на кноб, цифровую ячейку с бегунком или слайдер. Эти регуляторы обычно крутит автоматизация. Модуляция отображается по-другому. Кноб как бы подсвечивает ту область диапазона, которая была модулирована (см. скриншот левее, кноб "Envelope"). Слайдеры же будут показывать небольшую точку, которая будет следовать за текущим модулированным значением.


Модулируем Свойства Аудио Клипов

 

Как было упомянуто ранее, можно модулировать некоторые свойства аудио клипов. Этот вопрос заслуживает отдельного и специального рассмотрения, т.к. данный процесс отличаются от модулирования параметров девайсов и микшера, которые мы обсуждали в Главе 4. Показ свойств клипа для модуляций весьма прост. Просто выберите "Clip" в меню Device Chooser, и они появятся в выпадающем меню ниже.

 

Внимание! Не появляется модуляция? Не забудьте прежде выделить клип! Помните, что модуляция применяется к конкретному клипу!

 

Volume - Громкость

Модуляция огибающей громкости - кто бы мог подумать - изменяет громкость самого клипа (её называют "Gain"). Эта модуляция предлагает лёгкий способ быстро заглушить какие-либо ненужные фрагменты лупа, или сделать в нём небольшие динамические изменения. Поскольку данная модуляция не взаимодействует ни с какой автоматизацией или ручными изменениями громкости, которые вы делаете на дорожке, она довольно проста в использовании практически на любом этапе процесса создания трека:

 

Volume Modulation

 

Transposition - Транспонирование

Модуляция огибающей транспонирования будет модулировать положение кноба Transpose, позволяя вам программировать изменения высоты тона, слайды, или целые гармонические прогрессии в клипе. Изменение высоты тона (pitch) клипа является причиной довольно интересных артефактов, поэтому оно может быть использовано также и для нужд саунд дизайна.  Транспонирование начинается с плоской линии. Каждая линия над нулём - это один полутон вверх, а каждая линия ниже нуля - это один полутон вниз. Транспозиция может быть модулирована вверх и вниз до 48 полутонов:

 

Transposition Modulation

 

Помните, чтобы сделать гладкие изменения тона и слайды, вы должны использовать режим Варпинга отличный от Beats. Beats позволяет сделать только одно изменение транспозиции на транзиент. Также помните, что вы можете скроллить (приближать и отдалять) диапазон в редакторе по вертикали, просто схватив шкалу слева. Или вы можете увеличить сам редактор (с помощью перемещения вверх границы окна свойств клипа между Режимом Сессии или Режимом Аранжировки), чтобы показать полный диапазон от +48 до -48 полутонов.

 

Sample Offset - Смещение Семпла

Sample Offset позволяет вам манипулировать позицией, которая будет играться прямо во время воспроизведения клипа. Горизонтальные линии сетки представляют шестнадцатые ноты. Область выше центра двигает позицию воспроизведения в этой области вперёд, а область под средней линией двигает эту позицию назад. Sample Offset работает только тогда, когда Warp Mode поставлено в значение Beats.

 

Sample Offset

 

Помните, что значения в меню Preserve будут определять кусочки, которые получат смещение. Если вы сделаете множество 16-ти нотных смещений, при этом значение Preserve выставлено на Transients или 1/4, то в итоге вы получите некоторые необычные результаты. Ведь именно такие довольно интересные результаты возникнут после использования этой странной огибающей, поэтому выделите время и поэкспериментируйте. Результат этой манипуляции трудно предсказать. Так что если вы желаете произвести какие-то дотошные микро-редактирования с вашим битом, то, скорее всего, вы найдёте более удобный способ делать их непосредственно с аудио файлами в режиме аранжировки.


MIDI Controller Envelopes - Огибающие MIDI Контроллера

 

MIDI CtrlВ дополнение ко всем типам автоматизации и модуляции, которые мы уже рассмотрели, MIDI клипы также имеют способность отправлять стандартные MIDI сообщения контроля, такие как Pitch Bend, Modulation, Volume, и Foot Pedal (sustain). Сообщения контроля (Control Messages) могут быть записаны с MIDI-контроллера во время любой записи, при этом не важно, включена ли Automation Arm или выключена. Это происходит потому, что технически это не совсем автоматизация - это сообщения, которые записаны в виде MIDI-данных, также как и ноты. По этой причине, MIDI control messages не могут быть просмотрены или редактированы на какой-либо дорожке, развёрнутой в Режиме Аранжировки. Они появляются только внутри клипа.

Для выявления этих огибающих, выберите "MIDI Ctrl" в меню Device Chooser. Тогда нижнее меню Control Chooser покажет длинный список MIDI control messages:

MIDIControl MessageКогда вы просмотрите список доступных MIDI-регуляторов, то увидите, что некоторые из них уже имеют имена, такие как Volume, Breath, Pan, и Expression. Это потому, что часть стандартных MIDI сообщений определяет некоторые номера регуляторов для определённых музыкальных задач. Controller 10 обычно отвечает за панораму (Pan). Controller 7 за Громкость (Volume), и т.д. Будут ли эти контроллеры на самом деле иметь какой-либо эффект определяется самим MIDI устройством, которое принимает эти сообщения. Практически любой виртуальный или железный инструмент будет отвечать на параметр Pitch Bend, но помимо этого вам нужно заглянуть в руководство вашего MIDI девайса, особенно в раздел, который называется "MIDI implementation chart" ("Таблица MIDI-сообщений"). Там вы найдёте список MIDI Control Messages для вашего инструмента.

 

 


Unlinked Envelopes - Несвязанные Огибающие

 

До этого момента, мы с вами говорили о редактировании лупов заданной длины. В конце концов, нам стало понятно, что петля (луп), по своему определению - это повторяющийся семпл или музыкальная фраза. Это то, что делают лупы - они "зацикливаются" и они "петли". По умолчанию каждая огибающая в клипе имеет ту же длину, что и сам клип, позволяя вам создавать повторяющиеся паттерны автоматизации или модуляции, которые повторяют свой график каждый раз, когда этот клип повторяется снова и снова. Однако путём "отвязывания" (unlink) огибающей вы можете создавать модуляции или автоматизации длиной и точками зацикливания совершенно независимыми от самого клипа. Это даёт вам практически безграничный массив возможностей!

Иногда вам захочется продлить данный вам луп за пределы его оригинальных краёв. Например, у вас есть повторяющийся двухтактный луп ударных, но вы хотите, чтобы он был восьмитактным лупом, а его звучание более живым и менее повторяющимся. Один из вариантов решения этой проблемы заключается в том, что вы можете "отвязать" огибающие клипов при помощи функции "Unlink". Путём изменения длины огибающей, которая будет отличаться от длины клипа, вы сможете добавить различные типы вариаций к вашему короткому лупу, сделав так, чтобы слушать его было гораздо интереснее.

Каждый раз, когда вы кликаете кнопку "Unlink", аудио или MIDI дисплей исчезает из редактора, т.к. огибающие теперь - независимый объект, который имеет свою собственную длину и даже свойства зацикливания. Эти точки зацикливания изменяются, используя уже знакомые нам скобки и параметры Start, End, Position и Length в окне Envelopes, но в этом случае всё будет относиться только к огибающим, и отобразится на их состоянии. Например, можно сделать "несвязанную" огибающую для восьми тактов, которая работает на лупе длиною два такта. Или просто несвязанную огибающую, которая начинается с первой доли, доходит до четвёртого такта, а затем начинает работать циклично (т.к. попадает в петлю).

 

Linked Unlinked

 

Имейте в виду, что каждая огибающая модуляции или автоматизации, может быть связана (linked) или не связана (unlinked) по вашему выбору. Это означает, что вы можете создать огибающие различной длины, различных свойств, и все они могут происходить одновременно. Вы также можете создавать огибающие нечётной длины, которые будут постоянно менять свою позицию по отношению к вашим чётным лупам на протяжении множества циклов. Представьте, что получится, если взять двухтактный MIDI-клип и начать модулировать фильтр синтезатора с огибающей, которая длится 7 тактов, в то время, когда две другие модуляции изменяют параметр delay и distortion, используя огибающие в 3 и 5 тактов. В итоге для среднего слушателя картина будет практически невозможная для восприятия. Закономерности на слух уловить  невозможно - будет складываться впечатление, что модуляция звучит совершенно случайным образом.