Название

5.2. MIDI Клипы

Краткое описание
Если вы используете Live чтобы писать музыку, то, скорее всего, будете использовать MIDI клипы очень интенсивно. Играете ли вы на MIDI-клавиатуре, или предпочитаете рисовать мелодии при помощи мыши, вам всё равно потребуются знания о редактировании MIDI клипов. В этом параграфе мы рассмотрим все свойства и особенности редактирования MIDI клипов.

Редактирование MIDI клипов

 

MIDI

 

MIDI - невероятно гибкий формат данных. Записанные (или нарисованные) ноты могут быть легко транспонированы в различные тональности, расширены или сужены, или могут быть быстро передвинуты в совершенно другую область времени. Когда вы редактируете MIDI клипы в Live, то имеете возможность не только изменять ноты, которые вы записали при помощи игры на миди-клавиатуре (или другом девайсе), вы также можете создавать новые MIDI-партии своей собственной рукой. В действительности множество музыкантов предпочитают рисовать партии прямо в клипах, вместо того, чтобы наигрывать их. Особенно, если речь идёт о создании партии ударных. Рисование позволяет им создавать специфические вещи, такие как идеально повторяющиеся 1/16 ноты с одной и той же длительностью и скоростью нажатия. А дополнения в виде различного редактирования позволяют вам создавать точные автоматизации, такие как идеальный фейд громкости и очень точную, как будто отквантованную (quantized) модуляцию фильтра. Если вы желаете создать MIDI клип одним лишь редактированием, вам даже не потребуется запись. В Режиме Сессии вам просто нужно дважды кликнуть на пустой слот ноты.

В Режиме Аранжировки вам необходимо выделить диапазон (к примеру - 2 такта), в котором будет создан MIDI клип, затем щёлкнуть правой кнопкой мыши на выделении, и выбрать пункт "Insert MIDI Clip", который и создаст вам клип.

 


Регулируем сетку MIDI клипа

 

Всё редактирование в MIDI клипе подчинено временной тактовой сетке. Каждый раз, когда нота создана или передвинута, она будет притягиваться к значениям сетки. Если ваша сетка поставлена на 1/4, вы сможете выровнять ноты только по 1/4 (т.е. долям) такта. Вы также можете менять параметры сетки, тем самым позволить себе делать более точные ритмические настройки. Можно вообще выключить тактовую сетку для свободного редактирования.

Live имеет два режима сетки: Adaptive и Fixed. Режим сетки можно выбрать с помощью клика правой кнопкой мыши в любом месте редактора нот. Затем его необходимо выбрать из контекстного меню.

 

Grid

 

Адаптивный режим сетки, который выставлен по умолчанию, просто изменяет разрешение вашей сетки согласно приближению/удалению, т.е. уровню Zoom'а. Таким образом, ячейки сетки становятся меньше, чем сильнее вы приближаете ваши MIDI ноты. Фиксированная сетка (Fixed Grid) показывает вам разрешение, которые вы назначили сами, вне зависимости от приближения или удаления. Изменение разрешения Fixed Grid может быть сделано также при помощи комбинаций клавиш, которые я приведу ниже. Как только вы выполните эти команды, вы тут же увидите, что размер сетки изменился в окне MIDI Data (окно редактирования), реагируя на ваши действия. Запомните, для того чтобы использовать нижеприведённые комбинации клавиш вам нужно кликнуть на сетку в окне редактирования, иначе вы будете изменять глобальное квантование в контрольной панели.

 

Ctrl (Cmd)+1: Эта комбинация клавиш уменьшит значение сетки. Если ранее сетка была 1/16, она будет 1/32 после использования этой команды, и т.д.;

Ctrl (Cmd)+2: Эта комбинация клавиш имеет обратный эффект от команды Ctrl (Cmd)+1. Если размер сетки соответствовал 1/16, то он изменится до 1/8 после использования данной команды;

Ctrl (Cmd)+3: Эта комбинация клавиш вызывает режим триолей, повторное нажатие - выключает. Если предыдущий размер сетки был 1/8, то затем он будет равен 1/8T (1/8-note triplet);

Ctrl (Cmd)+4: Эта комбинация клавиш просто выключает всю сетку или включает её снова. Когда сетка выключена, все линии в сетке превратятся в пунктирные и едва заметные. Вы сможете расставлять свои MIDI данные везде, где захотите;

 


Редактирование нот и Velocity 

 

После того как вы выбрали нужный вам размер сетки, вы будете готовы манипулировать MIDI нотами. Live демонстрирует MIDI ноты в режиме, который известен в мире музыки под названием Piano Roll, что дословно с английского можно перевести как "Рулон Пианино". Этот термин отсылает нас к старым шарманкам, которые, гхм, "программировались" при помощи рулонов бумаги. Эти рулоны имели небольшие прорези, каждая из которых представляла специфическую ноту для пианино или одного из других инструментов, установленных внутри. Например, нота, которую следовало играть долго, была запущена длинной прорезью в бумаге. Бумага прочесывалась механическими сенсорами, а они в свою очередь запускали сервоприводы, извлекающие звук.

 

Просмотр MIDI данных в Piano Roll

Вид Piano Roll в Live имеет горизонтальную линию для каждой отдельной ноты в нашем MIDI-клипе. Если мы посмотрим на скриншот ниже, то увидим картинку, в которой легко можно различить клавиатуру пианино. Эта клавиатура находится в левой части экрана, и поставлена на бок. От каждой клавиши вправо протянута линия, где могут быть расставлены ноты. Ноты, расставленные в этих линиях, будут запускать соответствующую клавишу на клавиатуре пианино.

 

Midi Note Editor

 

Вы можете приближать и удалять вертикальную клавиатуру пианино, это позволяет вам увидеть больше или меньше из 128-ми возможных нот на нашем MIDI - "полигоне". Приближение может быть сделано в области, которая находится чуть позади клавиш пианино. Уведите мышь в эту область, и, когда курсор поменяется на увеличительное стекло, вы можете перемещать мышь горизонтально, чтобы увеличивать ширину клавиш, и вертикально, чтобы передвигаться вдоль клавиатуры, т.е. "ездить" вверх-вниз.

 

Zooming

 

Чтобы увеличить редактируемую область, т.е. сделать так, чтобы редактор миди-нот занимал большую часть экрана, наведите курсор на границу между окнами аранжировок и самим редактором, пока курсор мыши не преобразуется в "сплиттер", т.е. в иконку, изображающую горизонтальную чёрточку с отходящими от неё вверх и вниз стрелками. Когда это произойдёт, зажмите мышь, и потащите окно вверх. Затем можете использовать комбинацию клавиш Shift-Tab, чтобы убирать свойства клипа с экрана.

 

FoldИспользуем Fold: MIDI редактор включает в себя уникальную функцию, которая может скрывать те линии, которые не содержат MIDI данные. Когда кнопка Fold активирована, дисплей будет довольно сильно сжат, и вы увидите только те линии, которые содержат ноты.

 

Базовое Редактирование

Есть два способа редактирования MIDI данных - редактирование при помощи стандартного курсора мыши, а также с помощью карандаша, который известен как Draw Mode. Для того чтобы включить Draw Mode, нажмите на иконку с карандашом в верхнем Control Bar, или просто нажмите "B" на клавиатуре компьютера.

Draw Mode Короткое нажатие включает Draw Mode, а затем выключает. В то же время длительное зажатие кнопки "B" временно включает режим Draw Mode, а отпустив эту клавишу, вы вновь выключаете его. Данная техника работает и наоборот, временно включая стандартный режим курсора мыши пока вы находитесь в Draw Mode (попробуйте повторить все эти действия самостоятельно).

Когда режим Draw Mode включен, вы можете добавлять ноты в редактор MIDI простым щелчком мыши в области редактирования. При этом ноты, которые вы создаёте, будут иметь по умолчанию длину, исходя из текущей настройки вашей сетки. Если вы продолжите держать кнопку мыши после того как уже создали ноту, то сможете перемещать мышь вверх или вниз для того, чтобы регулировать Velocity ноты (т.е. регулировать силу, с которой эта нота была "сыграна"). Если вы кликните и переместите мышь горизонтально, то карандаш создаст серию нот в этой линии, что может быть очень удобно для создания хай-хет паттернов (вы также можете перемещать мышь вверх и вниз для того, чтобы создавать серию идентичных Velocity для целой группы). Ноту определённой длины можно нарисовать при помощи карандаша, зажав при рисовании Ctrl (Cmd). Клик на уже существующей ноте с помощью Draw Mode будет стирать её.

 

Series of Notes

 

В то время как Draw Mode очень удобен для множества различных задач редактирования, есть несколько вещей, которые вы можете сделать только со стандартным курсором мыши. Например, вы можете передвигать ноты, кликнув и потащив их. Можно выделять ноты рамкой, а затем передвигать их и редактировать, как целую группу. Как только ноты выбраны, они могут быть сдвинуты при помощи стрелок на клавиатуре. Для того чтобы создать MIDI  ноты со стандартным курсором мыши, просто дважды щёлкните на пустое место в редакторе. Двойной щелчок на уже существующей ноте удалит её.

Note Standart Editor ModeВ зависимости от того в каком вы режиме находитесь, курсор мыши может изменяться на квадратные скобки (] или [), когда вы подносите курсор к краям ноты. Этот инструмент используется для того, чтобы редактировать длину нот. Когда вы перемещаете ноты при помощи данного инструмента, длина вначале изменяется очень плавно, но стоит ей преодолеть следующую вертикаль сетки, она начнёт скачками вырастать до вертикальных границ следующих ячеек. Не волнуйтесь, просто зажмите Ctrl (Cmd) когда тащите ноту, чтобы отключить влияние сетки на изменение длины ноты (см. скриншот ниже).

Note LengthДлина ноты также может быть изменена с клавиатуры при помощи зажатия клавиши Shift и использования стрелок лево/право. Добавьте Ctrl (Cmd) для того, чтобы отключить сетку во время изменения размеров ноты.

 

Быстрый выбор: существует хитрость, которая позволяет быстро выделить каждую ноту на определённой линии вашего Piano Roll. Просто кликните на клавишу виртуальной клавиатуры в Piano Roll, чтобы все ноты на этой линии автоматически выделились.

 

Серая область прямо над нотным редактором будет подсвечиваться, демонстрируя выбранные вами диапазоны. В программе эта зона называется "Selection Area" (т.е. "Область выбора").

Selection Area

Данный выбор может быть сделан кликом на ноту или Shift-кликом по нескольким нотам, либо вы можете выбрать множество нот при помощи рамки. Заметьте, что можно создать область выделения, даже не выделив ни одной ноты, просто путём выделения пустой области мышью где-нибудь в midi редакторе. Длина выбранной области очень важна, когда мы используем команды, оперирующие диапазонами времени.

Например, когда вы используете Duplicate на MIDI нотах, копия будет расположена справа от конца выбранного вами выделения. Таким образом, ноты, показанные на скриншоте ниже, будут размещены прямо от начала следующего такта.

 

Duplicate

 

Нотный редактор также поддерживает команды Cut Time, Paste Time, Duplicate Time, Delete Time, и Insert Silence, которые мы затрагивали во время разбора Режима Сессии в четвёртой главе. Эти команды заменят и удалят диапазоны времени в соответствии с выбранными вами областями.

Select MarkerКлик на пустой области в редакторе MIDI вставляет мигающий курсор (Select Marker), который полезен, если вы используете стандартные Cut, Copy, и Paste команды. Как только вы вырезали или скопировали что-либо, нажмите в нужном месте, чтобы поместить там курсор, а затем скопируйте туда ноты.

При выделении группы нот, они все могут быть отредактированы одновременно. Вы не только можете двигать и изменять их размер, но также можете изменять величину Velocity у всей группы нот.

 

Редактирование Velocity

VelocityПрямо под нотным редактором находится редактор "скорости нажатия" нот, т.е. Velocity. Обычно изменение Velocity изменяет и громкость ноты. Однако это поведение во многом контролируется инструментом, который получает MIDI сообщение. Вы можете убедиться, что одни звуки могут быть чувствительны к силе нажатия, другие же - нет. Некоторые пресеты могут содержать, например, зависимость частоты среза фильтра от Velocity. Для того чтобы знать больше о подобных возможностях Velocity, рекомендую почитать Главу 8, "Инструменты Ableton Live".

Редактор Velocity может быть скрыт, а затем вновь открыт маленькой иконкой с изображением треугольника, слева внизу, а также вы можете изменять его размер при помощи перетаскивания его границы с нотным редактором. Когда режим рисования Draw Mode выключен, велосити каждой ноты представлена вертикальной линией с небольшим кружком на верхушке. Для того чтобы управлять Velocity, просто переместите этот кружок вверх или вниз. С включенным Draw Mode эти кружки исчезают, и вы можете рисовать велосити карандашом прямо внутри Velocity Editor (Редактора велосити).

 

Velocity

 

Поскольку ноты могут появляться на различных линиях пьяно-ролла одновременно, т.е. располагаться на одной вертикальной линии (например, если вы изображаете аккорд), то внизу может возникнуть практически неразличимое скопление Velocity нот, которое делает сложным редактирование Velocity конкретной ноты. В таких случаях вы должны выбрать нужную ноту в редакторе, а затем отредактировать именно её параметр:

Chord Velocity EditЕсли вы используете Draw Mode в нижнем окне редактирования Velocity, то не сможете указать какую ноту желаете редактировать, если у вас две или более ноты появляются в редакторе в одно и то же время. В этом случае Velocity будут изменяться одновременно для всех нот.

К счастью, есть довольно простой трюк для редактирования Velocity, который работает даже в том случае, когда включен Draw Mode. Просто зажмите Ctrl (Cmd) в то время, когда держите курсор мыши над нотой, и он изменится на "сплиттер" - т.е. курсор со стрелками указывающими вверх и вниз. Теперь вы можете перемещать его вверх или вниз, чтобы изменить Velocity конкретной ноты. Поскольку Live использует цветовые коды для показа Velocity ноты, вы даже можете не использовать редактор Velocity как таковой. Можно просто закрыть его для того, чтобы сохранить себе место на экране.

 

Плавный взлёт или падение Velocity: при выключенном Draw Mode зажмите Ctrl (Cmd) и нарисуйте в редакторе Velocity косую линию, чтобы создать целый диапазон равномерно поднимающихся или опускающихся полосок Velocity. Для того чтобы поставить всем нотам одно и то же значение велосити, выберите их все и переместите вверх или вниз до тех пор, пока все ноты не покажут минимальные или максимальные значения. Когда вы вернёте их на место, все они будут одинаковой высоты.

 

Маркеры растяжения - Stretch Markers

За исключением одного случая, который мы разберём позже, выбрав какую-то область с нотами, вы создаёте так называемые "MIDI Stretch Markers" (Маркеры Растяжения Миди), которые появляются над редактором нот (никаких маркеров, однако, не появится, если вы выберете одновременно играющие ноты, например - аккорд). Это может быть использовано вами для гибкой регулировки продолжительности и тайминга выбранного вами фрагмента нот. Если вы находитесь в Envelopes-виде (включили бокс Envelopes для редактирования огибающих клипа), тогда эти маркеры могут быть также использованы для настройки автоматизации или модуляции.

Stretch MarkersПеретаскивание верхних маркеров работает также как и при перемещении нот, т.к. сначала они двигаются плавно, а затем, когда преодолевают границы первой ячейки сетки, начинают притягиваться к другим границам сетки. Способ, которым эти маркеры регулируют положение нот, слегка необычен и, возможно, потребуется некоторое время, чтобы понять его работу. То, как ведут себя ноты, зависит от того, в каком направлении вы их перемещаете. Если вы потащите маркер, как бы расширяя размер выбранной области (вы тащите его подальше от другого маркера), то ноты удлинятся, а их время замедлится относительно тактовой сетки. "Сжимание" одного маркера к другому приведёт к тому, что вы будете сжимать тайминг и длительность нот. Они, соответственно, будут более быстрыми и более "суетливыми". Если вы продолжите тащить ноты через первый статичный маркер, то пройдёте сквозь него, и даже сможете сделать Reverse (перевернуть) порядок нот.


Кнопки MIDI редактирования - MIDI Editing Buttons

 

В боксе "Notes" есть несколько кнопок, использующихся для MIDI редактирования, например такая весьма полезная функция как Transpose.

Box TransposeTranspose. Эта ячейка призвана показывать вам диапазон выбранных нот в буквенном обозначении, или диапазон вообще всех участвующих в мелодии нот, если ни одна нота не выбрана. Например, если вы запрограммировали мелодию, которая движется от средней C до ноты G, эта ячейка покажет вам "C3-G3". Кликнув в этой ячейке, потащите мышкой вверх или вниз, и вы сможете транспонировать ноты вверх или вниз в числовом значении. Например, вы можете вбить в этой ячейке -7, и это сдвинет ноты вниз на семь полутонов. В качестве альтернативы вы можете сдвинуть ноты на то же значение, просто вписав в поле буквенно-числовое обозначение самой нижней ноты вашей мелодии. Вы также можете задать новое значение для самой верхней ноты вашего диапазона, прибавив к буквенно-числовому значению знак минус: -С3.

Half Tempo Double TempoPlay at Double Tempo/Half Tempo. Эти кнопки могут быть использованы для того, чтобы "уполовинить" или наоборот увеличить в два раза скорость проигрывания выделенных вами нот и их длительность. Если ни одна нота не выбрана, то будут настроены все ноты, также как и длина самого лупа в клипе. Первое, что вы можете заметить в этих кнопках, это то, что их маркировка может показаться вам нелогичной. Причина, по которой кнопка "Играть в уполовиненном темпе" маркирована "*2" заключается в том, что проигрывание чего-либо в "уполовиненном темпе" означает, что это займёт в два раза больше времени для проигрывания. Соответственно, маркировка  ":2" теперь тоже должна быть вам понятна.

Reverse And InvertReverse and Invert. Хотите услышать, как зазвучит ваша мелодия, если перевернуть её задом наперед, или с ног на голову? Эти кнопки позволят вам это узнать. Результаты применения данных кнопок обычно выглядят довольно странно и необычно, но иногда это именно то, что вам нужно! Также как ранее рассмотренные кнопки Double / Half, которые уполовинивали темп нот или делали их в два раза более длительными, эти кнопки могут оперировать не только нотами, но и целым клипом, если вы не выбрали нот.

Force LegatoForce Legato. "Legato" - это итальянское слово, которое используется для обозначения такого стиля игры, когда ноты играются так, как будто они плавно соединены друг с другом, между ними нет промежутка (паузы). Кнопка "легато" предлагает вам лёгкий способ пододвинуть конец каждой выбранной ноты так, чтобы он достиг начала следующей. Если никакие ноты не будут выбраны в клипе, то будет модифицирован весь клип.

Duplicate Loop Duplicate Loop. Эта кнопка позволяет совершить одно из наиболее востребованных действий в программировании MIDI. А именно - она дублирует весь ваш миди-паттерн. Самые распространённые действия таковы: программировать луп длиною 1 такт, затем дублировать его и добавить к дубликату вариации, и, таким образом, получить двухтактный луп. Этот процесс можно повторить, и ваш двухтактный луп может стать четырёхтактным, восьми, и т.д.

 


Делаем квантование наших нот 

 

Квантование - это моментальный процесс "подгона" нот к тактовой сетке. Когда вы делаете квантайз MIDI клипа, то можете удостовериться, что ноты (если они были сыграны человеком, а не роботом, и не стоят на идеально точных позициях) пододвигаются полностью или частично к сетке. Квантование может быть сделано как во время записи, так и после неё.

Record Quantization Если вы хотите сделать квантование во время записи, то необходимо навестить меню "Record Quantization" (оно находится в меню Edit, которое вызывается в верхней программной панели). После того как вы выберете в нём значение квантования, любая запись, которую вы выполните, будет идеально подогнана к тем ритмическим разделениям такта, которые вы выбрали. Это особенно полезно, когда мы программируем ударные партии при помощи драм-пэдов, и при этом не отличаемся особой точностью. С Record Quantization наши партии сразу же будут ритмически крепкими. Live может делать квантование нот к тактовой сетке размером от 1/4 (доли такта) до 1/32, и всё, что находится между ними.

Конечно же, большая часть музыки не требует строгого ритмического квантования. Множество музыкантов предпочитают оставлять ощущение естественного (живого) исполнения, используя только лёгкое квантование или вообще не используя ничего. Вы можете отключить автоматическую квантизацию, выбрав No Quantization из меню Record Quantize (чаще всего она так и настроена по умолчанию). Для множества ситуаций это лучший выбор, поскольку ваши партии можно с лёгкостью квантовать позже, если вы захотите это сделать.

 

Двухшаговая отмена действия (undo): Когда Live настроен так, что квантование записи происходит автоматически, вы всё ещё можете сделать отмену квантования, в случае если вы случайно оставили её включенной. В первый раз, когда вы нажмёте Ctrl (Cmd) + Z после записи, уже записанные ноты передвинутся к их настоящим, неотквантованным позициям. Следующее нажатие комбинаций клавиш undo сотрут клип, позволяя вам сделать новую запись.

 

Для того чтобы сделать квантование уже существующего клипа, вначале выберите те ноты, которые вы, собственно, и желаете квантовать. Если вы хотите сделать квантование целого клипа, то просто нажмите на пустую область в редакторе нот (когда ни одна нота не выбрана, Live предполагает, что вы хотите квантовать весь клип целиком). Затем выберите "Quantize Settings" из верхнего программного меню Edit.

Quantize Settings Первое значение в самом верху меню - это сетка квантования. Как правило, значение должно быть установлено до мельчайших единиц нот, которые появляются в этой партии. Другими словами, если вы играете партию, которая содержит 1/8 ноты и 1/16 ноты, то вы должны выбрать 1/16. Если вы выберете 1/8, то функция Quantize передвинет все ваши 1/16 к ближайшим 1/8 нотам, и испортит вам всю записанную часть. Опция The Current Grid (Текущая Сетка) сделает квантование по размеру той сетки, которая показана в MIDI-редакторе.

Под секцией Quantize находится выбор Adjust Note с двумя кнопками, которые подписаны Start и End. По умолчанию включена только кнопка "Start". Это означает, что Live при квантовании будет двигать к точным значениям сетки только старт ноты, при этом длина ноты останется прежней. Если же вы включите "End", то Live позаботится о том, чтобы тоже подогнать концы нот к тактовой сетке. Это весьма полезно для быстрых синтетических басовых последовательностей, потому что каждая нота баса будет не только ровной, но и одинаковой длины. Если вы захотите, то сможете отключить Start, чтобы Live исправил только концы каждой ноты.

Последним параметром этого диалогового окна является - Amount. Обычно он стоит на значении 100%, которое заставляет каждую ноту встать точно на ближайшее разделение сетки, которую вы указали выше. Если же вы поставите значение на 50%, то Live сдвинет ноты на полпути к "идеальному" значению. В результате мы получим более выровненный результат, но с кое-какими фривольностями, которые вы допустили во время проигрывания миди-нот.

 

Частичное квантование. Иногда вы не захотите квантовать целиком весь клип. Может быть, хай-хеты сидят как надо, но снейр слишком "шаткий", или одна секция должна быть отквантована в 1/16 нотах, а другая - в 1/16 триолях. Для подобных случаев можно просто выбрать ноты, которые вы желаете квантовать при помощи выделения их мышью (окружите их рамкой, возникающей после зажатия мыши), или вы можете кликать с зажатым Shift на индивидуальные ноты. Таким образом, квантование будет применено только к этим нотам.

 

После того как вы установите ваши настройки квантования, можете сразу применять их к любому клипу без открытия Quantize окна, просто используя комбинацию клавиш Ctrl (Cmd) + U. Когда вы будете её комбинировать с пунктом Current Grid в окне Quantize, нажатие этих клавиш будет сохранять вам уйму времени.


Пошаговое редактирование MIDI

 

Помимо классических способов, Live ещё предлагает нам несколько иную идею для создания MIDI клипов - это так называемое пошаговое редактирование. Оно позволяет вам помещать ноты в MIDI клип с вашей MIDI-клавиатуры без необходимости играть их в реальном времени. Данная техника может быть использована для того, чтобы добавлять ноты в уже существующий MIDI клип, так что вы можете использовать этот метод на клипах, уже имеющих в результате записи какие-то ноты, или на пустых клипах, которые вы создали путём двойного клика по пустым слотам в Режиме Сессии.

Для того чтобы совершить пошаговое редактирование, вы должны вооружить на запись MIDI дорожку и включить "Preview" кнопку (круглую кнопку в виде наушников) в редакторе MIDI нот. Теперь ноты или аккорды могут быть добавлены при помощи нажатия нужных нот на вашем контроллере, и последующим нажиманием правой стрелки на клавиатуре, - таким образом, вы можете регулировать длину этих нот:

 

Step By Step MIDI

 

Правые и левые стрелки клавиатуры также используются для того, чтобы совершать навигацию по всему клипу. Так нажатие правой стрелки без нажимания нот на миди-клавиатуре позволяет проиграть ранее введённые ноты (с включенной функцией "Preview") и переместиться в другую часть клипа. Когда вы находитесь в режиме MIDI-маппинга (данный режим мы рассмотрим в Главе 11, "Миди-контроллеры и маппинг"), вы сможете заметить две стрелки, которые появляются перед кнопкой прослушки в MIDI редакторе.

Preview Two ArrowsЭти кнопки могут быть назначены на ваш миди-контроллер, чтобы вы могли пользоваться таким "пошаговым" вводом нот. Тем самым вы избавляетесь от необходимости прибегать к клавишам своей компьютерной клавиатуры.


Program Change

 

Pgm ChangeСообщения, которые называются "Program Change" используются в программе для того, чтобы вызывать какие-либо пресеты на софтовых или железных MIDI-девайсах. С помощью настройки Program и Bank значений в окне Notes, каждый клип может вызвать разный пресет из одного и того же инструмента, когда он запущен. Внешние приборы обычно также оснащены возможностью автоматически отвечать на программные изменения. Ну а работа виртуальных инструментов может быть различной. Некоторые будут работать автоматически, в то время как другие требуют специальной настройки, чтобы вы имели возможность вызывать пресеты. Встроенные в Live инструменты не могут отвечать на значения окна Program Change, так что эта техника подходит лишь для сторонних плагинов и внешних девайсов.

Program Change представляет собой MIDI-сообщение со значением между 0 и 127, и оно ссылается на определённое место в памяти звуков вашего MIDI девайса. То, как изготовитель назначает Program Message на слоты памяти в девайсе, целиком зависит от него самого, но самое основное остаётся неизменным, Program Change в значении 0 станет причиной того, что загрузится самый первый звук в инструменте. Итак, используя Program Change, вы можете вызывать вплоть до 128-ми пресетов. Но что, если ваш девайс имеет больше чем 128-мь пресетов? Это тот случай, когда нам пригодится ячейка Bank Change сообщение. Один банк содержит 128 программ. Итак, если вы желаете вызвать любой звук в вашем MIDI девайсе, то первым укажите банк, в котором он содержится, а уже затем номер программы. Некоторые девайсы требуют того, чтобы банки задавались двумя числами - Bank и Subbank. Это как раз случаи, для которых и была подготовлена ячейка Sub.


Импортирование и Экспортирование MIDI Файлов

 

Live хранит всю MIDI информацию и параметры миди клипов внутри вашего сета. Вы можете видеть индивидуальные клипы и треки внутри вашего Браузера. Аудио клипы, например, должны проигрывать определённый аудио файл, содержащийся на жёстком диске, и постоянно к нему обращаться, а MIDI клипы не требуют никакой внешней подпитки, на которую вам нужно было бы обращать внимание. Всё просто - когда вы импортируете MIDI файл, Live сразу же копирует данные из MIDI файла в ваш Live Set. И затем Live уже никогда не будет использовать оригинальный MIDI файл снова, так что даже если исходный файл будет изменён или утерян, ваш Live Set по-прежнему будет работать замечательно.

Live импортирует MIDI-партии из стандартных MIDI файлов (SMF), которые бывают двух видов: Тип 0 и Тип 1. Если ваш MIDI файл не содержит одну-единственную партию, тогда Тип 0 не принесёт вам ничего хорошего в Ableton, все партии будут "сплющены" в один-единственный трек/клип. Ну а "Тип 1", с другой стороны, может иметь MIDI партии, разделённые на отдельные дорожки для каждого инструмента. Там может быть и трек для баса, и какие-либо ударные, и дорожки для любой другой части в песне, каждая из которых будет отображаться чуть ниже MIDI-файла, если вы откроете его в Браузере. Live позволяет вам импортировать подобные дорожки в новые клипы с помощью простого перетаскивания их в Режим Сессии или Режим Аранжировки. Точно так же, как это происходит с обычными клипами.

Если у вас есть песня, написанная с помощью другого софта, или, быть может, что-то "застряло" в вашем старом внешнем секвенсоре, и вы хотите перенести это в Ableton Live, SMF-файл обычно позаботится обо всей работе. Формат существует уже давно, так что вы можете быть уверены в его совместимости с вашим софтом; однако SMF не сохраняет всю-всю информацию из компьютерного проекта. Когда вы экспортируете песни, сделанные в других программах, различные специфические функции программы, такие как автоматизация, не смогут появиться в вашем SMF-экспорте.

 

Importing And Exporting

 

Если вам нужно взять MIDI-партию из клипа и отправить её в другой Live Set (или вообще в другую стороннюю программу), то можете экспортировать MIDI данные в SMF-файл. Выберите клип, а затем кликните Export MIDI clip из меню File. Вам будет предложено переименовать и выбрать место для экспортируемых данных. Выберите местоположение, имя и нажмите Save.