Название

8.2. Impulse

Краткое описание
В этом параграфе мы рассмотрим все возможности базового инструмента "импульс" (impulse), который поможет нам в создании первоклассных электронных ударных и перкуссионных партий в Ableton Live. Этот же инструмент является одним из самых простых и доступных для понимания. Изучив Impulse, вы легко найдете общий язык с остальными инструментами.

Что такое Impulse?

 

Impulse - это базовый инструмент для написания ударных партий в Live. Да, вы уже наверняка наслышаны о Drum Rack, который предлагает нам практически бесконечные возможности в создании ударных на основе любого инструмента или звука, однако Impulse - это немножко другой экспонат (наследие древности ещё с первых версий Live -прим. тех.ред.).

Impulse гораздо проще Drum Rack'а, поэтому более лёгок в использовании. Его интерфейс предлагает быстрые и самые необходимые настройки для ваших ударных. Наличие некоторых дополнительных параметров и функций позволяет создать уникальные звуковые эффекты, получить разнообразные, рандомизированные (насыщенные некоторыми случайностями) динамические, а потому интересные партии.

Чаще всего Impulse используют для работы с перкуссионными ударными, но это, конечно, не является обязательной рекомендацией.

 

Impulse

 

Наглядный интерфейс девайса Impulse содержит 8 слотов для семплов вверху. Клик на какой-либо слот показывает внизу параметры для выбранного вами слота. Лишь три кноба Volume, Time и Transp не относятся ни к какому конкретному слоту, они работают со всеми слотами Impulse сразу. Но о них мы поговорим в финале, а сейчас разберёмся со всеми 8 слотами и их параметрами.

 

Слоты семплов

Верхняя область девайса Impulse отдана восьми квадратам, или слотам семплов, каждый из которых может содержать один семпл. Семпл может быть запущен при помощи MIDI-сообщений или мышки. Когда вы подносите мышь к слоту, наверху появляется кнопка "Play", окружённая двумя прямоугольными кнопками. Слева располагается кнопка "Mute", которая позволяет заглушить звук, а справа - кнопка "Solo", которая заглушает все остальные слоты в девайсе, оставляя только тот, в котором она была активирована.

 

Impulse Slots

 

Для того чтобы загрузить семпл в Impulse, переместите его из Браузера на любой слот. Также можно загружать семплы, используя кнопку "Hot-Swap" ("Горячая Замена") в виде двух вращающихся стрелочек, либо просто перемещать семплы из Режима Аранжировки или Сессии.

 

Каждый из слотов при его активации (для этого на нём нужно щёлкнуть мышью) предоставляет вам команды редактирования, которые появляются внизу в виде кнобов, отображающих параметры текущего слота. Однако вы можете редактировать только один слот одновременно. Щёлкайте на слот - редактируйте его, а затем переходите к следующему:

 

Impulse Edit

 

MIDI-ноты, которые активируют воспроизведение семплов в этих восьми слотах Impulse - это белые клавиши между нотами C3 (middle C) и C4 (на октаву выше). Когда вы редактируете данные в MIDI-клипах, которые запускают семплы в Impulse, весь диапазон нот в Piano Roll обычно сокращается командой Fold и удобно отображает нам названия каждого семпла, привязанного к отдельной ноте.

 

Impulse in Piano Roll

 

Куда делись мои ноты?!
Если вы используете малогабаритный MIDI-контроллер, например MIDI-клавиатуру с 25-ю клавишами, то можете обнаружить, что нажатие клавиш на ней никак не влияет на Impulse. Частой причиной этого является транспонирование миди-клавиатуры на неправильную октаву. Как я уже говорил, при работе с Impulse нас интересует октава с C3 до C4, ноты других октав просто игнорируются.

Поэтому, если вы работаете на компьютерной клавиатуре, то можете использовать клавиши Z и X для транспонирования октав. Текущая октава показана в нижней вспомогательной панели "Status Bar" - это полоска в самом низу для системных сообщений.

Status Bar Octave
Когда же вы работаете с MIDI-клавиатурой, то обычно видите текущую октаву на её вспомогательном экране (если она вообще оснащена им). На многих компактных MIDI-клавиатурах можно обнаружить клавишу "Transpose Octave", которая позволяет переключаться между октавами. Сверьтесь с документацией своей MIDI-клавиатуры.

 

Заметьте, что Slot 8 (самый крайний справа) содержит один параметр, которого нет в других слотах: это небольшой переключатель Link. Как только вы выберете 8-ой слот, то тут же увидите этот переключатель в левом нижнем углу Impulse.

 

Link

 

Link связывает слоты 7 и 8 вместе таким образом, что они никогда не смогут звучать одновременно. Это в основном используется для семплов открытого и закрытого хай-хета, которые по самой своей физической природе не могут звучать вместе (вы поймёте почему, если приглядитесь к строению этой части барабанной установки). Когда параметр Link включён, слоты 7 и 8 будут немедленно обрубать звучание друг друга.

 

Параметры Start, Transpose и Stretch

Теперь, когда вы знаете, как запускать семплы в Impulse, давайте посмотрим как их менять, используя параметры воспроизведения, которые нам доступны в его интерфейсе.

 

1-st section

 

Первая секция регуляторов влияет на сам семпл: старт семпла может быть сдвинут, он может быть подстроен по тону, семпл может быть растянут по времени или укорочен, а его старт может быть сглажен для мягкой атаки. Теперь обо всём по порядку.

 

Start

Настройка параметра Start приводит к тому, что семпл начинает играть со сдвинутой позиции старта. Это может быть использовано для того, чтобы творчески вырезать начало семпла, или чтобы убрать пустое пространство в начале семпла.

Чуть ниже есть кнопка Soft, которая тесно связана с кнобом Start, поскольку она определяет, как Impulse будет проигрывать самое начало семпла. Когда Soft выключена, Impulse просто играет семпл сразу же как только он был воспроизведён. Но когда Soft включена, Impulse будет генерировать небольшой Fade-in (т.е. небольшое сглаживание громкости в начале). В результате атака звука будет смягчена без изменения его длины. Если вы попробуете это с бочкой, то услышите, что щелчок в начале звука будет смягчён, в то время как жирная и мясистая составляющая останется.

 

Transpose

Регулятор Transpose работает так, как вы и ожидаете, повышая или понижая высоту тона семпла на определённое количество полутонов. Однако ниже вы видите два бегунка-регулятора, которые подписаны "Velocity" и "Random". Они предназначены для модуляции высоты тона.

Добавление Velocity приведёт к тому, что чем сильнее будет "удар" по клавише, и чем сильнее будет параметр "Velocity" определённой ноты, тем выше будет тон проигрываемого семпла.

Random же становится причиной того, что каждый раз, когда будет проигрываться семпл, его высота тона будет изменяться случайным образом. Добавьте этот параметр для того, чтобы добавить рандомизацию к семплу. Небольшие значения в этом поле помогут добавить жизни и немного вариаций к семплу, который до этого звучал слишком статично.

 

Stretch

Это параметр более интересный, и он используется для того, чтобы растягивать семпл или укорачивать во времени. Длинное время растяжения генерирует некоторые странные артефакты, так что этот параметр требует экспериментирования. Попробуйте растянутый семпл также и транспонировать.

Кнопка Mode изменяет метод растяжения. В режиме "Mode A" Impulse ждёт небольшой промежуток времени прежде чем растягивать или сужать аудио для того, чтобы избежать искажение атаки звука. Для панча (хлёсткости) ударных звуков это очень важно. Mode B начинает растяжение сразу же, как только семпл начинает своё воспроизведение. Ableton рекомендует Mode A для низких по своему тону звуков, таких как звуки Kick Drums (Бочки), режим B рекомендуется для более высоких звуков, таких как Hi-hat.

Заметьте, что Stretch может быть также модулирован при помощи параметра velocity.

 

Drive (Saturation)

Drive Секция сатурации, т.е. "насыщения" - самая простая для использования из пяти управляющих секций в Impulse. Включите кнопку Sat. и поверните Drive-кноб для того, чтобы получить перегруженные перкуссионные звуки. Небольшое количество сатурации может быть полезно тогда, когда вам нужно добавить остроту и агрессию к звучанию семпла (что всегда полезно для перкуссии), а большие значения изуродуют звук до неузнаваемости, сделав звучание перегруженным и похожим на эффект Overdrive. Попробуйте!

 

Filter

 

Filter

 

Нажмите на кнопку Filter для того, чтобы активировать эту секцию. Меню Mode внизу используется для выбора типа фильтра.

Freq и Res-кнобы используются для того, чтобы установить частоту среза фильтра и его резонанс. Здесь же можно заметить, что прямо под кнопкой Res есть бегунок, позволяющий рандомно модулировать его значение, также как это было с параметром Stretch.

Бегунок Velocity может модулировать частоту среза фильтра в зависимости от силы удара. Низкие значения Velocity приводят к тому, что параметр Freq будет ниже для конкретной звучащей ноты, высокие значения - поставят значение Freq выше. Секция фильтрации не случайно находится правее секции сатурации в Impulse. Маршрут сигнала действительно таков, что перегруженный звук будет фильтроваться, поскольку он может быть насыщен "дикими" высокими гармониками и частотами, которые вы наверняка захотите убрать Low-Pass фильтром.

Примечание: Вы ещё не знакомы с фильтрацией, и аббревиатуры LP, HP, BP для вас ни о чём не говорят? В Главе 9 вы сможете прочесть об эффектах Auto Filter и EQ Eight, где есть описание всех этих фильтров. 

 

Volume, Pan and Decay

 

Volume, Pan, Decay

 

Эта секция используется для того, чтобы установить уровень выходной громкости семпла (Volume) и его позицию в стереопанораме (Pan). Для каждого семпла эти регуляторы работают отдельно. Эти кнобы оснащены бегунками модуляции, но о них чуть ниже.

Кноб Decay формирует хвост нашего семпла. Если переключаемая кнопка прямо под кнобом Decay находится в режиме Trigger, Decay будет отсчитывать время спада семпла с того момента, когда семпл был запущен. Ему не важно, как долго вы держали пэд или клавишу, запускающую семпл - время Decay будет всегда равно тому значению, которое вы указали этим кнобом. Это классическое действие таких регуляторов на драм машинках.

В режиме Gate спад семпла не начнётся до тех пор, пока не поступит сообщение MIDI Note Off (т.е., палец был убран с пэда или клавиши). С большими значениями параметра decay вы, скорее всего не заметите большой разницы между этими двумя режимами, однако с малыми значениями разница между ними становится более очевидна. Например, попробуйте использовать Gate-режим со временем Decay равным примерно 50ms. Вы обнаружите, что эта установка позволит вам создавать вариации в ваших партиях ударных инструментов путём редактирования длины MIDI-нот. Попробуйте сделать удар рабочего барабана длиннее других или варьировать длину хай-хетов, для того, чтобы сделать все гораздо интереснее. В режиме Trigger это не будет работать - все удары будут уменьшены до 50ms сигнала независимо от длины ноты.

 

Velocity Pan Random

 

Здесь же есть уже знакомые бегунки Velocity и Random под регулятором Pan, а также Velocity под регулятором Volume. С громкостью семпла все понятно - при наличии здесь весомого процента сильное Velocity будет причиной более громкого звука. Обычно в Impulse проставлено значение этого бегунка на 70%.

Как и следует ожидать, Random под кнобом Pan может заставить звук появляться то слева, то справа в панораме совершенно случайным образом. Velocity под Pan станет причиной того, что более низкое Velocity заставит звук появляться левее, а более сильное значение Velocity - правее.

Внизу этой секции вы также найдёте кнопки M и S, которые могут заглушать или солировать (solo) текущий слот.

 

Глобальные параметры Volume, Time и Transpose

Volume, Time, Pan

 

Глобальная секция содержит регулятор громкости (Volume), а также главное время звучания семплов Time и Transp (Transpose), позволяющее изменять высоту всех семплов в Impulse. Кноб Time действует также как и Stretch, просто данный регулятор изменяет параметр Stretch во всех слотах сразу.

Рекомендую создать партию и попробовать "поиграться" с автоматизацией двух последних глобальных параметров. Очень интересные результаты гарантированы!