Название

8.6. Electric

Краткое описание
Electric - это плагин, эмулирующий электрические клавишные инструменты (типа Rhodes). Работает данный плагин без использования каких-либо семплов, а только за счёт сложных вычислений и алгоритмов, эмулирующих физические свойства компонентов, из которых состоят клавишные (keyboards).

Электрика вызывали?

 

Electric - это инструмент, входящий в Ableton Live Suite-версию программы, и использующий алгоритм физического моделирования от достаточно известной студии AAS, которая создала Analog, Tension и Collision. Инструмент этот довольно простой, но по своим возможностям и функциям - исчерпывающий. Он действительно позволяет вам соорудить собственный вид электромеханических клавишных на свой вкус.
Работает данный плагин без использования каких-либо семплов. Только за счёт сложных вычислений и алгоритмов, эмулирующих различные физические свойства компонентов из которых состоят клавишные (keyboards).

 

Electric View

 

Плагин-инструмент Electric разделён на секции, каждая из которых отвечает за различные аспекты того, как  именно наше «электрическое пианино» извлекает звук, и как он трансформируется.

 

Всего таких секций в плагине четыре:

  • Mallet - в этой секции находятся свойства молоточкового механизма пианино, того самого, который извлекает звук из специальных камертонов (металлических язычков или, в некоторых случаях, струн);
  • Fork - здесь мы регулируем свойства этих самых камертонов-резонаторов;
  • Damper - в этой секции мы регулируем длительность звукового резонанса камертонов, т.е. мы регулируем их «заглушку», свойства механизма заглушения;
  • Pickup - здесь регулируются свойства магнитного звукоснимателя, миссия которого заключается в том, что он преобразует наши механические воздействия на камертоны в электрические волны, которые затем направляются в усилитель.

 

Пятая же секция - Global отвечает за итоговые настройки инструмента, за усиление сигнала, а также за некоторые аспекты моно или полифоничности. В сущности, они дублируют настройки глобальной секции любого другого плагина. Я уже неоднократно писал о такой секции в Analog и Operator. Так что переходите на параграфы, описывающие эти инструменты, изучайте секцию Global, и вы наткнётесь там практически на то же самое, что содержится в одноименной секции инструмента Electric.

Ну а теперь, рассмотрим каждую секцию этого инструмента по отдельности.

 


MALLET

 

В этой секции контролируется свойства «молоточка», который посредством удара заставляет вибрировать металлический «язычок» (камертон) внутри наших клавишных.

 Elecric Mallet

 

Параметр Stiffness здесь регулирует жёсткость нашего молоточка.
Таким образом, высокие значения данного параметра приведут к тому, что звук удара будет более звонким и «перкуссионным», при этом, если сильно перекрутить этот параметр, то звук станет менее мягким, будет лишён сочной середины. Низкие же значения данного параметра будут способствовать мягкой атаке и более мягкому тёплому звуку. Главное здесь - не переборщить! Слишком мягкий молоточек не извлечёт из камертона интересных звуков. Он просто шлёпнется об него, как кусок резинки, не вызвав никакой яркой вибрации.

Параметр Force - это сила, с которой молоточек ударяет камертон. Высокие значения приводят к тому, что звук получается более перегруженным и «рычащим». С высоким Force молоточек как будто «выстреливает» по камертону. Т.к. оба рассмотренных нами параметра, и Stiffness и Force определяют, как сильно камертон будет вибрировать, они тесно взаимодействуют друг с другом.

Т.е. оба этих параметра оказывают определяющее воздействие на итоговый уровень громкости нашего звука, но каждый параметр по-разному. Очень жёсткий молоточек (перекручен Stiffness), который ударяет камертон с небольшой силой (малый Force) в результате воспроизведёт просто сильное цоконье, но итоговый звук резонанса будет совсем слабый и несущественный. А вот мягкий молоточек, который ударяет камертон с высокой силой, станет причиной более глубокого, полного звука со схожей громкостью, но с менее выраженной атакой.

Оба эти параметра могут быть смодулированы как velocity (силой нажатия), так и высотой (pitch) входящей миди-ноты. В секции Mallet есть соответствующие бегунки. Это те регуляторы, которые привносят ещё больше интереса в физическое моделирование звучания наших клавишных. Как можно догадаться, при выкрученных бегунках более сильный удар по клавишам будет тут же влиять на воспроизведённый звук. Алгоритмы программы тут же сделают так, чтобы при сильном ударе по клавишам параметр Force стал более существенным, и наоборот - слабое нажатие на клавишу сделает так, чтобы виртуальный молоточек лишь легонько стукнул по камертону. Плюс ко всему, у нас есть уникальная возможность сделать так, чтобы молоточек, как будто становился жёстче именно тогда, когда мы сильнее бьём по клавишам.

Мда, не так уж и «натурально» (представьте себе ситуацию, когда молоточек превращается из резинового в металлический, как только вы надавили на клавишу сильнее обычного…), однако, дарит нам множество возможностей для экспериментов.

Параметр Noise в добавочной подсекции позволяет смоделировать шум, возникающий ровно тогда, когда молоточек бьёт по камертону. То самое «цоканье». Он влияет на атаку звука.

Шум, однако, здесь работает независимо от тона, который воспроизводит камертон. Этот параметр служит дополнительной перкуссионной атакой звука, которую вы можете примешать, используя регулятор громкости Level. Добавив атаки, вы добавите звуку больше определённости и яркости. Чтобы понять, как секция шума воздействует на звук, поверните оба регулятора следующей секции Fork на 0% и «поиграйтесь» с параметрами Decay и Pitch "шумовой" секции. Обратите внимание и на бегунок Key, который будет влиять на характер извлекаемого шума в зависимости от высоты зажатой клавиши.


FORK

 

Некоторые электрические клавишные, такие, например, как у Yamaha, в своей конструкции используют натуральные струны для извлечения звука. Это работает практически так же, как в любом обычном акустическом пианино. Однако, наиболее типичный звук пианино, рождён молоточком, который бьёт по небольшому специальному камертону. Этот принцип использован в знаменитых Rhodes-клавишных, звучание которых стало легендой.

 
Electric Fork

 

Конструкция этого самого камертона (который можно называть «вилкой», ибо Fork с английского так и переводится) состоит из двух отчётливо различимых компонентов: это заострённый металлический зубец  («tine») и плоский металлический резонатор («body»). Этот Tine-зубец ударяется молоточком, а «тело» резонатора, вибрируя, порождает долгий отчётливый звук, который представляет собой также и основное «тело», насыщение звука.

Чтобы понять, как Tine и Tone-секции функционируют, настройте регулятор Level секции Tone до 0%, а Level и Decay Tine-секции до 100%. Это позволит вам услышать только звук, издаваемый Tine-зубцом, пока что без участия самого резонатора.

И это будет звучать ровно так, как должен звучать удар молоточка по небольшому тонкому зубцу. Вы услышите высокочастотный «тыц» с весьма коротким резонансом. Повышение же параметра Color привнесёт в него больше высоких частот, в то время как понижение этого регулятора сделает звук более «дарковым», т.е. - тёмным, приглушённым. Регулятор Decay поможет сделать звук издаваемый «зубцом» более длинным. Повышая этот параметр, вы сделаете из мелкого перкуссионного удара довольно продолжительный звон.

Как только вы освоитесь с Tine - секцией звука, с последующей секцией Tone в разделе «Fork» у вас уже не будет проблем.

Как очевидно из названия, здесь регулируется звучание тела «резонатора», того самого элемента, функция которого - звучать долго и полно, резонировать, делать основную «львиную долю» звучания нашего инструмента. Опять же, чтобы понять, что здесь регулировать и как, вам необходимо понизить громкость предыдущей секции «Tine», оставить лишь звучание Tone-резонатора. Регулятор Decay здесь определяет, как долго будет «голосить» нота, пока зажата клавиша, в то время как Release-параметр определяет как долго звучит нота после того, как палец уже снят с клавиши.

Не ожидайте здесь услышать долгий Release. Электромеханические клавиши - это не синтезатор. Здесь моделируется привычная для клавишных модель глушения.

Струна, или камертон как будто заглушается специальным валиком (или иным механическим глушителем), который называется Damper (в дальнейшем для удобства я буду назвать его «дампер»). О нём вы можете почитать в следующем разделе.


DAMPER

 

В электромеханическом пианино глушитель («dumper», дампер) контролирует sustain (т.е. длительность) ноты.

 
Electric Damper

 

Когда клавиша нажата, тот же механизм, который двигает молоточек, заставляет дампер отстраняться от камертона, таким образом, камертон может беспрепятственно резонировать и звучать. Когда же клавиша вернулась в свое «ненажатое" положение, дампер возвращается на место, прижимается к камертону, и тем самым заглушает его.

В секции Damper инструмента Electric, вы можете контролировать жёсткость поверхности дампера-глушителя, а также специфический шум, который ненароком могут производить дамперы по прошествии первой (поднятие) и второй (опускание) фазы своего движения.

Как только значение Tone выкручено повыше, более жёсткая поверхность глушителя поставлена, так и шум глушителя становится более ярким и более выраженным. Регулятор Att/Rel контролирует, в какой позиции будет слышен шум работы глушителя - либо тогда, когда звучит атака ноты (дампер убрался прочь от камертонов), либо тогда, когда нота прекращает своё звучание (тампер водрузился на место). В значении -100% вы будете слышать работу глушителя и во время атаки ноты, значение 100% будет делать явным звучание дампера, в то время, когда произошел release (спад) ноты, а 0% оставит явным и сбалансированным звучание двух этих стадий работы глушителя.

Чтобы услышать, что делается в этой секции, самое лёгкое, что вы можете сделать, - крутануть регулятор Att/Rel до 0 % или выше, чтобы он звучал тогда, когда нота уже отпущена. Шум дампера во время атаки звука куда сложнее услышать, ибо он маскируется ударом молоточка, т.е. атакой самого звука. Также весьма важно заметить, что количество шума, который делает глушитель, может быть изменено довольно заметно благодаря изменениям в Pickup - секции, речь о которой пойдет ниже.


PICKUP

 

Почти как в электрогитарах, вибрации камертонов могут быть преобразованы в электрический сигнал благодаря звукоснимателям, а затем уже отправятся в усилитель. Секция Pickup настраивает расположение наших виртуальных звукоснимателей, и это имеет огромное значение для звука клавишных.

 
Electric Pickup

 

Прежде чем остановить свой взгляд на регуляторах, вы должны обратить своё внимание на разные типы звукоснимателей (это кнопочки «R» и «W» в нижнем левом углу секции Pickup). Когда выбран тип звукоснимателя «W», то в звуке начнёт преобладать высокочастотный удар, который характерен для так называемых "электростатических звукоснимателей». Примерно таких, как в клавишных Wurlitzer.

Звукосниматель типа «R», напротив, выделяет середину и глубокие низкие. Этот тип звукоснимателей ассоциируются с Rhodes, т.е. с магнитными звукоснимателями.

Чтобы усвоить работу регуляторов Symm и Distance, увеличьте Distance на 100%, а Symm уменьшите до 0%. Регулятор Symm регулирует симметричность расположения звукоснимателя по отношению к камертону. Имеется в виду, что звукосниматель способен захватить либо больше «зубца» камертона, либо больше резонансного «тела», либо находиться где-то посередине, стремясь захватить шумы и того и иного элемента камертона.

В значении 50% звукосниматель поставлен в центре, прямо перед зубцом камертона. Вращение регулятора влево передвигает звукосниматель чуть выше зубца камертона, тем самым подчёркивая высокие гармоники, в то время как кручение регулятора вправо двигает позицию звукоснимателя чуть ниже, ближе к «телу» камертона, тем самым подчёркивая более низкие гармоники. Посмотрите, насколько сильно изменится звук, если вы будете передвигать регулятор от 0% до 100%.

Distance-контроллер, очевидно, регулирует дистанцию. Т.е насколько далеко звукосниматель дистанцирован от камертона. Чем дальше находится звукосниматель, тем более сбалансированным будет его звук, в то время как приближение звукоснимателя к камертону повлечёт за собой увеличение частот той части камертона, к которому звукосниматель наиболее тяготит (за счёт регулятора Symm). Можно даже достичь эффекта «перегруза», если придвинуть звукосниматель слишком близко.

Регулировка параметра «дистанция» может дать разный эффект, зависящий от того, какой тип звукоснимателя вы используете. По этой причине, при использовании звукоснимателя типа «W» , уменьшение дистанции даст повышение высокочастотного удара и уменьшит количество общего баса в звучании.

Использование звукоснимателя «R» сработает несколько иначе. Рекомендую быть аккуратным со своими колонками или наушниками, т.к. уменьшение дистанции R-звукоснимателя (т.е. приближение его к камертонам) сильно повышает и громкость звука. Как только R-звукосниматель передвинут ближе, тут же появляется увеличение плотности и интенсивности в высоких и средних частотах, при ощутимых ослаблениях низких.


GLOBAL

 
Global Electric

 

Пятая секция данного инструмента, Global, отвечает за итоговые настройки инструмента. Их немного, и они вполне очевидны. Регулятор «Volume» отвечает за итоговую громкость инструмента. Voices отвечает за количество одновременно воспроизводимых голосов. Semi позволяет транспонировать исходящие из инструмента ноты в полутонах. Detune позволяет сделать небольшие коррективы в настройке вплоть до центов. Stretch - этот регулятор позволяет изменять тембр звуков в зависимости от того, где была сыграна нота. Позитивные значения данного параметра подразумевают, что более высокие ноты будут с преобладанием высоких гармоник, в то время как низкие ноты будут «темнее», с меньшим количеством высоких частот. Негативные значения развернут эту тенденцию в обратную сторону. И, наконец, регулятор P.Bend поможет регулировать на свой вкус колесо модуляции питча - как оно будет работать. По умолчанию его вращение заставляет тон извлечённой ноты перетекать на два полутона выше или ниже. Вы можете подправить здесь это значение на свой вкус.