Название

5.3. Аудио Клипы

Краткое описание
Вы будете удивлены, когда узнаете, насколько креативно можно организовать работу с аудио клипами в Ableton Live. Вполне очевидно, что если вы собираетесь записывать живые инструменты и вокал, то аудио клипы окажутся довольно большой частью вашей жизни. Но даже если MIDI - это позвоночник всего вашего музыкального процесса, вы всё равно сможете обнаружить, что манипулирование аудио клипами привнесёт причудливые и прекрасные результаты для ваших треков. Процессы варпинга в аудио семплах помогут вам синхронизировать семпл с темпом вашего трека. И, конечно, если вы собираетесь диджеить с Live, то вы должны иметь чёткое понимание процесса работы с аудио файлами.

Подробнее о боксе "Sample"

 

Прежде чем погрузиться в детали варпинга, давайте рассмотрим Sample Box на скриншоте ниже. В нём содержится некоторое количество специфических настроек вашего аудио клипа.

Sample Box

 

Edit ButtonEdit. Клик на кнопку "Edit" откроет ваш аудио файл в редакторе семплов, который вы можете выбрать в настройках меню Preferences, во вкладке File/Folder. Аудио редакторы полезны для внесения различных изменений в ваши аудио файлы, особенно если вы хотите редактировать файл деструктивно, т.е. окончательно, с изменением исходного аудио файла. Если мы изменяем свойства семпла внутри Live, то мы изменяем характеристики проигрывания этого файла, а не его исходника. Это причина, по которой редактирование в Live называется недеструктивным редактированием. В то время, когда вы будете редактировать ваш файл семпла в аудио редакторе, внутри Clip View (Свойства Клипа), в том окошке, где должна показываться амплитуда файла, будет написано что "семпл находится вне доступа", т.е. "Sample Offline". Когда вы закончите редактирование, сохраните все свои изменения и вернитесь к Live. Ваш новый, уже отредактированный семпл будет загружен в аудио клип.

Снимок экрана 2015-05-05 в 1.20.27Save. По умолчанию добавление аудио файла в Ableton Live генерирует так называемый файл анализа (.ASD) в той же папке, где находится и аудио файл. Этот файл содержит базовую информацию о файле, в том числе данные, которые нужны для того, чтобы нарисовать амплитуду файла, которая показывается нам в Clip View (В "Свойствах Клипа"). Когда вы кликаете на кнопку "Save", все текущие настройки клипа (варпинг, настройки лупа, т.е. ваши маркеры зацикливания, и т.д.) будут записаны в файл анализа. В следующий раз, когда вы добавите этот файл в Set, эти настройки клипа будут вызваны автоматически.

Снимок экрана 2015-05-05 в 1.20.33Reverse. Функция "Reverse" (которая представлена кнопкой "Rev", и переводится как "переворачивание") не является мгновенной кнопкой - не ожидайте, что она будет так работать. Однако она предполагает очень много классных возможностей, если использовать её с умом. Нажмите кнопку "Reverse", и Live создаст совершенно новый аудио файл - перевернутую версию оригинала. Этот новый аудио файл будет назван также как и оригинал, но будет иметь букву "R", добавленную в конец файла.

Итак, да, это не совсем Reverse-кнопка, которая должна "проигрывать семпл задом наперед". В действительности она обозначает "проиграть перевернутую версию семпла". Это означает, что при нажатии кнопки вам нужно немного подождать, чтобы "R" файл был создан, как только вы нажали на "Rev", но начиная с этого момента, Live сможет быстро выбирать оригинал или перевернутый файл для проигрывания, позволяя вам переключать оба этих направления практически мгновенно. Поскольку Reverse бывает очень ценной находкой в живых выступлениях, вы, наверное, хотели бы использовать эту кнопку в подобных ситуациях. Я рекомендую для этих целей использовать два различных аудио клипа в сете: один нормальный, а второй перевернутый.

Снимок экрана 2015-05-05 в 1.20.39Hi-Q. Эта кнопка просто переключает аудио клип между high-quality (высококачественной) and low-quality (низкокачественной) интерполяцией (которая используется для транспонирования, т.е. изменения тона). Если эта кнопка включена, клип будет проигрываться, используя лучшие алгоритмы для сдвига тональности (Pitch Shifting) и ресемлинга (Resampling), но это также станет причиной чуть большей нагрузки на ваш центральный процессор. Я рекомендую оставить эту  опцию для всех клипов (в Preferences > Audio настройте пункт меню "Default SR & Pitch Conversion", который нужно поставить в положение “High Quality”, для того, чтобы это происходило по умолчанию). Выключайте эту кнопку только в том случае, если у вас более медленный компьютер, и вам необходимо экономить ресурсы.

Снимок экрана 2015-05-05 в 1.20.44Fade. Для того чтобы помочь аудио файлу зацикливаться без швов (никаких кликов или щелчков во время проигрывания зацикливаемого файла), Live может создавать очень быстрый (всего 4 миллисекунды) фейд громкости в конце клипа. Фейд - это автоматическое нарастание или спад громкости звука. Я рекомендую оставлять эту опцию по умолчанию во включенном положении, за исключением тех случаев, когда транзиенты вашего звука звучат слишком тихо или мягко. Возможно, что "Fade" может смягчить первоначальную атаку сильной доли битов (например, "сбрив" атаку в One-Shot семпле бочки), так что у вас может возникнуть потребность выключать эту опцию время от времени. Поскольку Режим Аранжировки содержит более сложный набор инструментов для создания фейдов, эта опция там не доступна (за исключением тех случаев, когда вы переносите клипы из сессии в аранжировку, благодаря чему они соответственно либо приобретают фэйды, либо импортируются без оных - прим. тех. ред.).

Снимок экрана 2015-05-05 в 1.20.48RAM. Во время проигрывания Live считывает аудио файлы прямо с жёсткого диска. Если при этом вы будете проигрывать ещё дополнительный аудио файл, то он также будет считываться с жёсткого диска, одновременно с первым, и т.д. Поскольку жёсткий диск может в секунду выдавать ограниченную порцию данных (зависящую от скорости диска), иногда вы можете услышать всевозможные неприятные звуковые артефакты в виде щелчков и выпадения звуков. Если ещё при этом горит оранжевым цветом надпись "Hard Disk Overload Indicator" (Индикатор перегрузки жёсткого диска, иконка с “D” в правом верхнем углу), то это означает, что вы превысили скоростные возможности вашего жёсткого диска.

Для того чтобы избежать всего этого, вы можете загрузить некоторые аудио клипы в оперативную память вашего компьютера (RAM), которая работает гораздо быстрее чем жёсткий диск. Для этого вам просто нужно нажать эту "RAM" кнопку. Помните, что нужно контролировать количество и размеры файлов, которые вы загружаете в RAM! Если вы используете в клипе только 10 секунд 8-ми минутного файла, Live всё равно загрузит целый исходный файл в оперативку. Проблема с этой функцией состоит в том, что ваша операционная система может принять решение перекинуть контент из оперативной памяти на жёсткий диск. Live не имеет возможности контролировать эти процессы, так что вы не всегда получите выигрыш в производительности используя эту функцию RAM. Если быстрый доступ к аудио файлам является для вас первоочередной задачей, покупка Solid State Drive (SSD-жёсткого диска), возможно, будет наилучшим решением.

 

Transpose and DetuneTranspose and Detune. Регуляторы транспонирования (Transpose) и тонкой расстройки (Detune) изменяют тональную настройку вашего клипа (без изменения его скорости). Transpose изменяет тон в полутонах, а Detune настраивает их в куда меньших единицах, известных как "центы" (cents - это одна сотая полутона).

В то время как транспонирование в целом является причиной появления некоторых искажений и артефактов в аудио, небольшие сдвиги тона часто могут быть сделаны с довольно приемлемым качеством звука, если вы используете подходящий режим варпинга для аудио, которое вы транспонируете. Режим Complex Pro может создавать весьма высококачественные результаты при транспонировании, но используя при этом определённые ресурсы центрального процессора (CPU). Мы узнаем больше о варпинге в секции этого параграфа "Варпинг", которая последует далее.

 

Получайте новые звуки! Транспонирование очень полезно для того, чтобы луп подходил к тональности вашей песни, но вы также обнаружите, что при помощи него могут быть найдены совершенно новые "диковатые" звуки. Для этого нужно только покрутить регулятор "Transpose" на несколько октав вверх или вниз. Также не следует забывать об экспериментах с различными режимами Варпинга. Как только семпл будет настроен на какое-либо существенное значение, могут возникнуть совершенно новые текстуры и звуки. Обязательно выделите время для экспериментов с этими регуляторами и режимами варпинга.

Clip GainClip Gain. Слайдер Clip Gain, который расположен чуть правее от кноба Transpose, используется для того, чтобы регулировать громкость отдельно взятого клипа. Это очень удобный способ балансировки уровней громкости аудио без применения автоматизации. Только имейте в виду, что вы изменяете громкость аудио перед тем как сигнал пройдёт через девайсы эффектов. Это особенно важно, когда вы используете эффекты, которые чувствительны к уроню звука (такие как компрессия, гейты, или дисторшен), и которые выдают различные результаты в зависимости от громкости входящего аудио.


Warping

 

Warping ("Ворпинг", или "варпинг", т.е. "деформация") - это термин, который используется для описания использующейся в Live техники растяжения и сжатия времени аудио. Техника варпинга позволяет аудио файлу "подходить" к темпу, применять на аудио файле "грувы", корректировать высоту тона аудио без изменения темпа. Все эти функции управляется различными параметрами, но самый важный из них - это собственно кнопка "Warp" наверху:

Warp ButtonС выключенной кнопкой Warp, клип просто проигрывает аудио с оригинальным темпом. Однако как только Warp активна, вы тут же сможете независимо изменять скорость воспроизведения и тон аудио, также как и делать настройки тайминга клипа и его грува.

Для того чтобы Live имел возможность применять свою "варпинг-магию" на аудио файле, для корректной работы от него требуется некоторая информация. Например, чтобы подогнать файл под основной темп проекта, Live должен знать оригинальный темп файла, что позволит  определить, насколько нужно понижать или повышать его (файла) скорость. Для музыки с постоянным темпом это довольно простая задача. Но в остальных случаях, когда музыка не была сыграна под метроном, выполнить это становится всё более сложно, т.к. фактическое значение темпа начинает колебаться от такта к такту. Искажения могут доходить до одного удара в минуту, что в конечном итоге имеет довольно большое значение.
Warping On/Off
Когда мы работаем с короткими, аккуратно обрезанными лупами ("петлями"), Live обычно с лёгкостью определяет всю необходимую информацию для того, чтобы отварпить эти лупы автоматически. Однако есть множество причин, по которым вам порой нужно указать собственноручно, в каком месте лупа происходят важные временные события, используя для этого так называемые "Warp Markers" ("Маркеры Варпинга").

Вы можете сделать это передвижением индивидуальных нот, тайминг которых вас не устраивает, или даже путём серьёзного изменения тайминга и акустических деформаций целого куска аудио. Если вы попытаетесь синхронизировать песню с постоянно изменяющимся темпом, этот процесс может потребовать некоторое количество маркеров варпинга. Но не волнуйтесь, режим Auto-Warp (т.е. автоварпинг) обычно делает большую часть работы за вас.

Прежде чем мы погрузимся в пыльную работёнку со всеми этими маркерами варпинга, давайте рассмотрим регуляторы и кнопки контроля варпинга, которые находятся в "Sample Box".

 

Segment BPM
Seg BPMВ ячейке Seg. BPM высчитывается темп аудио клипа, который основан на позиции его маркеров варпинга. Это значение потом используется Live для того, чтобы установить скорость проигрывания клипа. Давайте начнём с простого примера. Если темп Live, допустим, установлен на 70 BPM, и Segment BPM также установлен на 70, тогда Live не будет изменять скорость проигрывания клипа. Но если темп изменён на 140 BPM, в таком случае, Live будет знать, что согласно значениям ячейки Segment BPM необходимо проигрывать аудио в два раза быстрее его оригинальной скорости, чтобы добиться синхронности с главным темпом проекта.

Возможно, работа Segment BPM-показателя будет немного сложна для понимания, ввиду того, что он ссылается не на весь клип целиком, а на сегмент аудио между двумя маркерами варпинга.

 

Seg BPM shit

Вы можете наблюдать, как меняется значение Seg. BPM для каждого сегмента между двумя выбранными маркерами.

 

Кликните на маркер варпинга, чтобы отобразить значение "Seg. BPM" между выбранным маркером варпингом и тем, который предшествует ему. Вообще подобная кропотливая работа с маркерами применяется в основном при работе с аудио, в котором темп "блуждает" или тогда, когда наши маркеры варпинга специально были использованы для того, чтобы изменить оригинальный тайминг аудио. Для аудио со стабильным темпом в принципе достаточно одного маркера варпинга, и Seg. BPM в таком случае будет отображать темп всего клипа.

 

Half/Double BPM
Half Double TempoДве кнопки прямо под ячейкой Seg. BPM будут либо увеличивать, либо уменьшать темп вашего клипа в два раза. Нажатие на "*2" кнопку будет умножать каждый Seg. BPM клипа на два. В результате весь клип будет проигрываться с половинной скоростью. Вы не говорите программе буквально - "играй этот клип с удвоенной скоростью", а скорее - "актуальный темп этого аудио в два раза быстрее". Соответственно, нажатие на кнопку ":2" даст обратный эффект. Это полезно когда Ableton некорректно определил длину и темп нового аудио клипа. Например, если Live идентифицировал 170 BPM drum ‘n bass лупа как 85 BPM, то кнопка "*2" незамедлительно исправит эту ситуацию.

 


Режимы Варпинга

 

 
Выбор правильного режима варпинга очень важен для чистого и хорошо звучащего аудио. Режим варпинга влияет на то, как именно Live подходит к растяжению аудио и сдвигу высоты тона ваших аудио клипов. В секции "Warp" аудио клипов доступно шесть различных режимов варпинга: Beats, Tones, Texture, Re-Pitch, Complex, и Complex Pro. Каждый режим также содержит специальный набор регуляторов, которые могут появляться в этой секции чуть ниже.
Также не забудьте, что вы можете просто выключить движок варпинга в Ableton Live и проигрывать клип с его обычной скоростью и тоном. Давайте рассмотрим список всех возможных вариантов звука, которые реализуются в программе при использовании шести различных алгоритмов варпинга:

 

BEATS. Режим Beats отлично подходит для ритмических лупов, перкуссионных семплов, и  иногда даже для целых треков. Вам, скорее всего, больше понравится использовать его на тех семплах, которые содержат минимальный sustain (продолжительность ноты). Т.е. это семплы с ярко выраженной ритмической структурой. Например - фанковая ритм-гитара или даже минимал техно трек, который обычно как раз отличается подобными качествами. Когда режим Beats используется со звуками, которые слишком текстурированные или недостаточно ритмически чёткие, то при применении данного алгоритма можно услышать различные артефакты и искажения.

 

Определение транзиента: установка транзиента - это критический элемент во время работы с варпингом битов. Что же такое транзиент, с которого всё начинается? Транзиент - это короткая, острая позиция атаки в звуке. Транзиент появляется в момент удара палки по барабану, или во время дёрганья струны. Мягкая атака струнных инструментов может не иметь транзиента. В терминологии варпинга, транзиент всегда используется для обозначения куска аудио (такого, как целый удар рабочего барабана) с транзиентом в самом начале.

 

Warping PreserveРежим варпинга Beats рассматривает аудио клип как серию сегментов, размер которых определён в Preserve меню. Обычное значение в Preserve - Transients. Это означает, что алгоритм начинает использовать местоположение транзиентов клипа для того, чтобы сжимать по времени или растягивать аудио (см. расположение транзиентов на скриншоте). В принципе этот способ работает довольно просто. Когда Live определяет местоположение транзиента в лупе ударных, он идентифицирует каждый удар, соизмеряя его позицию в такте: этот басовый барабан появляется на 1-й доле, этот малый барабан появляется на 2-ой доле, и т.д. После Live "знает", как расставить каждый удар барабана в соответствии с темпом, так, как это происходит в MIDI файлах.

 

Для большинства типов ритмических материалов установка настройки "Transient" в меню Preserve обеспечивает наилучшие результаты. Остальные опции в меню Preserve предоставляют совместимость с ранними версиями Live, и позволяют вам сообщить движку варпинга установку для рассмотрения аудио как серии равномерно расположенных сегментов (таких как 1/8 или 1/16). Если у вас есть луп длиною 1 такт с установленным значением Transient в 1/16, Live по умолчанию будет относиться к нему так, как будто этот файл состоит из 16-ти сегментов одинакового размера. Программа будет проигрывать их теперь как 16-ть кусочков, если бы они были 16-ми нотами в текущем темпе.

А теперь давайте рассмотрим, что произойдёт с вашим аудио, когда вы начнёте его ускорять, либо наоборот - затормаживать. Если трек был "отварпен" с целью увеличения его скорости (чтобы подогнать под темп Live), то сегменты его бита будут пододвинуты ближе друг к другу. Как только это случится, Live будет сжимать время в конце каждого сегмента, делая длительность каждого удара немного укороченной, чтобы спад сразу после самого пика удара не был обрезан в результате более высокого темпа. Если бит был замедлен, то программа должна либо растянуть воспроизведение каждого сегмента, либо оставить какое-то пространство между сегментами, т.к. оригинальный спад после удара не будет настолько длинным, чтобы заполнить пространство при медленном темпе.

Для того чтобы растянуть этот спад после удара, режим Beats как будто зацикливает последнюю позицию нашего сегмента - а это уходящий в тишину отголосок транзиента. Если вы думаете, что в конечном итоге звучание всего этого будет странным, то вы абсолютно правы. Однако это является лучшим решением, учитывая, что Live делает весь этот процесс растяжения в реальном времени. Как правило, гораздо легче увеличивать скорость аудио, и это происходит без заметных артефактов, однако стоит вам замедлить аудио, как вы тут же услышите различные искажения.

Ableton Live даёт вам полный контроль над тем, как будет произведено это микро зацикливание в каждом сегменте транзиентов. Вся информация об этом находится в "Transient Loop Mode" меню (Меню Зацикливаемого Транзиента):

 

No Loop TransientNo loop (одна стрелка): Live будет проигрывать каждый сегмент до конца без каких-либо действий по заполнению пустого пространства, образовавшегося до следующего сегмента. Это помогает добиться очень чистых результатов (потому что здесь нет никакого зацикливания). При этом данный режим может оставить легко различимое пространство между каждой нотой или ударом барабана. Пусть ваши уши сами рассудят, когда это приемлемо, а когда - нет.

Loop ForwardLoop Forward (двойная стрелка вперед): зацикливает спад каждого сегмента. Достаточно прямолинейный режим. Этот режим, как правило, ведёт к "глючным" (в стиле "глитч") результатам и работает больше как эффект.

Снимок экрана 2015-05-06 в 20.36.52Loop Back-and-Forth (противоположные стрелки): Live зацикливает спад удара при помощи его проигрывания вначале вперёд, а затем и обратно. Тем самым заполняется пустое пространство на замедленных темпах. Вообще говоря, этот режим даёт наиболее свободный от артефактов результат растяжения.

 

Числовая ячейка, которая находится справа от Transient Loop Mode (мы это меню рассматривали в верхних абзацах) называется "Transient Envelope" ("Огибающая Транзиента"). Это значение определяет, будут ли применяться фейды к каждому выбранному аудио сегменту. В режиме No Loop уменьшение этого значения может создать весьма драматичный гейт-эффект, даже когда вы проигрываете аудио в его оригинальном темпе. Когда режим Transient Loop работает в любом из зацикленных режимов, уменьшение регулятора "Transient Envelope" также будет служить причиной драматических результатов, однако при грамотной регулировке он может использоваться для смягчения артефактов, связанных с растяжением времени. Настоятельно рекомендую поэкспериментировать со всеми этими значениями.

 

Tones Regulator TONES. Режим Tones (как и все последующие - прим. тех. ред.) основан на технике, называемой "гранулярный ресинтез". Как только файл проигрывается в данном режиме, он начинает разбиваться на так называемые "зёрна", или, если угодно, "гранулы". Идея заключается в том, что когда вы зацикливаете эту гранулу, то получаете непрерывный монотонный сигнал, который как бы представляет этот звук "замороженным во времени". С помощью разделения аудио на гранулы, а также их своеобразного "распыления", Live может замедлять темп проигрывания аудио; однако, поскольку каждая гранула всё ещё играет в своём оригинальном тоне, появляется пустое пространство между каждой гранулой. Зацикливание каждой гранулы заполняет пространство для временного растяжения файла.

Конечно же, зацикливание каждой гранулы не является необходимостью, когда вы ускоряете проигрывание файла. Гранулы как бы начинают толпиться в тесноте и могут перекрыть друг друга. Поэтому каждая гранула вырезает ту, которая находится перед ней, и в результате мы слышим непрерывный сигнал, но такой, который играет быстрее, чем раньше. По этой причине, вам, возможно, больше понравится звучание при увеличении скорости лупов или их транспонировании на несколько полутонов ниже (оба метода используют одни и те же процессы), а не замедление или поднятие тона семпла выше, т.к. это требует "зацикливание" гранул.

С аккуратными настройками значения Grain Size, вы можете достигнуть практически неразличимого варпинга. Тональные инструменты, такие как бас гитара, синтезаторы, вокал, клавишные, или другие инструменты с длинным сустейном обычно будут звучать гораздо менее обработанными, в режиме Tones. Вы можете настроить значение Grain Size, чтобы помочь уменьшить нежелательные звуковые артефакты.

 

Texture TEXTURE. Режим "текстуры" создан для атмосферных звуков без определённого тона, но он также может хорошо работать и на других комплексных звуках, например на оркестровых семплах или пэдах клавишных. Также как Tones, Texture основан на гранулярном ресинтезе. В попытках замаскировать повторяющиеся артефакты из-за зацикленных гранул, здесь был добавлен регулятор Flux. При его увеличении Live случайным образом изменяет размеры гранул, которые используются в процессе. Это также добавляет ощущение стерео расширения к моно файлам.

 

Re-Pitch RE-PITCH. Re-Pitch режим больше похож на DJ-инг с винилом. Пробовали вы когда-нибудь раскрутить винил (темп увеличится, тон станет выше), и притормозить его пальцем (темп замедлится, тон станет ниже)? Т.е. Live будет изменять тон семпла в зависимости от скорости его проигрывания. Этот режим не производит никаких искажений, поэтому звучит лучше остальных, особенно если семпл близок к его оригинальному темпу. Re-Pitch просто изменяет скорость проигрывания файла, которая тут же приводит к изменению тона.

 

Complex ProCOMPLEX И COMPLEX PRO. Были созданы для использования на сложных материалах - целых треках и миксах. Complex режимы - это алгоритмы, которые мы применяем, когда ни один из ранее перечисленных режимов не приносит нужного нам качества. Complex Pro представляется особенно удобным, когда вы транспонируете аудио с вокалом, т.к. данный алгоритм позволяет вам изменять высоту тона (в разумных пределах) без эффекта, когда певец звучит как хомячок, или жирный тролль.

Магия этих режимов приходит вместе с повышенным потреблением ресурсов ЦП (CPU). Complex Pro, в этом плане более мощный и "прожорливый", чем Complex (почти вдвое). Если вы не ограничены в ресурсах компьютера, а также не любите артефакты, которые воспроизводит Complex-режим, то можете смело использовать  Complex Pro, т.к. он отличается более высоким качеством звучания. Только имейте в виду, что Pro версия Complex может воспроизводить артефакты на аудио выходе, причём без особой индикации перегрузки в CPU датчике. Если ваш компьютер сильно "напрягается", пытаясь справиться с добавленным на клипы Complex-режимом, то можете сделать Freeze дорожку ("заморозить" её) (подробнее в Главе 7) или ресемплировать клип (подробности в Главе 6). Также не стоит забывать, что все эти "крутые" алгоритмы зачастую "убивают" транзиенты (прим. тех. ред.).

 

Варпинг и пики. Варпинг - это сложный процесс, который зачастую предусматривает наслоение нескольких микроскопических фрагментов аудио друг на друга, что приводит к пикам. Не удивляйтесь тому, что при включении какого-либо режима варпинга, файл, который до этого играл равномерно, начинает воспроизводить перегрузку громкости на дорожке и на мастере. По этой причине вашим лучшим другом при варпинге может служить аудио устройство (девайс) Limiter, которое подробно рассмотрено в главе 9.

 


ВАРПИНГ
Warp Markers

Маркеры Варпинга - это своеобразные прищепки, которые фиксируют аудио события в определённый момент времени. Аудио клип всегда имеет как минимум 1 Warp Marker, который по умолчанию располагается в самом начале, и этого вполне достаточно для простых ситуаций. Но в более сложных сценариях несколько Warp Markers могут быть использованы для того, чтобы радикально изменить аудио, меняя тайминг и длительность нескольких индивидуальных сегментов. Если у вас есть аудио файл, который имеет шаткий небрежный тайминг, то можно использовать Warp Markers для того, чтобы двигать индивидуальные всплески амплитуды аудио:

 

Warping Markers

 

Настройка Warp Markers может быть сделана вручную или при помощи использования функции Auto-Warp - автоматического варпинга. Когда вы работаете с малыми аудио файлами, такими как записанные лупы, Live автоматически определяет их темп с высокой степенью точности. Если вы DJ, то, скорее всего, будете использовать Auto Warp очень активно для подготовки вашей музыкальной библиотеки, а также для последующей лёгкой синхронизации всех треков в сете. Ну а для ритмически неточного материала или материала, который вы желаете кардинально изменить, можно создавать и перемещать маркеры варпинга вручную.

Когда кусочек аудио требует ручного вмешательства для его синхронизации (или для того, чтобы подкорректировать его тайминг до идеального), вы будете использовать определённые инструменты. Давайте познакомимся со списком этих инструментов, а также рассмотрим некоторые необходимые нам термины:

Снимок экрана 2015-05-06 в 22.38.40 Transient: транзиенты отображены как маленькие серые треугольники наверху экрана, показывающего амплитуду аудио. Они автоматически создаются Live для любого аудио клипа, который проигрывается с включенным Warp-режимом. Транзиенты могут быть вручную вставлены или удалены из контекстного меню редактора (вызывается правым щелчком мыши на транзиенте) или при помощи клавиши Alt (Option).

Снимок экрана 2015-05-06 в 22.39.18Warp Marker: Эта "прищепка" приковывает сегмент аудио к определённому месту на тактовой сетке. Маркеры варпинга появляются в виде жёлтых маркеров чуть выше экрана с амплитудой. Warp Markers могут быть созданы кликом где-либо на форме волны или чуть выше.

Снимок экрана 2015-05-06 в 22.39.28Pseudo Warp Marker: когда мышь перемещается над транзиентом, вместо него временно появляется серый Pseudo Warp Marker (Псевдо Маркер Варпинга). Когда мы кликнем по нему, а затем потащим мышью, этот маркер станет самым настоящим жёлтым маркером варпинга, если за ним следуют уже существующие маркеры варпинга. В противном случае, Псевдо Маркер можно потащить просто для настройки тайминга клипа. Потом он вернётся в состояние обычного транзиента, сразу, как только мы его отпустим.

Ableton описывает маркеры варпинга как своего рода "прищепки", которые используются для того, чтобы прикрепить кусок аудио к определённой точке во времени. Это весьма наглядный образ для понимания их функций.

Итак, для того чтобы откорректировать тайминг аудио, которое показано на скриншоте ниже, вы должны дважды кликнуть над следующим рабочим (снейром), чтобы создать маркер варпинга. Потащите удар так, чтобы он приземлился на долю, обозначенную как 1.2. Мы увидим, что движется не только один единственный удар барабана, но и всё аудио перед и после него:

 

Warping Markers Primer

 

Первый удар наоборот остаётся прикреплённым к месту, потому что на нём уже висит маркер варпинга. Его релиз (спад звука после удара) был немного сжат, чтобы компенсировать тот факт, что удар рабочего барабана сместился на более раннюю позицию во времени.

Теперь давайте представим, что вы хотите сдвинуть акцент хай-хета между долями 1.1 и 1.2, так, чтобы он приземлился прямо на 1.1.3. (я специально сейчас поставлю его криво). Для этих целей просто схватите Pseudo Warp Marker, который появляется на месте транзиента, и переместите его на 1.1.3. Все готово!

 

Pseudo Hihat

 

Уже существующие маркеры варпинга удерживают боковые удары (бочку и рабочий), в то время, когда вы двигаете hi-hat на нужное место. Есть горячая клавиша, которая позволяет вам создать три маркера варпинга всего лишь одним кликом именно для описанных выше целей. Просто зажмите клавишу Ctrl (Cmd) перед двойным щелчком и созданием нового Warp Marker'a.

Этот процесс можно повторять до бесконечности, при этом вы можете поставить каждый удар там, где захотите (если вы хотите просто расположить каждый удар идеально на каждой вертикальной линии сетки, то более целесообразно сделать квантование, т.е. "Quantize" аудио файла, о котором мы поговорим далее в этом параграфе). Когда вы работаете вручную с маркерами варпинга, можно создать совершенно новый ритм путём перетаскивания ударов на другие позиции. Скриншот ниже показывает, как аудио клип может быть отварпен так, чтобы воспроизводить совершенно другой ритм.

 

Another Beat

 

Отварпь их всех! Если вы желаете серьёзно переставить транзиенты в каком-либо клипе, и вам потребуется уйма маркеров варпинга, то выделите область, где собираетесь сделать это (или используйте Ctrl (Cmd) + A, чтобы выбрать целый клип) и используйте Insert Marker пункт из меню "Create". Маркеры варпинга будут созданы для каждого транзиента в выделенном диапазоне.

 

Автоматический Варпинг - Auto Warp

Когда вы работаете с более длинными аудио файлами, Live использует технологию, которая называется Auto-Warp. Она анализирует файл и вставляет маркеры варпинга там, где это необходимо. Однако этот процесс зачастую далёк от идеала и вам по-прежнему потребуется вручную настраивать некоторые Маркеры Варпинга. Есть два пути для использования Auto Warping: первый - позволить Live сделать его автоматически, и второй - вручную, используя команды варпинга из контекстного меню.

По умолчанию, Live будет анализировать и добавлять Маркеры Варпинга как только вы добавите длинный аудио файл в ваш сет. Во вкладке Record/Warp/Launch, меню Preferences, вы можете отключить это правило, поставив напротив “Auto-Warp Long Files” переключатель в положение Off.

 

Совет по темпу: Прежде чем использовать функцию Auto-Warp, выставьте значение темпа вашего Set'а приблизительно таким же, как и в аудио файле, который вы собираетесь варпить. Например, если вы готовите "техно" DJ сет, попробуйте поставить темп в 127 BPM (если вы не уверены, какой использовать темп, то нажимайте Tap-кнопку в то время, пока неотварпенный ещё трек будет играть). Это помешает Live случайно идентифицировать темп, который в два раза быстрее или медленнее желаемого результата.

Поясняю. Live использует ваш текущий темп сета как подсказку, так что если вы импортируете техно-треки, про которые я упоминал, но при этом значение темпа всего проекта 70 BPM, то треки будут отварпены со скоростью 63.5 BPM. Они будут синхронизированы со счётом метронома, но будут, к примеру, играть с вдвое большей скоростью, когда темп Live выставлен на 127 ударов в минуту (и это может стать причиной того, что вы потеряете ваше резидентство в клубе). Если это всё-таки произошло, используйте кнопки Half и Double BPM, о которых я рассказывал ранее.

 

В зависимости от материала который вы варпите, вы можете обнаружить, что порой гораздо быстрее и эффективнее сделать вручную определённый тип авто варпинга, используя команды, которых в Live несколько. Эти команды своими названиями дают нам подсказки насчёт того, на каком контенте и в какой ситуации следует использовать тот или иной режим варпинга, и как лучше расставлять маркеры.

Данные команды автоварпинга доступны при помощи правого щелчка внутри или над экраном с амплитудой волны в выпадающем меню.

 

Auto Warping Commands

 

Warp from Here: Эта команда говорит Live проанализировать и отварпить клип, начиная с выбранного маркера до конца клипа вправо. Данная команда предпринимает попытку определить темп, основываясь на аудио, отслеживая небольшие искажения темпа и устанавливая Маркеры Варпинга, если это требуется. Всё, что находится левее выбранного маркера, останется неизменным.

Warp from Here (Start at X BPM): Эта опция аналогична опции выше, но при этом она использует текущий темп проекта в качестве отправной точки, и предпринимает попытки определить любые вариации темпа, которые появляются позже. Если вы уже определили приблизительный темп вашего аудио файла, используя клавишу "Tap Tempo", то эта опция всегда позволит вам получить отличные результаты, когда стандартные команды варпинга потерпят неудачу.

Warp from Here (Straight): Эта команда предпринимает попытку задать темп всему аудио клипу, используя лишь один Warp Marker. Данную команду нужно использовать, когда вы варпите музыку, в которой явно не должно быть никаких отклонений в темпе, т.е. традиционную электронную музыку. Что-нибудь со стабильным темпом. Эта команда очень полезна, потому что она предотвращает возникновение ошибок при Auto Warping'е. Этот алгоритм, однако, часто может быть запутан синкопированием (смещение акцента с сильной доли на слабую), что может привести к неправильно определённому темпу, а также к расстановке неправильных Маркеров Варпинга. Но чаще всего именно этот алгоритм позволяет быстро и без особых проблем отварпить большинство материала.

Warp X BPM from Here: Эта команда просто устанавливает текущий маркер варпинга в соответствии с текущим темпом сета. Если правее были какие-либо маркеры, они будут стёрты в процессе (команда удобна в том случае, когда вы хотите насладиться возможностями клипа в режиме warp, например - поставить луп, при этом, не искажая звук всего клипа в случае его отличия от мастер-темпа - прим. тех. ред.).

Warp as X-Bar Loop: Если вы знаете, что файл, над которым вы работаете, и который ещё не был отварпен, имеет чётное число тактов, то можете выбрать эту опцию для автоматического включения клипа в петлю с чётным количеством тактов. Номер, показанный здесь вместо "X" будет зависеть от текущего главного темпа проекта. Live соизмеряет текущий темп проекта с количеством тактов в вашем аудио файле и пишет вместо X, то количество тактов, которое наиболее удобно будет применить для варпинга вашего аудио (т.е. с меньшими затратами, перестановками, растяжениями аудио). Если Live определит, что он может сделать меньшее количество варпинга для того, чтобы преобразить клип в 1 тактовый луп, то вы, соответственно увидите здесь вместо "X" цифру 1. Но стоит вам в два раза увеличить темп проекта, Live проанализирует ваш аудио файл, и теперь покажет вместо числа "1" число "2", поскольку теперь ему будет существенно легче сделать 2-х тактовый луп.

 

Заметьте, что также есть другие пункты в контекстном меню, которые помогут вам работать с вашими файлами семплов, включая очень важную "Set 1.1.1. Here". Эта команда делает нумерацию вашей сетки, полагая за начало указанный вами момент, который будет 1 тактом, 1 долей, 1 шестнадцатой нотой вашего аудио файла.

 

Квантование - Quantize

Одна из особо классных функций в Live - это возможность делать квантование аудио клипов. Щёлкните на дисплей с формой волны клипа, выберите Quantize Settings из меню Edit:

 

Quantize Settings

 

"Quantize To" выбирает точки на сетке, к которым должны быть сдвинуты транзиенты. Другими словами, если это значение поставлено на 1/16, Live будет искать транзиенты, которые находятся ближе к 1/16 нотным разделениям тактовой сетки, и автоматически пододвинет их к ним. Установка Amount на значение меньше чем 100% даёт вам частичное, а не полное квантование. Если рассматривать предыдущий пример, то 66% квантизация станет причиной того, что каждый транзиент подвинется на 66% пути к ближайшей 1/16 ноте тактовой сетки.

Как только вы выставили ваши настройки квантизации в меню Quantize Settings, просто нажмите OK. Вы также можете использовать горячие клавиши для того, чтобы делать квантование любого материала: Ctrl + U (Cmd + U на Mac). В этом случае вы будете использовать ранее проставленные значения квантования, т.е. именно те значения, которые вы указали в Quantize Settings.

 

Установка Маркеров Варпинга для Нескольких Клипов

Если у вас есть два или более клипа, которые основаны на аудио файлах, и имеют абсолютно одинаковую длину (это важно!), то Live позволит вам расставить Маркеры Варпинга одновременно для нескольких клипов. Это особенно удобно при работе с мультитрековой записью какого-нибудь перфоманса, когда вы хотите задать всем дорожкам совершенно одинаковый по времени варпинг. Вы можете сделать это при помощи выделения всех клипов, с которыми желаете работать в Режиме Аранжировки, прежде чем сделаете ваши настройки варпинга. Маркеры Варпинга, которые вы расставите здесь и их тайминг, будут автоматически применены ко всем другим клипам, которые вы выбрали:

 

Group Warping

 

Например, вот вам хорошая техника, которую можно использовать для синхронизации записи живой группы с темпом Ableton Live. Для начала, импортируйте каждый трек из вашей мультитрековой записи на отдельный аудио трек в Live, а затем удостоверьтесь в том, что все они одинаковой длины. Выберите все треки в Режиме Аранжировки. Затем найдите трек, который ритмически наиболее прост, для того, чтобы вставить ваши настройки Warp Marker'ов. Например, использование отдельного трека с басовым барабаном всегда является наиболее простым для общей синхронизации. Но и стерео микс всех ударных тоже подойдёт. Как только вы поставите необходимый тайминг при помощи маркеров варпинга, другие треки также будут ему соответствовать.

 

Фишка Варпинга: Вы также можете варпить несколько клипов сразу, даже если лежащие ниже аудио файлы разной длины. Для этого сначала нужно сгенерировать новые аудио файлы. Расположите файлы в Режиме Аранжировки и обрежьте их таким образом, чтобы они были одинаковой длины. Затем используйте команду Consolidate, чтобы создать уже новые аудио файлы нужной вам длины (если вам нужно сделать какой-то короткий клип более долгим, то зажмите Shift и отметьте как клип, так и недостающий пустой фрагмент, который должен быть заполнен аудио информацией; команда Consolidatre превратит пустое пространство в аудио файл с тишиной).

Consolidate

 

Master/Slave Темп

Снимок экрана 2015-05-07 в 2.30.14 Снимок экрана 2015-05-07 в 2.30.07В Режиме Аранжировки можно увидеть ещё одну кнопку в свойствах клипа прямо под Seg. BPM - это "Tempo Master/Slave" переключатель. Он позволяет вам назначать любой клип ведущим для всего проекта, т.е. некий клип может задавать темп всему проекту, если вы переведёте данный переключатель в положение Master. Текущий клип с установленным в положение Master переключателем будет играться так, как будто на нём выключен Варпинг, но он будет причиной того, что главный темп проекта будет следовать его таймингу, и всем его Маркерам Варпинга, а не наоборот. Это означает, что все отварпенные клипы будут следовать изменениям в темпе именно этого Master-клипа.

 

Master Tempo Pseudo

 

Внимание на скриншот выше. По причине того, что клип сверху выставлен в качестве Мастера, т.е. "задавалы" темпа, так называемая "автоматизация псевдо темпа" (pseudo tempo automation) появляется на Мастер-треке, основываясь на положении Варпинг-маркеров клипа.

Давайте предложим, что у вас есть запись пианино, в которую вы желаете добавить какие-либо дополнительно запрограммированные партии, лупы, и т.д. Это хорошо сыгранная партия, с практически стабильным темпом, но поскольку она была записана не под клик метронома, в ней имеются некоторые натуральные вариации во времени.

Одним из способов использования варпинга в этом случае является выпрямление тайминга партии пианино путём добавления Маркеров Варпинга, так, чтобы она построилась, идеально вписываясь в темп секвенсора. Но это чревато не только некоторыми искажениями аудио, но и потерей одушевлённого настроения в партии пианино. Вы уже в курсе, что небольшие подвижки и запаздывания/опережения в партиях инструментов очень хороши для музыкальности. Итак, если пианино имеет хорошее настроение, "дыхание", то подобный варпинг может превратить живую партию в прямую как палка, жёсткую, тусклую и неживую звуковую субстанцию.

Вместо этого, вы можете добавить Маркеры Варпинга к начальной доле каждого такта в партии пианино, а затем поставить этот клип регулятором в положение Master. Теперь темп секвенсора будет "дышать" вместе с ритмом пианино, и все ваши миди-клипы и отварпенные лупы также будут "дышать" вместе с ним.

Если вы включите переключатель Master/Slave обратно в положение Slave, или удалите клип, то автоматизация темпа остановится, а бывший темп восстановится. Если вы желаете оставить информацию о темпе из клипа, то щёлкните правой кнопкой мыши на верхний Control Bar Tempo и выберите пункт "Unslave Tempo Automation". Все клипы будут поставлены в значение Slave, а информация о темпе станет стандартной информацией в Master Track'е (Мастер Треке).

Имейте в виду, что если вы установите в Tempo Master более одного клипа, то самый нижний из них будет контролировать ситуацию, а другие - игнорироваться.

Когда переключатель "EXT" работает (он будет виден только когда внешний ("external") источник темпа включен), переключатель Master/Slave не будет иметь никакого действия, и будет отключен для всех клипов.