Название

5.6. Грувы (Grooves)

Краткое описание
Грувы (Grooves) - это "хитрый" механизм, который позволит добавить вашему материалу "живости", а также внесёт небольшую "кривизну" характерную для живого исполнения. Львиная доля "харизмы" во многих треках задаётся как раз при помощи небольших подвижек в ритмических элементах. Разумеется, действие этого механизма полезно знать и применять на практике, поэтому мы подробно рассмотрим данный вопрос в этом параграфе.

Итак, о Грувах

 

Прежде чем мы углубимся в обсуждение функций грувов в Ableton Live, давайте немного поговорим про идею грувов вообще. Иными словами, музыкальные партии, которые имеют какую-то долю ритмических вариаций и неточностей, также как и изменения в динамике, всегда имеют для слуха более приятное звучание и "чувство", чем те партии, которые идеально отквантованы, и звучат со стабильной громкостью. Я не хочу сказать, что абсолютная точность всегда звучит плохо; но иногда, очень полезно поставить точные партии инструментов в противовес очень расхлябанным. Да, и, конечно, есть такие случаи, когда точный и безошибочный роботизированный бит - просто отличная вещь! Все зависит от музыкального контекста.

Использование музыкальных технологий для того, чтобы настраивать тайминг ударных автоматически, не является инновацией. Множество классических драм-машин, таких как Roland TR-909, имеет так называемый "Shuffle Control" (контроль перемешивания). Этот Shuffle Control задерживает определённые удары в секвенции для создания эффекта "шаффл" или "свинга". Свинг является одним из самых простых типов грува. Для того чтобы создать 1/8 свинг, всё что вам требуется - это немного задерживать каждую следующую 1/8 ноту в доле. Чем больше вы задерживаете чередующуюся 1/8 ноту, тем сильнее будет ощущение свинга.

Разберём пример. Верхний клип не содержит свинга, нижний подвержен существенному свингу:

 

Swing

 

Не смотря на то, что контроль свинга в драм-машинах уже давно не является каким-то новаторским достижением, Live’s Groove Engine (Движок Грувов Live) предоставляет несколько возможностей, которые являются совершенно футуристическими. Теперь возможно добавлять не только традиционные шафлы, свинги к аудио и MIDI-клипам, но вы также можете настраивать небольшую квантизацию аудио, чтобы придать больше "правильности" к таймингу, или вообще убрать свинг. Можно применить весь спектр различных грувов, даже таких, которые больше ассоциированы с самбой или румбой. Начиная от простого умения задерживать определённые доли для добавления свинга, движок грувов в Live может сдвигать конкретные доли бита в любом направлении, а также добавлять рандомизацию (случайность) к таймингу. Грувы также могут содержать изменения Velocity, которые могут быть использованы для того, чтобы изменять также и динамику грува. Это может быть просто настройка (для того, чтобы задать начальную долю такта чуть более громкой, чем остальные) или сложное "блуждание", спады и подъёмы на протяжении всего такта.

 

Clip Groove Menu

 

Чтобы применить грув к клипу нажмите кнопку Hot Swap Clip Groove (Режим "Горячего Просмотра" грува), как показано на скриншоте выше. В результате Браузер покажет файлы грувов в библиотеке Live (Live’s Library). Теперь вы можете искать нужный грув в браузере до тех пор, пока не найдёте тот, который вас заинтересует. При каждом клике на грув в библиотеке вы будете слышать его ритмический и динамический рисунок, благодаря предпрослушке. Если вы новичок в работе с грувами и шафлами, то откройте папку Swing и выберите один из файлов грувов, которые содержатся внутри, просто для того, чтобы с чего-нибудь начать. Если же вы опытный перкуссионист, и, быть может, вы пользователь Apple’s Logic Pro или драм-секвенсора Akai’s MPC, тогда вы найдёте здесь все виды знакомых вам грувов. Они будут находиться внутри соответствующих папок.

После того как вы выберете грув дважды кликнув на него мышью, вы немедленно сможете услышать эффект от его применения в клипах. Помимо этого он появится и в Groove Pool (дословно - "Бассейн Грувов", но я предпочту более логичное название "Хранилище Грувов"). Groove Pool показывает одну строку для каждого грува, который мы используем в своём сете.

 

Для каждого грува нам доступны следующие параметры:

Base (основа) - Чтобы сдвигать тайминг определённых битов в клипе Live требует конкретные точки отсчёта. К примеру, если Base установлена на 1/16, то Live будет рассматривать каждый 1/16-й кусок клипа и оценивать насколько сильно (если вообще это нужно) акценты внутри этого кусочка должны быть смещены, чтобы соответствовать таймингу грува.

Quantize (квантизация) - эта настройка определяет, насколько сильно будет применяться к клипу квантование (выравнивание) в реальном времени. Другими словами, если параметр Base был поставлен на 1/16, то Live прежде всего отквантует клип к 1/16 нотам, прежде чем сделает какие-либо корректировки тайминга, содержащиеся в файле грува. При установке ниже, чем 100%, Live  будет двигать каждый акцент порционно в направлении к ближайшей 1/16. Сделав так, вы позволите клипу немного сохранить его оригинальный тайминг, прежде чем применить к нему грув.

Timing - здесь вы "говорите" Live'у, сколько желаете добавить тайминга грува к вашему клипу. В значениях меньше чем 100%, акценты клипа будут сдвинуты только на какое-то небольшое расстояние к положениям, которые задаются грувом. На 0%, никаких изменений тайминга вообще не будет применено.

Random - Повышая значение Random, вы добавляете рандомизацию тайминга к вашему клипу. Немного рандомности может эмулировать натуральные вариации в тайминге, которые присущи партиям, сыгранным вживую. Если вы не хотите создать откровенный хаос, эта настройка должна быть настроена на низкие значения.

Velocity (чувствительность) - эта настройка определяет, насколько сильно изменения в Velocity грува будут применяться к клипу. Помните, что некоторые Грувы в библиотеке (Library) не содержат никакой информации о Velocity. Поэтому изменение этого значения может привести к тому, что вообще не будет никакого эффекта. Этот параметр может быть выведен в минусовые значения, чтобы инвертировать действие velocity. Когда вы применяете грувы к аудио клипам, velocity создаёт изменения параметра громкости (это может работать и с MIDI-клипом, но в конечном итоге всё определяется инструментом).

Amount (глобальный параметр) - это глобальный параметр, который называется Global Groove Amount. Он помещается в самом низу Groove Pool и применяется для всех грувов в вашем сете. Работает он как глобальный контроль над параметром Timing для каждого из грувов. Amount может быть выставлен на значения большие, чем 100% для того, чтобы сдвинуть все проценты Timing'а выше их определённого значения.

 

Если вы применяете грув к клипам, то он появляется не только в Groove Pool, он также становится доступен в каждом клипе вашего сета, непосредственно в меню Clip. Чтобы применить грувы к определённым клипам, просто выберите их из "Clip Groove" меню.

 

Clip Groove меню

 

Что там вообще происходит в груве? Если вы желаете исследовать содержание грува, то просто переместите его из браузера или из вашего "Хранилища Грувов" (Groove Pool) на MIDI-дорожку. Вы обнаружите, что грув на самом деле является просто MIDI-клипом, который используется Live'ом как шаблон для тайминга и динамики. Обязательно попробуйте сделать это!

 


Функция Commit

 

Одна важная особенность при работе с грувами состоит в том, что они применяются в реальном времени, т.е. непосредственно во время проигрывания клипа. Иными словами, никаких прямых изменений самого клипа не делается. Все настройки грува могут быть сделаны, не прерываясь, во время работы над треком. Эти изменения немедленно будут слышны в любом клипе, который использует данный грув.

Однако у вас могут быть причины, по которым вы захотите применить грув к клипу на постоянной основе, чтобы его изменения были внесены в клип на уровне миди-сообщений, а не в результате обработки в реальном времени. Это даст больше визуального контроля.

 

Commit

 

Для того чтобы сделать это, нажмите "Commit" переключатель прямо под меню Groove в Clip Box. В случае MIDI-клипа это приведёт к тому, что индивидуальные ноты сдвинутся (чтобы соответствовать груву), и применят все необходимые изменения в Velocity (если они содержались в груве). Для аудио клипов Live создаёт Warp Markers, чтобы применить вариации в тайминге. Также программа формирует огибающую громкости (Volume), чтобы создать изменения в динамике. Рекомендую повторить все эти действия.

 

Анализируйте это: Если вы желаете создавать свои собственные грувы для использования в Groove Engine программы Ableton Live, то просто переместите аудио или MIDI-клип прямо в Groove Pool. Live проанализирует клип и создаст файл с грувом, который будет основан на тайминге и динамике клипа. Если вы хотите сохранить этот новый клип в Library, то просто щёлкните на нём правой кнопкой мыши внутри Groove Pool'а, а затем выберите "Browse Groove Library". Теперь вы можете переместить грув из Pool прямо в Браузер, и ваш грув будет сохранён для использования в будущих сетах.

Также вы можете использовать команду "Extract Grooves" из контекстного меню, которое возникает при щелчке правой кнопкой мыши на любом клипе.