Название

4.5. Режим Аранжировки во всех подробностях

Краткое описание
Этот объёмный параграф расскажет более подробно и обстоятельно об элементах управления Режима Аранжировки, а также о его важнейших функциях. Мы разберём следующие функции: запись из Режима Сессии в Аранжировку, кнопка "Возврата в Аранжировку", Транспортные функции и навигация, Маркеры и изменения тактового размера, приёмы редактирования клипов, приёмы редактирования автоматизации, фэйды и экспорт аудио.

Режим Аранжировки

 

Момент, когда в дело вступает Режим Аранжировки (и какую именно функцию он несёт в вашем рабочем процессе), целиком зависит от того, что именно вы делаете. Если вы заинтересованы в первую очередь в создании и продюcировании музыки, то Режим Аранжировки просто необходим. Режим Аранжировки - это та часть программы, в которой вы состыковываете всё вместе - начало, середину и конец трека.

Фактически для большинства музыкантов в процессе создания треков Аранжировка может вступать в дело очень рано. Режим Сессии - замечательный режим (может быть один из самых лучших на свете) для начального этапа создания композиции. Но даже если вы достаточно мудры при организации своих идей со Сценами (Scenes), то всё равно рано или поздно осознаете, что расстановка ваших идей слева направо (в отличие от Режима Сессии), заставляет вас принимать конкретные решения и вносить ясность в то, как композиция будет развиваться в дальнейшем.

Красота Ableton Live состоит в том, что ваш переход в Режим Аранжировки не означает, что вы покончили с Режимом Сессии. Вы можете возвращаться к нему для того, чтобы сочинять новые элементы или экспериментировать со старыми. Ваша "палитра", с которой иногда сравнивают Сессию, всегда под рукой.

Если вы используете Live только в качестве платформы для живых выступлений, тогда Arrangement View будет для вас вторым по важности после Режима Сессии. Однако есть много исключений из правил. Множество выступающих музыкантов, которые организуют свои выступления, используют Режим Аранжировки, а также пользуются уникальными локаторами (Locators), которые могут быть запущены также как клипы (или сцены):

 

Locators

 

Есть также отдельные операции редактирования, которые просто невозможны в Режиме Сессии, так что Режим Аранжировки может использоваться в качестве платформы для подготовки клипов к живому выступления.

Есть несколько методов, с помощью которых можно добавлять Клипы в Аранжировку. Вы можете добавить файлы прямо из Браузера программы и записывать новые клипы, также как вы это делали в Режиме Сессии. Или же можно использовать весьма весёлый и интерактивный процесс записи клипов из Режима Сессии.

 


Процесс Записи из Сессии в Аранжировку

 

Когда вышел Live 1.0, он сразу привлёк к себе интерес двумя функциями, которые тут же его выделили на фоне остального ПО. Импровизационный Режим Сессии сам по себе заставлял глаза выпучиваться от удивления. Но не менее заметной была возможность играться с клипами в Режиме Сессии, и записывать каждое движение, каждый запущенный клип, а также изменения параметров микшера и девайсов в Режим Аранжировки. И по сей день это остается уникальным и весёлым способом делать музыку при помощи компьютера. Давайте взглянем на процесс.

Начнём с того что кликнем на квадратную кнопку "Stop" в Транспортной Панели два раза. Второй клик нужен, чтобы позиция курсора воспроизведения переместилась в самое начало композиции - на метку 1.1.1. Далее нажмите клавишу Arrangement Record и сыграйте ваш трек при помощи запуска клипов, сцен, движения кнобов, слайдеров эффектов, и т.д. Помните, что Arrangement Record также используется для того, чтобы записывать совершенно новые клипы в Аранжировку, поэтому убедитесь в том, что ни одна дорожка не вооружена на запись, иначе не миновать записи длинного и бестолкового клипа на протяжении всего трека.

Когда вы кликните на кнопку Arrangement Record (это кнопка записи), запись может начаться немедленно. В зависимости от того, как вы работаете, это может стать проблемой, а может и не стать... Если вы пишете гитару или вокал, то вам, скорее всего, потребуется небольшой отсчёт перед началом записи (раз-два-три-четыре). То же самое и с записью партий с миди-клавиатуры. Перед вами несколько методов, которые помогут обеспечить чистый старт записи:

  • Используйте Metronome, а именно его выпадающее меню, чтобы выбрать отсчёт (count-in). Это даст вам некоторое время для подготовки после нажатия клавиши Arrangement Record.
  • Запустите все клипы, которые составляют Intro, а затем нажмите дважды кнопку Stop. Когда запись начнётся при помощи Arrangement Record-кнопки, ранее сыгранные клипы запустятся, и вы начнёте прямо с них.
  • Shift-клик на кнопке Arrangement Record. Это подготовит запись к старту, сделает кнопку активной, но проигрывание трека не начнётся, до тех пор, пока вы не запустите какой-либо клип.

Также во вкладке Record/Warp/Launch содержится пункт "Start Playback with Record".

 

Start Playback On Record

 

Эта настройка влияет на работу кнопок записи в обоих режимах. Когда она включена, т.е. в положении "ON", запись работает в привычном режиме, как было описано ранее. Т.е. начинается одновременно с нажатием кнопки "Play" и "Record". Если же вы поставите значение "OFF", то клик на кнопку записи подготовит Live к записи, не начав воспроизведение.

Когда вы закончите, нажмите клавишу Пробел для остановки или Arrangement Record кнопку, чтобы отключить запись во время проигрывания трека. Ели вы захотите перезаписать какую-либо секцию трека и добавить к ней новые клипы, просто нажмите Arrangement Record снова. Запущенные в Режиме Сессии клипы начнут записываться на соответствующие дорожки, а нажатие на кнопки Clip Stop в Режиме Сессии будет стирать ранее записанные клипы в Режиме Аранжировки. Всё остальное будет оставлено как есть.

Когда вы записываете клипы из Сессии в Аранжировку, автоматизация всегда записывается, независимо от статуса кнопки Automation Arm. Также заметьте, что если вы запустите клипы из Сессии, которые содержат автоматизацию, то эта автоматизация также запишется. После записи данная автоматизация больше не будет показана в свойствах клипа Clip View (как автоматизация Сессии), вместо этого она будет показана на дорожке в Режиме Аранжировки. Если вы хотите узнать больше про просмотр и редактирование автоматизации, обратитесь к разделу "Редактирование Автоматизации", который последует далее в этом параграфе.

Когда вы закончите запись, взгляните на Режим Аранжировки. Дорожки теперь будут заполнены клипами, и любые дорожки, содержащие автоматизацию, будут показывать красную линию автоматизации (их ещё называют "огибающие"). Однако вы можете заметить, что каждый клип как будто закрашен серым цветом, и нажатие на клавишу Playback не заставляет только что созданную аранжировку действительно проигрываться как надо. Что же здесь происходит? Ответ можно получить, нажав клавишу Back To Arrangement.

 

Back To Arrangement Buttons

 

Итак, после записи каждый клип, запущенный в Режиме Сессии появится в Аранжировке. Клипы стали серыми, однако, в правом верхнем углу появилась кнопка, которая называется Back To Arrangement  (Кнопка возврата в Аранжировку). Она свидетельствует о том, что клипы в Режиме Сессии всё ещё под контролем и им отдан приоритет.


Кнопка Back To Arrangement

 

Поскольку Режим Сессии и Режим Аранжировки содержат один и тот же набор треков, необходим способ для того, чтобы определять какой из них под контролем пользователя. Помните, любая дорожка может проигрывать только один клип в данный конкретный момент времени. Это означает ситуацию вида "или/или". Либо дорожка играется в Режиме Сессии, либо в Режиме Аранжировки - и никогда одновременно.

Ableton решает эту проблему, позволив клипам из Режима Сессии автоматически превалировать над клипами Режима Аранжировки, как только они будут запущены. Клипы в Режиме Аранжировки вновь обретают свою функциональность с помощью нажатия активной кнопки Back To Arrangement (Оранжевая кнопка в Зоне Навигации "Scrub Area"). Когда клип в Сессии запущен, любые клипы в Аранжировке, находящиеся на этой дорожке будут также серыми. Это говорит нам о том, что они в настоящий момент отключены, и данный факт объясняет ту картину, которую мы с вами наблюдали на скриншоте выше. До тех пор пока не отдадите контроль Режиму Аранжировки, Режим Сессии будет контролировать ситуацию.

В Ableton имеется две клавиши Back to Arrangement, обе работают одинаково. Одна расположена в Режиме Сессии, сразу за кнопкой Stop All Clips на Master-дорожке.

Back To Arrangement Session
Другая кнопка появляется при определённых условиях в Режиме Аранжировки, как показано на скриншоте ниже. По умолчанию кнопка Back To Arrangement, находящаяся в Режиме Сессии - серая, а та, которая в Режиме Аранжировки - вообще невидима. Как только будет произведена попытка отменить или переписать что-то в Режиме Аранжировки, обе эти кнопки вновь загорятся:

 

Back To Arrangement Arrangement

 

Вы также можете отдавать контроль Режиму Аранжировки по одной дорожке. Когда клип в Режиме Сессии запущен, треугольная кнопка появляется справа от соответствующей дорожки в Аранжировке. Выше вы уже видели эти стрелки, показанные на каждой дорожке. Нажмите на стрелку нужной вам дорожки, чтобы включить функционал Аранжировки лишь для одной дорожки (или для нескольких выборочных):

 

Arangement Back Tracks

 

Если вы работаете с новым треком, и у вас в Режиме Аранжировки совершенно пустое пространство, при этом вы, допустим, запустили клип в режиме Сессии, то в этом случае вы также сможете увидеть оранжевые кнопки "Back To Arrangement".

Но нажатие на эти кнопки в такой ситуации просто выключит вам звук. Это произойдёт потому, что вы вернули контроль режиму Аранжировки, а в нём пока ничего не было записано, следовательно, наступает тишина.

Скриншот вверху как раз демонстрирует эту ситуацию. На дорожках в Режиме Аранжировки нет клипов. Каждый раз, когда я нажимаю индивидуальную кнопку возврата в Аранжировку, звук, играющий в это время в Сессии - пропадает.

 


Навигация и Транспортные функции

 

Прежде чем углубляться в детали навигации и редактирования в Режиме Аранжировки, давайте рассмотрим некоторые термины. Режим Аранжировки имеет несколько различных областей и немного элементов интерфейса, которые возможно не сразу бросаются в глаза.

 

Навигация по Ableton

 

Тактовая Линейка Времени или Beat Time Ruler показывает нам номера тактов, и, если вы приблизитесь к ней зумом, она также покажет вам доли тактов (они называются "Beats"), а также шестнадцатые ноты. Когда вы подносите ваш курсор мыши к Beat Time Ruler зоне, он превращается в увеличительное стекло, которое может использоваться для увеличения (удерживайте и перемещайте мышь вертикально), а для пролистывания влево-вправо (перемещайте мышь горизонтально).

 

Navigation

 

Для того чтобы выполнить приближение/отдаление с клавиатуры, вы можете использовать клавиши + и -. Вы также можете скроллить вдоль трека нажатием клавиши Shift и вращением мыши (попробуйте - это очень удобно).

А ниже находится Scrub Area. Название этой зоны вряд ли получится перевести корректно, однако я назову эту зону "Зоной Навигации". Когда вы подносите курсор мыши к этой зоне, он превращается в спикер:

 

Speaker

 

Нажмите мышь чтобы Аранжировка проигрывалась с того места, куда вы кликнули. Если Live находится в состоянии проигрывания, то когда вы кликните в этой зоне, запись прыгнет в новое место, согласно вашим настройкам Global Quantize (Глобальной Квантизации). Если вы хотите, чтобы Live отвечал немедленно на ваше нажатие, не дожидаясь окончания предыдущего такта, и при этом желаете использовать спикер в Scrub Area с традиционными настройками множества секвенсоров, то вам нужно выставить параметр Quantize в Контрольной Панели в значение None.

Ранее я уже упоминал о том, что существуют два способа отображения любых дорожек в Режиме Аранжировки. Один из них называется Unfolded (разложенная), другой - Folded (сложенная). Дорожка может быть разложена кликом на иконку треугольника, указывающую вниз сразу после названия дорожки. Нажатие клавиши Alt во время клика приведёт к тому, что все дорожки в сете будут раскладываться или складываться. Размер разложенного трека можно легко изменить, переместив его вверх или вниз, схватив за границу нижнего края в секции Микшера (Mixer Session):

 

Fold Unfold

 

Сложенные дорожки хороши тем, что с их помощью можно получить представление обо всей вашей аранжировке, осмотреть расположение элементов. А разложенные дорожки очень удобны для редактирования. Когда дорожка разложена, миниатюрные формы волны и миди-партии появляются внутри клипов.

Я буду называть область, где есть такие миди-ноты и формы волны дисплеем клипа, а цветная полоска наверху будет называться титульной полосой клипа (это неофициальные термины, их не используют в программе Ableton, но мы ведь должны их как-то называть).

 

Вставка Маркера и Область Выделения Аранжировки

Раскрытые клипы довольно просто редактировать, т.к. вы можете кликнуть на дисплей клипа, чтобы вставить так называемый Insert Marker, или кликнуть и потащить мышь для того, чтобы выделить диапазон внутри клипа (он называется "Clip Arrangement Selection"). Если же вы желаете выбрать область клипа внутри сложенной дорожки, то вам нужно будет нажать сочетание клавиш Alt + Shift во время клика мыши. Мы ещё вернёмся к этой команде в последующих параграфах, и вы узнаете, почему эти команды важны.

Чтобы поставить Insert Marker (Маркер Вставки), нажмите в любое место внутри Дисплея Трека (области, где показаны ноты или форма волны). Вы увидите на скриншоте, что при этом произойдёт.

Что это за маркер такой? Insert Marker. Иногда его называют курсором. Он появляется там в нашей временной шкале, где вы кликнули мышью, и обозначает момент времени, в котором вы что-то можете сделать. Либо проиграть, начиная с него или добавить какой-либо элемент именно в том моменте, где он стоит:

 

Insert Marker

 

Если же вы нажмёте на верхнюю Титульную Полосу (Title Bar) клипа, то весь клип целиком будет выделен цветом, тем самым вы выделите область внутри клипа, т.е. "Clip Arrangement Selection". Выделение области внутри клипа также возможно при помощи щелчка мыши на Дисплее Клипа и перемещения краёв этого выделения влево или вправо.

 

Clip Selection

 

Чтобы продлить область выделения, вы можете зажать Shift и кликнуть на область клипа, которую тоже хотите включить в выделение.

 

Установка позиции воспроизведения

Когда вы включаете воспроизведение, а затем останавливаете, трек не будет проигрываться с того места, где вы остановились. Вместо этого проигрывание начнётся с любого Insert Marker (Маркера Вставки) или с последней выделенной области клипа (если вы хотите продолжить воспроизведение с того места, где вы его выключили, то используйте комбинацию клавиш Shift-Пробел). Если вы желаете временно воспроизвести трек из другого места, используйте Зону Навигации "Scrub Area", а именно тот самый "динамик", чтобы изменить положение воспроизведения и не перемещать при этом Insert Marker (Маркер Вставки). Чтобы начать воспроизведение с самого начала Аранжировки, дважды нажмите клавишу Stop.

 

Зацикливание (Looping)

Вы можете зацикливать выбранную область в вашей Аранжировке, путём включения кнопки Loop в Контрольной Панели. Слева от кнопки  Loop есть числовая ячейка, которая показывает такт и долю, с которой начинается луп, в то время как правее находится другая числовая ячейка, показывающая длину лупа. Эти значения также могут быть отредактированы путём передвижения скобки зацикливания, которая находится над дисплеем дорожек, а также при помощи перетаскивания краёв этой скобки.

 

Looping Panel

 

Очень часто вам будет требоваться поставить скобку зацикливания ровно над каким-то клипом, или даже серией клипов в вашем Режиме Аранжировки. Чтобы сделать это, выберите нужные вам клипы и найдите в меню Edit команду Loop Selection (Ctrl/Cmd+L). Эта команда автоматически расставит границы вашей Рамки Зацикливания. В эту область попадут все выбранные вами лупы, при этом включится кнопка Loop. В результате все описанные действия выполнятся за один шаг.

 

Запись Лупов: режим Arrangement Loop, который позволяет записывать какой-либо материал внутри постоянно вращающейся петли, бывает очень полезным. Например, ваша песня почти готова, за исключением вокальной партии, но у певца какие-то проблемы с определённой фразой. Вы можете зациклить момент, где нужно спеть эту фразу, нажать кнопку Arrangement Record и пойти пить чай. Спустя десяток минут у вас в распоряжении будет несколько десятков дублей.

 

Вы также заметите, что внутри меню Edit есть команда Select Loop. Она позволяет вам сделать выделение всех клипов, находящихся внутри скобки Loop Selection. Чем больше вы будете заниматься редактированием трека в вашей Аранжировке, тем более полезной будет становиться эта возможность. К примеру, вы можете сделать Select Loop для своих клипов, а затем использовать команду Duplicate (Дублировать), чтобы копировать часть трека, которую вы в настоящий момент зациклили.

 


Locators и Time Signature Changes (Локаторы и изменение Тактового Размера)

 

"Локаторы" используются для обозначения различных секций песни, таких как начало куплета, припева или бриджа. Однако Ableton не останавливается на этом, программа даёт нам возможность запускать локаторы как будто это клипы, что в конечном итоге позволяет нам организовать живое выступление и в Режиме Аранжировки.

 

Создание локаторов (Locators) 

Для того чтобы расположить локатор, просто щёлкните правой кнопкой мыши в Scrub Area (в "Зоне Навигации", которая находится прямо над самой верхней дорожкой в Аранжировке), и выберите пункт "Add Locator" (Добавить Локатор) из контекстного меню. Или вы можете ставить локаторы интерактивно, используя кнопку "Set" в правом верхнем углу. Этот метод позволит добавить локатор на позицию вашего курсора проигрывания, в то время как Live воспроизводит трек. Если Live остановлен, то локатор появится или в области, где расположен Insert Marker (Маркер Вставки), либо в начале выделенной области клипов в Аранжировке.

 

Locators Set

 

Каждый раз, когда вы создаёте локатор, ему будет назначено числовое имя, по порядку в котором вы его добавляли: "1", "2", "3"... Чтобы присвоить локатору более осмысленное имя, кликните на нём правой кнопкой мыши и выберите "Rename" (Переименовать). Вы можете изменять позиции локаторов простым перетаскиванием в новую позицию на шкале времени. Если вы желаете удалить локатор, то нажмите на него, а затем выберите Delete.

 

Прыжки по локаторам

Самое лучшее свойство локаторов – возможность прыжков между ними, причём в то самое время, когда воспроизводится аранжировка. Всё что вам нужно сделать - это кликнуть на локатор (он начнёт мигать зелёным цветом), и воспроизведение перепрыгнет в эту локацию  согласно глобальной квантизации (т.е., например, строго к началу следующего такта). Вы также можете использовать две стрелки слева и справа от Set-кнопки для того, чтобы прыгать к предыдущему или следующему локатору (в целом локаторы являются своего рода аналогом сцен из режима сессии - прим. тех. ред.).

 

Locators

 

Вы можете присваивать локаторам MIDI сообщения и компьютерные клавиши, также как и любому другому контролирующему элементу в Live. Это означает, что Аранжировка может использоваться практически также гибко, как и Режим Сессии, т.к. вы можете повторять определённые секции песни, или прыгать в другие районы. Даже самые сложные аранжировки теперь открыты для ваших экспериментов благодаря локаторам.

 

Изменения Тактового Размера

Изменения размеров такта могут быть созданы также правым кликом на Scrub Area, и выбором пункта меню Insert Time Signature Change из контекстного меню. Пункт переводится как "Вставить изменение размеров такта". Далее вы пишите тот тактовый размер, который хотите. Редактирование и удаление введённых изменений размера такта также может быть сделано из контекстного меню. Просто кликните правой кнопкой мыши на маркер Time Signature Change и выберите Edit для редактирования значений, или Delete для того, чтобы удалить их.

 

Time Signature

 


Редактирование Аранжировки

 

Путём редактирования контента внутри Аранжировки вы можете исправлять ошибки, изменять структуру вашего трека, и креативно изменять клипы такими способами, которые невозможны в Режиме Сессии.

Все стандартные команды Cut, Copy, Paste, Duplicate и Delete могут использоваться в Режиме Аранжировки для манипуляций с клипами или автоматизацией. Команда Paste поместит контент из буфера обмена прямо к маркеру вставки, в то время как Duplicate поместит копию контента точно справа от выделенной области. Очень важно заметить, что Duplicate работает с определённым временным интервалом в треке, а не только с клипами и автоматизацией. Например, вы можете выбрать целый такт, в котором только вначале стоит один единственный бит, а всё остальное место - пустое. Затем можно нажать Duplicate (Ctrl/Cmd+D), и вся область целиком, вместе с пустотами, будет дублирована правее.

 

Duplicate

 

Захватите клипы за их цветную Титульную Полосу (Title Bar) для того, чтобы двигать их. Возле левого и правого края титульных полос клипа ваш курсор мыши может превратиться в квадратную скобку ([) или (]). Теперь вы можете двигать края клипа для того, чтобы изменить его длину. Если Loop-переключатель в Clip View включен, вы сможете двигать край клипа за границы его оригинального размера, и это станет причиной зацикливания лупа. Вы можете растягивать этот зацикленный клип так долго, как захотите. Если у вас не включен переключатель Loop, то можно растягивать луп только до оригинальных границ аудио файла. Конец аудио файла будет означать конец клипа. MIDI клипы работают по такому же принципу. Только в случае, если у такого клипа не работает Loop, растягиванием клипа вы просто будете добавлять ему дополнительное пустое пространство.

 

Команды Cut Time, Paste Time, Duplicate Time, Delete Time

В меню Edit вы также видите набор базовых команд редактирования, в которых упоминается слово "Time". Эти команды работают для всех дорожек одновременно, и основываются на выборе в режиме аранжировки. Другие стандартные команды редактирования оперируют только клипами и автоматизацией, а эти команды позволяют вам редактировать само время в треке.

Cut TimeДавайте представим, что вам необходимо передвинуть бридж в песне. Он обычно находится сразу после второго куплета, а вы желаете вставить его сразу после третьего куплета. На раскрытой дорожке выберите диапазон, в котором длится ваш бридж. Не имеет значения, в какой именно дорожке вы сделаете этот выбор, даже если на этой дорожке есть какие-то клипы. Поскольку вы выберите диапазон от начала бриджа до конца, всё будет работать как надо.

Команда Cut Time извлечёт каждый клип в вашем бридже, т.е. полностью вырежет его, а весь материал, который стоял следующим после бриджа, теперь встанет на его место. Вы "изъяли время", которое занимал ваш бридж. А теперь одним кликом мыши вы ставите ваш insertion marker после третьего куплета, как и хотели, а затем используете команду Paste Time для того, чтобы вставить весь тот массив, который вы до этого вырезали. Ваш бридж "растолкает" всю информацию правее, сделает промежуток, в который уже ляжет он. Помните о том, что вы должны кликнуть на самую верхнюю дорожку в вашей Аранжировке, когда хотите поставить insert marker. Аблетон добавляет клипы на дорожки как бы сверху вниз, так что если вы кликните на любую другую дорожку, клипы добавятся на неправильные треки.

Этот пример должен вам дать вам некоторое представление о том, что могут команды Duplicate Time и Delete Time. Duplicate Time дублирует всю вашу выборку правее. Delete Time просто удаляет целый кусок песни.

Клавиатурные команды для работы с этими командами весьма легко запомнить. Просто добавьте Shift к ключевым командам для стандартных операций. Например, Cut Time - это Ctrl (Cmd) + Shift + X, и т.д. Исключением является удаление, которое вызывается комбинацией Ctrl (Cmd) + Shift + Delete. Выделите время для того, чтобы протестировать эти команды и ознакомиться с тем, как они работают. Они - одна из наиболее мощных функций Режима Аранжировки.

Также команды, манипулирующие Временем "Time" можно увидеть в контекстном меню, если щёлкнуть правой кнопкой мыши на Скобку Зацикливания.

 

Delete Time

 

Вставить Тишину - Insert Silence

Команда "Insert Silence" может быть найдена в меню Create. Она очень схожа с командами Time, но её цель - добавить пустое пространство без каких-либо клипов и информации в режим аранжировки, при этом двигая всё содержимое Аранжировки правее. Прежде чем вы используете команду "Insert Silence", вы должны либо выбрать какую-то область в Аранжировке, или хотя бы вставить Insert Marker в то место, где вы хотите добавить запас тишины. В зависимости от того, какое действие вы предпочли, команда будет действовать по-разному.

Если вы выбрали команду "Insert Silenсe" сразу после выбора какой-то области в Аранжировке,  то она сдвинет выбранный вами диапазон с клипами правее, а сама встанет на соразмерный участок на месте предыдущего.

Если же вы использовали Insert Marker, то Live покажет диалоговое окно, которое спросит у вас о размере того самого пространства тишины, которое вы хотите вставить.

 

Insert Silence

 

Нарезка и консолидирование клипов - Splitting & Consolidating

Вы можете разбить клип на маленькие кусочки, используя функцию Split. Для того чтобы сделать это проще, рекомендуется, прежде всего, раскрыть дорожку. Как только трек раскрыт, вы можете увидеть место, где вы желаете разрезать клип при помощи команды Split. Теперь нажмите на то место, где вы хотите сделать "надрез" и выберите Edit -> Split. Клип будет разрезан на две части. Эти два клипа будут совершенно независимы друг от друга. Т.е. они могут иметь свои уникальные свойства клипов (такие как транспозиция, варпинг, метки лупов, и т.д.). Также для этих целей вы можете использовать команду Ctrl(Cmd) + E:

 

Split

 

Вы также можете объединить несколько клипов в один для более лёгкого использования. Выберите клипы, которые вы хотите объединить, а затем используйте команду Consolidate из меню Edit. Ableton быстро сгенерирует новый клип, содержащий все части, которые вы выбрали. Когда Live консолидирует (объединяет) клип, он создаёт новый аудио файл внутри вашей папки проекта: Samples -> Processed -> Consolidate.

Необходимо заметить, что команда Consolidate работает с выборкой времени, а не просто с клипами. Так что при помощи неё вы можете делать новые клипы, в которых пустое пространство может сочетаться с информацией уже существующих клипов. Например, вы можете использовать Consolidate для создания клипа в 1 такт, который практически пуст, и лишь в его середине находится небольшой аудиоклип. Такой клип гораздо удобнее использовать, когда требуется иметь именно на этом месте такта небольшой аудио фрагмент на протяжении всего проекта:

 

Consolidate

 

Редактирование огибающих автоматизации

Редактирование огибающих автоматизации важно по нескольким причинам. Во-первых, неважно насколько хорошо вы записали автоматизацию во время записи, позже обязательно наступит момент, когда вы захотите её изменить. Обычно гораздо легче сделать какие-либо изменения при помощи редактирования, вместо того, чтобы записывать автоматизацию заново. Также есть причины, по которым гораздо легче нарисовать автоматизацию, нежели записывать её.

Автоматизация показана в виде линейного графика "розового цвета", который представляет собой изменение значений какого-либо параметра во времени. Этот график также называют "огибающей". То, какую именно огибающую покажет нам дорожка зависит от параметра, который мы в данный момент крутили. Для таких регуляторов как контроль громкости Volume, или Send, увеличение громкости происходит тогда, когда поднимается и график огибающей. Для других регуляторов, таких как Pan (Панорама), линия в центре дорожки означает, что панорама настроена в центре:

 

Panoram

 

Низкие значения означают уход звука влево, в то время как верхние значения означают, что звук будет доноситься из правого канала.

 

Просмотр Автоматизации

Прежде чем вы вникните в суть редактирования автоматизации, давайте рассмотрим некоторые моменты, которые касаются её просмотра.

Автоматизация в Режиме Сессии показывается в специальной вкладке "Envelopes" внутри Clip View:

 

Автоматизация в Режиме Сессии

 

Автоматизация в Режиме Аранжировки выглядит так:

 

Arrangement Automation

 

В Режиме Сессии в Clip View возможно видеть только один параметр автоматизации, не получится смотреть на несколько графиков одновременно.

По умолчанию в Режиме Аранжировки нам тоже показан только один график, но можно сделать так, чтобы было видно ровно столько графиков автоматизированных параметров, сколько нам нужно для того, чтобы удобно контролировать их взаимодействие. Однако давайте вначале взглянем на базовый метод, а затем обратимся к отображению множественной автоматизации.

Из предыдущих скриншотов видно, что во время работы над огибающими автоматизации (как в Режиме Сессии, так и в Режиме Аранжировки) нам доступно два ниспадающих меню. Верхнее  меню называется Device Chooser, и отвечает за выбор девайса, а нижнее имеет название Control Chooser и отвечает за выбор параметра.

Device Chooser содержит на выбор все девайсы на дорожке, а также параметры Микшера.

Control Chooser позволяет выбрать нужный параметр из того девайса, который мы выбрали в верхнем меню.

Например, для того чтобы увидеть автоматизацию Громкости (Volume) трека, вы должны выбрать в верхнем меню Mixer (Микшер), и параметр "Track Volume" в нижнем меню.

 

Track Chooser

 

В Auto Filter, который вы, допустим, добавили на свой трек, вы можете выбрать автоматизацию параметра CutOff. В верхнем меню выбираем - Auto Filter, а в нижнем - CutOff Freq. Я думаю принцип работы "выбирателей" девайсов и параметров понятен.

Live облегчает поиск уже автоматизированных параметров тем, что ставит небольшой красный квадрат рядом с девайсами и параметрами, которые содержат автоматизацию (см. верхний скриншот).

Show Autoamted Parameters OnlyВ конце каждого из меню выбора девайса или параметра вы также можете найти команды Show Automated Parameters Only, которая смыкает оба меню в одно, и показывает вам только те параметры, которые подверглись автоматизации. Затем вы можете выбрать Show All Parameters для того, чтобы вернуться к обычному состоянию этих двух меню.

Если вы выберете параметр, который ещё не был автоматизирован, то на дорожке или клипе возникнет прозрачная пунктирная линия. Нажмите на эту линию и используйте одну из тех техник, о которых я расскажу далее.

 

Минуем менюшки: Есть довольно удобный трюк, который позволяет вам увидеть нужную автоматизацию без выбора параметров из двух меню. Вначале выберите тот вид, который должен содержать автоматизацию, которую вы хотите увидеть (Режим Сессии или Аранжировки). Затем нажмите в микшере или в девайсе на кнопку или регулятор, автоматизацию которого вы желаете увидеть.

Например, чтобы увидеть автоматизацию в Режиме Аранжировки для девайса Ping Pong, параметр Feedback, перейдите непосредственно в Device View и кликните на этот самый Feedback кноб в Ping Pong-девайсе. Дорожка тут же отобразит нужный вам параметр (а ещё по правому клику мыши на любом автоматизированном параметре можно вызвать show modulated/automated parameter и отобразить соответственно автоматизацию в клипе или в аранжировке - прим. тех. ред.).

 

Полосы огибающих автоматизации

В Режиме Аранжировки возможно просматривать больше чем одну линию с автоматизацией одновременно. Самый простой способ для того, чтобы увидеть всю доступную автоматизацию дорожки – это щёлкнуть правой кнопкой мыши на названии трека, и выбрать Add Lane for Each Automated Envelope из контекстного меню.

Если вы хотите увидеть только определённые огибающие, то можете кликнуть на круглую иконку с плюсом внизу под именем дорожки. Текущий параметр с автоматизацией теперь будет показываться на отдельной дополнительной линии прямо под вашей дорожкой. Чтобы добавить дополнительные линии, выберите другую огибающую автоматизации из меню Device и Control Choosers, затем вновь нажимайте значок с плюсом. Каждая из добавленных линий имеет значок минус, нажатие которого позволяет убрать те линии, которые вам не нужны. Также вы можете убрать отображение всех линий (когда закончите с ними работать) при помощи треугольника Fold/Unfold, который позволяет раскрыть или скрыть их.

 

Снимок экрана 2015-03-24 в 1.24.06

 

Редактирование Автоматизации

Вы можете изменить форму всех ваших огибающих автоматизации, используя две техники. Одна из этих техник предполагает использование стандартной мыши и расстановку "точек" на огибающей, а вторая использует Pencil Tool, т.е. инструмент, который работает как карандаш. Режим рисования в программе имеет название Draw Mode. Его можно включать нажатием клавиши "B". В режиме рисования вы можете (вот это поворот!) рисовать огибающие при помощи карандаша. В самом начале рисования вы обнаружите, что огибающая начинает рисовать некие "ступени" каждая из которых привязана к текущим размерам тактовой сетки. Этот режим позволяет вам создавать синхронизированные с темпом эффекты автоматизации, такие как Гейты громкости или точные по времени возникновения эффектов Sends.

 

Pencil tool Draw Mode

 

C выключенным режимом Draw Mode вы можете создавать более гибкие огибающие, основанные на "точках". Вы можете кликать на линии, чтобы создавать новые точки, а также можете кликать на уже созданные точки, чтобы удалять их. И, конечно, вы можете перемещать эти "точки" чтобы создавать новую форму своей огибающей.

 

Draw Mode Off

 

Но ещё большей гибкости можно добиться при использовании Draw Mode-карандаша с выключенной тактовой сеткой.

Draw Mode Grid Off

 

Мы затронули тему выключения/включения тактовой сетки. В Ableton также можно изменять размер тактовой сетки и её поведение.

Во-первых, не забывайте, что кликнув правой кнопкой мыши, вы получите доступ к меню, которое позволит вам настроить размер тактовой сетки и её поведение под свои конкретные нужды.

 

Narrow

 

В режиме "Adaptive Grid", чем ближе вы рассматриваете тактовую сетку (приближаетесь к ней зумом), тем мельче становятся отображаемые единицы такта. Выбор Widest, Wide, Medium, Narrow, Narrowest позволяет избрать принадлежность вашей тактовой сетке к "большим" единицам такта, или к мелким. Моим излюбленным режимом является "Narrow".

Fixed Grid – "фиксированная сетка", позволит установить вам какое-то определённое значение для тактовой сетки, которое не будет меняться ни при каких условиях, и ни при каком зуме.

 

Также в работе с тактовой сеткой помогают следующие комбинации клавиш:

Ctrl (Cmd) + 1 - Делает вашу сетку мельче.

Ctrl (Cmd) + 2 - Делает вашу сетку крупнее.

Ctrl (Cmd) + 3 - Включает/выключает режим триолей.

Ctrl (Cmd) + 4 - Включает/выключает тактовую сетку как таковую. Именно в этом режиме можно рисовать огибающие карандашом, как в каком-нибудь Photoshop.

 

Но продолжим разбираться с автоматизацией. Для того чтобы двигать кусок уже нарисованной автоматизации, сперва выделите кликом и движением мыши тот диапазон, который хотите переместить. Затем схватите какой-либо breakpoint (точку) и тащите. Обратите внимание, что одни точки не могут быть передвинуты влево или вправо через другие точки, до тех пор, пока вы не зажмёте Shift, который станет причиной того, что другие точки будут удаляться, пока вы будете тащить избранную точку через них.

Примечание: бесполезно делать здесь множество поясняющих скриншотов. Я рекомендую вам опробовать эти техники самостоятельно. Вы же читаете данный "гайд" с открытой копией Live 9? =)

Линию, которая содержится между двумя точками, вы можете двигать вверх и вниз, зажав кнопку Shift. Или же вы можете подвести курсор мыши над или под ним, пока он не станет голубым, а уже затем перемещать его вверх или вниз. Те же самые техники могут использоваться для того, чтобы двигать целые совокупности точек и линий вверх и вниз. Просто выделите ту область, в которой вас интересует автоматизация, а уже затем начинайте двигать отмеченные линии и точки, когда они окрасятся в голубой цвет. Этот метод очень полезен, поскольку двигая графики таким образом, вы предохраняетесь от случайных движений влево или вправо.

Curve

 

Есть также ещё несколько модифицирующих комбинаций клавиш, которые будет полезно знать для создания более гибкой автоматизации. Целые сегменты автоматизации могут превратиться в дугу, если вы зажмёте Alt (Option) в тот момент, когда потащите сегмент.

Для того чтобы сделать очень точные и аккуратные настройки автоматизации, вы можете зажать Ctrl (Cmd) в то время, когда тащите сегмент или точку автоматизации. Так вы не только более аккуратно двигаетесь вверх или вниз, но также получаете аккуратное движение влево и вправо по времени.

Правый щелчок на выбранном диапазоне автоматизации в числе других команд открывает специальный список команд редактирования автоматизации, который не показывается в меню Edit. Это команды Cut Envelope, Paste Envelope, и т.д.

 

Cut Envelope

 

Горячие клавиши для этих команд легко запомнить, поскольку они представляют собой обычные команды, к которым мы привыкли, но с +Alt (Option) кнопкой. Например, команда "вырезать огибающую" инициируется нажатием клавиш: Alt (Option) + Ctrl (Cmd) + X. Команда "копировать огибающую" Alt (Option) + Ctrl (Cmd) + С. И т.д. Чтобы удалить огибающую используйте комбинацию клавиш Ctrl (Cmd) + Del.

 

Envelope WarpingВарпинг и растяжение огибающей: при помощи Warp Markers и MIDI Stretch Markers автоматизация в режиме сессии (в Clip View) может быть передвинута, а также может быть изменен её размер. Это маркеры, которые позволяют нам растягивать или сжимать какой-либо материал, и которые появляются в окне свойств клипа. Warp Markers чаще всего создаются вручную, в то время как MIDI Stretch Markers появляются автоматически, как только мы выделим какой-либо диапазон огибающей. Всё это мы обсудим в Главе 5.

 

Команда Lock Envelopes

Справа от Scrub Area, при помощи которой мы совершали навигацию по Аранжировке, рядом с управлением локаторами, находится иконка с изображением амбарного замка.

Lock Это - Lock Envelopes, т.е. "Приковыватель Огибающих", который используется для того, чтобы огибающие оставались недвижимыми на дорожках. Дело в том, что по умолчанию передвижение клипов, копирование, удаление будет соответственно передвигать, копировать и удалять огибающие автоматизации. Если вы хотите редактировать клипы, но не трогать автоматизацию, тогда включите этот замок. Это "прикует" автоматизацию к её кропотливо нарисованным местам, и не даст ей изменяться во время редактирования клипов.

 

Фейды - Fades

Фейды чаще всего означают спад или наоборот подъём громкости аудио файла.

Те, кто много "резал" аудио информацию в различных аудио редакторах, и когда-либо создавал коллажи из множества кусочков, наверняка знают о том, что разрез не всегда проходит гладко, и в результате резких перепадов амплитуд между кусочками в прослушиваемом аудио могут наблюдаться щелчки.

Это происходит, когда в конце или начале вырезанного кусочка амплитуда сигнала далека от нулевой точки.

 

No Fades

 

Два семпла наверху при проигрывании обязательно станут причиной щелчка, если не обеспечить их небольшими фейдами по краям (или не наложить их амплитуду друг на друга). Щелчок произойдёт из-за того, что перепад между амплитудами этих семплов очень резкий.

 

Но совершенно другое дело, когда оба кусочка оснащены, к примеру - вот такими фейдами.

 

Fades

 

Стык между двумя аудио кусочками сгладился.

Ableton оказал нам неплохую услугу, поскольку по умолчанию каждый кусочек аудио файла, который мы жестоко в нем нарезаем, оснащается автоматическим быстрым фейдом, так что нам не нужно беспокоиться о щелчках.

Фейды - это не автоматизация, но они появляются в Режиме Аранжировки в очень схожем обличье (см. скриншот). Но по умолчанию "огибающая" этих фейдов нам не видна. Для того чтобы увидеть её, наведите курсор на любой клип и в контекстном меню выберите команду "Show Fades".

Вы можете регулировать крутизну фейда, передвигая красные квадратные точки. Если вы заведёте фейд на соседний кусочек, то сможете сделать кроссфейд, который позволит одному аудио файлу постепенно (или довольно резко) "перетекать" в другой.

 

Crossfade

 

Это даёт нам огромный простор для творчества! Особую радость работы с фейдами ощутят те, кто любит резать большое количество аудио материалов и составлять из них "коллажи".

Если вам не нравятся автоматические фейды, то можно зайти в меню Preferences и отключить их. Во вкладке Record/Warp/Launch необходимо выключить пункт "Create Fades On Clip Edges" ("Создавать фейды на краях клипов"). Если вы просто хотите удалить какой-то конкретный фейд, то выберите его мышкой и нажмите Ctrl (Cmd) + Delete.

 


Экспортирование Аудио - Exporting Audio

 

После того как вы закончите свой трек в Live, и будете полностью удовлетворены тем, как он звучит, наступит время, когда придётся выпустить трек на волю с вашего компьютера, т.е. записать CD, сделать MP3-файл, залить в интернет, и т.д. Прежде чем приступить к любому из этих процессов, вам необходимо отрендерить вашу аранжировку в стерео аудио файл.

В этом нам поможет меню Export Audio/Video (или, если угодно "Render To Disc", как его называют в большинстве программ), которое появится при нажатии комбинации клавиш Ctrl (Cmd) + R.

 

Render To Disc

 

Как в Режиме Сессии, так и в Режиме Аранжировки, диалоговое окно Export Audio/Video перед появлением требует от пользователя совершения нескольких важных действий. Для начала вам нужно знать точную длину той выборки аудио, которую вы хотите отрендерить.

Если вы рендерите из Режима Сессии, тогда вам будет удобнее рендерить только четырех, восьми, или шестнадцати тактовую секцию, а в Аранжировке вы можете отрендерить целую песню. Также можете выбрать необходимую часть путём выборки порции аранжировки, которую вы желаете отрендерить (или полностью весь трек). Таким образом, если вы желаете отрендерить четырёхминутную песню, просто выделите мышью всю длину трека. Для этого вы можете использовать любую дорожку.

Заметьте, что вам также нужно выбрать выход, который будет преобразоваться в  рендеринге. Это делается в выпадающем меню Rendered Track. Для создания финального микса вы можете выбирать Master Output.

Render All TracksТакже у вас есть настройка для рендеринга каждой индивидуальной дорожки при выборе настройки Render All Tracks, она отрендерит каждую дорожку, содержащуюся в песне отдельно.  Это может быть очень полезно в том случае, если вы хотите экспортировать индивидуальные треки для сведения в другой секвенсор, например - Pro Tools или Logic.

Помните, что рендеринг Master-выхода будет включать только те выходы, которые направлены на Master-дорожку. Если вы хотите сделать сабмикс нескольких дорожек, то можете включить solo на этих дорожках, и только они будут играть в финальном миксе. Также не забывайте, что если у вас есть треки, которые не проходят через мастер-секцию, а вместо этого отправлены на выходы вашего аудио интерфейса, они также не будут включены в готовый рендеринг.

 

Для того чтобы рендерить что-то из Режима Сессии, выполните следующие шаги:

1. Определите, сколь долгим должен быть ваш луп или аудио секция в рендеринге. Нет нужды рендерить более чем одно повторение аудио сегмента, однако, вы всегда можете сделать музыку более интересной путём приукрашивания и переиначивания повторной петли, затем отрендерив как оригинал, так и другой "вариант", как два лупа.

2. Запустите все клипы, которые вы желаете отрендерить. Как только вы заставили всех их играть, остановите секвенсор.

3. Выберите File -> Export Audio/Video, чтобы вызвать диалоговое окно меню и напишите длину файла, который должен быть отрендерен в соответствии с тем, что сделано в шаге 1.

4. Кликните OK или нажмите Enter, и выберите диск/папку, куда вы хотите сохранить ваш новый луп.

 

Для того чтобы рендерить трек из Режима Аранжировки сделайте следующее:

1. Выберите ту порцию аудио, которую вы хотите рендерить. Эта выборка может быть сделана при помощи обычного выделения мышью на любом треке, щелчке на клипе, или Shift-кликаньем на выбранных сериях клипов, или же при помощи установки Loop-скобки вверху экрана на необходимую вам длину, а затем кликнув на её верхнюю полосу для выделения.

2. Выберите File -> Export Audio/Video, чтобы вызвать меню Export. Проверьте, чтобы диапазон, который вы выделили в шаге 1, был показан внизу диалогового окна.

3. Выберите ту дорожку, которую желаете рендерить. Выберите Master, для того чтобы сделать финальный микс, выберите индивидуальный трек, или выберите Select All Tracks для того, чтобы экспортировать все треки индивидуально.

4. Кликните OK или нажмите Enter, а затем выберите диск/папку, куда вы хотите сохранить ваш новый трек.

 

Оставшиеся настройки в меню Export Audio/Video:

Normalize: анализирует экспортируемый файл, находит самый высокий пик сигнала, затем повышает уровень громкости всего файла так, чтобы этот пик приходился на 0 db. Это делает файл настолько громким, насколько возможно без клиппирования. Рекомендую оставлять этот пункт выключенным, если планируете делать мастеринг отрендеренного материала (на самом деле это не особо критично, т.к. динамический диапазон трека не будет меняться, он (ДД) просто сместится выше по уровню, но никто вам не мешает, в случае чего его понизить; в идеале если материал планируется "мастерить", то после нормализации можно понизить уровень до мастеринг стандарта (-3 дБ) - прим. тех. ред.).

Render as Loop: в основном используется для того, чтобы экспортировать клипы с реверами и делеями. Live просчитывает "хвост" этого эха, который должен появиться в конце отрендереннго трека, и помещает его в начало клипа. Это помогает избежать резких обрывов эха в начале каждого цикла лупа. В итоге при повторении луп звучит очень гладко.

Convert to Mono: экспортирует аудио в моно-файл, вместо стерео.

File Type: WAV и AIFF файлы идентичны по звуку, размеру, а также во всех важнейших параметрах. Windows по умолчанию не поддерживает AIFF-файлы (однако большинство профессиональных аудио программ - поддерживают), так что рекомендую использовать WAV формат, если вы хотите наибольшей совместимости. Если вы желаете сделать mp3-файл, конверсия в этот формат может быть сделана сторонним редактором уже после рендеринга.

Sample Rate: если вы экспортируете аудио, которое должно быть отправлено на сведение или мастеринг, то вы должны выбрать самый высокий Sample Rate который только использовался в вашем сете, обычно он такой же, как и во вкладке Preferences -> Audio -> In/Out Sample Rate. Если вы экспортируете аудио, которое должно быть преобразовано в потребительские форматы, такие как MP3 или CD, используйте стандартный Sample Rate 44100 (для мастеринга частота семплирования не самый критичный параметр, в отличие от расположенного ниже по тексту квантования - прим. тех. ред.).

Bit Depth: Когда вы экспортируете ваш материал в потребительские форматы, глубина битности должна быть установлена на 16. Если вы экспортируете ваш проект для сведения или мастеринга, то предпочтительна более высокая битность. Внутренняя битность Live - 32 бита, и любое аудио, с которым работает Live, технически равняется 32-м битам. Однако помните, что 32-х битные файлы очень большие и не поддерживаются многими программами. Для большинства же профессиональных аудио программ, вполне приемлема битность равняющаяся 24-м.

Dither: Дитеринг добавляет низкоуровневый шум к цифровому аудио, задача которого маскировать искажения, которые появляются когда уменьшается глубина битности итогового аудио. Соответственно, эта настройка применяется тогда, когда мы собираемся рендерить проект более высокой битности в 16 bit. Попробуйте POW-r 2, как наиболее подходящий для большинства композиций поп и электронной музыки. Если вы собираетесь делать выход в 24 bit, то выбор Triangular режима - наиболее приемлемый. Также многие говорят, что в данном случае применение дитеринга вообще не нужно. В интернете по этому вопросу не смолкают дискуссии.

Create Analysis File: когда эта настройка активна, Live также создаёт *.ASD файл в дополнение к отрендеренным аудио файлам. Это очень полезно, когда вы экспортируете файлы, которые будут вновь применены в Live, т.к. ASD-файл содержит информацию об амплитуде аудио и другую информацию, например такую как темп.

Export to Soundcloud: Sound Cloud - это интернет-сервис для расшаривания вашей музыки. Если у вас есть аккаунт на Soundcloud, эта опция существенно ускоряет процесс загрузки вашей музыки на ресурс.